Кто стоял у истоков формирования системы Таро?

Вопрос, на который невозможно ответить однозначно. Не потому, что имя создателя утрачено, а лишь по причине того, что Таро в своем современном виде является результатом трудов многих сотен людей, видных деятелей оккультизма, искусства и философии. Вклад каждого уникален и неоценим. Тем не менее я взял на себя смелость выделить несколько исторических фигур, на мой субъективный взгляд, оказавших наибольшее влияние на формирование системы. Эти имена необходимо знать каждому человеку, интересующемуся историей эзотерики, чтобы иметь общее представление о ключевых событиях и этапах ее развития.

Филиппо Мария Висконти (1392–1447), герцог Миланский

Филиппо вошел в историю как последний правитель Миланского герцогства из рода Висконти. Современники характеризовали его как человека жесткого, неуравновешенного, местами безрассудного. В годы правления Висконти подконтрольные ему земли принимали участие сразу в нескольких кровопролитных войнах, целью которых являлось присоединение новых территорий. Движимый собственными неуемными амбициями, тиран с легкостью провоцировал конфликты и стравливал целые семейства. Биографы правителя уверены, что причиной тому была глубокая закомплексованность Филиппо, вызванная врожденными уродствами. Также известно, что он страдал от приступов паранойи и танатофобии, в связи с чем вел достаточно странный для правителя образ жизни, годами не покидая пределов собственного замка и не принимая гостей. Известно, что в списке его излюбленных развлечений значились шахматы и карточные игры.

Франческо Сфорца (1401–1466), герцог Миланский

Первый правитель возрожденного Миланского герцогства, кондотьер и зять Филиппо Висконти. Франческо нельзя было назвать типичным правителем того времени. Храбрый и расчетливый, с юношеских лет он зарекомендовал себя в качестве первоклассного воина. О его физической силе слагали легенды (если верить биографам, он без видимых усилий сгибал в калач металлический прут). В отличие от предшественников, посылавших на верную смерть своих воинов, наш герой лично возглавлял отряды и сражался с врагом на поле боя. Как ни странно, взойдя на престол, Сфорца проявил себя в качестве мудрого правителя, ведущего грамотную внешнюю политику. Известно, что Франческо покровительствовал людям искусства и держал при дворе именитых писателей и художников. Также Сфорца стал одним из источников вдохновения для создания образа «Государя» в знаменитом трактате Никколо Макиавелли.

Вклад в развитие системы

Считается, что первая в мире колода, послужившая источником вдохновения для создания и развития современных карт Таро, была изготовлена по инициативе Филиппо Мария Висконти и Франческо Сфорца. Доподлинно неизвестно, к чему было приурочено написание «триумфов» (прообразов современных Старших Арканов). Вероятно, таким образом благородное семейство попыталось увековечить собственное величие. Итогом стали картины, изготовленные из благородных материалов лучшими художниками того времени. Известно, что необычный формат колоды (что-то среднее между картой и картиной) позволял использовать триумфы в качестве украшения интерьера наравне с художественными полотнами. «Колода» Висконти-Сфорца чудесным образом сохранилась до наших дней, практически в полном составе, за исключением карт «Дьявол», «Башня», «Рыцарь Монет» и «Тройка Мечей». Также известно местонахождение триумфов. Согласно актуальной информации, тридцать пять оригинальных карт хранятся в библиотеке Пирпонта Моргана, Нью-Йорк, США, двадцать шесть – в Академии Каррара, в городе Бергамо, Италия, и тринадцать являются достоянием частной коллекции семьи Коллеоне. О местонахождении недостающих карт известно мало, скорее всего, они также являются собственностью коллекционеров древностей.

Не секрет, что на момент своего создания колода Висконти-Сфорца не носила оккультного характера. Однако сюжеты, что впервые родились в данных триумфах, практически полностью (пусть и в слегка измененном или дополненном виде) сохранились в классических колодах Таро, которыми по сей день пользуются сотни тысяч мастеров по всему миру. Другими словами, благодаря семьям Висконти и Сфорца карты Таро обрели свой традиционный вид, которому еще только предстояло наполниться философскими смыслами и гадательными значениями.

Алистер Кроули (урожденный Эдвард Александр Кроули, 1875–1947), писатель, маг, таролог

Алистер Кроули – без преувеличения легенда ХХ века. Его называли самым испорченным человеком в мире, а также величайшим (в то же время последним) магом на планете Земля. Его боялись и обожали. Его проклинали и ему поклонялись. Его назначали персоной нон грата, и о его аудиенции мечтали первые лица государств. Подобный контраст – не феномен, скорее закономерность, если речь заходит о настоящих гениях, редко встречающих равнодушие. Алистер был именно таким человеком. Его эксцентричное поведение и огромное количество слухов, многие из которых он породил сам, привлекали общественное внимание. Обывателю он известен как идеолог сатанизма и демон в человеческом обличье. Но это лишь образ, сформированный в умах мнительных и не всегда образованных масс, страдающих от отсутствия чувства юмора. Те, кто немного знаком с историей магии, знают Кроули как серьезного оккультиста, главу мистического ордена «Серебряная Звезда», основателя собственного религиозного учения «Телема», талантливого и весьма плодовитого писателя, поэта, йога, профессионального альпиниста и непобедимого гроссмейстера. Блистая множеством талантов, Алистер, в первую очередь, оставался магом. При этом кажется трудным переоценить его влияние на эзотерическое знание, ведь даже противникам Кроули приходилось считаться с его мнением и развиваться в рамках того оккультного мира, что претерпел серьезные метаморфозы с выходом «Книги закона».

