Основу современной планетарной цивилизации составляют такие направления как геополитика, геоэкономика, георесурсы, геотехнологии и геокультура. Все эти составляющие как бы окутаны коконом глобальной информационной системы, которая в свою очередь оказывает всё возрастающее влияние на мировую экономику.
В геоэкономике доминирующую роль играет мировая финансовая система, обеспечивающая развитие регионов и государств, разработку и внедрение инновационных технологий, превосходство одних стран над другими и многообразные взаимодействия с геополитикой. Такая, несколько упрощённая структура западной модели глобализациии представляет собой некое предельное обобщение огромного множества явлений, включая и те, вокруг которых не утихают споры и научные дискуссии.
Разные науки, исследующие проблемы организации экономического пространства и экономические отношения, в конечном итоге дробятся на многочисленные направления профессиональной специализации, нарушая тем самым принципы системного исследования и даже абстрагируясь от объекта исследования. Их собственные понятия[9] и категории становятся доминирующими. Здесь, как правило, используется синтетическая методология. До какой степени будет развиваться процесс внутренней дифференциации каждой науки, как определить допустимые грани аспектного исследования – вопросы далеко не праздные как для экономики, так и для права.
Противоположностью такого процесса познания является системный подход, ориентированный на законы взаимосвязи и взаимозависимости универсальной системы «человек – природа (включая космос) – общество». Системный подход ориентирован на единство и взаимосвязь движения (самодвижения), развития (саморазвития), организацию (самоорганизацию), то есть ключевые принципы диалектики. Попытки абсолютизировать один из этих принципов, например самоорганизации материи, то есть синергетики, оказываются малоэффективными. Мы хорошо помним лозунг начала 90-х годов ХХ века: «рыночные отношения сформируют оптимальную модель экономических отношений». Был предан забвению ключевой принцип взаимодействия эволюционирующих систем – иерархический набор обратных связей, который складывается из множества контуров управления и самоуправления. Экономические закономерности, правовые принципы и нормы являются важнейшими регуляторами такого управления. Ориентация не на те методологические основания, привела к весьма негативным результатам.
В условиях быстротечности социального времени и скоростных информационных потоков, обоснованная система взаимодействия экономики и права позволяет эффективно реагировать на возникающие экономические и социальные проблемы. Они иерархичны по своей сути, могут быть мировыми, региональными и национальными проблемами.
Исследования Всемирного экономического форума (WEF), в которых приняли участие 1592 эксперта из 112 стран, выявили наиболее значимые мировые проблемы, ожидающие нас в 2014 году. Первая – социальная – будет связана с возрастающей социальной, политической и экономической напряжённостью на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Вторая – с резким возрастанием разрыва между доходами бедных и богатых людей, то есть с проблемами соотношения справедливости и собственности. Третья – с последствиями НТР и новым технологическим укладом, влияющим на рост безработицы и усиления в связи с этим социальной конфронтации. Четвёртая проблема зависит от умения планетарного сообщества рационально использовать интернет пространство, которое интенсивно насыщается информационным кибер-оружием, милитаристскими разработками, используется международным терроризмом. Пятая проблема связана с возрастающим влиянием природных катаклизмов, с интенсивным изменением климата, в том числе в результате влияния мировой экономики. По каждому из этих пунктов экономическая и правовая науки должны будут принимать взаимодополняемые решения.
Другой пример: мировая экономика развивается как симбиоз цивилизационных и исторических традиций. В США ориентация делается на англосаксонскую модель экономических рисков и экономического индивидуализма. Здесь может быть быстрый успех и резкий сбой, связанный с негативной экономической или политической новостью. Американская инновационная экономика зависит от рынка акций, механизмов венчурного финансирования и инвестиционных потоков. Правовая система США, претендующая на мировой эталон, призвана обеспечить функционирование англосаксонской модели. Правила и нормы Всемирной торговой организации, Организации экономического сотрудничества и развития, Международной продовольственной и сельскохозяйственной организации, Международного валютного фонда, Всемирного банка и других, подтверждают данный тезис. Влияние мировой и в первую очередь американской финансовой элиты на эти организации бесспорно.
