Как известно, сегодня в решении диагностических задач в психиатрии принимают участие несколько специалистов, изучающих психику человека. Это, прежде всего, – врачи-психиатры, психотерапевты и клинические психологи. Изучая психические нарушения пациентов, они применяют разные методы исследования. Психиатры в качестве основного используют клинико-описательный метод исследования, психодинамически-ориентированные психотерапевты – психоаналитический метод, а клинические психологи – экспериментально-психологический метод.
Клинико-описательный метод включает в себя: опрос (беседу) больного и его родственников и знакомых, выяснение жалоб больного, его истории жизни и истории болезни; анализ полученных анамнестических сведений; метод наблюдения (наблюдение за эмоциональными реакциями и его поведением) и клиническое обследование соматического состояния больного, включающее телесный осмотр. При всех, проверенных многими десятилетиями клинической практики, достоинствах этого метода, позволяющего выявить и описать нарушения, как познавательных процессов, так и эмоционально-личностной сферы при различных психических заболеваниях, он имеет и «зону слабости», которая состоит в его субъективности. Субъективность клинического метода не случайна. Диагностика в психиатрии, в отличие от других областей медицины, отличается особой сложностью. Это связано с уникальностью ситуации, в которой оказывается исследователь. Уникальность ситуации заключается в том, что в отличие от врачей других специальностей, которые с помощью своего психического аппарата изучают функционирование других «объектов исследования» (физических органов и функций) – психиатр использует свой психический аппарат для изучения психики пациента, то есть в этом случае инструмент «субъекта исследования» и «объект исследования» совпадают. Это и определяет неизбежную субъективность этого метода и порождает потребность в поиске объективных методов исследования психики.
Предложенный З. Фрейдом психоаналитический метод исследования был направлен на изучение бессознательной части психики человека, ее влияния на развитие и формирование личности, характера ее защитных механизмов, на поведение человека и его взаимоотношение с другими людьми, а также на выявление психологических механизмов, возникающих у пациентов при решении обыденных проблем, при психических расстройствах и психосоматических болезней тела. В основе этого метода лежит использование в процессе исследования следующих приемов: 1) прием анализа и толкования свободных ассоциаций пациента, то есть анализа всех, без разбора, приходящих ему в голову высказываний, мыслей, фантазий; образов сновидений, скрывающих его аффективно-значимые переживания; 2) прием анализа и толкования его ошибочных, случайных, симптоматичных действий в повседневной жизни; 3) прием анализа собственных переживаний аналитика, возникающих в контрпереносе. Психоаналитическая диагностика предполагает также использование разработанного президентом Международной психоаналитической ассоциации Отто Ф. Кернбергом структурного интервью, объединяющего традиционное психиатрическое обследование с психоаналитически ориентированным подходом в диагностике. Это интервью позволяет оценить особенности личностной организации пациента (невротическая, пограничная или психотическая организация); степень интеграции его идентичности, типы его привычных защитных механизмов и его способность к тестированию реальности (Кернберг, 2000). Зародившийся в недрах психиатрии психоаналитический метод исследования, по сравнению с клиническим методом, дает возможность более глубоко исследовать закономерности формирования той или иной структуры личности и изучать психологические механизмы различных психических расстройств. Однако он не позволяет детально оценить познавательные процессы пациента и также, как и клинико-описательный метод, страдает субъективностью.
Используемый клиническими психологами экспериментально-психологический метод исследования, также, как и психоаналитический метод, зародился в недрах психиатрии. Первыми исследователями, создавшими психологические методики, были психиатры (например, Крепелин, Роршах и др.), которые понимали необходимость разработки объективных методов исследования психических процессов. Экспериментально-психологический метод изучает состояние когнитивных психических функций и эмоционально-личностной сферы пациента с помощью экспериментально-психологических методик и, если необходимо, нейропсихологических тестов. Главная ценность этого метода исследования состоит в том, что он позволяет получить значительно более объективную информацию о состоянии когнитивных функций и эмоционально-личностной сферы пациента. А его относительная ограниченность заключается в том, что получаемая с его помощью информация носит «срезовый» характер, то есть определяет состояние психических процессов пациента, главным образом, на момент исследования. Кроме того, этот метод, хотя и позволяет выдвинуть гипотезы относительно личностной структуры пациента, выявить предположительные области его проблем и конфликтов, не всегда дает возможность ответить на вопрос о психологических механизмах наблюдаемых личностных нарушений.
Как видно из вышеизложенного, все описанные методы исследования обладают самостоятельной ценностью и дают уникальную информацию для решения диагностических задач в психиатрии. Дополняя друг друга, они позволяют обогатить и уточнить представление о внутреннем психическом мире пациента, полученное при использовании каждого из них в отдельности.
Это объясняет факт успешного использования при работе с пациентами в современной западной психиатрии так называемого «бригадного подхода», когда с одним пациентом работает несколько специалистов: врач-психиатр, клинический психолог-психодиагност, психотерапевт и социальный работник. Как показывает опыт, такой подход позволяет оказать пациенту наиболее эффективную диагностическую, а также медикаментозную, психотерапевтическую и социально-реабилитационную помощь.