Вклад в развитие системы

Алистер Кроули был одним из наиболее выдающихся умов своего поколения. По моему глубокому убеждению, он сумел бы добиться грандиозных успехов в любой области. Ведь, подобно царю Мидасу, этот уникум превращал в золото все, к чему прикасался. По счастливой случайности наибольший интерес у него вызывала магия. Так на свет появились труды, перевернувшие все с ног на голову и навсегда изменившие ход эзотерической истории. Подробнее об этом вы можете прочитать в других книгах. Эта – целиком и полностью посвящена системе Таро, и в данной области заслуги Алистера не подвергаются сомнению. Начать стоит с того, что под его чутким руководством и неослабевающим контролем английская художница Фрида Харрис создала вторую по популярности колоду в мире. А если завести речь о предпочтениях серьезных оккультистов и практикующих магов, окажется, что совместное произведение Кроули и Харрис заслуженно владеет пальмой первенства.

В чем уникальность данной колоды? По сути, Кроули не изобретал велосипед. Изначально он хотел увидеть под своим именем достаточно консервативную колоду, выполненную в строгом соответствии с каноном. Однако его близкая подруга и ученица (Харрис) смогла убедить мастера в том, что мир, по крайней мере оккультный, заслуживает чего-то большего. Художница мечтала перенести на бумагу хотя бы капельку из того прекрасного океана безумия, что всегда наполнял мага… По всей видимости, предчувствуя скорую смерть, Кроули дал на это свое согласие. Так началась работа над «Таро Тота», уникальным проектом, аналогов которому не было и нет по настоящий момент. Известно, что Кроули не отличался покладистым нравом и ко всему, что делал, относился очень требовательно. Посему Харрис пришлось изрядно попотеть, прежде чем из-под ее кисти вышли те образы, что в своей голове рисовал гуру.

Таро Тота практически полностью сохранило прежнюю структуру. Классическое разделение на Старшие и Младшие Арканы, четыре масти и семьдесят восемь карт в конечном итоге. Да, кое-что сменило название, что-то поменялось местами, а от чего-то вовсе избавились… Так, по желанию Кроули колоду покинули Рыцари и Пажи, а на их место пришли Принцы и Принцессы. Не пощадил Алистер и карту «Возрождение» – вместо нее в колоде возник Аркан «Эон».

Изменения в Таро привносит каждый автор, задумавший выпустить карты под своим именем, Кроули – не исключение. В то же время главное отличие «Таро Тота» от всех прочих колод заключается в удивительной смелости ее визуальной составляющей. Та совокупность образов, что в конечном итоге объединилась в набор, обладала невероятной глубиной! И тут каждый мог дать волю фантазии. Абстракционизм картин способствовал погружению в трансово-медитативные состояния и позволял гадателю не отвлекаться на конкретику образов. А глубина, сила, страсть и воля воплощенных образов удивили видавшее виды магическое сообщество, и оно, не выдержав обороны, поддалось чарам главного хулигана от мира магии.

Печально, что ни Кроули, ни Харрис так и не успели подержать в руках собственное детище. Оба умерли раньше, чем вышел полноценный тираж. Но тот факт, что колода не сгинула вместе с авторами, а, напротив, зажила вполне самостоятельной жизнью и обрела заслуженный успех, наталкивает на мысль о том, что последнее дело Кроули, возможно, было его величайшим достижением, память о котором будет жить если и не вечно, то очень и очень долго… как минимум до наступления следующего эона!

Артур Эдвард Уэйт (1857–1942), мистик, масон, таролог

Англия прошлого века наряду с Италией и Францией являлась оккультным центром мира. Именно там воплощали и развивали свои концепции величайшие мистики новой эпохи, одним из которых являлся Артур Уэйт. В эзотерической среде он имеет неоднозначную репутацию. Причиной тому стала нашумевшая, но при этом довольно бессмысленная война с великим и ужасным Алистером Кроули. Об истоках конфликта можно говорить довольно долго, но, судя по всему, два молодых и весьма влиятельных мага просто не поделили сферы влияния, распространяя свои идеи в одной и той же среде. В противостоянии двух титанов добрая половина магического сообщества поддержала Кроули и открыто выступила против Уэйта. Но «клановость» – явление заурядное, особенно если дело касается магии. В конечном итоге вражда пошла на пользу обоим, укрепив позиции волшебников и одарив каждого верными последователями. Вне контекста данной истории Уэйт запомнился как серьезный исследователь западной оккультной традиции, член и последующий руководитель легендарного магического ордена «Золотая Заря» и активный участник множества мистических сообществ. Кроме того, его усилиями были переведены и выпущены заново многие важнейшие алхимические труды. В разной степени он оказал влияние на такие магические дисциплины, как астрология, мантика и церемониальная магия.

Вклад в развитие системы

Артур Уэйт – самый известный таролог нового времени. Относиться к этому персонажу можно по-разному, но ставить под сомнение его статус просто глупо. Одни считают, что секрет уэйтовского успеха заключается в примитивности его колоды, другие отмечают, что все гениальное просто. Правда лежит где-то посередине, но факт остается фактом: данному оккультисту удалось создать самую популярную колоду всех времен и народов. Ее знают и любят на всех континентах. Чем же так приглянулось творение мастера большинству практикующих тарологов?

Давайте разберемся, но для начала отвечу на самый популярный вопрос касательно данной колоды: кто такой Райдер и почему его имя в названии оказалось первым? Самое распространенное заблуждение гласит: Райдер – якобы художник, из-под кисти которого вышли знаменитые образы Старших и Младших Арканов. Однако на самом деле создать изображения для колоды Уэйта вызвалась его ученица Памела Колман Смит. Эти двое долгое время являлись эзотерическими соратниками. Некоторые даже считают, что идея создания колоды принадлежала вовсе не Артуру, а именно Памеле – известной художнице и театральному декоратору, знатоку гавайских сказок. Как бы там ни было, эта талантливая женщина сыграла важную роль в создании конечного продукта, однако чести быть упомянутой в его названии не удостоилась. А вот Уильям Райдер был всего лишь издателем. В те времена большинство магов были нищими, как церковные крысы, а деньги и связи решали всё. Таким образом Райдеру, пусть и не совсем справедливо, но удалось занять свое место под солнцем, и самая популярная колода носила – и до сих пор носит – его имя.

