Во все века люди, да и целые народы перемещались по нашей планете. Сначала кто-то видел, что в соседней роще бананы или орехи более крупные и вкусные и со своей семьей перебирался жить туда. Потом наши предки стали перемещаться на большие расстояния. При этом нужно понимать, что позволить себе «сорваться с насиженного места» мог только человек имеющий какие-то сбережения. Хотя бы, чтобы оплатить дорогу, иметь в пути пропитание. Конечно, переселение больших масс людей, как это было в 80-90 годахXX века из центральной России в Сибирь или переселение европейцев в Америку в 17-18 веках, происходило не постоянно.
Кстати.
За 20 лет с момента отмены крепостного права в России с места снялось и отправилось на поиск лучшей доли в Сибирь более 1 миллиона человек. Да-да, Сибирь, где не было помещичьих хозяйств, и находились огромные массивы свободных земель, была весьма привлекательной территорией для жизни. По крайней мере, в то время.
Но если такие глобальные миграционные потоки происходили время от времени, то перемещение небольших групп людей или отдельных семей на другие территории или в другие страны постоянно происходит постоянно. Долгие века или тысячелетия этот процесс был связан в большей степени с войной, попаданием в плен или рабство и т.п., но с XVI – XVII веков эмиграция становиться во многом индивидуальным выбором человека. Другое дело, что количество эмигрантов в те времена составляло доли процента от общего населения земли.
Так за весь XVII век из Англии в колониальную Америку эмигрировало всего 175 тысяч человек. Если посчитать по годам – совсем немного. Но со временем количество желающих или готовых рискнуть в поисках новых возможностей становиться все больше и больше. В первой четверти ХIХ века – во времена наполеоновских войн и войны Англии с США из Европы уезжало в редкий год больше, чем 5 тысяч человек. В самом деле, все «вкусные» места для жизни оказались исключены из рассмотрения: 1-я Мировая война в Европе, непонятно, что ожидает Соединенные Штаты. Но уже в середине столетия число эмигрантов приближается к 300 тысячам, а к середине 80-х достигает более миллиона человек в год. И это только Европа.
Кстати.
Давайте определимся в терминах, что такое эмигрант, иммигрант и мигрант.
Эмиграция происходит от латинского слова emigro, т.е. «выселяюсь». Таким образом эмиграция – это выезд из страны. Ну, а иммиграция, происходя от латинского же слова Immigro – «вселяюсь», определяет направление, куда человек стремиться попасть.
Т.о. иммиграция всегда имеет рядом с собой предлог «в», «куда-то»: в Чехию, в США, в Италию… Эмиграция – это выезд из страны, то есть миграция по отношению к государству, в котором человек жил до этого. Поэтому эмиграция всегда «откуда-то», «из». Нельзя говорить «эмиграция в США».
С миграцией все еще проще. Это просто перемещение людей из одного региона проживания в другой. И означает попросту переселение (лат. migratio – переселение).
Если для Европы, США, да и для множества других стран перемещение людей или целых народов достаточно привычная ситуация, то для России это не совсем так. После поднятия т.н. «железного занавеса» и появления формальной возможности начать ездить по миру, прошли еще долгие годы для того, чтобы эта практика стала постоянной. Нет, конечно, и в России было несколько «волн эмиграции».
Более миллиона человек составили т.н. «белую» эмиграцию. Это убежавшие от Октябрьской революции дворяне, белогвардейцы, интеллектуальная элита и множество других жителей бывшей Российской империи. Понятно – что причины отъезда большинства из них, конечно, политические.
Следующая волна, существенно большая по численности, это почти 2 миллиона попавших в плен во время 2-й Мировой войны, угнанных на работы в Германию. На самом деле за границей в период с 1941 по 45 гг. оказалось существенно больше народа, 8,5 миллионов! Но большая часть из них вернулась (или была насильно возвращена в Советский Союз), около 2,2 миллионов умерли. Остальные – решили не возвращаться, т.е. эмигрировали.
