Начало ноября в США ознаменовалось очередной экономической сенсацией. Минфин США обнародовал данные о государственном долге по состоянию на 31 октября 2019 года. Суммарная величина этого долга достигла планки в 23 (двадцать три) триллиона долларов[4]. Если быть точным, то цифра всего государственного долга составила 23.008.409 млн. долл. При этом чистый государственный долг (debt held by the public) равнялся 16.981.311 млн., а так называемый внутриправительственный долг (intragovernmental debt) -6.027.098 млн. долл. Вот и знаменитый электронный счетчик долга США на своем табло уже с 1 ноября фиксирует, что суммарный государственный долг страны пробил планку в 23 трлн. долл.[5]
Это действительно сенсация, поскольку, по расчетам экспертов, это событие должно было произойти в следующем году. Напомню, что 13 февраля нынешнего года был зарегистрирован такой антирекорд экономической политики Трампа, как достижение государственным долгом США планки в 22 трлн. долл. В конце октября Министерство финансов США опубликовало ежемесячный отчет о состоянии государственных финансов страны[6]. В нем подведены итоги только что закончившегося 2019 финансового года (финансовый год в Америке начинается 1 октября, а завершается 30 сентября). Американские СМИ, комментирующие указанный документ, особое внимание уделили показателю дефицита федерального бюджета за указанный финансовый год. Он оказался равным 984 млрд. долл. Почти один триллион. Это рекордное значение за последние семь лет. Если исходить из того, что в настоящее время темпы прироста государственного долга составляют примерно 1 триллион долларов, то можно предположить, что новый антирекорд по государственному долгу – 23 триллиона долларов – будет зафиксирован в феврале следующего года. Однако событие произошло, по крайней мере, на три месяца раньше, чем ожидалось.
Видимо, такой «квантовый скачок» в величине государственного долга следует объяснить тем, что Федеральный резерв уже с сентября, не афишируя начал приращивать запасы своих казначейских бумаг. А в октябре стартовала официальная программа закупок американским Центробанком казначейских бумаг. Это типичная программа «количественного смягчения», Федеральный резерв уже реализовал в период 2008–2014 гг. три программы КС. По каким-то причинам американский Центробанк воздерживается называть начинающуюся операцию «количественными смягчениями».
До середины следующего года Федеральный резерв планирует приращивать свой портфель долговых бумаг американского казначейства на 80 млрд. долл. в месяц. Причем прирост в размере 60 млрд. долл. будет обеспечиваться «печатным станком», а прирост 20 млрд. долл. будет происходить за счет того, что ипотечные бумаги из портфеля Федерального резерва будут замещаться казначейскими облигациями. Думаю, что срок действия указанной программы закупок государственных бумаг не ограничится тремя кварталами. Многие эксперты ожидают, что она будет продлена. Следовательно, можно ожидать, что темпы наращивания государственного долга США ускорятся. До недавнего времени основным покупателем американского государственного долга был Китай. Теперь отношения Вашингтона с Пекином сильно осложнились, у США нет надежды на то, что Китай и дальше будет помогать американскому казначейству затыкать «дыры» в федеральном бюджете. Теперь, видимо, плечо казначейству США будет подставлять не Пекин, а Федеральный резерв.
Примечательно, что в ходе предвыборной президентской кампании в 2016 году Дональд Трамп страстно обличал предыдущих президентов за то, что они не могли избавиться от бюджетных дефицитов и, наоборот, увеличивали государственные заимствования (в виде размещения казначейских бумаг) и наращивали государственный (суверенный) долг.
Большинство американцев не помнят, что когда-то Америка вообще жила без государственного долга. Это было в 19 веке при президенте Эндрю Джексоне (18291837 гг.). Этот выдающийся общественный и политический деятель Америки шел на президентские выборы с двумя основными лозунгами: отозвать лицензию у Второго банка Соединенных Штатов (он выполнял тогда функции Центробанка) и ликвидировать государственный долг. Обе задачи он решил успешно. Видимо, Трамп вдохновлялся деяниями седьмого президента США: придя в Белый дом, Дональд Трамп в своем кабинете повесил портрет Эндрю Джексона.
