Если ты, уважаемый читатель, решил заняться пчеловодством, тебя ждет увлекательное путешествие в мир, о котором большинство людей мало что знает. Ты обретешь знания, которые дорогого стоят. Шаг за шагом, год за годом ты будешь двигаться к своей цели.
Придет время, и однажды, выйдя на пасеку, ты поймешь, что сердце твое работает ровно, а не трепещется, как в первые дни. Увидишь, что движения твои стали точны и аккуратны. Ты все знаешь, ты все можешь. И книги по пчеловодству, когда за окном роятся пчелы, ты уже судорожно не перелистываешь. Ты спокоен и радостен. И жало пчелы приносит тебе не боль, а здоровье. И жалеешь ты в эту минуту не себя, а погибшую на защите своего жилища пчелу. Потому как каждую из них ты любишь и, как только можешь, оберегаешь
Если все это ты обнаружишь в себе, знай, ты стал пчеловодом. Ну, а пока почитай о них, о пчелах.
На них, на пчел, Господь Бог возложил заботу о цветках растений. Добывая себе пропитание, волей-неволей, они совершают перекрестное опыление, а в результате растения становятся жизнестойкими, с высоким потенциалом выживаемости и плодовитости. Много ли это или мало?
Ответ будет очень прост, если представить нашу планету без красок тысяч цветов, растений, без летнего запаха разнотравья, без фруктов и овощей, без меда и воска, без многих медикаментов, где используются продукты пчеловодства. Это уже будет другая Земля, на которой человечеству останется лишь доживать свой век, а не наслаждаться миром полной грудью.
Незримо для миллионов людей, навсегда погрузившихся в городскую жизнь, но ощутимо для тех, кто живет в сельской местности хоть летом, а тем более для тех, кто решился поставить у себя на огороде пусть даже несколько ульев, жизнь прочно и навсегда связана с пчелами. Посетят ли весной пчелы твой сад и огород – если не ты, то урожай от этого точно зависит.
А те немногие, кто углублялся в изучение жизни пчел, находили их жизнь очень напоминающую жизнеустройство высокоразвитого человеческого общества. И подготовленные на зиму закрома, и детские сады, и забота о подрастающем поколении, и такая вертикаль власти, что на зависть многим государствам. Тут тебе и своя властительница, выбираемая пчелами на несколько лет. Общее и безоговорочное подчинение. Регулярная армия, готовая по первому приказанию ценою собственной жизни уничтожить врага и многое, многое другое, что заставляло и заставляет к пчелам относиться не пренебрежительно, как к неразумным насекомым, а с глубоким почтением, как к сообществу, наделенному неким интеллектом.
Начинающий пчеловод иногда напоминает ребенка, направившего всю свою кипучую энергию на разгадку одной-единственной тайны – что находится внутри игрушки и как там работает ее механизм. Ходит такой не юный естествоиспытатель вокруг пары-тройки недавно приобретенных ульев и переживает, как они там, бедные пчелки, без него в улье обитают? Всего ли им хватает? Тепло ли? Носят ли нектар?
Энергии в человеке много, и начинает он по делу и без него, из чистого любопытства, раз в неделю проверять свою пасеку. Соседи, если пчелы до них не добрались, в восхищении. Смотри, какой опытный и грамотный у нас пчеловод Иван Иванович! Все-то понимает в пчелах, все-то знает! Глядишь, и нам медку перепадет осенью.
Откроет улей Иван Иванович, достанет кое-как пару рамок, посмотрит на них внимательно и обратно в улей поставит. Пока вытаскивал рамку, десяток пчел раздавил. Пока ее переворачивал и что-то на ней неведомое высматривал, пчелы вцепились ему в рукава, в ноги и сквозь защитную одежду изрядно пожалили. Еще двух десятков пчел как не бывало. Больно рукам, а рамку назад надо ставить. Впопыхах возвратил на прежнее место и побежал домой. Дело сделано. Польза от ужаливания явная, руки распухли. Пчелы в порядке. И знать не знает, что пока он втыкал в гнездо рамку, нечаянно раздавил матку.