В декабре 1976 года премьер-министр СССР Алексей Косыгин произнес удивительные слова: «Если есть семьи, разобщенные войной, которые хотели бы встретить своих родственников вне СССР или даже оставить СССР, мы сделаем все, чтобы помочь им решить эту проблему».
Можно много спорить о причинах, побудивших советское правительство сделать такое заявление. Однако факт остается фактом – эти слова дали начало «третьей волне эмиграции». И через несколько лет неповоротливая государственная машина завертелась. За период с 70 по 90 год и СССР уехало почти 600 тысяч человек. Большинство в Израиль или, направляясь в Израиль, на самом деле оказывались в США, Канаде, Германии… Большое число из этих 600 тысяч составляли евреи, немцы и армяне.
Ну, а «четвертая волна» начала набирать силу в «лихие 90-е». Причины ее были сугубо экономические. Со свободами с России стало все, вроде, неплохо, существенно хуже стало с едой. Результат – около 1 миллиона эмигрантов, решивших попытать счастье в других странах. Причем только в 1999 году из страны уехало 215 тысяч человек.
Вы видите, причины у каждой волны эмиграции во многом различны, ситуация в стране так же разительно отличается. Нельзя же сравнивать 1920 год и отступление армии Деникина из Крыма и 1991 год.
Но сейчас на дворе 2022. Ситуация опять совсем иная. И народ изучает в интернете или листает географические справочники из совершенно других соображений. Наиболее активные, часто вполне неплохо устроенные граждане России, снова и снова задаются вопросом – а стоит ли? А если стоит, то – куда? Если же решили, куда, то возникает следующий вопрос – а как там будет? Наиболее разумные из еще и размышляют: как бы «подложить соломку», чтобы не сделать множество ошибок.
Граждане Украины, по крайней мере большинство, покинувших свою страну, изучать справочники и интернет не имеют возможности. Да они и не эмигранты, а скорее беженцы. Но через какое-то время они вполне могут получить статус эмигранта и столкнуться со всеми теми же проблемами, о которых я здесь говорю.
Кстати.
Мудрый учится на ошибках других, умный – на своих, а дурака и свои ошибки ничему не учат.
И вот здесь на помощь может прийти психология. Дело в том, что процесс выбора и принятия решений, анализ собственных мотивов – все это сугубо психологические проблемы. Существуют даже целые исследования и направления так и называющиеся: «Психология оценки и принятия решений».
Второе, чем может помочь психология, – это подсказать способы решения или снижения остроты тех проблем и стрессов, с которыми сопряжен такой шагом, как отъезд из страны. Разрыв с привычным окружением и высокий уровень неопределенности на новом месте, языковый и культурный барьер и смена жизненного уклада, проблемы с членами семьи, которые лучше (или существенно хуже) адаптируются к новым условиям, потеря привычного статуса…
Как-то я опросил 20 знакомых эмигрантов, какие сложности они могли бы перечислить, с которыми они или их близкие сталкивались на новом месте жительства. Возможно, вы не поверите, но после вычеркивания повторений получился список из 32 (!) проблем. И большая их часть имела именно психологические причины.
Вот именно поэтому и родилась идея такой книги. Много полезного в ней для себя найдут и те, кто только готовится к такому шагу, как эмиграция, и те, кто совершил этот шаг и год, и два, и даже 22 года назад.
Кстати.
Иммигрантами на сегодня в мире является, сколько вы думаете? Почти 120 миллионов человек. Т.е. именно столько людей живут не стране своего рождения, оставаясь при этом гражданами этой страны. И кстати, несмотря на огромный и все увеличивающийся в последние годы поток беженцев из африканских и азиатских стран, из этих 120 миллионов более 60 % – это жители вполне благополучных стран: США, Канады, Великобритании, Германии… Так жителей США живет не у себя дома более 24 миллионов, англичан – почти 5 миллионов.
