Глава 1 Продлить реальность

Я так рада тебя видеть!

Утро понедельника, 8:45. Я паркую белую Audi ТТ на стоянке у офиса, где уже стоит десяток машин. И столько же – у склада неподалёку.

Склад работает по сменам: ночная уже ушла, вторая начала работу с восьми утра, а третья придёт к 16:00 и будет работать до полуночи. Ночью и утром на складе идёт погрузка фур. Днём они развозят нашу продукцию – хозтовары – по торговым сетям и магазинам Центральной России.

Мы производим то, что нужно в каждом доме, – губки, салфетки, пакеты для завтраков, фольгу, пергамент и сотни полезных мелочей, о которых хозяйки вспоминают, лишь когда эти мелочи внезапно заканчиваются.

Я захожу в двухэтажное новое здание. Сначала мы хотели сделать на первом этаже много кабинетов, но потом решили, что оставим пространство открытым. Пока шло строительство, мы работали в деревянном бараке, сидели за одним длинным столом, и это было весело. Чтобы сохранить эту атмосферу, на первом этаже нового офиса мы поставили рабочие столы в едином пространстве. У входа – диван, столик с документами для водителей и переговорные. А на втором этаже – бухгалтерия и отдел закупок.

Рабочий день в офисе начинается в девять, но многие приходят раньше, чтобы выпить кофе и подготовиться ко встречам и звонкам. С утра здесь немноголюдно: торговые представители уже «в полях». Они соберутся ближе к вечеру. Тогда и пойдут разговоры, обмен новостями, шутки. Бывает, что люди не расходятся допоздна: им нравится проводить время вместе. А сейчас – самая работа.

Девочки со мной здороваются. И вот моя фишка: с утра говорить каждому коллеге: «Я так рада тебя видеть!» Сначала они смущались, некоторые краснели, третьи спрашивали: «Что-то случилось? Почему ты мне так говоришь?» – «Потому что я и правда рада тебя видеть», – отвечала я с улыбкой. И видела, что людям становится очень приятно от этих слов, они улыбаются мне в ответ. И работа с таким настроением идёт лучше.

Почему я начала это говорить? Я много читаю и неоднократно натыкалась на исследования, как важно хвалить людей и говорить им приятное. У нас же в стране принято наоборот: мы очень хмурые, суровые. И привыкли, придя на работу, напустить на себя озабоченный серьёзный вид, коротко кивнуть коллегам мимоходом, мол, у меня полно важных и срочных дел. Ну, вспомните, часто ли вам говорил начальник, как он рад вас видеть? То-то.

Когда-то я поняла, как важно уметь говорить: «Спасибо», «Пожалуйста», «Я так рада тебя видеть» и другие приятные слова тем, кто работает рядом. А не думать, что люди должны сами по себе быть всегда в хорошем настроении. Ведь поддерживать градус хороших эмоций – это тоже задача руководителя. Для меня это уже давно стало очевидным и вошло в привычку. Но в других компаниях так пока мало кто делает.

Близкие, кто со мной работает, говорят: «Ты вечно приходишь и улыбаешься, ты вообще нормальная? У нас же столько работы, задач, проблем!»

А у меня настроение, которое я называю «песни петь и танцевать». И я не собираюсь его скрывать, потому что ко мне такой люди тянутся. А если нужно, серьёзной я тоже быть умею. Это-то как раз несложно.

Когда меня спросили, как мне удаётся быть такой позитивной и при этом управлять растущим бизнесом, я поняла, в чём дело. Я окружаю себя людьми, которые мне нравятся, с кем мне интересно, вкладываюсь в них, чтобы они раскрылись, проявили себя. И если они остаются со мной работать после первой встряски, я понимаю, что они готовы идти за мной и дальше, выкладываться полностью, поддерживать мои идеи. Или же честно скажут, если с чем-то не согласны.

Как оказалось, создавать людям условия для развития и роста не так-то просто. О том, как руководителю работать с людьми, чтобы собрать «своё племя», я расскажу в отдельной главе. Но сейчас у меня так: я прихожу на работу с удовольствием и действительно рада видеть тех, с кем общаюсь. И не забываю им об этом говорить.

Что делать, когда не до улыбок?

– Лена, у нас недостача, – зашла ко мне обеспокоенная бухгалтер. Было это три года назад.

– Большая? – спросила я.

– Миллион сто восемнадцать тысяч, – ответила она, заглянув в выписку.

– А ты точно всё проверила, может, документы затерялись?

Спрашиваю, потому что не хочу сразу думать плохое. Люди могут перепутать, забыть, потерять. Но украсть? Свои же?! Лучше лишний раз проверить.

– Проверила трижды, – отвечает она. – На эту сумму не хватает товаров на складе. Вот список. – Длинный документ ложится мне на стол.

Советуюсь с ближним кругом – со мной в компании работают муж и брат. Первое решение – всё перепроверить самим. Идём и проверяем. Недостача подтверждается.

Второе решение – найти того, кто украл. Замалчивать или спускать на тормозах такое нельзя. Я строю этот бизнес, я отвечаю за его успех, выкладываюсь полностью сама и вижу, с какой самоотдачей работают ребята. Замять воровство – значит подвести всех, кто работает со мной. А значит, это моя ответственность: найти того, кто решил нажиться за наш счёт. Иначе нужно просто закрываться, поскольку я не смогу работать, зная, что среди нас есть вор и предатель.

Не буду рассказывать всю историю, но после того как мы приняли решение найти мошенника, события развивались очень быстро. Мы определили круг из двух десятков подозреваемых: доступ к товарам имели кладовщики и экспедиторы. Новость о том, что ищут похитителей, распространилась в компании быстро. Поэтому даже тестирование на полиграфе оказалось излишним – воры запаниковали и выдали себя сами.