Судите сами: из 82,7 тыс. транснациональных корпораций, имеющихся в мире, 142 ТНК контролируют 30 % мирового производства, 35 % мировой торговли, более 50 % научных открытий лежат в их сейфах.[10]ТНК через свои филиалы могут оказывать воздействие на все стороны жизни зарубежных стран. Попытки упорядочения деятельности ТНК через структуры ООН результата не дали.
Самая значимая сфера – это контроль над мировыми финансовыми потоками. Зоны влияния там тоже поделены между несколькими кланами. Не последнюю роль в этом процессе играет семейная корпорация Ротшильдов и их инвестиционный центр «Goldman Sachs» (Голдмен Сакс), который перенёс свою операционную базу в КНР ещё в 2005 году. Ротшильды специализируются на ссудном капитале, контролируют перераспределение благородных металлов, драгоценных камней и антиквариат, формально они владеют 12 млрд. долл., а неформально контролируют 16 трлн. долл. Ротшильды являются совладельцами ФРС.
Свою лепту в этот процесс вносит инвестиционный центр Рокфеллеров «Мерил Линч», которому во время кризиса 2008 года помог банк Рокфеллеров «Бэнк оф Америка». Рокфеллеры специализируются на операциях, связанных с обменными курсами, контролируют нефтяные ресурсы, ВПК, поставки муки и свинины. С 1941 года офис Стратегических служб США располагается в Нью-Йоркском центре Рокфеллеров. Данная семья контролирует финансовые потоки в несколько трлн. долл., также являются совладельцами ФРС.
Ещё более значимым кланом среди мировых ФПГ является инвестиционно-финансовая корпорация Морганов-Варбургов, представляющая интересы англо-саксонской аристократии. Только финансовая корпорация JP Morgan Chase раскинула свою сеть в 60 странах мира, её активы официально превышают 1,8 трлн. долл., реально же этот клан контролирует в несколько раз более значимые средства.
Фоновую защиту данной системы обеспечивают вертикально-интегрированные конгломераты масс-медиа (индустрии развлечений) и интернет. Их по уровню влияния в мире не более 10. Наиболее крупными из них являются News Corporation, TimeWarner, Disney, Bertelsmann, Viacom, TCI. К ним примыкают 30 крупных международных компаний и несколько сотен более мелких национальных компаний. Совокупный оборот этих структур достигает нескольких триллионов долларов. Они же осуществляют манипуляцию общественным мнением, опираясь на разработки подконтрольных научных центров, жонглируя понятиями демократии, политкорректности и толерантности.
Вольно или невольно в этом процессе участвуют религиозные организации, корректирующие ментальные представления человека не бескорыстно, а поглощая, в свою очередь, из мирового ВВП триллионы долларов.
В Европе доминирует германская модель, ориентированная на принципы стабильности, лояльности, надёжности и осторожности. Здесь не приветствуется англосаксонский оппортунизм, агрессивность, риски. Государство, а не частные компании, активно участвует в венчурном финансировании, уделяет внимание росту производства, производительности и качеству. В отличие от США в континентальной модели социальные обязательства определяются бюджетом.
Российская модель организации экономического пространства во многом повторяет германскую версию, следовательно, роль и значение государства в управлении национальной экономики должна возрастать. Данную объективную закономерность правовая наука должна обеспечить соответствующими правилами и нормами. Но, на самом деле не так всё однозначно. Германская модель (государственность, контроль, социальная защищённость граждан), требует одних действий, а функционирование национальной экономики осуществляется по американским лекалам (приоритет крупных корпораций, эгоизм частного предпринимательства) и требует иных правовых обоснований. Например, обоснования принципов и норм, обеспечивающих приоритет таких понятий как собственность, индивидуальные права и свободы, экономический человек и его потребности и т. д. В этом симбиозе пока побеждают экономические потребности.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в своём Послании Российскому Федеральному Собранию сделал акцент на значимости важнейшей конституционной нормы: взаимной ответственности государства, общества, бизнеса, каждого гражданина.