После Джексона вновь образовался некоторый государственный долг, но угрожающих размеров он не принимал. В 1910 году государственный долг США был равен всего 2,7 млрд. долл. (8,0 % ВВП). В результате первой мировой войны государственный долг вырос до 26 млрд. долл. в 1920 году (29,2 % ВВП). К 1930 году он сократился до 16,2 млрд. долл. (16,5 % ВВП). Проблема государственного долга приобрела угрожающие масштабы в 30-е годы прошлого столетия, когда страна погрузилась в Великую депрессию. Президент Франклин Рузвельт пытался вытаскивать Америку из этой депрессии путем наращивания государственного долга, что было одним из важнейших элементов политики «Нового курса». К 1940 году долг вырос до 50,7 млрд. долл. (52,4 % ВВП). Вторая мировая война резко подстегнула рост государственного долга и его максимальное относительное значение было достигнуто в 1946 году – 121,2 % ВВП (до сих пор не превзойденный в Америке рекорд).
В абсолютном выражении государственный долг не удалось сократить, он продолжал расти. Так, величина государственного долга США в отдельные годы имела следующие значения (млрд. долл.): 1950 г. – 256,9; 1960 г. – 290,5; 1970 г. – 380,9; 1980 г. – 909,0. Правда, относительные показатели долга имели тенденцию к снижению (% ВВП): 1950 г. – 94,0; 1960 г. – 54,3; 1970 г. – 36,3; 1980 г. – 32,5.
При президенте Рональде Рейгане произошло символическое событие: государственный долг пересек планку в один триллион долларов. Но во времена Рейгана была не только «символика». Начался рост относительного уровня государственного долга. К 1990 году абсолютная величина долга составила уже 3,2 трлн. долл., а относительный уровень достиг 54,2 %.
В 1998–2001 гг. (четырехлетний период) было зафиксировано редкое для Америки явление – профицит государственного бюджета (до этого профицит фиксировался лишь в 1970 году). Это было при президенте Билле Клинтоне. На короткий срок рост долга остановился. А затем, уже в XXI веке, продолжился еще более ударными темпами. В 2000 году величина долга составляла 5,63 трлн. долл. (55,5 % ВВП), в 2010 году – 13,53 трлн. долл. (91,4 %). Относительный уровень государственного долга США достиг планки в 100 % ВВП в начале десятилетия (2011–2012 гг.).
В ходе предвыборной кампании Трамп обещал сбалансировать федеральный бюджет и остановить дальнейший рост государственного долга. Он даже обещал начать переговоры с основными держателями американского суверенного долга на предмет его реструктуризации.
На момент начала президентского срока Дональда Трампа госдолг США составлял 19,9 трлн. долларов. И вот за три неполных года президентства Трампа мы видим четыре последовательных «рекорда» по государственному долгу: 20 трлн. долл. – в сентябре 2017 года, 21 трлн. долл. – в марте 2018 года, 22 трлн. долл. – в феврале 2019 года, 23 трлн. долл. – в октябре 2019 года. Если Трампу удастся досидеть в кресле президента США до конца своего срока (как известно, в Конгрессе сейчас предпринимается попытка объявить ему импичмент), то при существующих ударных темпах казначейских заимствований ему без труда удастся взять планку в 24 трлн. долл. А если программа скупки казначейских бумаг Федеральным резервом будет продолжена и во второй половине 2020 года, то у него есть шанс взять также планку в 25 трлн. долларов. В общем, с некоторыми допущениями можно предположить, что за четыре года президентства государственный долг США прирастет на 4,5–5,0 трлн. долларов. При президентстве Барака Обамы государственный долг США увеличился с 10,6 трлн до 19,9 трлн долларов. Т. е. на 9,3 трлн. долл. Но Обама приращивал долг в течение двух президентских сроков, а у Трампа пока лишь один срок. Можно сказать, что два президента по способности наращивать государственный долг вполне сопоставимы.
