Игра – это, пожалуй, самое интересное в мире занятие. Принято считать, что это понятие относится к детскому периоду жизни человека. Но это не так. Достаточно вспомнить несколько распространенных выражений «взрослого» языка. Например, «играть на бирже», «поднимать тяжести играючи», «игривый характер», «играть чувствами» и т. д. Кроме того, существует множество «взрослых» игр. К ним можно отнести различные викторины и интеллектуальные игры, которые в изобилии присутствуют на телеэкранах. Существуют компьютерные игры, рассчитанные не только на детей, но и на взрослых игроков. Некоторые люди объединяются в команды, чтобы принять участие в ролевых играх в стиле фэнтези или повторяющих какое-либо историческое событие. И, конечно, не стоит забывать о разнообразных спортивных играх и состязаниях.
Игра – это разновидность физической и интеллектуальной деятельности, которая лишена прямой практической цели, но предоставляет человеку возможность самореализации.
Игра не только развлекает человека, дарит ему радость и веселье, но и развивает его. С раннего детства родители покупают своему ребенку разные игрушки. Это могут быть и погремушки, и маленькие мячики, которые ребенок пытается схватить, разные разноцветные вертушки, которые заставляют ребенка смотреть на них и радоваться красоте блестящих цветочков.
Посредством игры человек уже с малых лет начинает воспринимать этот мир: слышать его, осязать, смотреть. Наверное, сам ребенок еще не представляет, что с игры начинается его развитие, его становление в этом мире, для него игра – это радость, приятное и беспечное времяпрепровождение. Те же чувства, что и ребенок, испытывает взрослый человек. Но только играет он значительно реже, за исключением таких случаев, когда игра становится профессией (спортсмены, букмекеры, шоумены и т. д.) (рис. 1).
Рис. 1. Играющий ребенок
Существует множество видов игр. Среди них можно выделить спортивные, настольные, командные, индивидуальные, уличные, логические, азартные, интеллектуальные, деловые, компьютерные, ролевые и т. д.
С точки зрения психологии развития игра – это деятельность человека в условных ситуациях, которые моделируют реальные. В игре нередко воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, овладение которыми обеспечивает приобщение к культуре и жизни в обществе. Психологи отмечают важность игры для познания предметной и социальной действительности, интеллектуального, профессионального, эмоционально-волевого и нравственного становления и развития личности. Таким образом, можно сказать, что игра направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Изучением игры занимаются такие науки, как психология, философия, этнография, культурология, педагогика, теория спорта, военного дела, управления и др.
Основной момент игры – это мнимая ситуация. В игре, руководствуясь этой мнимой ситуацией, человек начинает действовать по заранее определенным правилам. Часто оговаривается даже план игровых действий (рис. 2).
Рис. 2. Создание мнимой ситуации
Не секрет, что игры появились очень давно. Трудно установить даже приблизительную дату их возникновения. Возможно, что первая гра родилась вместе с первым человеком. Хотя животные тоже играют. Так или иначе, но игра прочно вошла в жизнь каждого человека.
Буквально каждый день появляются новые игры, совершенствуются старые. Так было и у наших предков. Весной и летом – хороводы, зимой – снежки и санки. Появлялись не только уличные игры-развлечения, но и так называемые «комнатные» игры. Например, всем известны игры в прятки, фанты, жмурки. Эти игры развлекают как детей, так и взрослых. Порой взрослые и дети играют вместе.
В прошлом на Руси играми в помещении увлекались и крестьянские девушки на своих вечерних посиделках, и городские барышни, приглашенные на праздник в какой-нибудь роскошный особняк московского или петербургского вельможи; и даже сами эти вельможи не прочь были на время игры вновь почувствовать себя детьми (рис. 3).
Рис. 3. Хоровод
Огромная часть игр носит спортивный характер. Это различные состязания в ловкости, и силе. Примером тому могут служить Олимпийские игры, являющиеся самыми грандиозными спортивными состязаниями древних времен, да и наших дней тоже. Эти игры проводились с 776 г. до н. э. по 394 г. н. э. в Олимпии, прекрасном городке Эллады. Это место было святым у греков, поэтому состязания проходили именно там.
