Энциклопедия духовных качеств в мудрых изречениях и размышлениях

Одеяние духа

В различных культурах мира присутствует идеал совершенного человека, возникший из стремления к более прекрасной, справедливой, чистой, благородной жизни. Основатели лучших философских и религиозных систем давали многообразные характеристики такого идеала. Несмотря на то, что язык и форма этих учений могли сильно отличаться, будь то притчи, краткие изречения, трактаты и т.п., – их главные нравственные идеи близки и созвучны по своей сути. Совершенный человек не может не быть мудрым, сострадательным, любящим, ответственным, наблюдательным, распознающим, мужественным и т.п.

Обоснование универсальных решений насущных проблем человеческого бытия – важный мировоззренческий принцип Учения Живой Этики и связанного с ним корпуса книг, которые послужили источниками для составления «Энциклопедии духовных качеств…». Поэтому содержание книги будет познавательно и полезно вне каких-либо социальных, расовых, конфессиональных и иных делений.

Учение Живой Этики (Агни Йоги) составлено Е.И. Рерих (1879–1955) и Н.К. Рерихом (1874–1947) в сотрудничестве с индийскими Духовными Учителями в 1920–1940-е гг. В самом названии отражено его основное содержание: это этическое учение, исследующее многомерную природу и нравственный облик человека, его последовательное духовное преображение и достижение гармонии с эволюцией планеты и космоса. Это учение являет удивительный синтез восточной и отечественной философской мысли с акцентом на достижениях передовой науки.

Подход к решению нравственной проблематики в Живой Этике отличается философски обоснованной широтой и синтезом; рациональной доказательностью с опорой на внутренний (духовный) опыт личности; направленностью на выявление сущностного единства смысложизненных ценностей при допущении разнообразия их культурных форм, выработанных на протяжении долгой истории человечества.

Идеи Живой Этики всесторонне поясняются в философских письмах и публицистических статьях Е.И. и Н.К. Рерихов, находят отражение в работах их сыновей – Ю.Н. Рериха (19021960) и С.Н. Рериха (1904–1993). Поэтому эти труды были широко использованы при составлении энциклопедии.

В 2020 г. отмечалось 100-летие Учения Живой Этики (24.03.1920 г. – начало его создания). Уже при жизни Рерихов оно получило распространение (во многом благодаря культуроохранной и миротворческой деятельности Н.К. Рериха и его известности как выдающегося художника) и практическое преломление в трудах их единомышленников (А.И. Клизовского, Р.Я. Рудзитиса, Е.А. Зильберсдорфа и др.). Особый интерес в контексте проблематики энциклопедии представляют нравственно-философские Записи Б.Н. Абрамова (1897–1972), вышедшие в свет под названием «Грани Агни Йоги» (более 20 книг). Этот многотомный труд созвучен Учению Живой Этики и по содержанию, и по творческому методу написания: в его основе также лежит общение с Духовным Учителем и личный опыт применения излагаемых идей в повседневной жизни.

Движение к духовному идеалу затруднительно без многостороннего представления о нём – как можно более полного, чёткого и ясного. В обозначенной философской традиции уделяется пристальное внимание исследованию различных качеств и свойств сознания человека. Рассматриваются вопросы их источника и природы, взаимосвязи и различения между внешне схожими формами их проявления, этапы формирования, методы воспитания и управления. В текстах акцентируется проблема обоснования жизненной необходимости духовно-нравственного совершенствования – целенаправленного взращивания в себе духовных (положительных) качеств сознания.

В российском менталитете, при всём богатстве отечественной философии и литературы, понимание палитры духовных качеств человека сложилось, к сожалению, недостаточно глубоко и объёмно. Нравственный образ члена современного общества, поддерживаемый СМИ и книжным поп-рынком, производит убогое впечатление. Это имеет свои негативные следствия в сферах воспитания, образования и медицины.

Как в научном, так и тем более в обыденном представлении о нравственных качествах смешиваются самые разнородные и неожиданные смыслы. Так, любовь объединяет и влечение к вкусным блюдам, и привязанность к домашним животным, и половую несдержанность, и патриотические чувства, и глубоко духовную любовь к Богу… В понимании человечности, порой, видят только мягкость натуры, уступчивость, слабоволие и сентиментальность… В представлении о снисходительности сталкиваются высокомерие и попустительство. Справедливость часто оказывается синонимом бездушия и жестокости. Каков же подлинный лик добродетели и порока? В чём сущность и роль многообразных качеств человеческого сознания? Какие из них несут в себе радость, здоровье и поступательное развитие, а какие приводят к внутреннему опустошению, болезням и бедам?