К сожалению такого взаимодействия пока не наблюдается, его надо формировать, руководствуясь принципом государственного императива. В настоящее время частный бизнес набрал за рубежом долговых обязательств на сумму 624 млрд. долл. США, направляет в оффшоры более 60 % получаемой прибыли, слабо участвует в инвестиционных проектах внутри страны. Для сравнения: из США в оффшоры уходит 4 %, из ЕС – 7 %.
Китайская модель неотделима от принципов плановой экономики, на базе которой развивается новая национальная экономика, ориентированная на сбалансированную модель роста. Её цель – КНР должна стать, вернее уже стала, мировом лидером в промышленном производстве. То же можно сказать об индийской модели, только в Индии другая задача – стать мировым лидером в сфере услуг. Оба государства свои задачи пока решают успешно, стремятся сочетать экономические и социальные задачи.
Закономерно возникает вопрос о целевой экономической политике России. Похоже, она была изложена в программной статье С.Ю. Глазьева «О политике опережающего развития в условиях смены технологических укладов».[11] В ней отмечалось:
• нужна национальная финансово-инвестиционная система, которая обеспечит переток капитала в развитие новых технологий;
• следует создать систему стратегического планирования, выявляющую перспективные направления экономического роста;
• создать научно-производственные комплексы и соответствующие макроэкономические условия для их функционирования;
• сформировать новые высоко интегрированные технологии управления, включающие в себя автоматизированное проектирование и автоматизированное управление.
Со всеми этими положениями любой экономист согласится. Говоря о возможностях технологического прорыва, С.Ю. Глазьев подчёркивает: «наше государство взяло на себя функции интеллектуального информационного центра регулирования и стратегического планирования развитием экономики». То есть мы видим, что российская модель экономического развития предполагает жёсткий государственный императив, обеспечивающий неразрывную связь экономики и права.
В современных условиях, может быть, следует обратиться к опыту прошлых эпох, дать полную свободу малому и среднему бизнесу, создать поощрительные фонды для эффективных предприятий, сократить административный аппарат, усовершенствовать многие подзаконные акты и т. д.
Когда производство в развитых странах сокращается, когда растут объёмы услуг и финансовых спекуляций, когда печатные станки продолжают раздувать мировой эмиссионный мешок до запредельных объёмов, а потребление развитых стран в 2–5 раз превышает производство, следует говорить о серьёзном дисбалансе мировой экономики и о надвигающихся экономических проблемах.
В условиях, когда развитые страны мира потребляют значительно больше, чем производят, когда передовые страны мира живут в долг, говорить о преодолении стагляционных явлений в мировой экономике абсурдно. Именно поэтому усиливается роль государств в управлении экономикой.
Мировая экономика как бы застыла в ожидании замены существующей Ямайской валютно-финансовой модели, но это событие из года в год отодвигается благодаря существующей сетевой структуре управления мировой экономикой. Она представляет собой многослойную и многоуровневую сетевую структуру организации мирового экономического пространства, которая находится под контролем нескольких сотен семей. Они тесно взаимодействуют между собой, объединены в союзы и корпорации. В случае если одна, несколько или даже большая часть ячеек в этой сетевой структуре даёт сбой, контроль над мировой экономикой не утрачивается, происходит целевое перераспределение нагрузки, как в электрических сетях, в нужные зоны и сектора мировой экономики.