От Олимпии произошло и название Игр. Победа на Олимпиаде была большим событием и приносила атлету необыкновенную славу. С VI в. до н. э. появились также и другие игры, подобные Олимпийским, – Пифийские, Истмийские и Немейские игры, которые также были посвящены различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний.
Об Олимпийских играх говорят в своих произведениях Плутарх, Геродот, Пиндар, Лукиан, Павсаний, Симонид и другие античные авторы. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия.
Вблизи стадиона на берегу реки Алфей располагали свои палатки люди, пришедшие посмотреть на состязания. Пять дней официально длился Греческий фестиваль. Олимпиады делали человека величественным, человек представлялся как идеал слияния совершенства, красоты духа и тела. Победителя Олимпийских игр называли олимпиоником. Его почитали как бога. Олимпийский герой, когда въезжал в родной город, был одет в одежду пурпурного цвета, голову его украшал венок. Приезд олимпионика означал приезд в город Олимпийской славы.
Вместе с играми к человеку пришел азарт. Появились даже специальные азартные игры, при которых люди получали возможность сделать ставки на исход какого-либо события или состязания и, возможно, получить выигрыш.
Ежедневно в Лас-Вегасе, мировой столице азартных игр, люди отдают миллионы, чтобы на следующий день вернуться с надеждой и проиграть в казино последнее или сказочно выиграть.
Уже первобытные гунны ставили на кон свои жизнь и смерть. Полудикие поселенцы Цейлона так увлекались азартом, что разрешали победителям измываться над телом соперников.
Древний Рим отдавался игре с особенной страстью. Нерон на один бросок костей ставил по 400 000 сестерциев. Октавиан играл даже во время верховой езды. Во времена Ювенала чиновники являлись в присутственные места с полными кошельками и вместо дел занимались играми (рис. 4).
Рис. 4. Олимпийский бегун
Мир развлечений не очень изменился с тех пор. Пройдя через ряд церковных запретов и негласное недовольство общественной морали, он продолжает занимать думы и сердца многих. Пещерные охотники в погоне за зверем чувствовали и азарт. Игроки, до остановки сердца смотрящие за вращающейся рулеткой, чувствуют себя ее продолжением, и все для того, чтобы шарик стал на нужной цифре рулетки. Азартные игроки ставят вновь и вновь, выигрывая и проигрывая, вычисляя возможные закономерности, пытаясь вывести какую-то теорию. А реальных законов в этих играх нет. Существуют только методы, приводящие к различным правилам игры: покер, блек-джек, баккара, рулетка, нарды.
В детстве у будущего русского императора Петра Третьего игрушек не было. Все воспитание составляли наказания и военная муштра. Только когда Петру исполнилось 14 лет, когда к власти пришла Елизавета Петровна, родная тетя будущего императора, он получил первые игрушки.
Азартных игр придумано множество, страсть к игре – характерная часть человеческой сущности, как бы общество ни называло ее: пагубной, вредной и т. п.
Игры разных народов очень похожи. Например, многие подвижные игры напоминают догонялки и салки (рис. 5).
Рис. 5. Детские игры
Так, русская игра «Кошки-мышки» имеет аналог у марийцев – «Дикие гуси», у латышей – «Волк и коза», у украинцев – «Селезень и утка». Но в играх каждого народа есть свои любимые герои. Например, у русских, белорусов, украинцев – это огородник, который сеет, сажает, у народов Севера – охотник. Есть и свои любимые животные: у русских – козел, зайчик, у саамов – олень, у казахов – верблюд.
Игра для ребенка – это репетиция взрослой жизни. Правила народных игр – это своего рода моральный кодекс, который усваивается в детстве «играючи». Ребенок постигает, что такое лидерство, соперничество, чувство локтя, радость победы, горечь поражения, честность и обман. Различные забавы, увеселения, зрелища, народные виды спорта, имея развлекательную основу, включают в себя элементы театра, цирка, танцевального, музыкального, песенного, поэтического и изобразительного искусства, а также верований и религиозных культов. Но все перечисленое выше имеет отношение и к взрослым играм. Человек в игре получает возможность проработать такие ситуации, которые не происходили в его жизни.