Творение Райдера-Уэйта стало своего рода прорывом в мире мантики. Впервые в истории собственные сюжеты обрели не только Старшие, но и Младшие Арканы. Как выяснилось в дальнейшем, идея «оживить» все карты в колоде оказалась просто блестящей! Ее с восторгом приняла широкая публика, особенно начинающие тарологи и те, кто от случая к случаю баловался предсказаниями. В этом нет ничего удивительного! Таро, несмотря на внешнюю незамысловатость и структурированность, является одной из наиболее запутанных мантических систем. Семьдесят восемь карт и тысячи значений, запомнить которые – задача не из легких. Нововведение Уэйта существенно облегчило жизнь тем, кто путался во множестве вариантов трактовок, наполняющих числовые Арканы. Таким образом новая колода обрела возможность полноценно говорить на языке символов и давать очевидные подсказки неопытным картомантам.

Магическое сообщество не спешило разделять всеобщего восторга. Отдельные эзотерики упрекнули Уэйта и его соратницу в намеренном упрощении системы Таро с целью популяризации собственного детища. В подобных заявлениях было рациональное зерно. Мастер действительно избавил свои карты от большинства каббалистических и астрологических соответствий, что, с одной стороны, сделало его работу доступной и понятной для обывателей, но с другой – вызвало праведный гнев в среде тех, кто воспринимал Таро как неприкосновенную книгу мудрости. Кроме того, застолбив определенный сюжет за каждой картой Младших Арканов, магический союз Уэйта и Колман Смит лишил числовые Арканы великого многообразия значений. Бывшие соратники мага расценили это как плевок в свою сторону и объявили ему бойкот. Их возмущение можно было понять, ведь подобное решение сродни варварству! Все равно что взять «Сад Земных Наслаждений», знаменитую картину Босха, и оставить на ней лишь одного из фигурирующих персонажей, грубо затерев остальных наждачной бумагой. Так или иначе, обществу пришлось считаться с новым обстоятельством, что опять же является большим достижением в послужном списке мастера.

Не успели утихнуть споры вокруг колоды, как Уэйту снова удалось вызвать общественный резонанс. На этот раз с монографией, получившей название «Иллюстрированный ключ к Таро». Книга стала настоящей сенсацией своего времени и абсолютным бестселлером. Стоит отметить, небезосновательно: помимо подробного описания всех семидесяти восьми карт в прямом и перевернутом положениях, труд Артура Уэйта содержал схемы раскладов, сведения о символизме Арканов, а также много другой полезной информации, помогающей ввести в курс дела тарологов-новичков. Простота, наглядность и отсутствие замысловатого символизма в работах Уэйта завоевали народную любовь и прославили имя автора как минимум на сотню лет вперед. Безусловно, его стремление упростить колоду донельзя – поступок спорный, неоднозначный. Однако мы все прекрасно понимаем, что подобное предложение мог породить только соответствующий спрос. Та безмерная популярность, которой пользуются карты Уэйта по сей день, наглядно это доказывает. Да и потом, если подобная колода все-таки появилась на свет и даже стала успешной, значит, в этом крылся замысел высших сил, поручивших магу с виду простую, но чрезвычайно важную по итогам миссию.

Доктор Папюс (урожденный Жерар Анаклет Венсан Анкосс, 1865–1916), врач, оккультист, таролог

Доктор Папюс – один из наиболее видных оккультистов XIX века. Современники описывали его как человека широких взглядов, свободного от предубеждений и всегда открытого новым знаниям. Будучи совсем еще «зеленым» юношей, Жерар познакомился с работами легендарного французского каббалиста Элифаса Леви. Концепции захватили его пытливый ум, и на долгие годы Анкосс погрузился в их изучение. В дальнейшем это помогло ему расширить собственные горизонты и превратиться из молодого, подающего надежды врача в настоящего мага, оказавшего серьезное влияние на многие поколения эзотериков. Параллельно молодой человек развивался в своей профессиональной деятельности и в 29 лет получил степень доктора медицины в Парижском университете. Кроме того, Папюс был одним из немногих оккультистов, прославившихся еще при жизни. Во многом это заслуга его писательского гения (за свою сравнительно недолгую жизнь он стал автором четырехсот статей и двадцати пяти полноценных книг). Доктор Папюс был настоящим интеллектуалом и весьма интересным собеседником, что делало его желанным гостем на всех мистических собраниях (в ту пору они были на пике своей популярности). В списке интересов нашего героя значились масонство, мартинизм, спиритизм, Каббала, алхимия, розенкрейцерство и, конечно же, Таро.

Вклад в развитие системы

О многочисленных эзотерических талантах Папюса ходили легенды. Казалось, не было такой дисциплины, в которой не разбирался бы этот любопытный и удивительно трудоспособный маг. Тем не менее мировую известность ему принесли именно карты Таро, точнее – его многочисленные труды на эту тему. Доктор не был революционером в данной области и по большей части занимался развитием теорий своего кумира Элифаса Леви. Оба являлись последователями мистического учения Каббала, и, по существу, доктор Папюс стал одним из продолжателей дела знаменитого оккультиста. Годы спустя, занимаясь активными изысканиями в эзотерической области, Папюс сделал множество собственных открытий, укрепивших авторитет и популярность Таро в ту пору.