Сетевая структура управления мировой экономикой в более скромных масштабах повторяется на региональном и национальном уровнях. Например, в Российской Федерации вариант московской «Рублёвки», повторяется в областных центрах, в небольших городах и даже в сельской местности. Сетевая структура управления мировой экономикой имеет свои подсистемы эффективного манипулирования финансовыми и информационными потоками, которые используются как для обеспечения устойчивого развития одних стран, так и для разрушения экономического потенциала других. Слабой стороной управления сетевой структурой является её предельная элитарность, отсутствие внятных перспектив развития и её разрушительное воздействие на мировую цивилизацию.
Сильная сторона заключается в умении эффективно использовать организационные и технологические методики стимулирования частных, групповых и общественных интересов, связанных с удовлетворением разнообразных потребностей человека. Экономика и право должны учитывать эти тенденции, для того чтобы более эффективно организовывать национальное экономическое пространство.
Ранее в предыдущих разделах настоящей монографии “Экономическое право Российской Федерации”: инновационный проект нами были последовательно рассмотрены Общие положения (раздел I – 2011 г.); Правовое регулирование учетных систем и экономическое право Российской Федерации (раздел II – 2012 г.); Правовой режим фондов денежных средств коммерческих организаций и экономическое право Российской Федерации (раздел III – 2012 г.); Правовое регулирование финансов, денежного обращения, кредита и экономическое право Российской Федерации (раздел IV – 2013 г.).
Напоминаем, что в качестве критериального классификационного признака нами была использована Номенклатура специальностей научных работников, утвержденная Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. № 59 («Экономические науки» и «Юридические науки»). Исходя из положений экономической науки завершает перечень ее направлений (Номенклатура) мировая экономика. Остановимся коротко на отдельных аспектах этих сложнейших общественных отношений в которых присутствует иностранный элемент.[12]
В настоящем разделе мы фрагментарно рассмотрим отдельные аспекты правового регулирования перераспределительных процессов, имеющих место как на финансовых рынках (валютный рынок, рынок долгового капитала: государственный кредит, рынок иностранных инвестиций), так и нефинансовых рынках (внешнеторговая деятельность, международная транспортная деятельность, рынок инвестиций), в которых принимает участие Российская Федерация, как суверенное государство.
Поскольку все особенности перечисленных выше отношений присущи внешнеэкономической деятельности как родовому понятию, начнем с рссмотрения содержания понятия внешнеэкономической деятельности, основ правового обеспечения указанных отношений и места норм, регулирующих отношения в сфере внешнеэкономической деятельности в системе экономического права Российской Федерации.
Внешнеэкономическая деятельность, будучи понятием с наибольшим объемом содержания включает в себя все перераспределительные процессы как на международных финансовых рынках, так и международных торговых рынках (внешнеторговая деятельность).
Кроме того, обособим сразу рынок инвестиций, поскольку инвестиционная деятельность может как носить характер финансовой деятельности (денежные инвестиции), так и нет (инвестиции в виде нефинансовых активов). В этой связи рынок инвестиций занимает, образно говоря, промежуточное место и может быть условно обособлен.
Внешнеэкономическая деятельность – существенный фактор социально- экономического развития общества. Понятие внешнеэкономической деятельности появилось сравнительно недавно, и связано оно с децентрализацией внешней торговли, осуществляемой в рамках реформы экономики и системы управления в России. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне как государства, так и производственных структур (коммерческих и некоммерческих организаций). Коммерческие организации пользуются полной самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товаров и услуг для заключения внешнеторговой сделки, в определении цены и стоимости контракта, объемов и сроков поставки. Исходя из изложенного, по мнению Покровской В., внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций фирм и предприятий[13].
В юридической литературе в определении понятия «внешнеэкономическая деятельность» наблюдается значительное разнообразие. Для наглядности приведем несколько таких определений.
Под внешнеэкономической деятельностью понимается деятельность, связанная с приобретением, изменением или прекращением прав и обязанностей, обусловленных созданием, использованием или отчуждением материальных благ или иных результатов человеческой деятельности, в отношениях между лицами различной государственной принадлежности [14].
