В настоящее время только ленивый не критикует экономику. Оно и понятно: простым людям становится жить все хуже и хуже, а миллиардеров становится все больше и больше. Главным раздражителем является повышение цен. Если цены повышаются в мировом масштабе, жди военных конфликтов, а если в масштабах одной страны – жди протестных акций, а то и революцию. И виновата в этом экономика.
Почему так происходит? Взгляд снизу на это «почему» с позиции активного участника экономической деятельности уже был . Показано то, что опытному производственнику видно невооруженным глазом. Теперь надо показать то, что не всем видно, даже экономистам-академикам, но очевидно с точки зрения теории систем, т.е. надо взглянуть на экономику как бы со стороны. В науке известны случаи, когда взгляд со стороны позволял сделать открытия в незнакомых областях. Хочется надеяться, что так произойдет и в экономике.
Удивительное дело, технические системы большие и малые хорошо работают, а экономику нельзя назвать системой. В чем тут дело? А дело в том, как выразился Фридрих фон Хайек, что из-за огромной разницы между методами, характерными для технических наук и наук социальных, учёный естествоиспытатель, обратившийся к тому, что делают профессиональные исследователи общественных явлений, зачастую обнаруживает, что науки об общественных системах, соответствующей техническим стандартам, до сих пор не существует.
По мнению этого ученого, на протяжении последних четырёх поколений такого рода попытки создать новую науку об общественных системах предпринимались постоянно, и, хотя они так и не принесли ожидаемых результатов, те, кто все ещё надеются революционизировать общественную мысль, повторяют такие попытки довольно часто. Эти усилия чаще всего никак между собой не связаны, в них всё же заметна определённая регулярность.
Приходится с величайшим сожалением констатировать, что ученые общественники, особенно, экономисты возомнили себя членами особой касты со своим языком, которая может обходиться без математики, аналогий с техникой и вообще без всеобщих законов развития Природы, руководствуясь принципом «кто-то что-то где-то сказал».
Но не тут-то было. Оказывается, без законов природы обойтись нельзя. Целая группа академиков в СССР разрабатывала «500 дней», а академик Абалкин возглавлял экономический блок в Правительстве. И что? А ничего не получилось, и не могло получиться, ибо проигнорированы были всеобщие закономерности.
Следует иметь в виду, что экономика – это тоже система и функционирует она точно также как все системы. Конечно, это гораздо сложнее, чем представляют ее теоретики-экономисты, но гораздо проще тех сложнейших выкрутасов, с помощью которых они пытаются спасти гипертрофированную хрематистику, скромно именуемой «рыночной экономикой».
Например, один из главных рыночников А. Кудрин заявляет о невозможности рывка в экономике без либералов. Для этого необходимо чтоб граждане обладали свободным, продвинутым сознанием, а также имели критическое мышление и способность работать в команде. Кто бы возражал против этого, если бы рыночники с самого начала не делали все наоборот?
Как известно, любая система должна иметь ресурсы для своего существования. Нет, это не деньги. Деньги служат ресурсами финансовой системы. В экономике такими ресурсами является общество, в котором люди одновременно и потребители, и производители. Баланс между потреблением и производством должен быть первостепенным свойством экономической системы. Должен, но не всегда соблюдается. Это экономисты хорошо знают.
Но того, что каждая система, в том числе экономическая, имеет три вида трехфазовых состояний они, видимо, не знают. Во всяком случае в экономической литературе не встречается и намека на это. Ну, а о четвертом жизненно необходимом элементе систем они тоже хорошо знают. Это подсистема управления. Таким образом, любая система имеет четыре присущих только ей признака: ресурсы, симметрия органов функционирования, трехфазовые состояния и подсистема управления.
Что касается трехфазовых состояний экономики, то Россия уже испытала все эти состояния, но по отдельности, а не все вместе. Начиная со времени отмены крепостного права, были и капитализм, и столыпинские реформы, и коммуны, и НЭП, а потом социализм и опять капитализм.