Любопытным кажется тот факт, что Папюс рассматривал колоду карт как один из магических артефактов, доставшихся нам в наследство от древних египтян, которые, в свою очередь, позаимствовали это знание у жителей легендарного острова Атлантида. Это была крайне нетипичная точка зрения для европейских магов той эпохи, переживавших подъем самосознания и с неким презрением относившихся к варварским, языческим традициям. Так или иначе, версия египетского происхождения Таро не вызывала вопросов у мастера. Более того, он считал себя служителем культа Исиды, одного из центральных божеств в мифологии Древнего Египта. Ей он уделял особое внимание в своих трудах. Исида стала олицетворением истины для мага, с ней же он ассоциировал второй Аркан, известный нам как «Папесса».

В возрасте двадцати четырех лет Папюс выпускает книгу под названием «Цыганское Таро», ставшую настоящей эзотерической классикой. Иллюстрировать данную работу помог другой прославленный таролог и художник, Освальд Вирт, создавший по распоряжению Станисласа де Гуайта первую оккультную колоду карт Таро, вдохновленную работами Элифаса Леви. Неподготовленному читателю будет трудно разобраться в хитросплетениях отношений магов той эпохи, но это не имеет принципиального значения. Все они развивали приблизительно похожие идеи, внося посильный вклад в общее дело. Лепта Папюса оказалась весомой, с выходом «Цыганского Таро» вся система подверглась реформации. Все меньше людей продолжали рассматривать Таро как инструмент предсказания будущего, все больше обращали внимание на их скрытую, философскую составляющую.

В свое время Папюс пришел к интересному открытию: используя наработки Леви, он соотнес Старшие Арканы Таро с астрологической символикой (в ход пошли стихии, планеты и знаки зодиака). Эта сомнительная, на первый взгляд, задумка нашла отклик в сердцах и умах многих оккультистов, являвшихся современниками Папюса. С особым теплом ее приняли, как ни странно, в наших краях, что зародило в сердце доктора нежные чувства по отношению к Российской империи и здешним магическим сообществам, которые он с удовольствием посещал лично.

В 1909 году, то есть за семь лет до собственной кончины, доктор опубликовал свой второй эпохальный труд на тему карт. Книга получила название «Предсказательное Таро» и являлась письменным изложением всех актуальных представлений Папюса о системе. В рамках данного проекта маг сотрудничал с художником Габриэлем Гулина, заново создавшим все семьдесят восемь Арканов. Сам маг гордо называл эту колоду возрождением «Египетского Таро» и данью уважения великому прошлому системы. Колода Папюса представляла собой незатейливые черно-белые рисунки. Довольно невзрачные на первый взгляд, новые Арканы были выполнены в строгом соответствии с традицией и наполнены глубоким символизмом, что привело к их широкому распространению по всей Европе.

Единственным минусом колоды являлось то, что, по сути, она не была колодой. На тот момент создание полноценного набора было делом дорогостоящим. Посему изображения Арканов нашли свое место на страницах ранее упомянутой книги «Предсказательное Таро». Качество бумаги оставляло желать лучшего, но даже тут изобретательный Папюс нашел выход из положения. Всем интересующимся он предлагал вырезать Арканы со страниц книги самостоятельно и наклеивать их на куски картона. Многим задумка пришлась по душе, кто-то даже увидел в этом процессе своеобразный ритуал, устанавливающий неразрывную связь между тарологом и его инструментом.

Учитывая творческую плодовитость доктора Папюса, я не сомневаюсь, что он сумел бы порадовать нас не одним десятком произведений, в которых напрямую или косвенно рассуждал бы о Таро как об одной из главных оккультных систем и способе познания окружающего мира. К сожалению, жизнь мастера трагически оборвалась, когда ему едва исполнилось пятьдесят. Так или иначе, его дело до сих пор живо, книги пользуются завидным спросом, а те открытия, что Папюс сделал относительно Таро, легли в основу дисциплины и превратили мастера в одного из наиболее влиятельных исследователей данной традиции.

Элифас Леви (урожденный Альфонс-Луи Констан, 1810–1875), писатель, каббалист, таролог

Человек удивительной судьбы, бунтарь и культовый маг Альфонс Констан не нуждается в представлении. Сила и величие вписали имя Элифаса Леви золотыми буквами в скрижали магической истории. Начав свой путь в качестве богослужителя, он дерзнул поставить под сомнение христианские доктрины и углубиться в то, что ему было на самом деле интересно, а именно – оккультные науки, особое место среди которых занимали ритуальная магия и Каббала. В отличие от большинства коллег по цеху, он не страдал графоманией и всю жизнь придерживался девиза любого настоящего мага: «знать, дерзать, желать, молчать». К счастью, пару раз он все-таки нарушил один из пунктов и подарил этому миру несколько по-настоящему дельных книг, в дальнейшем повлиявших на становление таких магов, как Алистер Кроули, Папюс и Станислас де Гуайта. За выражение собственного мнения ему пришлось поплатиться. Доподлинно известно, что Элифас несколько раз лишался свободы в качестве наказания за свои политические и религиозные статьи. Тем не менее это не сломило его волю и не заставило молчать. Леви продолжал трудиться, покуда было возможно, и оккультное сообщество ценило это по достоинству. До самой смерти его финансово поддерживали многочисленные ученики и почитатели, избавляя тем самым от забот материального мира.

Вклад в развитие системы

Элифас Леви – одна из ключевых фигур в истории становления Таро как системы эзотерических знаний. Именно он впервые выдвинул теорию о том, что Старшие Арканы напрямую связаны с мистическим учением Каббала. Об этом наверняка догадывались и другие практики, ведь даже человеку, далекому от мира магии, стало бы совершенно очевидно, что между двадцатью двумя Арканами Таро и двадцатью двумя буквами еврейского алфавита имеется неслучайная связь. Тем не менее провести параллели, а также найти каждому козырю Таро место на центральном символе Каббалы, мистическом древе Сефирот, впервые удалось именно Леви. Данное нововведение произвело фурор в магическом сообществе и навсегда поменяло отношение к Арканам. И если до открытия Леви кто-то еще мог презрительно назвать таролога «картежником», то после эта профессия обрела заслуженное уважение в обществе (среди понимающих людей).

