Примечания

1

Несмотря на большой объем литературы, посвященной У. Биону, можно назвать всего несколько работ, претендующих на более или менее полное изложение его взглядов. Среди них уже упоминавшаяся работа Гринберга и соавторов, третий том книги Д. Мельтцера «Кляйнианское развитие» и превосходная книга Ж. Блендону «Уилфред Бион. Его жизнь и труды. 1897–1979».

2

Бионовское понимание мышления отводит ведущую роль таким зачаточным его формам, как сновидения, образы, истории, мифы (ряд С в таблице). В связи с этим Д.Мельтцер использует понятие «сновидческая жизнь» (dream-life), указывающее на некий основополагающий, непрерывно действующий уровень переработки психического опыта.

3

Посредником здесь часто выступал Р. Мани-Кёрл, который учился философии у руководителя венского кружка М. Шлика. Книга Р. Мани-Кёрла «Человеческая картина мира» (1961) оказала значительное влияние на У. Биона в период создания книги «Научение через опыт переживания». Интерес к А.Пуанкаре, по-видимому, также связан с этим кругом чтения и общения.

4

Пример этого можно видеть в статье: Wisdom J. O. An examination of the Psycho-analytical Theories of Melancholia (p. 18), где автор ясно показывает необходимость расширения теории, но видит, что это предполагает принятие допущения, каковым может являться, например, точка зрения М. Кляйн.

5

В терминах таблицы: слишком выраженный G3 по сравнению с D или E3.

6

Слишком выраженный C3 по сравнению с G4.

7

Понятие абстракции будет обсуждаться далее на всем протяжении книги; его использование на ранних стадиях является предварительным. Такое утверждение будет соответствовать G3.

8

Сравните это с тенденцией к созданию теорий ad hoc там, где могла бы работать уже существующая теория (если бы она была сформулирована в достаточно общем виде). Сравните с Проклом, цитированным сэром Т. Л. Хит, по поводу элементов Евклида (Heath T. L. The Thirteen Books of Euclid’s Elements, Chap. 9, C. U. P. 1956).

9

Результат Ps↔D. См. гл. 18.

10

Результат ♀♂. См. гл. 18.

11

См. сноску 3 на с. 12.

12

Bion W. R. Learning from Experience. Heinemann.

13

Poincare H. Scientific Method. Dover Press.

14

Фрейд З. Два принципа психического функционирования.

15

Я прерываю рассмотрение R, поскольку пока еще не в состоянии увидеть его приложения. Я упомянул о нем потому, что мой клинический опыт убеждает меня в значимости этого элемента, другие могут так или иначе использовать его, самостоятельно определяя для себя, что этот символ обозначает. См. Hume. A Treatise of Human Nature, Book II, Part III, Section 3. Clarendon Press, 1896.

16

Ср.: Ryle Gilbert. Conception of Mind, p. 22 – это не категориальная ошибка, а выражение бессознательного представления о ♀♂’ как о структуре, к которой принадлежит все.

Загрузка...