Похоже, что нашли нужную гору. Ищем пещеру. В зарослях травы едва заметная тропинка привела ко входу в пещеру. Продолговатая в высоту дыра в склоне меловой горы. За ней темнота неизвестности. Мы сняли рюкзаки и стали доставать детали и собирать прибор. Никак не придумаем название. Иногда условно зовём процесс, наблюдаемый с его помощью – дальновидением. К сожалению, название не точно отражает действительный процесс. Прибор видит не в даль, не на большие расстояния. Читает по энергетическим следам в глубины времени!
Энергетических следов, оставленных людьми и животными наслаивается на каждом объекте множество. Мы научили прибор отсеивать то, что нас не интересует. И свежие, но кратковременные следы, словно отшелушиваются, обнажая более старые, но и мощные по силе воздействия на объект, к тому же продолжительные. Своего рода «видение» прибор преобразует в картины на планшете, присоединённом к прибору и являющемся составляющей его частью. Мы усовершенствовали приём энергетического следа, его трансформацию в визуальный сигнал. А также транспортировку на запись. И на испытаниях прежний вид объекта могли видеть не только на мониторе, но и непосредственно на том месте, где раньше находился. Спросите в каком виде? Упрощено говоря, что-то похожее на лазерное шоу и голограмму одновременно.
Относительно невысокая меловая гора местами поросла кустарником, макушка лысая. Вокруг растительность не густая, видимо, землю ветер сдувает, дожди уносят в низину. Оглядываясь, берут сомнения, что здесь когда то были монастырские строения. Нигде никаких намёков, что тут когда существовали постройки, согласно скудному упоминанию, дошедшему до нашего времени.
Установили прибор на складную треногу. Настроили, чтобы охватил гору и прилегающую местность. Включили. Перед нами замелькали образы наших современников, входящих и выходящих из пещеры. Юноши и девушки, мужчины и женщины. Далее, судя по изменениям в одежде за несколько минут пронеслись десятилетия двадцатого века и понеслись уже из девятнадцатого. В который раз присутствовали при испытании прибора, но ещё не привыкли к тому, что вдруг возникает. Живое кино, где кадры несутся с ускорением проносящихся мимо вагонов поезда.
И вот мелькание прекратилось. Вход в пещеру увеличился, стал больше походить на проём, а не на лаз, хоть и большой. Слева, поодаль разбит огород, цветут кустики картофеля, торчат перья зелёного лука, может и чеснока. Мы не поняли. Откуда-то из-за кустов вышел мужчина, лет под пятьдесят, по виду деревенский житель. Борода и усы с проседью. На фоне загорелых щёк и носа глаза казались светло-голубыми, а брови белёсыми. Босой, в светлой рубахе и сероватых портах. В руках нёс по деревянному ведру с водой. Подошёл к огороду. Поднял с земли что-то. Присмотрелись и предположили, что это высушенная тыква, небольшая и продолговатая. С ведром пошёл вдоль грядок с луком, черпал воду и поливал. После того, как опорожнил вёдра, с ними ушёл в те же кусты.
Надо пояснить, что прибор показывает то время года из прошлого, что и то, когда его включают. Зимой показывает зимнее состояние объекта, летом, летнее, как сейчас. Мы долго бились, чтобы получить данный результат. Иначе непредсказуемость считывания энергетических следов нежелательно могла отразиться на испытателях прибора и наблюдателях, погруженных в тему. Конфликт температур атмосфер, как минимум, мог привести не только к дискомфорту, но и к искажению восприятия сигнала прибором.
Пока мужчина отсутствовал, Виталий вспомнил, что читал, мол, в XIX веке какой-то сельский житель поселился в пещере. Я согласился, что похоже он и есть. И предположил, что где-то недалеко протекает ручей. Жаль, что теперь родников значительно поубавилось, потому что, подходя к горе мы не заметили ни одного.
Вскоре крестьянин вышел. Босые ступни спокойно наступали на светлые мелкие камушки. Не окатанные, а с гранями – растрескавшийся и раскрошенный известняк и мел. Снова принялся поливать огород. Потом второе ведро понёс ко входу в пещеру. Тёмный зев, которой его поглотил.
Мы переглянулись, Виталий кивнул в сторону пещеры. Разумеется, я согласился. Решили не выключать прибор. Сняли с треноги, её запихнули в один из рюкзаков.
Пространство пещеры постепенно тонуло в густом сумраке. Обдало прохладой. Каменная колона разделяла помещение на два. Колона в верхней части соединялась с потолком, в стороны расходились арки. Под каждой темнел проход. Присмотрелись, в одном из проходов вдалеке мерцал огонёк. Проходы высокие, с прямоугольными проёмами в другие «комнаты». Пещера на самом деле оказалась комплексом искусственных коридоров и пещер.
Как ни странно потянуло чем-то рыбным, может ухой и… ладаном. Наконец приблизились к огоньку. Различимы полукруглые стены «комнаты» с арочным потолком. В нишах – иконы. Возле Спаса Нерукотворного крохотное пламя лампады. Почти в центре – мужчина держит в левой руке свечу, правой креститься, кланяясь то одной иконе, то другой. Губы шевелятся. Видимо, произносит молитву.
Крестьянин продолжал молиться и кланяться. Мы постояли, изменений нет, всё то же.
– Пошли отсюда, – предложил я.
Виталий что-то хотел сказать, но замер с приоткрытым ртом, глядя на молящегося. Я повернулся в ту сторону. Крестьянин смотрел на меня. Конечно, я понимал, что видеть не может. Однако создавалось впечатление, обратное. Более того, будто рассматривал нас! И вдруг стал креститься быстрее, молитвы произносить громче и даже крестить проход, у выхода из которого мы стояли.
– Гена, давай прибор выключать, – предложил Виталий.
– Ага. Подожди достану фонарик.
Выключили. Мгновенно окутала кромешная тьма. На голову натянул повязку с налобным фонарём, нажал на переключатель. Луч высветил пустые тёмные от копоти стены и потолок с нацарапанными именами, иногда годом прихода сюда. Никакого крестьянина, запахов рыбы и ладана. А вот икона есть. Одна и совсем не такая, как те, что видели несколько минут раньше.
Пошли обратно, луч фонаря высвечивал по сторонам проходы в другие помещения. Но мы решили пока выйти и немного подумать над тем, что произошло.
Выйдя из пещеры, нас не только ослепил яркий свет, но и обдало жаром. Мы и не заметили, что внутри быстро привыкли к прохладе.
Были уверены, что всё необходимое для практического применения предусмотрели, начиняя прибор различными функциями. Даже можно воспроизвести то, что с его помощью увидели. Как раз ради этих записей и обратились к нам музейщики. А оказывается связь возникает двухсторонняя, конечно, не чёткая и неопределимая. Иначе у крестьянина реакция на нас была бы совершенно другой: от страха до агрессии. Впрочем, он, скорей всего, испугался. Наверняка что-то непонятное для себя заметил. Лишь бы обошлось без последствий для него.
Одно из предположений – произошёл сбой. Надо проверить и не единожды. Пока же не уверенны, почему так вышло: ошибка в конструкции и программах или некий побочный эффект? Закрепится или больше не повторится?