Но ведь Трамп остро критиковал своего предшественника именно за то, что тот почти удвоил государственный долг и загнал Америку в долговую ловушку. И обещал, что остановит безумное наращивание долга. Так, что же можно сказать о Трампе? – Его обещания были лишь предвыборной риторикой? Или он неправильно оценил свои силы и возможности в деле решения проблемы государственного долга? Или наращивание долга Трампом – осмысленное изменение политики?
Думаю, что и то, и другое, и третье. Мне кажется, что Трамп действительно изменил свое отношение к проблеме долга. Он его перестал бояться и даже находит удовольствие в наращивании. Если внимательно анализировать заявления и записи в Твиттере нынешнего американского президента, то, по его мнению, долг – не такой страшный зверь, как его малюют. Ведь чем, по его мнению, неприятен для государства растущий долг? – Тем, что его надо обслуживать, т. е. регулярно выплачивать проценты по казначейским бумагам. Это так называемые «процентные» расходы имели тенденцию к увеличению и с некоторых пор стали второй в американском бюджете статьей после военных расходов. Вот данные за отдельные годы (млрд. долл.): 1991 г. – 286; 1995 г. – 332; 2000 г. – 362; 2005 г. – 352; 2010 г. – 414; 2015 г. – 402; 2016 г. – 433; 2017 г. – 458; 2018 г. – 523. В прошлом году на процентные расходы пришлось 12,5 % всех расходов федерального бюджета. За 28 лет процентные расходы увеличились в 1,8 раза. Вроде бы прирост скромный. Однако это лишь потому, что процентная ставка по государственному долгу за этот период очень сильно просела. Если бы в 2018 году правительству США пришлось обслуживать свой долг по процентной ставке 1991 года, потребовались бы бюджетные средства в размере 1,8 трлн. долл. То есть расходы на обслуживание долга приходилось бы около 2/5 всех бюджетных расходов. Итак, надо бояться не абсолютной величины долга, а процентной ставки по нему. Может ли правительство понижать эту ставку? Его возможности в этом ограничены. Главную скрипку тут играет Федеральный резерв, который устанавливает ключевую ставку. Чем ниже ключевая ставка американского Центробанка, тем ниже процентные ставки по казначейским бумагам.
Вот поэтому Трамп и добивается того, чтобы Федеральный резерв понижал и без того невысокую ставку. На последнем заседании Комитета по открытым рынкам ФРС США 30 октября ключевая ставка была понижена в третий раз (предыдущие два были в июле и сентябре этого года). Она оказалось равной на сегодняшний день 1,75-2,00 %. Конечно, это не могло не облегчить выполнение Казначейством своих долговых обязательств. Трампу этого мало, он хочет, чтобы Федеральный резерв вообще опустил ключевую ставку ниже нуля (подобно тому, как это сделали Банк Японии, Банк Швеции, Национальный банк Швейцарии и Центробанк Дании). Тогда можно будет и казначейские бумаги США сделать с отрицательным процентом (подобно, например, казначейским бумагам Германии, у которых процентные ставки уже давно ушли в минус). Увы, Федеральный резерв, по мнению Трампа очень инерционен и далеко не всегда следует рекомендациям американского президента. Я, кажется, начинаю понимать, почему Трамп повесил в Белом доме портрет седьмого американского президента Эндрю Джексона. Ведь тот добился ликвидации тогдашнего Центробанка – Второго банка Соединенных Штатов. А представим, действительно, что было бы с американским государственным долгом, если бы казначейские бумаги имели отрицательные проценты. Американское казначейство в этом случае не платило бы проценты, а получало их. Заимствования американского правительства стали бы источником доходной части бюджета!
