Энергосбережение в муниципальных учреждениях Алтайского края

Березанских А. В. – студент группы Э-31, Шипицына Е. В. – доцент РФ, Алтайский край, г. Барнаул, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова»

Актуальность названной темы не вызывает сомнений. Энергосбережение является одной из самых серьезных задач XXI века, решение которой должно быть первостепенным для государства. Энергосбережение – это комплексная многоцелевая и долговременная работа. Сбережение энергии является основным методом сохранения ресурсов и экосистемы, а также реальным способом экономии бюджета. Экономические показатели – главное требование, лежащие в основе решения этой проблемы. Внедрение энергосберегающих технологий в муниципальных общеобразовательных учреждениях может помочь улучшить экономическую и экологическую обстановку в стране.

Изложенные задачи определяют потребность внедрения энергосберегающей политики в образовательных организациях. Решение данной проблемы сопряжено с неэффективным использованием энергосберегающих технологий в данных организациях. Наличие вышеизложенных проблем вызвало необходимость в поиске и разработке новых научных положений, направленных на повышение эффективности энергопотребления в образовательных учреждениях.

Основной целью работы является обеспечение эффективного использования энергетических ресурсов в образовательных организациях за счет реализации энергосберегающих мероприятий, которые помимо уменьшения использования ресурсов, также позволят минимизировать затраты бюджета на коммунальные услуги.

Задачи работы заключаются:

– в проведении энергетических обследований в бюджетных учреждениях;

– в обеспечении учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов;

– в сокращении расхода бюджетных средств на оплату энергоресурсов;

– в повышении эффективности потребления энергии путем внедрения современных энергосберегающих технологий;

– в установке приборов учета в бюджетных учреждениях.

Практическое значение работы состоит в том, что результаты, полученные теоретически, доведены до степени конкретных предложений по проведению работ по энергосбережению. Эти предложения могут быть использованы в виде методологического довода в выборе эффективного пути усовершенствования энергосберегающих программ этого муниципального учреждения.

Дефицит энергоресурсов – реальность современной России. С каждым годом потребление электроэнергии населением возрастает. Одни месторождения на сегодняшний день уже исчерпаны, а искать и обустраивать новые, долгое, недешевое и трудоемкое занятие.

Эффективно решить проблему дефицита энергоресурсов можно при помощи двух составляющих: энергосбережение и использование альтернативных источников энергии. Как известно, альтернативными источниками энергии являются: энергия ветра, солнечная энергия, геотермальные источники и др. Но в нашей стране использование данных источников не всегда может обеспечить бесперебойное питание потребителей. Поэтому рассмотрим энергосбережение как приемлемый способ уменьшения потребления энергоресурсов.

Рассмотрим энергосбережение муниципальных образовательных учреждений Алтайского края.

Каждый житель нашего края может эффективно сберегать электроэнергию, путем установки специального оборудования в собственные дома. Также данные энергосберегающие установки используются с целью снижения оплаты за потребляемую электроэнергию.

В образовательных организациях, в частности школах, дошкольных учреждениях, больницах, университетах, учреждения культуры и искусства, физкультурные и спортивные учреждения, учреждения МВД и Минобороны проблема сбережения энергии стоит наиболее остро. Процесс установки аппаратуры для уменьшения потребления энергии на данных объектах сложен, так как их финансирование идет из государственного бюджета. Решить эту проблему помогают энергетические компании, которые предоставляют свои энергосберегающие услуги.

Стоит отметить значение Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» и Приказ от 17 марта 2014 г. № 99/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ «Об утверждении методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», регламентирующие порядок, права и обязанности бюджетных учреждений после приема-сдачи приборов на коммерческий учет ресурсоснабжающей организации, и позволяющие бюджетному учреждению перезаключить с ресурсниками договоры на энергоснабжение с учетом внедрения энергосберегающих технологий.

Учет энергоресурсов предусматривает следующий алгоритм действий:

– обследование объекта для установки прибора учета;

– подготовка технического задания на установку прибора учета;

– поверка и ремонт приборов учета.