В Учении Живой Этики ставится цель очищения и углубления многих понятий, среди которых значительное место занимают духовно-нравственные качества. «Можно представить двух собеседников, приблизительно одинаково развитых и всё же не понимающих друг друга, – справедливо отмечается в книге «Община». – Может быть, в их сознании недостает лишь нескольких малых звеньев, но эта малая разница заставляет иначе вращаться зубчатые колеса мышления, а в результате начинают двигаться совсем различные рычаги»1. Сознательное формирование целостного представления о нравственном идеале и его характеристиках способствует консолидации общественных сил вокруг проблемы духовности, углубляет понимание сложной природы человеческого сознания, расширяет возможности помощи в развитии его творческого потенциала.

Всемерная актуализация вопросов духовно-нравственного совершенствования и целенаправленная выработка их философского и психологического решения – необходимые шаги на пути ускорения эволюции общества, его гуманизации и противодействия гибельным следствиям потребительства, эгоизма и безответственности, либеральному размыванию нравственных ориентиров, тенденции к устранению воспитания из сферы образования и другим кризисным явлениям.

Основные цели «Энциклопедии духовных качеств…» – систематизировать богатейшую палитру положительных (духовных) качеств человеческого сознания, обосновать их значимость для развития личности, дать их общую характеристику, показать особенности приложения в повседневной практике.

В «Энциклопедии…» представлено более 160 положительных качеств сознания. Все они – подлинное духовное богатство русской культуры и языка. Многие близкие понятия освещены отдельно во избежание унификации и потери ценных оттенков смысла.

Рассматриваемые качества охватывают различные сферы внутреннего мира и творческой деятельности человека: нравственную, познавательную, волевую, коммуникативную, трудовую и т.д. Тем самым выражается целостность и многогранность духовного идеала. Все качества объединены в небольшие группы по их внутреннему созвучию и близости.

Каждому качеству посвящена отдельная тематическая подборка цитат. Многие из предложенных высказываний представляют собой глубокие афоризмы, которые могут быть признаны мудрыми «формулами жизни», правилами, помогающими нам ориентироваться в потоке жизненных событий, оценивать их соизмеримо с высокими целями и ценностями, учиться «переводить» наши впечатления и переживания в позитивный жизненный опыт и знания. В краткости формул ярко «выражается и целесообразность, и бережность, и уважение, и заострённая сила»2.

Поясним некоторые аспекты представления о человеке и мире в философии Живой Этики и связанные с ними термины.

В учении человек выступает как многомерный микрокосмос, состоящий не только из физического тела, но и души (сознания – в терминах Живой Этики), и духа (духовного начала)3.

Духовное начало – высшая, лучшая, творческая часть человеческой природы, её связующий центр. Дух является активной, созидательной, антиэнтропийной силой, ведущей к бесконечному поступательному развитию человека. Постоянные, мощные импульсы духа участвуют в формировании человеческого сознания и самосознания. Дух как источник высших, альтруистических стремлений противостоит низшей животно- эгоистической природе человека, проявляющейся в невежестве, корысти, раздражительности, отчуждении и других негативных свойствах и поступках.

Не случайно древние мудрецы сравнивали сознание земного человека со стеклом или окном. Чем оно чище и прозрачнее, тем ярче и теплее лучи Солнца, проходящие сквозь него и проливающие свет и благо на окружающую жизнь. Тогда как сознание, затемнённое невежеством и эгоизмом, слабо воспринимает и пропускает сквозь себя воздействия духа, а значит, внутреннее состояние такого человека и его отношения с миром становятся беднее, однообразнее и ограниченнее. Поэтому и стоит перед человеком цель – очищение и расширение сознания, совершенствование и утончение его качеств для свободного, гармоничного проявления духа.

В Учении Живой Этики, как и во многих других философских и религиозных учениях, сокровенным средоточием духа в человеке является сердце. Оно понимается здесь как метафизический орган, собирающий «благую чашу» жизненного опыта, знаний, творческих способностей человека. Поэтому нравственное восхождение основывается прежде всего на умении распознавать голос сердца и его силой противостоять низшим проявлениям как изнутри, так и извне. Обращение к сердцу – это сознательное пробуждение лучшей, высшей части человеческой природы.

Духовность представляет собой такое состояние человеческого сознания, когда в нём главенствует дух и его живительные эманации пронизывают всё многомерное существо человека (его побуждения, мысли, чувства, желания и т.д.). Наиболее полно и выразительно духовное начало проявляется через положительные качества сознания. «…Качества есть одеяние духа», – подчеркивается в «Гранях Агни Йоги»4. Поэтому духовность также можно определить как гармоничное звучание симфонии духовных качеств человеческого сознания.

