История семантики самого слова «проекция», обозначающее весь перечень представленных в данной книге методик, идёт от значения в латинском языке «projectio» – выбрасывание вперёд. В психологической науке данный классификационный вид обозначает диагностическое исследование или психокоррекционное, психотерапевтическое воздействие на личность во взаимодействие с нейтральным предметом или объектом и воспроизведения на него собственных внутренних установок и переживаний. Интерпретация изображений, а тем более свободное рисование, несёт в себе бессознательные психические проявления психики человека, скрываемые, зачастую даже от самого себя под толщей психологических защит (отрицание, сублимация, рационализация…).
Именно в психодиагностику термин «проекция» ввёл Л. Франк:
«… мы можем подходить к личности и побуждать индивида к раскрытию собственного способа организации опыта, предоставляя ему поле (предметы, материалы, переживания) с относительно слабой структурой и культуральным моделированием, чтобы личность могла проецировать на это пластичное поле своё видение жизни, свои смыслы, ценности, паттерны, и особенно, свои чувства. Таким образом, мы получаем проекцию внутреннего мира личности человека».
Но, первоочередно, «жизнь» данным интерпретациям и методам дал Зигмунд Фрейд в своих работах, посвящённых психоанализу снов и рождающихся ассоциаций в процессе встреч с «анализантами» (люди, обратившиеся за помощью к психоаналитику).
А вслед за ним Карл Густав Юнг, расширив данную концепцию от частного до коллективного бессознательного. «Песочная терапия» (псаммотерапия) стала результатом его исследований и стала очень популярной и по сей день.
В реализации данных методов важна неопределённость – широкий диапазон возможных интерпретаций, вот именно в таких условиях, психика будет символично перекладывать свой опыт, психотравмы и чаяния на этот объект или с помощью него.
Это похоже как на «свет небес», «глаз Бога», я бы так это назвала, видящий нашу душу.
Зигмунд Фрейд писал о том, что сама по себе «проекция» может также являть собой механизмы психологических защит, а в частности, переносом не желаемого видеть в себе и осознавать на других людей. Это очень важное замечание. В иных случаях, «проекция» становится естественным процессом личности в рамках познания окружающего мира и отождествления себя с ним.
В психологии существует классификационный подход к пониманию проективных методов, я попробовала их обозначить и назвать, исходя из смыслосодержательного параметра:
1) психозащитная проекция – как проявление психологических защит;
2) уподобленческая проекция – через «уподобления» себя (желаний, чувств, направленности личности) через образ или атрибут;
3) субъективно-потребностная проекция – в доминанту выходят именно потребности личности (что важно, необходимо, желаемо);
4) оправдывающая проекция – рационально – интеллектуальное осмысление и объяснение собственного выбора (относится к психологическим защитам высшего уровня развития личности) посредством аналитико-синтетической деятельности мышления (очень логично объяснить для себя и «спрятать» истинное намерение).
Д. Холмс делает акцент в анализе проективных методов на 2-х измерительных качествах:
– степень проецирования себя на объект,
– степень осознавания данного процесса самопроецирования.
Симилятивная проекция: защитная, не осознавание собственных черт и влечений.
Проекция Панглосса или Кассандры: является реактивным преобразованием – перенос подавляемых устремлений психика на явно противоположное и преувеличенное (явное проявление любви при скрываемой ненависти – эффект «двойного посыла»).
Атрибутивная проекция: перенос на объект личной и осознаваемой черты личности.
Комплементарная проекция: дополнение собственных и имеющихся черт дополнительными (желаемыми). Например, «приукрашивание», «возвеличивание» себя.
Также Л. Франкл создал классификацию проективных методов психодиагностики. Учёные считают что это распределение отражает более полно суть данного направления в исследовании особенностей личности.
Он выделяет 8 видов проективных методов:
Конститутивные (интерпретация аморфного материала – пятна, кляксы);
Конструктивные (объединение разных объектов и предметов в одну сюжетную линию – люди, животные, растения, здания, скульптуры…);
Интерпретативные (апперцептивные тесты – интерпретация предлагаемых картин, рисунков, которые могут быть осмыслены по-разному);
Катартические (проекция как результат психодрамы (театральная игра где обследуемый сам себе режиссёр-постановщик) – проигрывание в ролях и переносе собственных переживаний и сферы конфликта);
Рефрактивные (анализ изменений мимики, пантомимики в процессе исследовательской беседы);
Экспрессивные (изображение рисунка на заданную тему);
Импрессивные (анализ последовательности выбора из предложенных объектов – цвета, слова, картинки…);
Аддитивные (заверши предложение, продолжи описание или повествование).
Признаки проективных методик по Л. Франклу:
1) неопределённость, неоднозначность используемых стимулов;
2) отсутствие ограничений в выборе ответов;
3) отсутствие оценки ответов «правильно/неправильно», «хорошо или плохо».
В проекции как методе человек не предполагает, что именно увидят в его ответах диагносты, и в тоже время происходит комплексная оценка личности.
Проективные методики считаются особенно эффективными при выявлении скрытых или неосознаваемых сторон личности.
В свою очередь, и Л. Беллак заинтересовался исследованием и попыткой описания концепции реализации в психологической практике проективных методов диагностики.
2 основных понятия лежат в основе его взглядов:
«личность и восприятие»,
«апперцепция».
Для лучшего понимания я внесла определения данных понятий:
«Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под „личностью“ могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности („лицо“ – в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия – лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) – терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы». (И. С. Кон)
«Восприятие, перцепция (от лат. perceptio) – чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным». (Лекторский В. А.)
«Апперцепция (лат. ad – к и лат. perceptio – восприятие) – это процесс, в результате которого элементы сознания становятся ясными и отчётливыми.
Это одно из фундаментальных свойств психики человека. Данное свойство выражается в том, что человек воспринимает предметы и явления внешнего мира обусловлено – в тесной взаимосвязи друг от друга. Человек осознает то, как он воспринимает внешний мир. Данное восприятие зависит от запаса определённых знаний и опыта, а также от конкретного психического состояния его личности. Восприятие внешнего мира обусловлено особенностями общего содержания психической жизни в целом». (Апперцепция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890—1907).
Л. Беллак указывает на тот факт, что все наше восприятие мира и личных переживаний основывается на том субъективном опыте, который получила личность. На этот же факт указывает Л. С. Немов в своей работе «Мышление и речь», говоря о представлениях и восприятии.
Отсюда следует философский вывод о том, что каждый человек есть целый и неповторимый мир, поэтому и называют его индивидуум. У каждого своё видение жизни, свои интерпретации людей и событий, свои ценности и модели поведения, которые, с одной стороны, мы усваиваем в процессе развития и воспитания с детства, а с другой, реагируя и усваивая именно то, что созвучно нашему естеству, нашей душе.
В результате этих умозаключений Беллак указывает на то, что прошлый опыт и прошлые проекции смешиваются с настоящими в результате такой диагностики.
Мне самой хочется подчеркнуть, что в результате метода проекции мы получаем то, что для личности «живо» и актуально, а значит, являет собой его личную психоэмоциональную действительность.
Важным условием для этого является многозначность интерпретаций предлагаемого стимульного материала (на который человека просят отреагировать по сути) и краткость инструкций, что будет способствовать тому, чтобы фантазия, воображение «разыгрались» и показали нам осознаваемое и неосознаваемое в структурах психики, но невероятно важное и очень ценное.