Что еще может приходить в голову американскому президенту в связи с проблемой государственного долга? – Не исключаю, что Трамп думает о том, как бы обесценить американский долг. Брать в долг полноценные деньги, а погашать его «мусором». Все предыдущие президенты США так или иначе заботились о том, чтобы поддерживать реноме американского доллара. А его реноме – валютный курс. Трамп – первый в истории Америки президент, который сознательно добивается обратного – ослабления доллара. Для этого он требует от Федерального резерва включения «печатного станка» (под прикрытием красивых слов «количественные смягчения») и понижения ключевой ставки.
Как хотите, а мне Трамп напоминает легендарного Герострата – жителя древнегреческого города Эфеса (ныне территория Турции), который сжёг храм Артемиды в своём родном городе летом 356 года до Р.Х. Как герой потом признался на суде, пожар он сделал ради того, чтобы прославиться и оставить след в истории. Своей финансовой и денежной политикой Трамп явно стремится уничтожить Америку. Он действительно может оставить неизгладимый след в истории – как американской, так и мировой.
На мировых финансовых рынках наблюдается долгосрочная тенденция к увеличению доли государственных долговых бумаг с нулевым и отрицательным процентом. На конец прошлого года объем облигаций с отрицательной доходностью составлял порядка 8 трлн. долл., в конце июля этого года их стоимостной объем удвоился, а к концу лета достиг планки в 17 трлн. долл. Это около 30 % стоимостного объема всех долговых бумаг в мире
Сейчас, правда, наметился некоторый откат, на середину декабря 2019 года объем таких «отрицательных» бумаг снизился до 11,5 трлн. долл. Но эксперты полагают, что в следующем году рыночный «маятник» качнется в другую сторону и объем бумаг с отрицательной доходностью запросто преодолеет плану в 20 трлн. долл.
Основная часть «отрицательных» бумаг приходится на облигации Японии, Германии, ряда стран Западной Европы. Кстати, 85 % государственных долговых обязательств Германии торгуются с отрицательной доходностью. Согласно оценкам агентства Блумберг, на конец прошлого года из общего объема «отрицательных» долговых бумаг 58,0 % приходилось на облигации Японии, 12,9 % – Германии, 10,2 % – Франции. Уже давно имеют отрицательную доходность государственные облигации Швейцарии. Там процесс зашел так далеко, что в ближайшее время ожидают появление даже корпоративных облигаций с отрицательной доходностью. Впрочем, известная швейцарская корпорация Nestle SA (пищевая промышленность) уже выпустила 10-летние облигации в евро с доходностью ниже нуля.
Примечательно, что среди «нулевых» и «отрицательных» бумаг не было и нет облигаций американского казначейства. Они были и пока остаются популярным финансовым инструментом, сочетающих низкие риски и гарантированную положительную доходность. Хотя оба достоинства американских бумаг начинают постепенно размываться.
Что касается рисков, то они перестали быть нулевыми. Вашингтон дает понять другим странам, держащих большие пакеты казначейских бумаг США, что если те будут вести себя «плохо», то против них может быть применена такая санкция, как «замораживание» международных резервов «провинившихся» стран в части, относящейся к американским казначейским бумагам. Именно по этой причине Российская Федерация вынуждена была резко сократить в составе своих международных резервов портфель американских казначейских бумаг (на протяжении ряда лет он превышал 100 млрд. долл., а в середине этого года составил лишь 10,8 млрд. долл.).
Что касается доходности казначейских бумаг США, то она в последнее время стала снижаться. Триггером такого снижения стало возобновление «голубиной» денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы США. Под давлением складывающейся финансово-экономической ситуации в мире и в США, а отчасти, под давлением президента Дональда Трампа председатель Федерального резерва Джером Пауэлл вынужден был три раза подряд провести снижение ключевой ставки (в настоящее время ее значение составляет 1,50-1,75 %). Одновременно (с осени 2019 года) был запущен «печатный станок» ФРС США. Он до этого активно работал в период 2008–2014 гг., накачивая американскую и мировую экономику долларовой массой. Тогдашняя работа «печатного станка» проходила под видом программ «количественного смягчения» (деньги вбрасывались в экономику через покупку Федеральным резервом ипотечных и казначейских бумаг США).
