В последние годы многие психиатрические диагнозы получили широкое распространение. Мы все чаще слышим о раннем аутизме, СДВГ, депрессии, биполярном расстройстве. Статистика подтверждает, что количество психических расстройств среди мирового населения растет. Исследуя статистику по США, автор книги Кристофер Палмер пришел к выводу, что в какой-то момент жизни каждый второй житель Соединенных Штатов будет попадать под критерии какого-либо психического расстройства. Звучит неутешительно, согласитесь.
Но должно же быть какое-то объяснение такой плачевной статистики? На самом деле, данные, которыми обладают исследователи, скорее всего, не отображают действительность в полной мере. Цифры могут оказаться еще более пугающими, но это не дает права демонизировать масштабы распространенности психических расстройств.
Важно понять их корни и первопричину. Вот тут и возникает проблема. Люди, пытаясь объяснить «необъяснимую» вспышку роста психических расстройств, делятся на два лагеря: тех, кто отвергает статистику, и тех, кто так или иначе согласен ее принять.
Люди, отвергающие статистику, выдвигают два объяснения «популярности» психических расстройств:
• Интересы бигфармы. Фармацевтическим компаниям выгоден рост психических расстройств, ведь так они могут продать больше препаратов, которые подходят под «симптомы» практически любого расстройства. Лекарства продаются – статистика растет.
• Лень и отсутствие дисциплины. Нет никаких расстройств, а есть лишь нежелание постараться, чтобы как-то изменить свою жизнь к лучшему. Люди разучились справляться с привычными человеческими эмоциями, ищут быструю таблетку от всех бед, а врачи и рады прописать очередной антидепрессант. Родители слишком разбаловали своих детей отсутствием дисциплины и силы воли, и новое поколение уже не в состоянии справиться с проблемами в реальном мире.
Люди, которые признают очевидную тенденцию роста психических расстройств, не удивляются цифрам и, напротив, считают их позитивными, так как признание проблемы дает возможность большему числу людей получать своевременное лечение. «Верующие» объясняют статистику тремя причинами:
• Изменение отношения к психиатрии. Сегодняшнее общество сняло табу с темы психических расстройств, об этом стали больше говорить и перестали стесняться диагнозов.
• Изменение ритма и образа жизни. Нас окружают гаджеты, социальные сети, видеозвонки. Мы засыпаем и просыпаемся с телефонами в руках, меньше общаемся вживую, все сильнее ускоряемся и испытываем все большее эмоциональное напряжение. Это не может не отразиться на нашей психике.
• Искусственная еда, ГМО и химия. Получившие широкое распространение антибиотики, токсины и химикаты влияют на здоровье, делая нас более подверженными разного рода заболеваниям, в том числе психическим.
Теорий и мнений множество. Любая точка зрения имеет право на существование и может даже объяснить какой-то отдельно взятый случай. Но многочисленные профессиональные исследования в области психического здоровья, статистические данные, клинические случаи не дают ответа на вопрос о первопричине возникновения и роста расстройств и заболеваний.
Кристофер Палмер показывает важную разницу между нормальными психическими реакциями и психическими расстройствами. Нормальные психические реакции, такие как стресс, тревога или грусть, обычно временные и могут возникать в ответ на определенные жизненные события. Психические расстройства характеризуются более серьезными, продолжительными и неизменными симптомами, которые могут существенно влиять на качество жизни человека. Они могут нарушать повседневное функционирование, затруднять выполнение обычных задач и ухудшать взаимоотношения. Нормальные психические реакции, как правило, не препятствуют адекватной работе и социальному взаимодействию. Психические расстройства проявляются через конкретные и часто диагностируемые симптомы, которые требуют медицинского вмешательства. В то же время нормальные реакции могут включать более адаптивные способы управления стрессом и эмоциями. Важно правильно различать эти состояния, поскольку это определяет необходимый подход к лечению и поддержанию психического здоровья.