По своему содержанию внешнеэкономическая деятельность состоит из экономической деятельности с неким внешним, иностранным элементом. Поэтому определять понятие внешнеэкономической деятельности следует с учетом этих двух признаков. Внешнеэкономическая деятельность складывается из деятельности частных ее субъектов (граждан и организаций) и, с одной стороны, является экономической, а с другой – «внешней»[15].
Кроме того, внешнеэкономическая деятельность может рассматриваться как деятельность публичного субъекта (государства) по развитию сотрудничества с другими государствами в области торговли, экономики, техники, культуры, туризма. Основной правовой формой такого сотрудничества являются международные договоры.
В то же время под внешнеэкономической деятельностью понимается и предпринимательская деятельность, связанная с перемещением через таможенную границу товаров (продукции) и капитала (финансовых средств), а также оказание услуг и выполнение работ на территории иностранного государства. Правовой формой реализации этой деятельности служат внешнеторговые контракты, являющиеся специфическим видом хозяйственного договора [16].
В экономической литературе отмечается, что во внешнеэкономическую деятельность включаются различные виды деятельности: внешнеторговая деятельность, производственная кооперация, инвестиционное сотрудничество, валютные и финансово-кредитные операции[17].
Действующее законодательство содержит многочисленные упоминания о внешнеэкономической деятельности (например, ст. 21 Федерального конституционного закона от 17.12.97 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», ст. 20 Бюджетного кодекса РФ, ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и т. д.).
Определение внешнеэкономической деятельности было впервые приведено в ст. 1 Федерального закона РФ от 18.07.99 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле[18]. В соответствии с этим определением к внешнеэкономической деятельности относится внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).
Обобщая различные определения внешнеэкономической деятельности можно сделать вывод, что такая деятельность включает в себя:
• финансовую деятельность;
• внешнеторговую деятельность;
• инвестиционную деятельность (инвестиционная деятельность может быть как финансовой, так и внешнеторговой);
• иную деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.
Отметим, что коммерческий характер внешнеэкономических сделок – закреплен в ряде основополагающих международных договоров, участницей которых является Россия (чаще всего в силу правопреемства СССР). Так, в качестве обязательного условия Конвенции ООН «О договорах международной купли – продажи товаров» 1980 г. закрепляется требование о совершении коммерческой сделки: товары, приобретаемые в целях бытового или личного пользования, исключаются из сферы действия данного международного договора. При этом необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство: условия действия международной Конвенции и критерии квалификации сделки как внешнеэкономической могут не совпадать. Международная купля – продажа, не упорядоченная нормами Конвенции 1980 г., будет регулироваться иными правовыми нормами (как нормами других международных договоров, так и национальными – при отсутствии международных). Вопрос о том, какую куплю – продажу следует квалифицировать как внешнеэкономическую сделку, будет решаться исходя из критериев, закрепленных в национальном законодательстве.
Согласно Конвенции стран СНГ о защите прав инвестора (Москва, 28 марта 1997 г.) инвестиции представляют собой вложенные инвестором собственные, заемные или привлеченные финансовые и материальные средства в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущественную и интеллектуальную собственность в целях получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с национальным законодательством сторон Конвенции.
Из приведенных выше легального и теоретических определений следует, что в понятие «внешнеэкономическая деятельность» вкладывается самое различное содержание, и каждое определение имеет право на существование, если исходить из цели исследования. Отбросив те определения, в которых смешиваются самые разные аспекты разнородных отношений, мы выделим два основных определения. Этот выбор обусловлен тем, что главные разночтения определения ВЭД заключаются в стремлении привязать это определение к разным субъектам. Понятие ВЭД будет различным в случаях, когда субъектами выступают государства, и когда субъектами выступают юридические и физические лица.