Еще через несколько дней он подготовится во всеоружии, дымарем отсечет враждебных пчел от собственной персоны, снова произведет вскрытие и опять останется довольным. Правда, к осени окажется, что меда в улье нет. Ни себе, ни даже пчелам. И самих пчел в улье как-то маловато.
Что остается делать? Правильно, ругать неправильных пчел. Он-то в них всю душу вложил, а они, неблагодарные… Потом переключится на продавца пчел. Наверное, тот ему бракованные семьи подсунул. Год-два мытарств, и пчеловодству в отдельно взятом хозяйстве или на дачном участке приходит конец. Соседям Иван Иванович объяснит, что времени на пчел мало, дела замучили, а сам себе даст слово больше с насекомыми не связываться. «Я что, себе трехлитровую банку меда не куплю? Много ли мне надо?»
И не поймет главного, что если бы он с самого начала оставил пчел в покое, не нарушал бы теплового режима в гнезде, не отвлекал бы их от работы, то был бы нынче и с пчелами, и с медом. Потому что пчелиный улей – это тот «черный ящик», который живет по своим законам, и всякое нечастое вмешательство в него должно быть оправданным и аккуратным. А опыт, он сразу не приходит. Считается, что опытным пчеловодом можно назвать того, кто занимается пчелами от пяти до пятнадцати лет. У всех разные способности и все по-разному приходят к вершине мастерства.
Раньше пчеловодство было очень распространенным промыслом. В настоящее время навыки, передаваемые из поколения в поколения пчеловодами, почти утрачены. Теперь редко когда пасечник передает свое мастерство по наследству.
Наша книга предназначена тем, кто только собирается обрести навыки, кто добровольно согласится быть подмастерьем у пчел в условном временном отрезке от ноля до (как получится) лет, когда не с кем, кроме книги, и посоветоваться. Когда требуется научиться понимать, в какое время ты нужен улью, а когда лучше оставить его в покое. И раз от раза, делая необходимые действия, потихоньку приобретать навыки точных и аккуратных движений при работе на пасеке.
Нужно помнить, что пчела, живя рядом с вами, в вашем улье, не становится домашней. Она никогда не признает в вас своего хозяина и не будет весело жужжа пролетать мимо вас с приветствием. Вы для нее – потенциальная опасность, грабитель и нарушитель покоя. Десятки миллионов лет жили пчелы без человека: симбиоз пчелы и человека придуман не пчелой, и потому она требует к себе уважения.
Вместе с тем, очень важно научиться не бояться пчел. Боязнь присутствует у многих начинающих пчеловодов, особенно у тех, кто живет в средней полосе и разводит среднерусскую породу. Это другая крайность, когда человек приобретает ульи и однажды, хорошо ужаленный, совершенно естественно начинает бояться пчел. «А пропади все пропадом, пусть все идет, как идет. Не полезу я в улей». И тоже меда нет, и тоже понятно, чем закончится такое пчеловодство.
Преодоление страхов, возможно, займет некоторое время, но когда вы поймете, что во взаимоотношениях с пчелами появилось что-то похожее на взаимопонимание и ваши движения уже не вызывают их ответной агрессии, поверьте, чувство собственной значимости, уважения к самому себе непременно придут к вам, да и мастерство не за горами. Больше всего ошибок совершает начинающий пчеловод от незнания и страха. Боязнь быть ужаленным, опасения раздавить матку, страх перед разроившимся ульем и многое, что пугает, проходит только с неоднократным повторением пройденного.
Организм обретет иммунитет и перестанет болезненно реагировать на пчелиный яд. Отточенная работа не приведет к летальному исходу матки. Рой не так страшен, как его малюют. И так во всем.
А что нужно на первое время знать и делать, подскажет эта книга.