Племя – организованная группа первобытного населения, имеющая определенные органы власти и руководства, которые регулируют отношения этой группы с внешним миром и частично отношения отдельных хозяйственных самостоятельных коллективов в собственной среде.
Признаки племени:
1 – собственная территория и имя;
2 – особый, присущий лишь этому племени диалект;
3 – право торжественно вводить в сан избранных родами военачальников;
4 – право смещать их, даже против желания рода;
5 – общие религиозные обряды и культы;
6 – совет племени для обсуждения общих дел;
7 – верховный вождь у некоторых племен.
Славяне
«Наибольшая в Европе группа родственных народов. Общее количество славян около 300 млн человек. Современные славяне делятся на три ветви: восточные (россияне, украинцы, белорусы), южные (болгары, сербы, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы-мусульмане, македонцы) и западные (поляки, чехи, словаки, лужичане). Разговаривают на языке славянской группы индоевропейской семьи. Происхождение этнонима славяне не совсем ясное. Возможно, он произрастает из общеевропейского корня, смысловым значением которого является понятие «мужчина», «человек», «люди, которые разговаривают». В таком значении этноним славяне зарегистрирован в некоторых славянских языках (в том числе в древнеполабском языке, где «славак», «цлавак» означало «мужчина», «человек»). Этот этноним (сравнить – словенцы, словаки, словинцы, славены новгородские) в разнообразных модификациях чаще всего прослеживается на периферии расселения славян. Вопрос об этногенезе и так называемой прародине славян остается дискуссионным. Этногенез славян, вероятно, развивался поэтапно (протославяне, праславяне и раннеславянская этнологическая общность). До конца І тыс. н. э. сложились отдельные славянские этнические общности (племена и союзы племен). Этногенетические процессы сопровождались миграциями, дифференциацией, интеграцией народов, этнических и локальных групп, ассимиляционными явлениями, в которых принимали участие разные, как славянские, так и неславянские этносы в качестве субстратов или компонентов. Возникали и изменялись контактные зоны, для которых были характерными этнические процессы разного типа в эпицентре и на периферии. В современной науке наибольшее признание получили взгляды, согласно которым славянское этническое сообщество изначально складывалось в ареале либо между Одером (Одрой) и Вислой (Одерско-Вислянская территория), либо между Одером и средним Днепром (Одерско-Днепровская территория). Лингвисты допускают, что носители протославянского языка консолидировались не позже ІІ тыс. до н. э.»
(О. С. Мыльников, К. В. Чистов, «Народы и религии мира. Энциклопедия»).
Белые хорваты. Бужане. Волыняне. Вятичи. Древляне. Дреговичи. Дулебы. Ильменские славены. Кривичи. Полочане. Поляне. Радимичи. Северяне. Тиверцы. Уличи
«И жили в мире поляне, и древляне, и северяне, и радимичи, и вятичи, и хорваты» («Повесть временных лет»).
Летописец, очевидно, имеет в виду белых хорватов, которые в ХІ в. входили в состав Великоморавской державы и от которых происходят украинцы восточной и западной Галиции.
В ХІ в. столичным городом князей белых хорватов, центром удельного княжества был Перемышль на правом берегу р. Сян. Раскопки 1958–1960 гг. на Замковой горе открыли фундаменты круглой молельни-ротонды и княжьего дворца ІХ – Х вв., поставленные по галицкому образцу из тесаного камня. Пограничное расположение Перемышля привело к тому, что за него боролись и Киевская Русь, и Польша, и Венгрия. Ныне – г. Пшемысл в Польше.
О племенах белых хорватов упоминает арабский географ Аль-Масуди, византиец Константин Багрянородный (называет их земли Великая или Белая Хорватия). Белые хорваты в VІІ—Х вв. жили в районе Карпатских гор и в верховьях Днестра. Создали союз племен, который под ударами аваров в VІІ в. распался, и большая часть хорватов переселилась из прикарпатских областей на Балканы, заняв земли между Дунаем и Адриатикой. Вероятно, они являются предками южнославянских хорватов. Часть белых хорватов осталась в Прикарпатье. Их земли объединил в составе Киевской Руси князь Владимир Святославич в 992 г. По предположениям некоторых исследователей, белые хорваты, заселявшие район Карпатских гор, являются предками лемков – этнографической группы украинцев. Современный лемковский говор (диалект украинского языка) сформировался до конца ХVІ в.