Сейчас накачка экономики деньгами возобновилась, хотя денежные власти США не называют это «количественным смягчением». Накачка производится двумя способами. Первый является типичным методом «количественного смягчения». ФРС США покупает на рынке американские казначейские бумаги, при этом установлена норма таких покупок – по 60 млрд. долл. в месяц[7].
На этой неделе (с 16 по 22 декабря) у Федеральный резерв проведет четыре такие операции – по 7,825 млрд долл. каждая. Затем последует пауза, и ФРС вернется на рынок 3 января, а завершит выполнение месячного плана в первой декаде января (также четыре операции по 7,825 млрд долл.).
Второй способ – предоставление кредитов банкам, входящим в ФРС. У в сентябре ФРС начала выдавать кредиты РЕПО (от англ. – repurchase agreement – вид сделки, при которой ценные бумаги продаются и одновременно заключается соглашение об их обратном выкупе по заранее оговоренной цене; фактически кредиты под залог ценных бумаг). В период с 12 декабря по 14 января ФРС продолжит в ежедневном режиме проводить операции РЕПО «овернайт» (кредиты с очень коротким сроком) с лимитом 120 млрд долларов[8].
Конечно, выданные кредиты РЕПО будут погашаться, а деньги вновь изыматься из обращения. Но Федеральный резерв планирует проводить агрессивную кредитную политику, которая предполагает наращивание объемов денежной массы через операции РЕПО (увеличение сумм и сроков).
Баланс ФРС США с сентября нынешнего года вырос на 326 млрд долларов, из которых 120 млрд – чистая денежная эмиссия, закачанная в рынки через скупку активов. В ноябре текущего года активы ФРС достигли планки в 4 трлн. долл.
В ближайший месяц (с середины декабря 2019 г. по середину января 2020 г.) Федеральный резервный банк Нью-Йорка, управляющий балансом ФРС, предоставит банкам 215 млрд долларов дополнительной ликвидности, скупая активы и выдавая долларовые кредиты. Итого, с начала осени 2019 года по середину января 2020 года баланс ФРС может увеличиться более чем на полмиллиарда долларов. Таким образом, активы американского Центробанка уже в феврале 2020 года могут выйти на тот рекордный уровень, который был достигнут к октябрю 2014 года, когда была завершена третья программа количественных смягчений (около 4,4 трлн. долл.).
11 декабря проходило очередное заседание ФРС, на котором рассматривался вопрос ключевой ставки. Как можно понять из заявления по итогам заседания, на ближайший год американский Центробанк не собирается менять ключевую ставку. Но таким долгосрочным обещаниям в условиях нынешней экономической, финансовой и политической турбулентности в мире не стоит уж слишком доверять. Несмотря на начавшуюся кампанию по импичменту нынешнего президента, Трамп не теряет оптимизма, готовится к президентским выборам 2020 года. А одним из важнейших элементов этой подготовки является недопущение серьезных спадов в американской экономике до ноября следующего года. А для этого нужно продолжить и накачку экономики деньгами «печатного станка» ФРС и дальнейшее снижение ключевой ставки. Трамп, не стесняясь говорит, что ему нужна нулевая ставка – такая же, как у Европейского центрального банка (ЕЦБ). Можно не сомневаться, что нынешний хозяин Белого дома усилит своей давление на Джерома Пауэлла. Трамп уже дал понять, что решение ФРС от 11 декабря его не устраивает.
Понижение ключевой ставки влияет не только на реальный сектор американской экономики, ни на финансовый рынок. Конкретно – на доходность долговых бумаг, в первую очередь, казначейских облигаций США. Трамп в последнее время стал говорит о том, что снижение доходности американских государственных облигаций пойте лишь на благо Америки. Ведь в настоящее время в федеральном бюджете США на обслуживание государственного долга (уплату процентов) приходится около 400 млрд. долл. Это вторая статья бюджетных расходов после военных.