Леви не отрицал возможность прорицания с помощью карт Таро, но в то же время не считал это их основным предназначением. С куда большей охотой он развивал и продвигал в массы теорию о том, что истинная миссия карт – выступать в роли мистических ключей к Великой тайне. Мастер полагал, что, только собрав полную «связку ключей», человек оказывался способен разгадать секрет мироздания и собственной роли в нем. В ту далекую эпоху, когда народ по-прежнему жаждал «хлеба и зрелищ», данный подход был крайне необычным и рисковым. Но по каким-то невиданным причинам Леви сумел обрести невероятное количество верных последователей, провозгласивших его новым отцом-основателем системы.

В своем знаменитом произведении «Учение и ритуал» Элифас предпринял попытки более глубокого, магического осмысления Арканов Таро. Работа содержит две части, каждая из них дополнительно разбита на двадцать две главы. Еще при жизни мастера книга стала библией многих оккультистов, как начинающих, так и вполне состоявшихся. Но, как это часто бывает с талантливыми художниками, истинная слава настигла Леви уже после смерти. Теперь «Учение и ритуал» – настольная книга любого серьезного практика, ее смело можно назвать бессменной классикой жанра и гениальным наследием Элифаса, с помощью которого мастер открывает нам сакральное значение карт Таро по сей день.

«Макгрегор» Мазерс (урожденный Сэмюэль Лидделл Мазерс, 1854–1918), маг, розенкрейцер, таролог

К началу ХХ века в ментальности европейцев произошел значительный сдвиг. На смену культу личности и стремлению к независимости пришло осознание того, что общими усилиями можно добиться большего. Именно на этом фоне широкое распространение получили коммунистические и социалистические идеи, а также вошли в моду всевозможные объединения: профсоюзы, партии и братства. Данная тенденция не обошла стороной и мир оккультизма. Магические ордены и эзотерические кланы стали появляться как грибы после дождя, стремясь привлечь в свои ряды тысячи последователей, а вместе с тем обрести реальную власть и могущество над умами миллионов. Но среди сотен похожих как близнецы сообществ одно засияло особенно ярко, озарив своим появлением весь магический мир. Конечно же, речь идет о «Золотой Заре», одним из основателей которой стал «Макгрегор» Мазерс, прославленный каббалист, маг и таролог. Именно благодаря его непоколебимой вере в орден и усердной работе на посту руководителя «Золотая Заря» достигла невиданных высот, став наиболее влиятельной оккультной организацией в мире. Под эгидой Макгрегора она вобрала в себя лучшее из учений Каббалы, теургии, алхимии, франкмасонства, теософии и герметизма. В золотую эпоху сообщества его адептами становились настоящие звезды. Например, Артур Конан Дойл, Густав Майринк, Брэм Стокер, Уильям Йейтс и даже Алистер Кроули.

Вклад в развитие системы

Положение главы ордена наделяло Мазерса практически безграничной властью. Как упоминалось выше, в рядах легендарного магического «кружка» в разное время состояли не только именитые оккультисты, но и многие видные деятели искусства, среди которых были писатели, актеры, музыканты и прочие медийные личности, формировавшие на тот момент культурную среду в Великобритании и далеко за ее пределами.

Врожденные лидерские качества и очевидная самовлюбленность порой толкали Макгрегора на безумные поступки. Однажды он решил целиком и полностью захватить власть в «Золотой Заре» и устроил настоящий переворот. Это стоило ему дружбы со многими соратниками и чуть ли не привело к потере должности, но, к счастью для самого мастера, все обошлось. Частично добившись своей цели и сохранив при этом основной магический «костяк» ордена, маг начал активно лоббировать собственные интересы. Среди прочих его увлечений карты Таро находились на особом положении. Мазерс нежно любил эту систему и верил в то, что ее возможности безграничны. Как результат – карты стали основным рабочим инструментом для членов сообщества. Даже те эзотерики, что прохладно относились к Таро, были вынуждены пересмотреть свои позиции, ведь на этом настаивал эксцентричный и авторитарный Макгрегор, противостоять которому было просто невозможно.

Карты Таро активно использовались членами ордена для проведения медитаций и ритуалов. Глава «Золотой Зари» был уверен, что каждый Аркан – это дверь в потусторонний мир, скрывающая множество загадок и сакральных знаний. Вам едва ли удастся отыскать правдивую информацию о том, как проходили ритуалы и чего в конечном итоге удавалось добиться, ведь каждый из членов ордена вместе с клятвой верности также давал обещание держать в секрете все детали церемоний, совершавшихся в ходе собраний. Тем не менее доподлинно известно, что большая часть ритуалов основывалась на взаимодействии со Старшими Арканами Таро. Лично у меня не возникает сомнений, что это была идея Мазерса.

Интересно, что, в отличие от многих современников, Макгрегор рассматривал Таро не только как один из инструментов познания Каббалы, но и как чудесный способ предсказания будущего. Он не стеснялся своего увлечения мантикой, напротив, активно развивал данный аспект Таро и к тому же призывал членов своей магической семьи, многие из которых в дальнейшем переквалифицировались в тарологов и даже выпустили собственные колоды (самыми популярными по сей день остаются работы Кроули и его заклятого врага Уэйта).

Карты Таро активно использовались членами ордена для проведения медитаций и ритуалов. Глава «Золотой Зари» был уверен, что каждый Аркан – это дверь в потусторонний мир, скрывающая множество загадок и сакральных знаний.