Одно из летописных племен, которое на протяжении VІІІ—Х вв. проживало на территории западноукраинских земель. «…бужане, сидевшие по Бугу…» («Повесть временных лет»). От названия реки и название племени.
С ІХ в. иностранные исторические источники указывают на существование бужан. Баварский аноним четко и уверенно различает волынян и бужан и говорит о них, как о двух разных племенах. Летописи определяют местонахождение бужан – на восток от волынян, в бассейне реки Южный Буг. Археологами найдены поселения бужан: Семенки, Самчинцы.
Тот же баварский аноним свидетельствует, что на территории бужан было около 230 укрепленных городищ. Главным городом был Бужск (Бужеск) на левом берегу Западного Буга (ныне г. Буск – районный центр Львовской области).
Бужане в основном были земледельцами, занимались гончарством, кузнецким и другими ремеслами. В ІХ – Х вв. земли бужан были покорены киевскими князьями. После вхождения в состав Киевской Руси в древних письменных источниках бужане больше не упоминаются.
Одно из летописных племен (племенной союз), упоминаемый в «Повести временных лет». Известны с конца І – начала ІІ тысячелетия на землях Западной Украины и Беларуси в исторической области Волыни (бассейн реки Буг, верховья реки Припять).
Арабские источники свидетельствуют, что волыняне были могущественным племенем, которому подчинялись другие племена. В VІІ—VІІІ вв., указывает арабский географ Аль-Масуди, волыняне создали раннее государственное объединение во главе с царем Маджаком. На землях волынян было около 70 укрепленных городищ. Главными центрами были Волынь, Бужск, позже Владимир (Волынский).
В 907 г. волыняне выступили союзниками киевского князя Олега в походе на Византию. В 981 г. киевский князь Владимир Святославич покорил населенные волынянами Червенскую и Перемышльскую земли, и они вошли в состав Киевской Руси. В период феодального размежевания на территории расселения волынян возникло отдельное удельное Владимир-Волынское княжество, которое со временем стало частью Галицко-Волынской державы.
«…а Вятко сел с родом своим на Оке, от него назвались вятичи» («Повесть временных лет»).
Одно из больших славянских племен или племенных объединений, которое проживало в бассейне реки Ока и ее притоках. Со временем вятичи продвинулись на юго-восток к верхнему течению Дона.
Название племени происходит, вероятно, от имени родоначальника Вятка. Племена радимичей и вятичей пришли с запада. «Радимичи же и вятичи – от рода ляхов. Было же два брата у ляхов – один Радим, а другой Вятко» («Повесть временных лет»).
И привели эти два брата свои народы, и стали соседями полян, древлян и северян, и радимичей, и жили все между собой мирно. Вятичи были завоеваны киевским князем Святославом. Находясь в составе Киевской Руси, до конца ХІ в. сохраняли политическую независимость. В более поздние времена киевский князь Владимир Мономах имел дело с племенным князем вятичей Ходотой.
До конца ХІІІ в. (времен проникновения христианства) вятичи сохраняли языческие обычаи и обряды, например, сжигали покойников и насыпали над местом захоронения курганы. Вятичи дольше всех славянских племен сохраняли свое племенное имя. Они жили, подчиняясь законам самоуправления и народовластия. Последнее упоминание о вятичах в летописи 1197 г.
Занимались земледелием, пчеловодством, скотоводством, развивали промыслы и ремесла. Земли древлян составляли отдельное племенное княжество во главе с князем. Большие города: Искоростень (Коростень), Вручий (Овруч), Малин.
В 884 г. киевский князь Олег покорил древлян и присоединил их земли. В 907 г. древляне в составе киевского войска брали участие в походе на Византию. Попытка киевского князя Игоря в 945 г. провести повторный сбор дани привела к восстанию древлян и гибели Игоря. В 946 г. жена Игоря княгиня Ольга пошла войной на древлян, пленила их князя Мала, разрушила Искоростень, а земли древлян подчинила Киеву. Название племени последний раз встречается в летописи в 1136 г., где говорится о том, что князь Ярополк передал земли древлян Десятинной церкви.