Следовательно, надо выделить два аспекта определения ВЭД:
1) ВЭД государства, представляющую собой деятельность государства по установлению отношений с другими государствами в сфере экономики. Эти отношения оформляются международными договорами, а их правовое регулирование по объему совпадает с международным экономическим правом;
2) ВЭД юридических и физических лиц, то есть предпринимательская деятельность в отношениях, в которых присутствует иностранный элемент. Круг этих отношений определяют по-разному, но обычно в него включают внешнеторговую деятельность, иностранные инвестиции, производственную кооперацию, финансово-кредитные операции, то есть те отношения, которые регулируются международным частным правом.
Таким образом, можно было бы дать два самостоятельных определения ВЭД и сказать, что ВЭД государства регулируется международным публичным правом, а ВЭД юридических и физических лиц – международным частным правом.
Но здесь следует согласиться с Сулейменовым М.К., считающим, что это было бы значительным упрощением проблемы[19].
Как было отмечено, внешнеэкономическая деятельность является особым видом деятельности, в связи с чем отношения, складывающиеся при ее осуществлении, регулируются не только нормами международного публичного и международного частного права, но и нормами иных отраслей права, среди которых следует обратить особое внимание на финансовое право и административное право.
Так, в юридической литературе справедливо отмечается существенное влияние финансово-правовых норм на осуществление внешнеэкономической деятельности юридических и физических лиц[20]. Так, судья Арбитражного суда Смоленской области И.В. Цветков указывает: «По общему правилу внешнеторговая сделка должна соответствовать императивным нормам валютного, налогового и таможенного законодательства (ст. 422 ГК РФ), а ее условия – не противоречить им. Таким образом, валютные, таможенные и налоговые правила являются неотъемлемой и весьма важной частью публично-правового регулирования внешнеторговой деятельности, выступая…одним из наиболее важных оснований формирования как внешнеторговой сделки, так и конкретного внешнеторгового договора. В любом случае к внешнеторговой сделке будут применяться императивные нормы и правила, даже если стороны иначе урегулируют между собой те или иные вопросы, относящиеся к валютным, налоговым и таможенным правилам, либо вообще не отразят их в договоре»[21].
Необходимо отметить, что финансово-правовые нормы регулируют не столько ВЭД юридических и физических лиц, но и ВЭД государства. Например, глава 15 Бюджетного кодекса РФ полностью посвящена государственным кредитам, предоставляемым Российской Федерацией иностранным государствам, и долгу иностранных государств перед Российской Федерацией.
Большую роль играют нормы административного права. Так, например, отношения в области таможенной деятельности регулируются во многом нормами административного права (квотирование, лицензирование, порядок совершения таможенных операций и соблюдения таможенных формальностей).
В целом, государственная внешнеэкономическая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования ВЭД в соответствии с действующим законодательством РФ.
Тот или иной метод регулирования предполагает использование конкретных инструментов государственного регулирования ВЭД, которые условно могут быть объединены в следующие группы:
1) таможенно-тарифные инструменты (импортный и экспортный таможенные тарифы);
2) антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, с помощью которых осуществляется защита интересов национальных производителей, борьба с занижением цен экспортируемых товаров и использованием экспортных субсидий.
3) квазитарифные инструменты, использование которых формально не связано с регулированием ВЭД, но на деле оказывает на нее существенное влияние (НДС, акцизы, таможенные сборы);
4) валютно-финансовые инструменты (порядок совершения валютных операций, валютные ограничения, валютный контроль и т. д.);
5) государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными видами товаров.
Как справедливо отмечает И.Б. Новокшонов, не следует путать данную меру нетарифного регулирования с существовавшей ранее «советской» государственной монополией внешней торговли. Главные отличия заключаются в ограниченном перечне товаров, подпадающих под такую монополию, а также в механизме ее введения и реализации. В условиях рыночной экономики применение столь жесткого нетарифного механизма обусловлено наличием определенного перечня товаров, в отношении которых любое государство исходя из интересов национальной безопасности и своих международных обязательств обязано полностью контролировать как их производство и внутреннее потребление, так и их реализацию на внешних рынках[22].