Постепенно предсказательная функция Таро перестала считаться постыдной. Железный стереотип о том, что мантика – это удел ярмарочных гадалок и цыган, был уничтожен. Стало бы это возможно без усилий Мазерса? Ответ мы никогда не узнаем, но стоит признать, что нынешняя актуальность Таро – во многом его заслуга! Можно сказать, что благодаря стараниям Макгрегора карты реабилитировались в глазах магов, избавившись от постыдного клейма провидца Эттейллы, превратившего Таро в инструмент собственного обогащения. К нему мы еще вернемся.

Еще одна важная заслуга Мазерса перед Таро – написание ряда тематических книг и статей. Так, в своих работах «Таро. Оккультное значение, использование для гадания, игровая методика» и «Таро. Краткое руководство по использованию карт» маг раскрывает гадательные значения Арканов, объясняет множество тонкостей в работе с картами и в целом отвечает на вопросы, неизбежно возникающие в процессе изучения Таро как системы предсказаний. Все это кажется ужасно несерьезным на фоне множества по-настоящему важных трудов о каббалистическом и философском аспектах. В то же время все мы прекрасно понимаем, что Макгрегор дал обществу именно то, чего от него ждали! Вместо очередной заумной книги, понять идеи которой смогла бы горстка избранных, маг выпустил практическое пособие с первоначальными сведениями о картах Таро и гадательными толкованиями Арканов. Это в очередной раз изменило траекторию движения системы в культурном поле и повлияло на возрождение интереса к прорицанию.

В дополнение ко всему стоит отметить, что Мазерс являлся основоположником английской школы Таро, возникшей в качестве противовеса французской, основателями которой принято считать Элифаса Леви и доктора Папюса. О сходстве и принципиальном отличии двух направлений можно прочитать в соответствующей теме, а подводя итоги относительно нашего героя, можно резюмировать: да, он являлся одним из наиболее скандальных магов за всю историю. Но, копнув чуть глубже, понимаешь, что эпатаж и вызывающее поведение в его случае служили инструментами, при помощи которых достигалось задуманное. В конечном итоге Мазерсу удалось перекрыть собственную дурную славу тем неоценимым вкладом, что он внес в развитие самых разных аспектов Таро. А это действительно заслуживает уважения!

Освальд Вирт (1860–1943), художник, каббалист, таролог

Освальд Вирт был выдающимся оккультистом, продвигающим в массы идеи месмеризма (системы, работающей на стыке гипноза и магии). Это некогда популярное учение, в основе которого лежит идея о возможности воздействия одного человека на другого при помощи «животного магнетизма», так называемых «флюидов». Увлекшись работами данной тематики в раннем возрасте, Освальд открыл в себе множество талантов, среди которых главным образом выделялись целительство и прорицание. Этот опыт кардинально поменял его жизнь и предопределил всю дальнейшую судьбу. Зарабатывать магическими талантами Вирту не удавалось, посему он пробовал себя во множестве профессий, но нигде не мог обрести долгожданной стабильности и финансовой независимости.

Не в пример тому оккультная карьера складывалась блестяще! Юноше с легкостью давались магические дисциплины. Трудолюбие и природная смекалка позволили ему завоевать авторитет в оккультных кругах, и очень скоро он стал уважаемым масоном, основав в дальнейшем свой собственный каббалистический орден «Розы + Креста». В этом ему помог небезызвестный Станислас де Гуайта, по достоинству оценивший умения Вирта. Именно Гуайта взял на себя все финансовые заботы мага, заручившись его поддержкой и дружбой взамен. Освальд Вирт всерьез изучал вопросы герметического символизма, успешно проводя параллели с астрологией, масонством и алхимией. Его монументальные труды в данной области по сей день остаются актуальными и сохраняют свое влияние.

Вклад в развитие системы

Имя Освальда Вирта не стало нарицательным. О нем не сложили легенд и мифов, из него не сделали очередного персонажа сериала «Сверхъестественное», к его могиле не съезжаются толпы туристов с цветами и записками. Он мог бы войти в историю как величайший таролог, но этого так и не случилось по ряду причин. В первую очередь виной всему врожденная скромность. В то время как не самые талантливые, но неизменно эпатажные маги покоряли широкую публику своими дерзкими выходками, Вирт предпочитал оставаться в тени и заниматься тем, что у него выходило лучше всего: изучением магических дисциплин и творчеством.

Тем не менее данный персонаж известен каждому уважающему себя эзотерику, особенно если речь идет о предсказателях. Освальд Вирт одним из первых визуализировал и воплотил в жизнь то, что величайшие умы лишь описывали на протяжении столетий. У него было огромное преимущество на фоне прочих оккультистов, волшебник прекрасно рисовал. Этот талант Вирт унаследовал от отца, одаренного художника и неудавшегося революционера, Йозефа Вирта. Именно эта особенность помогла эзотерику зайти дальше в своих исследованиях и перенести на бумагу легендарные Арканы Таро, что до этого удавалось единицам (к слову, их колоды не дожили до наших дней, в отличие от работ Вирта).

Впрочем, обо всем по порядку! Началом карьеры Освальда Вирта как профессионального символиста Таро стала судьбоносная встреча с маркизом по имени Станислас де Гуайта. Он избавил нашего героя от забот материального мира, символически наняв его в качестве личного секретаря, но, по факту, сделав правой рукой, другом и верным компаньоном в делах магических. Именно маркизу принадлежала идея создания колоды Таро на основе трудов великого Элифаса Леви.

Разумеется, к тому времени уже существовало множество карточных наборов, но все они являлись аллюзиями или пародиями на колоду «Эттейллы», годящуюся исключительно для предсказания будущего. Это обстоятельство вызывало отвращение у возвышенных и одухотворенных эзотериков той поры. Карты «Эттейллы» презрительно называли игральными и чаще всего предпочитали вообще обходиться без наглядных примеров, ведя свое повествование на тему Таро.