Недостаточно только правильно учитывать потребление энергоресурсов, от бюджетных организаций требуется их эффективно экономить при сохранении полезных санитарно-гигиенических и технических характеристик объектов эксплуатации.

Обеспечить правильное энергосбережение помогут энергосберегающие компании, которые предоставляют свои услуги в сфере энергосбережения. Энергосервисная деятельность базируется на энергоучете, энергоконтроле и энергосбережении энергетических ресурсов при их выработке, транспортировке и потреблении. При заключении энергосервесного контракта, проводится полное техническое обследование учреждения, и устанавливаются необходимые приборы учета и контроля, способствующие сбережению энергии.

Энергосервисный контракт – это выполнение энергосервесными компаниями (ЭСКО) организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на сокращение количества применения энергии при сохранении соответствующих нужных результатов от её использования на объектах Государственного заказчика в течение определенного периода времени за счет собственных средств на принципе возвратности из объема полученной экономии.

В дальнейшем будем рассматривать энергосбережение в учреждениях образования. Образовательные организации можно разбить на следующие виды: высшие учебные заведения, техникумы, колледжи, профессиональные училища, гимназии, лицеи, школы.

Практика энергообследований показывает, что в среднем общеобразовательные учреждения имеют ежегодный перерасход по теплу 10–20 %, по воде 5-15 %, по электрической энергии 7-20 %. Из общей суммы переплат за энергоресурсы наибольшая доля – до 70 %, приходится на центральное отопление. В муниципальных учреждениях имеются в основном 5 групп потребителей электроэнергии: осветительные установки (50–70 %), потребители с электродвигателями (10–30 %), нагревательные установки (чайники, электрические плиты и т. д.) потребляющие от 10 % до 20 % электроэнергии, компьютерные классы до 10 %, различные лаборатории. По тепловой энергии можно выделить три группы потребителей: отопление 40 %-60 %, горячее водоснабжение 10 %-25 %, вентиляция 15 %-35 %.

Основным способом энергосбережения в бюджетных образовательных учреждениях является внедрение современных энергосберегающих технологий, эффективность использования которых заключается в сохранении энергоресурсов и, как следствие, экономии средств бюджета. Для образовательного учреждения можно использовать такие энергосберегающие технологии как:

– индивидуальный источник теплоэнергоснабжения;

– установка персональных счетчиков тепла со способом регулирования мощности отопления;

– установка систем, повышающих освещенность помещений, работающих на рассеянной солнечной радиации;

– трубы отопления и ГВС должны иметь энергоэффективную изоляцию;

– монтаж ограждающих здания теплозащитных конструкций с высокими показателями устойчивости тепла.

Сбережение энергии всех видов – эта проблема все в большей мере встает перед обществом. Недостатка энергии пока на Земле нет, но гигантское ее потребление, порой совсем не обоснованное, рачительное, в скором времени приведет к ее дефициту, поэтому стоит задуматься о будущем наших потомков.

Результаты работы показывают, что энегросберегающие компании могут внести большой вклад в систему электроснабжения, посредством программы энергосбережения. Данная программа необходима в образовательных организациях, так как сбережение энергии позволит улучшить как экономическую, так и экологическую обстановку в крае. Применение подобных мер по энергосбережению по всей территории Российской Федерации позволит поднять на новый уровень энерго- и теплоснабжение в муниципальных учреждениях.


Список использованных источников:

1. ГОСТ Р 51387-99. Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения. – Москва: Утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.11.1999 № 458-ст. – 22 с.

2. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты [Текст] / Федеральный Закон от 23 нояб. 2009 г. № 261-ФЗ.

3. ГОСТ Р 51541-99 «Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Состав показателей. Общие положения».

4. Постановление Правительства РФ. О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя от 18 ноября 2013 г. № 1034;

5. Приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Об утверждении методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя от 17 марта 2014 г. № 99/пр;

6. Костюченко, П. А. Практическое пособие по выбору и разработке энергосберегающих проектов [Текст] / П. А. Костюченко, О. А. Костюченко, В. С. Мещерский; под ред. П. А. Костюченко. – Москва: ЭНАС, 2006. – 217 с.

Загрузка...