Качества в отличие от преходящих чувств, настроений, эмоций и аффектов характеризуются бóльшим постоянством, устойчивостью и закреплённостью в психике. В них кристаллизуются жизненный опыт человека, его понимание людей и отношений, выражаются его мировоззренческие принципы (выработанные им, конечно, с разной степенью сознательности). Нравственные качества формируют те привычные для каждого человека «каналы» мышления и психофизические реакции, которые проявляются в конкретных жизненных ситуациях как переживания, эмоции, мнения, впечатления, поступки.

Концепция многомерности бытия и человека обусловила новое – тонко-энергетическое – понимание природы всех проявлений его сознания: мыслей, чувств, волевых побуждений, желаний и т.п. В этом свете качества не просто абстрактные добродетели или пороки, а свойства внутренней психической энергии (силы) человека. Положительные качества сознания накапливают и «кристаллизуют» более высокую, чистую психическую энергию, дающую человеку духовную бодрость, здоровье и творческое развитие. Тогда как отрицательные свойства (раздражение, гнев, трусость, зависть и т.п.) бесконтрольно растрачивают её и разрушают психофизическое равновесие организма. В связи с такой важнейшей ролью качеств сознания в жизни человека они достойны самого внимательного и вдумчивого отношения с нашей стороны.

Нравственные недостатки не могут являться непреодолимыми препятствиями на пути духовного совершенствования и быть оправданием слабоволия и пассивности. В «Гранях Агни Йоги» справедливо отмечается, что «на несовершенства свои надо смотреть как на отправную точку, от которой начинается путь совершенствования. …Нет такого положения или таких условий, от которых нельзя было бы устремиться к Свету»5. В недостатках, когда они осознаны, продуктивнее видеть возможность для новой ступени развития.

Согласно Учению Живой Этики, духовное совершенствование – это единственный естественный путь эволюции человека и человечества. Несмотря на то что этот процесс медленный и очень непростой, он является надёжной «длинной линией» вечных, нетленных накоплений сознания по отношению к внешне ярким и быстро достигаемым (но и преходящим) цивилизационным благам, которые, однако, никогда не заменят доброго сердца, стойкости и мужества, радости творчества и чуткого восприятия красоты… И тем более, никакие из материальных благ не будут доступны человеку в его будущем посмертном существовании. Тогда как светлые жизненные накопления сознания, как об этом утверждают Живая Этика и большинство религиозных и философских учений, оказываются лучшей основой, энергетическим «топливом», поднимающим человека в соответствующие им по качеству сферы многомерного бытия, а также являются там утончённым «одеянием» его бессмертного духа.

Важнейший этап совершенствования – это выработка правильного представления о каждом из положительных качеств сознания, которые подлежат взращиванию и бесконечному развитию. Обратим внимание на большое различие между информированностью человека и его убеждённостью: «Прежде чем начать утверждать какое-либо качество, хорошо дать себе полный отчёт и представить ясную картину, что именно даст желаемое качество духу, какое преимущество заключается в нём и как будет способствовать оно эволюции сознания. Ни чтение, ни убеждения, ни увещевания, ни проповеди не помогут, пока не наступит осознание значения того, для чего и почему это необходимо. “Осознание есть почти уже овладение”6 и кратчайший путь к приобретению нужного качества»7.

Подчеркнём, что целью человека является созидание в себе не просто отдельных качеств, а всей их духовной симфонии. В Учении Живой Этики отмечается: «Если одно качество разовьётся прекрасно, а другие будут отставать, то получится диссонанс разрушительный. …Равновесие качеств даётся большим напряжением сознания»8. Указанное напряжение закономерный результат большой работы, которую призван вести каждый человек не только по изживанию своих недостатков, но важно – по умелому и гармоничному вмещению разнообразных, порой, внешне противоположных, качеств: мужества и осторожности, самоотверженности и бережности, подвижности и твёрдости, суровости и нежности. Какое из качеств и в какой мере применить в бесконечном потоке жизненных встреч и конкретных ситуаций – тончайшее искусство и «благословенная наука»9, которыми постепенно должен овладеть каждый из нас.


Для более подробного ознакомления с «Энциклопедией духовных качеств…» приглашаем на сайт «Этика во мне»:

https://etikavomne.ru


Источники

• Учение Живой Этики (любое издание):

Листы сада Мории. Зов.

Листы сада Мории. Озарение.

Община.

Агни Йога.

Беспредельность (в 2-х кн.).

Иерархия.

Сердце.

Мир Огненный. Часть 1.

Мир Огненный. Часть 2.

Мир Огненный. Часть 3.

Аум.

Братство. Часть 1.

Братство. Часть 2. Надземное (в 3-х кн.).

Напутствие Вождю.