Некоторые исследователи называют в восточнославянской группе племен рядом с древлянами племя житичей, которое якобы существовало на берегах реки Тетерев, и главным городом этого племени был город Житомир.
«…а еще другие сели меж Припятью и Двиною и назвались дреговичами…» («Повесть временных лет»).
Межплеменное объединение, которое имело в своем составе, возможно, две группы племен. Проживали в ІХ – Х вв. между Припятью и верховьем Западной Двины. На востоке область дреговичей переходила на левый берег Днепра. Очевидно, название племени произошло от «дрягва», «дрегва» – болото, трясина, указывающее на болотистый характер местности, где жили дреговичи. Города – Слуцк, Друцк, Клецк (Клеческ). Исследователи считают, что племенным центром дреговичей был Туров. Занимались земледелием, сбором ягод и растений, ремеслами (гончарство, обработка железа).
В ІХ – Х вв. территория дреговичей была присоединена к Киевской державе. Во время раздела князем Владимиром Святославичем Руси на уделы большая часть земель дреговичей отошла к Туровскому (Турово-Пинскому) княжеству, а северо-западные земли – к Полоцкому княжеству. История дреговичей не имеет ярких страниц, они только упоминаются в перечне племен.
Одно из наиболее древних восточнославян ских племенных объединений, которое возникло в VІІ в. Летописец упоминает их в связи с нападением на них аваров (обров) во времена императора Ираклия (610–641). «Эти обры воевали и против славян, и примучили дулебов, тоже славян, и насилие чинили женам дулебским» («Повесть временных лет»).
Ученые предполагают: дулебы, бужане и волыняне, которых иногда считали одним племенем, это разные племена-соседи. Дулебы жили на юг от волынян в Верхней Надднестрянщине и в верховьях Западного Буга между Карпатами и Волынью. Это южно-западная околица восточнославянских земель. «Дулебы жили над Бугом, где сейчас волыняне» («Повесть временных лет»). После поражения от аваров часть дулебов переселилась в Паннонию. В 911 г. дулебы принимали участие в походе киевского князя Олега на Константинополь. Дулебский племенной союз был недолговечным. Он распался в Х в. на отдельные племена, так и не достигнув своей государственной завершенности.
«Центром удельного княжества в Волынской земле был город Червен (Червень) на левом берегу р. Гучвы (ныне – городище около с. Чермно Тышовецкой гмины Замойского воеводства в Польше). Кроме Червена были также Червенские города: г. Волынь (теперь с. Грудек Надбужный), г. Сутейск (теперь с. Сонсядка) на р. Пор и другие. Территория Червенских городов во второй половине І тысячелетия была заселена восточнославянскими племенами дулебов, бужан, волынян. Червенские города возникали в ходе формирования восточнославянского объединения во главе с дулебами. В начале Х ст. Червенские города имели тесную связь с Киевской Русью, но в третьей четверти Х в. местная племенная верхушка попала в зависимость от Чехии. Червенские города переходили от поляков к Киевской Руси, входили в состав Владимир-Волынского, Галицко-Волынского княжеств. В середине ХІІІ в. Червенские города были разрушены татарами, после чего они пришли в упадок. В ХІV в. эта территория была захвачена польскими и литовскими феодалами» (Мария Костик).
Топонимических названий «дулебы» довольно много на славянских землях: села Дулебы на реке Турия и на реке Стрый, остров Дулебы на левом берегу реки Припять, Долобское озеро вблизи Киева.
Своеобразную отдельную группу славян составляли ильменские или новгородские славены, которые занимали северный край восточных славянских земель. Расселились ильменские славены севернее полочан и кривичей, в бассейне озера Ильмень и реки Волхов. Существует несколько предположений об их происхождении: одна группа ученых считает, что славяне пришли на север с юга, другая – с запада. Вероятнее всего, что на озеро Ильмень пришли балтийские славяне.