Принципиальным отличием столыпинских реформ от других форм хозяйствования являлось то, что ставка делалась на средний класс. Дать власть середнякам не предполагалось. Всего лишь ограничились свободой предпринимательства, но результат был ошеломляющий.
Убийство Столыпина и война раскачали Россию так, что к власти пришел пролетариат, который не умел управлять государством, и привел его к разрухе. В результате появился НЭП. Средний класс опять вытащил страну из пропасти. Но идеи социализма оказались сильнее, и усилили страну настолько, что она выстояла в тяжелейшей войне. Однако, то, что сработало в трудные времена, непрофессионально преобразовывалось и оказалось неспособным управлять страной в мирное время. Опять вернулись к капитализму, забыв прихватить с собой то хорошее, что было у столыпинских реформ и у Сталинского социализма.
Анализируя все три формы хозяйствования, можно обнаружить, что у каждой из них есть и свои преимущества, и свои недостатки. А нельзя ли сделать так, чтобы объединить преимущества всех трех форм хозяйствования в одной работоспособной системе? Оказывается, не только можно, но и жизненно необходимо. И это может стать возможным, если экономику государства сделать сбалансированной системой.
Экономисты много говорят о системности экономики, и даже ищут систему в капитале Маркса, но упорно не желают разобраться, почему технические системы хорошо работают, а экономических систем либо просто не существует, а вместо них работает хрематистика, либо они плохо работают. И технические системы, и экономические имеют одинаковые свойства и структуру, только их элементы по-разному называются. И принцип их работы тоже один и тот же. Вот с этих системных позиций и надо рассматривать экономику.
После того, как Президент России объявил курс на рывок в экономике, возникли сомнения, что рыночная экономика, за которую так ратует Минэкономики, способна осуществить этот рывок, поскольку это невозможно сделать при нынешней экономической модели.
Что имел в виду Президент? Это следует из его неоднократных высказываний: это укрепление позиций России в мире, а главное, – значимый рост благосостояния граждан. Поскольку олигархи и так живут хорошо, то речь идет о простом народе и, прежде всего, о беднейших слоях населения. И это должна обеспечить сбалансированная экономика. Вот и возник вопрос: как сделать экономику сбалансированной, где взять деньги и как обеспечить потребности малоимущих слоев населения?
Задача поставлена, и задача злободневна, но очень сомнительно, что она будет выполнена при таком отношении к экономике, когда предполагается разработка новой модели роста на старом теоретическом багаже экономистов – рыночников.
Правительство же борется не с причинами, а со следствиями. А Министр «сказки» рассказывает Президенту. А эти «сказки» выливаются недовольством людей ценами на предметы потребления. Ясно, что эти недовольные поддержат протестные настроения. Конечно, нет ничего проще сделать всеобщее свободное ценообразование, а что делать при этом малоимущему населению никого не волнует.
В Правительстве не понимают, где должна быть здоровая конкуренция, а где не должно быть никакой. Они не задумываются над тем, что конкуренция – это кто лучше ублажит капиталистов. Ведь высококачественные, а, следовательно, дорогие предметы потребления недоступны бедняку.
Опять все сваливается в одну кучу, а это чревато большими неприятностями для экономики. Получается, как всегда, если коллективизация, то сплошная, если приватизация, то всеобщая, а страдает от этого безобразия простой народ.
Ведь законы рыночной экономики таковы, что стоило Президенту еще только подумать о поддержке малоимущих, как цены тут же поползли вверх. Если бы была трехуровневая политика цен, то не пришлось бы Президенту предпринимать столь титанические усилия для нейтрализации проблемы.
Можно утверждать, что эти усилия будут малоэффективны, поскольку в народе говорят «к каждому магазину не поставишь Путина, а торгаши делают, что хотят». Сделают вид, что снизили цены на чуть-чуть, а потом продолжат в том же духе по максимуму. И вот результат: вместо рывка в экономике, имеем рывок в повышении цен.