• Письма Махатм. Самара: Рериховский Центр духовной культуры г. Самары, РТО, 1993.

• Письма Мастеров Мудрости. Сборник. М.: «Сфера», 1997.

• Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т. 1. М.: Прогресс-Культура, 1992.

• Письма Елены Рерих (1929–1938). В 2-х т. Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992.

• Рерих Е.И. Записи Учения Живой Этики. В 18 т. М.: Прологъ, 2007–2013.

• Рерих Е.И. Письма. В 9 т. М.: МЦР, 1999–2009.

• Космологические записи / Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2000. С. 246-247.

• Рерих Н.К. Врата в Будущее. Рига: Виеда, 1991.

• Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.

• Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. М.: МЦР, 1995–1996.

• Рерих Н.К. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991.

• Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991.

• Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.

• Рерих Н.К. Шамбала. М.: МЦР, 1994.

• Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993.

• Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2004.

• Рерих Ю.Н. Советы на каждый день / Воспоминания о Ю.Н. Рерихе. Сборник. Новосибирск: СибРО, 1994. С. 144.

• Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. Сборник. Новосибирск: ИЦ Россазия, 2012 (3-е изд., доп.).

• Грани Агни Йоги. 1951 г. Новосибирск: «Алгим», 2014.

• Грани Агни Йоги. 1952 г. В 2 ч. Новосибирск, 2013–2014.

• Грани Агни Йоги. 1953 г. В 2 ч. Новосибирск, 2012.

• Грани Агни Йоги. 1954 г. Новосибирск, 2017 (2-е изд., доп.)

• Грани Агни Йоги. 1955 г. В 2 ч. Новосибирск, 2015–2016.

• Грани Агни Йоги. 1956 г. Новосибирск: «Алгим», 2009.

• Грани Агни Йоги. 1957 г. Новосибирск, 2021 (2-е изд., доп.)

• Грани Агни Йоги. 1958 г. В 2 ч. Новосибирск, 2013 (2-е изд.)

• Грани Агни Йоги. 1959 г. Новосибирск, 2022 (2-е изд., доп.)

• Грани Агни Йоги. 1960 г. Новосибирск, 2015 (2-е изд., доп.)

• Грани Агни Йоги. 1961 г. Новосибирск: «Алгим», 1994.

• Грани Агни Йоги. 1962 г. Новосибирск: «Алгим», 1994.

• Грани Агни Йоги. 1963 г. Новосибирск, 2019 (2-е изд., доп.)

• Грани Агни Йоги. 1964 г. Новосибирск, 2020 (2-е изд., доп.)

• Грани Агни Йоги. 1965 г. Новосибирск, 2021 (2-е изд., доп.)

• Грани Агни Йоги. 1966 г. Новосибирск, 2018 (2-е изд., доп.)

• Грани Агни Йоги. 1967 г. Новосибирск: «Алгим», 1995.

• Грани Агни Йоги. 1968 г. Новосибирск: «Алгим», 1996.

• Грани Агни Йоги. 1969 г. Новосибирск: «Алгим», 1996.

• Грани Агни Йоги. 1970 г. Новосибирск: «Алгим», 1997.

• Грани Агни Йоги. 1971 г. Новосибирск: «Алгим», 1997.

• Грани Агни Йоги. 1972 г. Новосибирск: «Алгим», 1998.

• Спирина Н.Д. Капли. Стихи. Новосибирск: ИЦ Россазия, 2019.

Сокращения

ЛСМ. Зов – Листы сада Мории. Зов.

ЛСМ. Озар. – Листы сада Мории. Озарение.

Общ. – Община.

АЙ. – Агни Йога.

Беспр. – Беспредельность.

Иер. – Иерархия.

МО-1 – Мир Огненный. Ч. 1.

МО-2 – Мир Огненный. Ч. 2.

МО-3 – Мир Огненный. Ч. 3.

Бр. – Братство. Ч.1.

Надз. – Братство. Ч.2. Надземное.

НВ. – Напутствие Вождю.

ПМ – Письма Махатм.

ПММ – Письма Мастеров Мудрости.

ЕПБ – Е.П. Блаватская. Тайная Доктрина. Т. 1.

ЕИР – Е.И. Рерих.

ЗапЕИР – Е.И. Рерих. Записи Учения Живой Этики.

ПЕИР – Письма Елены Ивановны Рерих.

НКР – Н.К. Рерих.

СНР – С.Н. Рерих.

СНР. ИиЖ – С.Н. Рерих. Искусство и Жизнь.

ЮНР – Ю.Н. Рерих.

ГАЙ – Грани Агни Йоги.

БНА. УС. – Б.Н. Абрамов. Устремлённое сердце. Сборник.


[В квадратных скобках] – примечания составителя.

Загрузка...