Очевидно, что эзотерическая среда того времени остро нуждалась в колоде, соответствующей высоким ожиданиям и наполненной глубоким символизмом. С этой задачей Освальд Вирт справился блестяще! В 1889 году в свет вышел набор под названием «22 Аркана Каббалистического Таро». Напечатанные в количестве всего трехсот пятидесяти экземпляров, карты имели ошеломительный успех! Первые светила оккультного мира стали использовать наработки Вирта в качестве иллюстраций к своим трудам. Среди прочих был и знаменитый доктор Папюс. Картины Освальда оказались в книге всей его жизни, фундаментальном труде, известном нам под названием «Цыганское Таро». Колода Вирта также получила высшие баллы от Алистера Кроули и его антагониста Артура Уэйта. Оба использовали карты мастера до тех пор, пока не создали собственные наборы Таро.

До последнего дня своей жизни Вирт продолжал изучение Арканов, что подвигло его не раз переделывать свои и без того прекрасные карты, вкладывая в них еще больше символизма. Наиболее совершенная редакция получила название «Таро средневековых рисовальщиков» и стала настоящей сенсацией! Стоит отметить, что карты, созданные магом, продолжают пользоваться спросом и по сей день, удерживая статус одной из наиболее востребованных и популярных колод в мире. Это, пожалуй, лучшее признание, что может получить таролог за всю жизнь.

Г.О.М. (урожденный Григорий Оттонович Мебес, 1868–1930), математик, мартинист, таролог

В конце XIX века старушка Европа была охвачена настоящей лихорадкой, новая мода стремительно распространялась по странам, порабощая умы сотен тысяч людей. Как вы могли догадаться, речь об оккультизме. Разумеется, эзотерические учения существовали и раньше, но интерес к ним проявляли избранные группы лиц, в основном люди творческих профессий. К началу ХХ столетия ситуация поменялась кардинально, магические сообщества стали обителью интеллигенции, знати и просто богатых людей. Российское государство в этом плане отличалось от соседей. И вовсе не потому, что наши предки были ленивы и необразованны. Просто культурная среда в Советском Союзе не подразумевала увлечений «антинаучными» знаниями. Тем не менее русская земля всегда славилась своими выдающимися отроками, сфера оккультизма не стала исключением.

Яркий тому пример – Григорий Оттонович Мебес, более известный под псевдонимом Г.О.М. Удивительным кажется то, как один и тот же человек совершенно справедливо мог с гордостью называть себя выдающимся деятелем науки и серьезным оккультистом. Григорий Оттонович успешно совмещал преподавательскую деятельность (учитель математики, физики и французского языка) с высокопоставленной магической должностью (глава ордена мартинистов в Санкт-Петербурге). Г.О.М. был ключевой фигурой русской ветви масонства, а также внес неоценимый вклад в просветительскую деятельность, в разное время читая лекции на тему герметизма, Каббалы, мартинизма и прочих оккультных дисциплин. Советский режим не оценил стараний Мебеса и отправил его в ссылку на Север, где жизнь мастера скоропостижно оборвалась. К счастью, это случилось позже, чем могло бы, и Г.О.М. успел оставить богатое оккультное наследие.

Вклад в развитие системы

Григорий Оттонович с большим уважением относился к персоне Элифаса Леви. Не секрет, что последователи великого мага меньше всего заботились о гадательных значениях Арканов, преимущественно интересуясь каббалистическим аспектом Таро и его соотношением с такими магическими дисциплинами, как астрология и алхимия. Г.О.М. разделял данную точку зрения. Он не просто свободно ориентировался в этой сложнейшей концепции, но и оказывал на нее сильнейшее влияние, оттачивая и дополняя те знания, что однажды представил миру его великий предок.

Своими соображениями на тему каббалистического аспекта Таро Г.О.М. поделился в книге под названием «Курс Энциклопедии Оккультизма». Впрочем, книгой это можно назвать лишь условно, поскольку данный труд появился на свет стараниями учеников Мебеса, тех, кто знал его в качестве оккультного лектора и эзотерического рекрутера, вербовавшего в ряды магов наиболее выдающихся и талантливых людей, встречавшихся ему на пути. Уже после ареста мастера его многочисленные последователи собрали и систематизировали конспекты лекций, впоследствии превратив их в единый текст. Неизвестно, как бы выглядела книга самого Григория Оттоновича, задайся он целью выпустить что-то от своего лица; арест по сфабрикованному делу навсегда лишил его такой возможности. Впрочем, учитывая жесткие гонения и преследования оккультистов в СССР, удивительным кажется тот факт, что мы вообще помним имя мастера, ведь всем известно, как умело расправлялся суровый советский режим с инакомыслящими, бесследно стирая их имена и даты рождения со страниц истории.

Сложно описать роль Г.О.М. в мировой истории Таро, ведь по сути он не выдвигал революционных идей, не заставлял сотрясаться оккультный мир громкими заявлениями и «перфомансами». Не потому что не мог, а ввиду того, что однажды добровольно взвалил на себя миссию «просветителя» и хранителя тайных знаний. Не углубляясь в детали, можно сказать, что Мебес приводил в «божеский вид» разрозненную и порой противоречивую систему знаний о Таро, раскрывая глубинный символизм и смысл различных магических дисциплин, находящих свое отражение в Великих Арканах. Кроме того, его активная преподавательская деятельность помогла развитию русского оккультизма. Стараниями Г.О.М. карты Таро, распространившись в наших краях, не скатились в пошлую «цыганщину» и не утратили своих истинных значений. Вся деятельность мистика была направлена на сохранение и возрождение традиции, позволявшей рассматривать Арканы не только как инструмент прорицания, но и, прежде всего, как возможность познать Вселенную и самого себя не на бытовом уровне, а с присущей Каббале глубиной и возвышенностью.