Что касается наших соотечественников, то около 6 миллионов россиян живут сегодня не на территории России. Как вы видите, не так уж и много, по сравнению с 6,3 миллионами немцев или 4 миллионами французов.
Если кто-то захочет подробнее посмотреть и динамику оттока и притока мигрантов по странам или годам, очень рекомендую не «салонные» сайты, почти всегда грешащие большими неточностями, а информацию Международной организации по миграции (The International Organization for Migration (IOM) – http://www.iom.int. Там вы найдете немало интересных фактов и данных.
Анализируя эти цифры мы видим, что поток мигрантов с каждым годом стремительно нарастает. И за каждый из этих цифр – человеческая судьба. Потери, находки, обязательный и неизбежный стресс, сопряженный с разрывом, пусть даже временным, со своей страной и вхождением в страну новую. А так же разочарования и очарования новой жизнью, потеря статуса для одних и получение новых возможностей для других, новые впечатления (всегда) и ухудшение взаимоотношений в семье (нередко)… Короче, с эмиграцией связано огромное количество проблем – экономических, организационных, психологических. И если проблемы экономические, чаще всего, со временем имеют обыкновение как-то решаться, то психологические сложности почти всегда оставляют серьезные рубцы и нередко оказывают влияние на всю оставшуюся жизнь.
А уж то, что эти психологические «заморочки» могут усложнить, а то и отравить жизнь текущую – в этом, полагаю, ни у кого сомнений нет.
Я постарался на основе собственного опыта, опыта моих многочисленных друзей и коллег, моих клиентов проанализировать (1) процесс зарождения мыслей об эмиграции, (2) подготовки к эмиграции и (3) ее совершения. Т.е. самого вживания в новую страну, среду, окружение.
Вы увидите и статистику, и живые примеры того, у кого и как этот процесс происходит. Сможете примерить на себя множество ситуаций, связанных с поиском работы на новом месте и с отношениями в семье. Вы прочтете, и надеюсь, не будете больше подвержены множеству мифов, связанных с расставанием – на время или навсегда– с родиной и вхождением в другую среду.
Отдельная глава книги посвящена специально подобранным тестам. Они позволят вам определить – насколько лично вы, с вашим характером, типом и особенностями нервной системы можете быть приспособлены для совершения такого шага, как эмиграция. Ну, а если вы этот шаг уже совершили, то, что поможет именно вам стать более успешными в новых реалиях.
Только ленивый не пишет – в блогах, ВК и ФБ в письмах, а то и на своих собственных сайтах о своих опытах. Как решался, как уезжал, как приезжал… Эти писания, конечно, помогают… своим авторам. Почему, как правило, только им? Да потому, что опыт человека, скажем, 28 лет, знающего отлично язык, не имеющего детей, но имеющего две квартиры в Москве, и уехавшего пожить на Пхукет, мало чем может помочь семье пенсионеров, решивших на старости лет отправиться на Кипр. Или рассказ 32-летней дамы о своих поисках мужа в Италии ничем не поможет 58-летнему мужчине, задумавшемуся о смене страны пребывания по причине пошатнувшегося здоровья.
Странно, но на сегодня, практически, не существует серьезных исследований проблемы эмиграции. А если они и есть, то это, скорее, общие слова о «волнах эмиграции» – от белогвардейцев 18-х – 20-х готов ХХ века или советских диссидентов 70-х до еврейской эмиграции в Израиль 90-х. Или дауншифтеров 2008. Но большинство этих работ, или уровня диссертаций и монографий, т.е. сложны и мало нужны обычному человеку. Или они рассматривают именно «волны», «потоки», массы людей. А ведь каждому из нас нужно примерить именно на себя, получить конкретный совет, а не «общие тенденции» или «средневзвешенные параметры».
Поэтому, я уверен, что сегодня, когда процесс миграции и эмиграции огромных масс людей стал привычным и обычным явлением, такая книга, ориентированная именно на отдельно взятого человека, весьма своевременна.