«Те же славяне, которые поселились около озера Ильменя, назвались своим именем – славенами, и построили город, и нарекли его Новгородом» («Повесть временных лет»).
Одним из первых торгово-ремесленных центров ильменских славен была Старая Ладога (древнее славянское городище VІІ в.). В конце ІХ в. возникают новые центры – Ладога, Рюриково городище; в начале Х в. – Новгород, который и стал племенным центром ильменских славен. В более поздние времена Новгород и Киев – основные политические, торговые и культурные центры восточных славян. Союз ильменских племен вобрал в себя три племенных образования: ладожцы, псковитяне и новгородцы.
«…кривичи, которые сидят в верховье Волги, и в верховье Двины, и в верховье Днепра, их город – Смоленск…» («Повесть временных лет»).
Племенное объединение восточных славян в VІ—Х вв. Жили в верхнем течении Днепра, Западной Двины, Волги и в южной части бассейна Чудского озера. Главные города: Смоленск (под Смоленском в Гнездове археологами найден большой курганный могильник и остатки городища), Изборск, Псков, Торопец. Известны кривичи смоленские, псковские и полоцкие.
Славяне пришли на эти земли позже и слились с местным балтийским населением. Имя «кривич» («крив») соответствует латышскому krievs – русский, восточный славянин. Кривичей называли славянскими вендами. В истории известно объединение – конфедерация трех городов: Изборска (кривичей-вендов), Старой Ладоги (эстов), Белоозера (вепсов). В середине ІХ в. они «пригласили на правление» датского короля (из фригов) Рюрика. Основными занятиями кривичей было земледелие, скотоводство, ремесла.
В результате походов киевского князя Аскольда земли кривичей вошли в состав Киевской Руси. Позже на территориях проживания (864 та 870 гг.) были созданы Смоленское и Полоцкое княжества. Северо-западная часть земель кривичей отошла к владениям Новгорода. Последнее упоминание о кривичах в летописи 1162 г.
«…другие сели на Двине и назвались полочане, от реки, которая впадает в Двину, и называется Полота» («Повесть временных лет»).
Часть древнеславянского племенного объединения кривичей; населяли в ІХ в. районы среднего течения реки Западная Двина. Название племени от названия реки Полоты, которая впадает в Западную Двину. Главный город Полоцк – центр племенного княжества. Все славянские племена имели свое княженье: «…а у древлян было свое княженье. А у дреговичей свое, а у славен в Новгороде свое. Другое княжение было на речке Полоте, где жили полочане» («Повесть временных лет»).
Археологическим памятником VІ—VІІ вв. на территории проживания полочан в верхнем течении Западной Двины является большая группа длинных курганов. Подобные курганы найдены археологами и на территории расселения их соседей кривичей. Полочане вместе с псковскими и смоленскими кривичами были союзом племен. Их в этом союзе называют полоцкими кривичами. На территории племени полочан возникло Полоцкое княжество. Потомки полочан растворились в населении Беларуси, вместе с дреговичами, радимичами и кривичами стали основой белорусского народа.
«…славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами» («Повесть временных лет»).
Племенной союз полян занимает в летописях особое место. Полянам принадлежит первая роль в процессе создания Киевской державы. Полянские князья Кий, Щек и Хорив построили Киев. Иноземные источники раннего средневековья не упоминают полян, хотя свидетельствуют о других племенах. Возможно, что к тому времени племенного объединения полян уже не суще ствовало, а иноземцам было известно новое объединение под названием «Русь».
Кроме древнерусских полян в истории известны польские поляне, которые стали основой польского государства; поляне в Моравии, болгарские поляне. Есть предположения, что все эти поляне выходят из большого Антского (Полянского) союза племен, который территориально был расселен между Днестром и Днепром в зоне лесостепи. Поляне – жители поля. Византийские источники называют этот славянский союз племен «антами», сами же анты называли себя «полянами». Изучение археологических памятников территории проживания антов-полян показывает, что в племенное Полянское объединение входило шесть племенных групп: уличи, тиверцы, дулебы, бужане, волыняне и белые хорваты. После распада Полянского союза в результате войн с аварами в VІІ в. эти племена самостоятельно выступают на исторической арене.