А Правительство толкует о прелестях рыночной экономики, которую, следует напомнить, навязал Запад с целью развала страны. Капиталисты пропагандируют свою теорию, которая ничего общего с экономикой не имеет и называется хрематистикой, которая по словам еще Аристотеля губительна для экономики.
Российские экономисты полностью ушли в услужение капиталистам, заглядывая в рот западным лауреатам Нобелевских премий, полученных за усовершенствование системы обогащения капиталистов.
Экономисты сделали с рыночной экономики идола, которому покланяются. Жаль. Лучше бы подумали над тем, что если государство нацеливает все свои ресурсы на сбалансированное состояние, то такая деятельность является экономической. Если же какая-то группа людей имеет целью свое обогащение, и перенаправляет ресурсы в соответствии с этой целью, то такая деятельность называется хрематистикой, которую выдают за рыночную экономику.
Экономисты забыли одну очень простую вещь. В любом обществе ОБЪЕКТИВНО живут богатые и бедные, а между ними средний класс. Им надо жить мирно и дружно. Зачем нужно заставлять капиталистов жить по правилам социалистического строя, а беднякам предлагать капиталистическую экономику? Надо, чтобы все люди, особенно те, кто физически или по объективным причинам не может заработать на нормальную жизнь, должны иметь минимально необходимые средства существования.
В целом для этого класса необходим социализм с его госпланом, комитетом цен и госснабом. Надо обеспечить сначала жизненно необходимые предметы потребления как для людей, так и для государства, а потом можно заниматься рыночной экономикой вместе с капиталистической. Минимально необходимые средства должны иметь постоянные цены, а на все, что не входит в это понятие, цены могут быть рыночными. Так, что в обществе ни капитализм, ни социализм, ни рыночная экономика по отдельности не могут в принципе быть преобладающими. Только совместная, каждая в своей сфере, экономика может претендовать на общенациональную.
Чиновники в Правительстве хорошо руководствуются законодательством, которое сами же экономисты и разработали не на основе всеобщих закономерностей развития природы и общества, а по принципу «кто-то что-то где-то сказал». Не надо апеллировать к мнению авторитетов, которые, как сказал еще Пуанкаре, больше всего вредят науке. Это в науке, да и на практике не является показателем истинности.
В Правительстве уповают на бюджетные вливания. Да, Президент пошел на то, чтобы «раскупорить кубышку», видя, что экономика топчется на месте. Но финансирование из бюджета – это малоэффективное средство. Бюджетные деньги частью будут разворованы, частью не использованы, а частью вложены не туда куда надо. Хорошие организаторы что-то может и сделают, но эффект от этого будет минимальный. Деньги будут быстро съедены и все вернется на круги своя.
Понятна позиция Правительства: «не трогай ничего, а то все развалится». Это означает, что есть понимание того, что здание экономики (хрематистики) весьма и весьма шаткое. Держится оно, главным образом, на таланте Президента решать, казалось бы, неразрешимые задачи. Президенту надо дать возможность работать в автоматически регулируемом режиме, а не вытаскивать Правительство за уши, то из одной ямы, то из другой.
В связи с этим возникает ряд вопросов. Почему природные ресурсы за бесценок передаются олигархам, когда это достояние всего народа? Почему цены на них не учитывают их дефицитности, спроса, доступности, качества и других показателей? Разве для этого нужно, чтобы Президент обратил на это внимание?
Почему в себестоимость изделия многократно входят налог на налог и прибыль на прибыль? Если бы покупные изделия учитывались по себестоимости, а не по цене, то не было бы баснословных торговых накруток у перекупщиков. Это тоже сложно сделать или Правительство тут тоже не причем?
Почему цеховые и общезаводские расходы не учитываются, а начисляются по процентам? Так легче? Это тоже не компетенция Правительства? Почему производитель и покупатель платят неодинаковые налоги за покупаемую продукцию, когда должно соблюдаться равновесие? Это сложно отрегулировать, и кто это должен делать?
На эти и другие подобные вопросы надобно отвечать.