Цель этой книги – не научное исследование. Я постарался перечислить основные проблемы, с которыми сталкиваются эмигранты, и, конечно, предложить способы их решения.
Истоки эмиграции
или Когда же все это началось?
1513 год. Через 20 лет после открытия Христофором Колумбом Америки Хуан Понсе де Леоон – испанский конкистадор из Пуэрто Рикко в поисках мифического фонтана «Вечной молодости» по суше добирается до полуострова находящегося на восточном побережье Американского континента. Никакого фонтана он там не находит, но обнаруживает богатые месторождения золота. Он дает полуострову имя Флорида и объявляет его испанским владением.
Конец 16 – начало 17 века. На побережье Америки высаживаются одна за другой несколько экспедиций с первыми переселенцами из Европы. Этим людям было необходимо оборвать связи со своей родиной, переплыть океан и как-то закрепиться на абсолютно неизведанной земле. Они совершенно не представляли себе, что их там ожидает. Так в 1606 году после почти пятимесячного плавания три судна достигают Чесапикской Бухты. Мало того, что несколько десятков человек умерло от болезней и голода во время плавания. Но уже третья зима для жителей поселения оказалась едва ли не последней. Невозможность запастись нужным количеством продовольствия привела к страшному голоду. Из 500 колонистов до весны дожили только… 60 человек.
Однако именно это поселение, впоследствии названное в честь английского короля Якова Джеймстаун, считается колыбелью нынешних Соединенных Штатов Америки.
И можно смело утверждать, что примерно в этот период началось движение, которое мы теперь называем эмиграция. Т.е. люди из одной страны выселяются (от лат. emigro – «выселяюсь») в другие страны. И происходит это из экономических, политических или иных личных обстоятельств.
Как вы полагаете, кто были эти люди, да и другие переселенцы? Каков их психологический портрет? Понятно, что для того, чтобы пойти на такое нужно было или очень стремиться туда – в новые земли или столь же сильно стремиться убежать отсюда – из страны старой. Хорошо известно, что первыми переселенцами и были авантюристы, беглые каторжники, люди, скрывающиеся от правосудия. Также большую часть составлял народ, выбравший своей деятельностью риск – моряки, военные, стремившиеся к легкой наживе купцы. Немало было и истово верующих – христианские священники, разного рода миссионеры. Кстати, многих из них на этот шаг подвигала не только вера в Бога. Ведь даже первые компании, вкладывавшие деньги в колонизацию Америки, одновременно с лицензией на эти земли получали право «искать и добывать всеми способами золото, серебро и медь». Понятно, что церковь так же не оставалась в стороне от этого весьма прибыльного бизнеса.
Итак, человек, рискнувший эмигрировать, обладал несколькими чертами:
Во-первых, это конечно, высокая степень пластичности, готовности принимать новое. Ясно, что консерваторам, держащимся за основы и устои, и стремящимся к стабильности, не было места на кораблях, отплывавших от причалов Старого света.
Второе качество – очень большой уровень энергии, жизненной силы. Принято считать, что нам от животных предков достались два способа реагирования на опасность: «нападай или беги» – т.е. активный способ реагирования на опасность, или «замирай, притворяйся мертвым» – способ реагирования пассивный. Зависит, кстати, способ реагирования от гормональной системы человека и является врожденным свойством человека. У одного типа людей надпочечники в момент опасности выделяют адреналин и норадреналин, а у других выброс кортизола будет преобладать над адреналином. Какие гормоны преобладают, от этого и будет зависеть тип реагирования на ситуацию опасности. Вполне очевидно, что среди первых переселенцев или эмигрантов доминировали люди первого типа реагирования на опасность.
Далее – этот народ бесспорно обладал высоким уровнем обучаемости – почти все имели по 2-3, а то и больше профессий. Они должны были быть физически сильными и очень выносливыми. Отменное здоровье – также было в активе у большинства эмигрантов.
Кстати.