У маленького Николая II было много игрушек, но одной из самых любимых была железная дорога. Она была точь-в-точь как настоящая и заводилась ключиком. Возможно, именно поэтому повзрослевший Николай II уделял большое внимание развитию железных дорог в России. А в 24 года он стал председателем комитета Сибирской железной дороги.
За национальным характером игры кроются культурное богатство, традиции каждого народа. Содержание многих игр может рассказать о быте и религии, трудовой деятельности людей, живущих в разных уголках Земли.
Народная игра многогранна, но отбирается только здоровое, доброе, выражающее душу, характер народа.
Основную часть игр разных народов составляют так называемые ролевые игры. В них человек принимает на себя роль какого-либо несуществующего и существовавшего ранее (исторические ролевые игры) героя. Ролевые игры – явление, известное во многих странах. Россия и Австралия, Бразилия и Финляндия – в ролевые игры играют в самых разных уголках мира.
Несмотря на схожесть изначального концепта, в каждой стране играют в какой-то степени по-своему. Причем «ролевики» одной страны вряд ли знают много об особенностях ролевых игр других стран. И на то есть вполне естественные причины. Одна из них – небольшое количество межнациональных ролевых игр и конференций.
Рассмотрим немного подробнее особенности проведения ролевых игр в разных странах.
В Швеции существует национальная организация, объединяющая «ролевиков», занимающихся разными видами ролевых игр. Эта организация, называемая «Сверок», даже получает финансовую помощь от государства. «Сверок» насчитывает 40 000 ролевиков (рис. 6).
Рис. 6. Ролевые игры
В большинстве ролевых игр в Швеции участники сами создают своих персонажей. Сами игры длятся от одного дня до недели. Большинство игр собирают около 100 участников, большие игры собирают около 1000.
Большинство «ролевиков» находятся в возрасте 16–25 лет. Вообще, возраст участников может быть практически любым: от младенцев (с родителями) до 60 лет и старше.
Обычно в играх используется латексное или стальное оружие. В Швеции растет интерес к более психологически требовательным играм. Многие экспериментальные психологические игры разыгрываются в современных рамках. Также прослеживается разделение между более взрослыми и опытными игроками и молодыми талантами. Опытные «ролевики» имеют тенденцию организовывать довольно смелые игры, хотя фэнтези и исторические игры составляют по-прежнему основную массу игр.
Для Финляндии типичны короткие игры, имеющие продолжительность не более двух дней. Существует совсем немного игр с количеством участников более 500 человек. Таких игр было проведено не более трех за последние 10 лет. Для каждой игры мастер пишет роли. В самих играх используется реалистичное оружие, например из стали.
Проводятся игры в различных жанрах, но очень много фэнтези. Средний возраст игроков довольно низкий (в районе 18 лет). Интересно, что в финских ролевых играх существует четкое разделение между «стариками» и молодым поколением. Обе группы имеют разные интересы и требования.
В Норвегии нет национальной организации. Ролевые игры очень разные по жанру и стилю. Большой спектр подходов к ролевым играм – от любительского до артистичного, причем чаще всего без четкого разграничения. Большой разброс методов подготовки игр. Довольно обычны использование написанных заранее ролей, групповые встречи и длительная подготовка.
Игры, как правило, длятся пару дней. Самым обычным является использование латексного оружия.
Игры обычно собирают немного участников – от 40 до 90.
«Ролевики» Норвегии поставили своеобразный рекорд. В этой стране самая крупная ролевая игра собрала около 250 участников.
В этой стране существуют разные стили игры и организации в зависимости от региона. Большинство игр длятся с пятницы по воскресенье. Очень мало игр продолжительностью более 3–4 дней. Количество участников различно. Большинство крупных игр в Дании собирают по 100–300 человек.
Способ создания персонажей (ролей) зависит от типа сценария. Обычно роль либо пишется мастером, либо участник делает набросок персонажа, который затем корректируется и одобряется мастером.
70–80 % участников – «ролевики» мужского пола.
В Дании, вероятно, самое большое количество детских ролевых игр по сравнению с другими странами. Средний возраст участников, не считая детей, составляет 20–25 лет.