По десятилетним казначейским бумагам в середине этого года доходность упала ниже 2 процентов – впервые с 2016 года. В августе были моменты, когда доходность таких бумаг опускалась в ходе торгов почти до 1,5 %. Доходность тридцатилетних казначейских облигаций США опускалась также ниже планки 2,0 % годовых – минимального уровня за всю историю наблюдений с 70-х гг.
Но, судя по всему, Трампу и этого мало. Ему хотелось бы сделать американские облигации такими же, как долговые бумаги в Европе. И тогда с бюджета будет снято непосильное бремя процентных расходов. Но почему-то Трамп не говорит об оборотной стороне это «медали». Ведь снижение доходности казначейских бумаг США ослабляет спрос на американский долг как со стороны американских, так и зарубежных инвесторов.
Учитывая снижение качества казначейских бумаг США по параметрам риска и доходности, ряд крупных американских и зарубежных инвесторов остановил дальнейшее наращивание портфеля таких бумаг или даже начал его распродавать. Так, перестал быть главным держателем американских трежериз Китай. С конца сентября 2018 года по конец сентября 2019 года портфель американских облигаций Китая «похудел» с 1.154,4 млрд. до 1.102,4 млрд. долл., т. е. на 52,0 млрд. долл. На первое место вышла Япония, которая за указанный период времени нарастила портфель американских бумаг на 117,8 млрд. долл., доведя их общий объем до 1145,8 млрд. долл. Да, ближайшие союзники Вашингтона продолжают наращивание портфелей американского государственного долга (такие, как Великобритания, Бельгия, Люксембург). А вот страны, с которыми у Вашингтона отношения напряженные, стараются постепенно от американского долга уходить.
Американские инвесторы также недовольны. Но их, естественно, больше смущает падающая доходность. А доля таких инвесторов в общем объеме размещенного американского долга является подавляющей. Так, в конце 2018 года из общего объема разменных на рынке облигаций американского казначейства доля отдельных категорий инвесторов была следующей (%): иностранные (преимущественно денежные власти других стран) – 36; пенсионные фонды США – 15; денежные власти США – 13; сектор домашних хозяйств США (физические лица) – 13; взаимные фонды США – 11; власти штатов и муниципалитетов США – 4; американские банки и страховые компании – 6; прочие инвесторы – 1.
Многие американские инвесторы, особенно пенсионные фонды, взаимные фонды, страховые компании не могут довольствоваться нынешней скромной доходностью американских государственных бумаг. И пытаются замещать их другими финансовыми инструментами. Даже акциями частных корпораций. Те институциональные инвесторы, которые по инерции продолжают опираться на портфели казначейских бумаг США, испытывают большие сложности и даже банкротятся. Сегодня массовым явлением стало, например, банкротство частных пенсионных фондов в США.
Если доходность бумаг американского казначейства будет и далее падать, то у правительства США начнут возникать серьезные проблемы с размещением новых траншей таких бумаг. И, судя по всему, Вашингтон очень рассчитывает на то, что «палочкой-выручалочкой» в этой непростой ситуации станет Федеральный резерв. Из приведенных выше цифр можно увидеть, что пока ФРС («денежные власти США») является далеко не главным держателем американского государственного долга. Иностранные инвесторы имели портфель американского государственного долга почти в три раза больше, чем ФРС. Среди американских инвесторов Федеральный резерв в конце 2018 года даже уступал пенсионным фондам (13 % против 15 %) и имел такую же долю, как индивидуальные инвесторы (физические лица). В случае, если продолжится дальнейшее снижение доходности государственных бумаг США, Федеральной резервной системе придется компенсировать падающий спрос на них, наращивая свой портфель таких бумаг. Вероятность такого сценария весьма высока.