Существует достаточно простой тест, позволяющий определить к какому типу реагирования вы принадлежите. В Главе 6 я предложу вам несколько тестов, которые помогут вам лучше определить – насколько вы подготовлены к эмиграции и что вы можете ожидать, оказавшись в чужой стране.
Первым эмигрантам также нужно было быть сверхпредприимчивыми и креативными людьми. В самом деле, новые условия постоянно ставили перед ними все новые и новые задачи. А решать их было необходимо быстро, часто в дефиците и времени, и средств.
Конечно же, стрессоустойчивость. Те, кто не имел такого качества, достаточно быстро погибали от болезней, физических и нервных расстройств.
И наконец, хотя с этого можно было бы и начать этот портрет типичного эмигранта 15 – 17 века, – высочайший уровень мотивации. Т.е., действительно, нужно было очень захотеть чего-то нового или должно было очень припечь на родине, чтобы решиться на такую авантюру.
Мы еще не раз в нашей книге вернемся к качествам, необходимым «настоящему эмигранту». Конечно, с 16 – 17 века прошло немало времени. Сейчас нет нужды рисковать в течение 4-5 месяцев на борту утлого кораблика, который с вероятностью лишь процентов 70 – 80 добирался до берегов другой страны. Современный эмигрант, как правило, знает, что его ожидает на «том берегу». Другое дело, что эти знания, зачастую, оказываются неполными, а подчас и вовсе ложными – и на то есть совершенно понятные причины. Мы обязательно остановимся на этих причинах в Главе 3.
Но и мы – люди 21 века, – согласитесь, несколько отличаемся от здоровых, рисковых и не очень-то, возможно, дальновидных испанцев или португальцев, англичан или французов 16 – 17 века. Да и наши требования к комфорту, к уровню жизни, наконец, к ее продолжительности – существенно отличаются от требований человека той поры.
Известно, что среднестатистичекий человек в средние века общался в течение всей своей жизни со… 120 – 150 людьми. В это число входили и соседи, и родственники, и знакомые. Если доводилось родиться в крупном городе или случалась война и вас забирали в армию, то это число контактов могло увеличиться… раза в полтора – два и достичь 250 – 300 человек. И это за всю жизнь человека! Да и сколько времени продолжалась-то эта жизнь? Средняя продолжительность жизни в то время составляла 35 – 40, хорошо, если 50 лет. Не думаю, что наши современные эмигранты пожелают себе такой жизни. не говоря уж о контактах. Да у каждого читателя, думаю, только друзей в Конаткте и Фейсбуке наберется под 400 – 700 человек.
Поэтому, конечно, всем очевидно, что современный эмигрант несколько отличается от переселенца прошлого. У него совершенно другие исходные условия. Он далеко не всегда разбойник или авантюрист. Он стремиться к совершенно иным условиям существования и не прочь уже в первом, т.е. своем поколении, получить все блага от перемены мест. Да и места эти, куда направляются потоки современных эмигрантов, сильно отличаются друг от друга. В самом деле, разве можно сравнивать Паттайю и Лондон, Тель-Авив и Канберру, Прагу и Веллингтон…
Однако биологически и психологически человек за эти 4 века изменился очень мало. Можно сказать совсем не изменился. Поэтому именно от его настроя, от его личностных качеств, от его эрудиции и социального интеллекта, умения принимать новое и ориентироваться в незнакомых условиях, переживать стресс – будет зависеть степень его удовлетворенности новой – эмигрантской жизнью.
А желание «подложить соломку», желание скорректировать и исправить уже, возможно, совершенные ошибки (которые, кстати, исправлять никогда не поздно) присуще всем людям одинаково. Вот поэтому – нашу книгу и можно назвать психологическим справочником для тех, кто задумывается об эмиграции, для тех, кто собирается эмигрировать завтра и для тех, кто сделал этот непростой, но увлекательный шаг вчера, позавчера, два года или даже 20 лет назад. Каждый сможет найти в ней немало полезного для себя.