В эпоху экономического и социокультурного кризиса, в котором оказалось постсоветское общество, остро стоит вопрос воспитания всесторонне развитой личности, подготовленной к самостоятельному определению своих жизненных приоритетов и путей самореализации. Необходимость пересмотра жизненных ценностей, корректировка мировоззрения и менталитета, сложившихся в постсоветское время, стали актуальными задачами школы, наряду с ее образовательными, воспитательными и развивающими функциями.
Образование и воспитание, с одной стороны, являются средствами передачи научных знаний от поколения к поколению, социального, культурно-исторического опыта, а с другой – условиями развития, факторами формирования общества, государства, науки и культуры. Этим самым учебно-воспитательный процесс обеспечивает общество в подготовке поколения, способного реализовать определенные общественные функции и социальные роли. Сочетание обучения и воспитания способствует развитию и формированию основных качеств и черт личности, которые воспроизводятся в поступках и характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции, индивидуальные стремления [5, c. 25–30], в том числе связанные с будущим профессиональным самоопределением школьников. Правильно организованная профориентационная работа, реализующаяся в ходе овладения содержанием образования, является залогом успешного самоопределения учащихся как будущих профессионалов и состоявшихся членов общества. Управление данным процессом и корректировка профессиональной целенаправленности учащихся составляют одну из наиважнейших задач современной школы.
Почему мы затронули тему профессиональной ориентации школьников? Ее актуальность в настоящее время объясняется острой необходимостью промышленности в рабочих и инженерно-технических кадрах на всем постсоветском пространстве. Например, по данным «Общероссийской базы вакансий» в некоторых регионах доля инженерно-технических вакансий достигает 50% от их общего числа. На втором месте оказывается потребность общества в медиках и педагогах [32]. Опираясь на этот факт, можно констатировать, что в процессе модернизации и стандартизации отечественного образования на основе компетентностного подхода профессиональная ориентация способствует формированию жизненных позиций будущих граждан, не допускающих бессмысленности своего существования в будущем.
В современных экономических условиях молодым людям нелегко определиться с выбором будущей профессии, которая сможет помочь не только самореализоваться, но и обрести определенный социальный статус. Когда-то популярные и престижные профессии уходят на второй план из-за перенасыщения рынка труда соответствующими кадрами. Диссонанс между мнением родителей, друзей и школой, средствами массовой информации, Интернетом, социальными сетями не решает проблему самоопределения и правильного профессионального выбора и часто приводит к ошибочному выбору профессии, а это значит и к отсутствию дальнейшего развития личности, либо ее деградации. В связи с этим проблема правильно поставленной профориентационной работы учебного заведения и его взаимодействия с родителями в вопросе помощи в профессиональном самоопределении учащихся должна решаться и в процессе изучения различных дисциплин.
Одним из путей решения озвученной нами проблемы мы видим в организации и проведении профессионально ориентированных учебных экскурсий в ходе реализации содержания образования. Современные учителя, ученики и их родители понимают учебное, воспитательное и развивающее значение экскурсий, потому что любая экскурсия является продолжением образовательного процесса, организованного школой, а также обладает эффективным профориентационным потенциалом. Содержанием экскурсионного занятия обязательно учитываются современные культурные, научные, технические и технологические тенденции развития общества, его требования к будущим граждан, что помогает школьникам и в понимании законов физики, и в их профессиональном самоопределении.
В данном научно-методическом пособии рассмотрены различные типы экскурсионных занятий по физике, межпредметные экскурсии, методики их организации и проведения, как с учебными целями, так и профессиональной направленности.