Дефицит федерального бюджета США нынешнего финансового года (который начался 1 октября 2019 года) оценивается в сумму, превышающую 1 трлн. долл. Порядка 830 миллиардов долларов будет привлечено за счет размещения купонных облигаций, еще 250 миллиардов – за счет выпуска векселей. Федеральный резерв, по оценкам аналитиков Дойче банк, выкупит всех казначейских бумаг на общую сумму 420 млрд долларов. Т. е. главным покупателем (с долей около 40 %) всех долговых бумаг казначейства США станет Федеральный резерв[9]. Такого еще не было в истории американского капитализма.
Российские и зарубежные эксперты обратили внимание на этот прогноз, который исходит из посыла, что Федеральный резерв действительно станет главным спасателем и спасителем правительства США. Это означает, что американский Центробанк все «грехи» по раздуванию финансовых пузырей в Америке и в мире должен взять на себя. Вся «отрицательная доходность» с финансовых рынков переместится на Федеральный резерв. В течение короткого времени американский Центробанк может накопить убытки, которые будут измеряться даже не миллиардами, а триллионами долларов. Центральный банк, который принято называть «кредитором последней инстанции» станет «должником последней инстанции». А это будет означать, что та модель капитализма, которая складывалась на протяжении нескольких столетий, окажется в полном тупике. Кстати, к такому же тупику сегодня двигаются и другие страны Запада с их нулевыми и отрицательными процентными ставками.
В стремительном потоке новостей мы уже стали забывать о том, что в феврале-марте нынешнего года американские парламентарии готовили в отношении России акцию под кодовым названием «адские санкции». В феврале 2019 года Конгресс США опубликовал законопроект, предусматривающий введение дополнительных санкций против России. Официальное название документа – Defending American Security from Kremlin Aggression Act – DASKA («О защите американской безопасности от агрессии Кремля»). Это была обновленная версия законопроекта, подготовленного сенаторами еще в августе 2018 года. Авторы проекта DASKA – демократ Боб Менендес и республиканец Линдси Грэм.
DASKA предусматривал меры против инвестиций в российские проекты в области сжиженного природного газа за пределами страны. По удар попали также проекты по разработке месторождений сырой нефти в России. Под запрет должны били попасть инвестиции американских компаний от 1 млн долл. или от 5 млн долл. суммарно за год в любых нефтяных проектах в России.
Но самая «адская» санкция в DASKA – запрет на сделки с новым суверенным долгом России со сроком погашения более 14 дней. Законопроект устанавливал запреты на приобретение долговых бумаг Российской Федерации, номинированных в иностранной валюте, на рублевые займы запрет не распространялся.
Были предусмотрены и некоторые другие санкционные меры. В «черные списки» могли попасть российские банки, причастные к вмешательству в политические выборы в США. Со всеми отсюда вытекающими для них последствиями (закрытие корсчетов в американских банках, блокирование долларовых транзакций). Прежде всего, под прицелом оказывались российские банки с участием государства. Также устанавливался запрет на внешние займы Центрального банка Российской Федерации.
Тема «адских санкций» активно обсуждалась как в американских, так и российских СМИ. Однако в марте в прохождении законопроекта возникла пауза, он так и не стал действующим законом. А президент Трамп в очередной раз продлил пакет ранее действовавших санкций.
Тем не менее, власти России прекрасно уловили, что законопроект DASKA не умер, а лишь возникла пауза. И по этой причине активизировали свои усилия как на направлении реализации нефтегазовых проектов, так и на направлении размещения государственных займов. Остановлюсь подробнее на втором.
В то время, как Конгресс США готовил для России «адские санкции», Минфин России готовил масштабные размещения евробондов. И в марте произошло размещение этих бумаг на 3 млрд долларов и на 750 млн. евро. В июне дополнительно разместил два выпуска евробондов на общую сумму 2,5 млрд. долл. Все бумаги выкупили иностранные инвесторы: больше половины из них из Великобритании, немногим менее 30 % – из США, остальные – из континентальной Европы и Азии.