Инициатор сговора, в котором, как выяснилось, участвовали двое кладовщиков и экспедитор, пытаясь обмануть детектор лжи, хорошенько выпил и потом сам во всём признался. Часть стоимости похищенного мы вернули, провинившихся уволили. Коллектив вздохнул с облегчением, а в компании появился директор по безопасности, который вскоре оказался нам полезен уже в связи с другой историей.

Поэтому оптимизм в бизнесе – это не про приклеенные ко лбу розовые очки. Это про веру в себя и людей, про большие цели, которые зажигают и мотивируют, и про умение делать то, что не нравится, если без этого не обойтись.

Правила бизнес-оптимизма

1. Поставь большую и важную цель и иди к ней с удовольствием.

2. Будь готов к сложностям. Они обязательно будут.

3. Когда проблемы появятся, разберись с ними решительно и быстро. И снова работай в кайф. Если есть потери – фиксируй убыток и иди дальше.

Если жизнь, как зебра, состоит из чёрных и белых полос, то наша задача – вырастить свою породу зебры «в сеточку», где широкие светлые полосы лишь иногда пересекаются тонкими тёмными линиями.

А через трудности важно проходить осознанно и быстро.

Продлить реальность – о чём это?

Про бизнес есть множество мифов. Начиная с того, какой бизнес сейчас «модный», а какой нет.

Например, IT-стартапы – это сейчас модно. И весь жаргон с венчурными фондами, бизнес-акселераторами, гроус-хакингом и аджайл-методами привлекает много молодых людей.

Другое заблуждение – думать, что где-то для тебя есть «идеальный бизнес», работать в котором будет сплошная радость и праздник. Чушь редкостная, я считаю.

Однажды знакомая с удивлением спросила: «Как ты можешь заниматься хозтоварами – это же так скучно? Если бы я открыла бизнес, то это был бы ювелирный салон или ресторан…»

Она удивилась бы ещё больше, если б знала, что меня просто распирает от предвкушения того, как мы будем внедрять новую систему управления складом, что я люблю поговорить о делах с водителями и экспедиторами и что в один из выходных – чтобы никто не отвлекал – я села анализировать финансовые показатели компании, используя формулы, которые узнала на последнем семинаре.

Я привыкла, что не вписываюсь в стереотипы. Симпатичная блондинка, 30 лет. Рост – метр пятьдесят четыре. Улыбка в пол-лица. И управляю компанией, где работают более 100 сотрудников, понимая, что мы только в самом начале пути.

Мне нравится знаменитая фраза Теодора Рузвельта: «Делай, что можешь, тем, что имеешь, там, где ты есть».

«Делай, что можешь, тем, что имеешь, там, где ты есть».

Теодор Рузвельт

Иначе мечты о каком-то «идеальном» бизнесе так и останутся мечтами. И если бы моя знакомая действительно попробовала открыть ресторан или ювелирный салон, её ждало бы неприятное открытие: чтобы поднять на ноги бизнес, который кажется идеальным со стороны, придётся вполне реально впахивать – на первых порах по 10–14 часов в день. И решать проблемы, которые возникают в любом бизнесе, – справляться с нехваткой ответственных сотрудников, адекватных поставщиков и свободных денег.

Поэтому я считаю, что не бывает «скучных» сфер бизнеса, а бывают неопределившиеся люди, которые пока не готовы отказаться от иллюзий и комфорта.

Сейчас, особенно в России, есть океан возможностей для того, чтобы открыть и успешно вести своё дело. Пространство для улучшений и новых идей есть в любой сфере – куда ни глянь!

«А как же стартовый капитал?» – спросят многие. Его можно заработать! За год-два работы по найму можно накопить миллион рублей и вложить их в своё дело. Сейчас сильная нехватка профессионалов в любой сфере – от программирования до продаж.

Да и подработать можно. Особенно полезно это делать в той сфере бизнеса, где вы планируете создать своё дело. Вы узнаете изнутри её специфику, найдёте перспективную нишу и за время работы в найме сможете накопить стартовый капитал.

Важно жить не сегодняшним днём, а поставить большую цель на перспективу – хотя бы на 10–15 лет вперёд. Так, у нас в компании есть цель – вырасти в 15 раз за 10 лет и стать одним из лидеров отрасли.

Именно это я называю «продлить реальность». Загляните в будущее, найдите для себя привлекательную цель и подумайте: каким человеком вам нужно стать, чтобы эта цель стала реальностью? Какие маленькие ежедневные шаги вы можете уже сейчас делать в этом направлении? А потом внедрите их в привычку.

Как продлить реальность

Загляните в будущее, найдите для себя привлекательную цель и подумайте, какие ежедневные маленькие шаги вы можете уже сегодня сделать в её направлении. А потом внедрите их в привычку.

Этот же приём «продления реальности» я иногда применяю к моим сотрудникам. Объясняю, ради чего мы работаем, что планируем сделать, и показываю, насколько интереснее им станет работать, когда мы этих целей достигнем.

Секрет в том, что большая мотивирующая цель даёт огромный заряд энергии, которого хватит и для движения вперёд, и для преодоления трудностей. А они обязательно будут.

В следующих главах я расскажу о том, что помогает мне в движении к этой цели. Поговорим, как строить бизнес «в долгую» и находить время для семьи, друзей и обучения.

Разберём, как выстраивать отношения в коллективе, разделять рабочее и личное, создавать «своё племя» – круг людей, с которыми ты «на одной волне». Я поделюсь находками, как отыскивать резервы времени и не забывать о себе – успевать отдыхать и заряжаться энергией. Чтобы по утрам не терпелось вскочить с постели и начать новый день.

Загрузка...