Интересно, что учение Мебеса по сей день не кануло в Лету. Каким-то невообразимым способом его лекции пережили наиболее страшные периоды в истории страны, включая революцию, Вторую мировую войну, идеологический геноцид, репрессии, да и в целом безрадостную эпоху советского режима, выжигавшего из людей всякое неугодное знание. Более того, те учения, что транслировал Григорий Оттонович, легли в основу бесчисленного множества работ оккультной направленности и помогли сформироваться нашей собственной, русской традиции, аналогов которой нет в мире.

В 80-х годах прошлого столетия армянский оккультист Шаэн Еремян, заручившись поддержкой художницы Сусанны Айвазян, начал работу по созданию уникальной колоды по мотивам учений Мебеса. Страшно подумать, но окончательный дизайн набора был утвержден лишь в 2001 году, то есть спустя почти 20 лет с момента зарождения идеи! К началу 2003 года колода обрела популярность в странах СНГ и продолжила свое распространение по всему миру. Удивительный дизайн и нестандартный размер карт (Арканы по размеру напоминают страницы книги) – это не случайность, а выверенное решение. Колода Г.О.М. абсолютно не пригодна для гадания, ее главное и, пожалуй, единственное предназначение – медитации. Еремян был одержим идеей максимально точно передать содержание работ Мебеса – по сути иллюстрировал его идеи относительно Таро. Задумка реализовалась на сто процентов, и в настоящий момент данная колода является рабочим инструментом в арсенале многих практикующих магов. Это лишний раз доказывает тот факт, что даже после смерти Григорий Оттонович продолжает обучать и вдохновлять новые поколения оккультистов и, конечно же, тарологов.

Прочие выдающиеся деятели

История возникновения, формирования и популяризации системы Таро оказалась бы не полной без упоминания еще нескольких имен. Начать, пожалуй, следует с Антуана Кур де Жебелена, ученого и странствующего проповедника. Именно его фундаментальный труд под названием «Примитивный мир, его анализ и сравнение с миром современным», выпущенный в 1781 году, произвел настоящий фурор в среде европейской интеллигенции. Дело в том, что до выхода вышеупомянутой работы, содержавшей знаменитое эссе под названием «Исследование Таро, включая возможность прорицания посредством карт», мало кто всерьез относился к системе или верил в чудесные свойства ее Арканов. По сути, Жебелен не просто возродил интерес к мистическому аспекту Таро, а заново открыл концепцию людям своей эпохи. Как ни странно, волна интереса, возникшая с выходом произведения, не пошла на спад пару месяцев спустя, а, напротив, переросла в цунами, захлестнувшее не только Европу, но и весь прогрессивный мир.

Никак не обойтись без упоминания другого персонажа, отношение к которому по сей день неоднозначно. Французский парикмахер и, по совместительству, ученик Жебелена, Жан-Батист Альетт, также известный под псевдонимом «Эттейлла», продолжил дело знаменитого наставника. Его работа под названием «Способ развлечься посредством колоды карт, именуемых Таро» обрела внушительный успех и прославила имя автора на всю Францию. В течение нескольких лет он стал избранным любимцем парижан, поставив свои гадания на поток и тем самым превратившись в первого в истории профессионального коммерческого таролога. «Эттейлла» в кратчайшие сроки заработал состояние, что позволило ему создать и выпустить большим тиражом собственную колоду. Ушлость бывшего парикмахера отвернула от него серьезных оккультистов, многие из которых считали гадания за деньги пошлым занятием. Впрочем, сегодня этим уже никого не удивишь, а получение вознаграждения за магическую работу стало явлением само собой разумеющимся.

Так или иначе, Таро – это результат коллективной работы, растянувшейся на несколько столетий. Невозможно выделить одного мастера или каким-то образом оценить вклад другого. Каждый является уникальной деталью и украшением общей картины, которая, кстати, продолжает писаться.

Колоссальный вклад в развитие Таро внес ученик и последователь Элифаса Леви, Жан Батист Питуа, более известный в оккультном мире под псевдонимом Поль Кристиан. В 1870 году он издал свой монументальный труд, семь томов «Истории Магии». Среди прочих оккультных дисциплин, подвергшихся анализу и тщательному разбору, оказалась и система Таро. В книге, которая также издавалась под названием «Мистерии Пирамид», Кристиан излагает свою теорию относительно возникновения Таро (как и многие оккультисты того времени, он придерживался «египетской версии»), а также дает конкретные названия каждому из Арканов и закладывает основы их ныне классического толкования, быстро распространившиеся по всей Европе. Некоторое время спустя Жан Батист издает колоду так называемого «Египетского Таро», снискавшую популярность. Стоит ли упоминать, что даже само понятие «Аркан», что с латыни переводится как «тайна», в оборот вводит тоже Поль Кристиан, в связи с чем и удостаивается вечного почета и славы одного из родоначальников системы.

Заключение

Рассказ о людях, стоявших у истоков формирования Таро как целостной системы, может продолжаться очень долго, и все равно не получится упомянуть всех. Ведь чье-то имя затерялось в архивах, другие трудились в составе целых сообществ, а кто-то и вовсе пожелал остаться инкогнито. Так или иначе, Таро – это результат коллективной работы, растянувшейся на несколько столетий. Невозможно выделить одного мастера или каким-то образом оценить вклад другого. Каждый является уникальной деталью и украшением общей картины, которая, кстати, продолжает писаться. Вышеперечисленных имен более чем достаточно для удовлетворения первичного интереса. Продолжив развивать данную тему самостоятельно, вы наткнетесь на десятки выдающихся личностей и создадите свою иерархию. По крайней мере, так было в моем случае.

Загрузка...