Таким образом, еще до середины года годовой план по внешним займам уже был перевыполнен более чем вдвое. Каким это образом Минфин может «перевыполнять» план по внешним займам, если закон устанавливает лимит? Как разъяснял министр Антон Силуанов, его ведомство рассчитывает не превысить общий годовой лимит заимствований за счет сокращения сумм займов на внутреннем рынке. Плюс к этому пришлось напрячь «народных избранников», заставив их вносить поправки в законодательство по части повышения потолка заимствований.
Итак, угроза «адских санкций» оказалась очень действенным стимулом для наращивания Минфином России внешних (валютных) заимствований. По его данным, на 1 марта текущего года государственный внешний долг РФ составлял 47.557,7 млн. долл., в том числе государственные гарантии по внешним заимствованиям -11.493,9 млн. долл. На 1 ноября текущего года цифры были равны соответственно 53.935,7 млн. и 12.331,2 млн. долл. Таким образом, чистый (без учета гарантий) государственный внешний долг вырос с 36.063,8 млн. до 41.604,5 млн. долл. Прирост чистого долга государства за 9 месяцев составил 5,54 млрд. долл., или 15,4 %.
С моей точки зрения, бурная деятельность Минфина по размещению новых валютных займов в текущем году выглядит крайне странно. Она особенно иррациональна на фоне непрерывного роста «валютной кубышки» под названием Фонд национального благосостояния (ФНБ), который находится в ведении Минфина. За период с начала марта по начало ноября 2019 года (9 месяцев) величина средств Фонда выросла более чем в два раза – с 59,13 до 124,46 млрд. долл., т. е. на 65,33 млрд. долл. Уже в течение нескольких месяцев величина Фонда превышает 7 % ВВП. Его, согласно российскому законодательству, следует «распечатывать» и использовать. До сих пор ведутся дискуссии, как использовать валюту фонда. Ни Минфин, ни правительство оказались не готовы к этому событию («распечатывание» Фонда).
Вот и внешние валютные заимствования, активно проводившиеся с того момента, когда Россию припугнули «адскими санкциями», выглядят как безусловная рефлексия российской власти. Они продемонстрировали отсутствие какой-то продуманной долгосрочной стратегии противостояния той экономической войне, которую нам объявил Вашингтон пять с половиной лет назад. А это еще более провоцирует Вашингтон на то, чтобы продолжить дожимать Москву с помощью санкций.
Только что стало известно, что вчера в верхней палате Конгресса США решили реанимировать проект DASKA. В комитете Сената по международным делам состоялись слушания, посвященные Российской Федерации с участием Дэвида Хэйла, заместителя руководителя Госдепа по политическим вопросам[10]. Ответственный чиновник внешнеполитического ведомства представил деятельность России на международной арене в очень устрашающих красках. Мол, Москва везде сует свой нос – в Сирии, Венесуэле, Северной Корее, на Украине и т. п. Более того, она, мол, в очередной раз собирается вмешаться в выборы президента США 2020 года. Да и вообще пытается дестабилизировать ситуацию в Америке через СМИ и путем проведения кибератак на стратегически важные объекты.
Затем Хэйл от обзора международной деятельности России перешел к описанию внутренней ситуации в нашей стране: «Все это происходит при сокращении населения, слабой промышленной базе – то есть в условиях, когда следовало бы сфокусироваться на внутренних проблемах».
Логика чиновника понятна: он намекнул на то, что Россию следует «дожать», а для этого надо запустить подготовленные еще в начале года «адские санкции». Несколько освеженная версия проекта DASKA, как сообщило агентство Блумберг, будет рассмотрен Сенатом на следующей неделе, на 11 декабря запланировано голосование по документу. Еще раз напомню, что DASKA задуман как оружие для нанесения удара по четырем основным целям российской экономики – госбанкам, суверенному долгу, энергетическому сектору и ЦБ. Обновленная версия законопроекта предусматривает запрет на размещение суверенного долга не только в виде валютных евробондов, но также рублевых бумаг. По данным ЦБ, нерезиденты в таких бумагах в настоящее время держат 44 млрд долларов. Кроме того, предлагается ввести ограничения против российской судостроительной отрасли и сектора кибертехнологий.