В этой стране нет национальной организации «ролевиков», но есть всенациональный Клуб. Также существует несколько региональных групп, которые обычно работают друг против друга.
Обычная продолжительность игр составляет от 1 до 5 дней. Персонажи создаются самими участниками без какого-либо вмешательства организаторов. Неигровые персонажи обычно используются как основной рычаг управления событиями в игре.
Чаще всего используется латексное оружие, обычно жесткая боевка. Больше всего «ролевиков»-мужчин (около 80 %). Средний возраст игроков – 22 года. Крупные игры организуются молодым поколением «ролевиков».
Наибольшей популярностью пользуются игры в стиле фэнтези. Средний возраст участников – старше 20 лет.
Участники сами пишут своих персонажей (роли). Здесь ролевые игры считаются играми, а не искусством. Причем совсем не обязательно вживаться в роль, самое важное – хорошо провести время.
Большинство игр в Бельгии собирают 100–150 человек. Здесь разрешено только латексное оружие, причем оно не должно быть очень жестким. Бой ведется очень реалистично, участники могут наносить крайне ощутимые удары, отсюда требование к жесткости оружия.
На таких мероприятиях обычно дежурят медицинские работники, которые могут оказать участникам помощь.
Участники сами пишут свои роли в рамках предложенного мира и системы правил, организаторы создают неигровых персонажей.
Большинство игр длятся с вечера пятницы до вечера воскресенья.
Часто ролевые игры в этой стране имеют возрастное ограничение – от 18 лет и выше, но организуются игры и для более младшего возраста.
В Эстонии нет национальной организации, нет сильных местных клубов. Возраст участников ролевых игр может варьироваться от 15 до 45 лет, чаще всего – от 17 до 30 лет.
Игры различаются по темам, чаще всего это фэнтези. Треть участников составляют «ролевики» женского пола.
В большинстве игр персонажи создаются самими игроками с учетом некоторых моментов, заранее определенных мастером. В некоторых играх все персонажи написаны мастером.
Чаще всего игры собирают от 40 до 60 человек
Большинство игр относятся к стилю фэнтези. Игры с боями делаются с использованием пластикового оружия. Латексное оружие здесь еще только-только появилось.
Большинсво участников ролевые игры привлекают как способ ухода от реальной действительности. Причем треть участников составляют «ролевики» женского пола. Средний возраст участников – 22 года, вообще возраст может варьироваться от 14 до 50 лет.
Костюмы и спецэффекты обычно очень среднего качества. В США очень мало организаций национального масштаба. В большинстве регионов существует несколько более мелких организаций, которые друг с другом не сотрудничают.
Продолжительность игр, за очень редким исключением, обычно составляет от 1 до 4 дней. Ролевые игры собирают от 12 до 900 участников, в среднем это 100, реже – более 150.
В этой стране очень популярны «кровавые» игры, имеющие более 1000 участников. Но никакого действия как такового, только драка. Есть и маленькие игры на 70–100 человек.
Персонажей для игры придумывают заранее – это совместная обязанность игроков и организаторов. Затем игрок выбирает роль, а мастер вписывает ее в сценарий.
В Бразилии существует несколько направлений ролевых игр, но наиболее популярными являются игры в стиле фэнтези.
В стране нет национальной организации, занимающейся ролевыми играми.
Фэнтезийные ролевые игры – вещь довольно новая для Бразилии. Первая игра с использованием пластикового оружия имела место в 2000 г. Некоторые ролевые группы сотрудничают друг с другом, другие – нет.
Ролевыми играми увлекался и маленький Петр I. В этих играх участвовало множество его друзей – сыновей дворян. Будущий царь вооружал их похожими на настоящие игрушечными пищалями, пистолями и луками.
Большинство игр длятся не более одного дня и собирают обычно от 20 до 60 участников. Роли выбираются и разрабатываются игроками, мастер корректирует их в соответствии со сценарием.
Здесь типичен очень интенсивный и жесткий бой с использованием пластикового оружия. Удары разрешено наносить только в определенные участки тела противника.
Латексное оружие еще не применяется.
Около 30 % участников составляют «ролевики» женского пола. Большинство игроков – подростки.