6) установление технических барьеров, позволяющих контролировать импортные поставки на предмет их соответствия национальным стандартам безопасности и качества. Например, согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании.
Отметим, что ряд развивающихся государств, стремясь воспрепятствовать поступлению на свою территорию некачественных товаров и не располагая собственными средствами квалифицированного контроля, практикуют проверку качества товаров в стране-экспортере. Такой порядок, действует, например, в Бангладеш, Индонезии, Иране, Уганде и ряде других стран[23].
7) квотирование внешнеторговых операций, означающее ограничение экспортных или импортных поставок определенным количеством товаров или их суммарной стоимостью на установленный период времени.
8) лицензирование, предполагающее выдачу уполномоченным на то органом исполнительной власти лицензий (разрешений) на совершение экспортных и/или импортных операций. Впервые лицензирование внешнеторговых операций было введено во Франции в 1831 году. В настоящее время во многих промышленно развитых странах потенциальные импортеры и экспортеры должны получить разрешение на торговые операции у органов государственной власти до совершения внешнеторговых сделок. Лицензирование в международной практике отличается большим разнообразием и представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения от уполномоченных на то государственных органов на ввоз/вывоз определенного объема товаров. В лицензии может быть также установлен порядок ввоза и вывоза.
Объективными обстоятельствами, побуждающими к лицензированию внешнеторговых операций, являются необходимость рационального использования иностранной валюты, что позволяет достигать выравнивания внешнеторгового и платежного баланса, если отсутствуют таможенные пошлины или неэффективно их воздействие. Кроме того, к лицензированию прибегают с целью защиты внутреннего рынка, если не применяются таможенные пошлины или неэффективно их воздействие, а также для выторговывания встречных уступок и, наконец, в качестве дискриминационных действий. Лицензирование, являясь временной мерой, не требует пересмотра ранее заключенных межгосударственных торговых соглашений.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:
1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
2) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
3) предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
4) выполнение Российской Федерацией международных обязательств.
Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации.
В настоящее время порядок лицензирования внешнеторговой деятельности регулируется Положением о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.06.2005 № 364. Этим нормативным актом, в частности, предусмотрена выдача разовых, генеральных и исключительных лицензий.
9) запрет или ограничение экспорта или импорта товаров, работ, услуг. Запрещения импорта и экспорта товаров имеет давнюю историю. Так, в Англии импортные запреты встречаются с XIII века. Например, в 1455 году в интересах шелковой промышленности был введен запрет импорта шелковых тканей. Несколько лет спустя запрет распространился на кружева, ленты, шляпы, посуду, обувь, оружие и т. п. Одновременно существовал запрет на вывоз шерсти и кожи. В Пруссии в XVII–XVIII веках существовал запрет на импорт изделий из железа, меди и олова[24].
В настоящее время запреты и ограничения экспорта и импорта могут выступать в открытой и завуалированной форме. [25]
Открытая форма – это полное запрещение торговли – крайняя мера, которая принимается не только на основании решения государства-импортера, но и на основании решений, согласованных на международном уровне, обычно в рамках ООН. Следует иметь в виду, что хотя полный запрет (эмбарго) вводится по политическим мотивам, последствия, по существу, являются экономическими. Примером эмбарго может служить запрет на импорт из Ирака и Югославии. Арабские государства, исходя из своей политики в отношении Израиля, ввели общий запрет на импорт из этой страны. Разновидностью эмбарго являются частичные запреты безусловного характера на импорт конкретных товаров, способных причинить ущерб различным сферам жизни государства. Международной практике известно несколько видов подобных импортных запретов. Так, Иран запрещает ввозить товары, подпадающие под ограничения религиозных законов. Аналогичный характер имеет запрет на импорт свинины и алкогольных напитков в Саудовской Аравии, Ливии и Пакистане. Ввоз определенных товаров часто запрещается по соображениям морали (порнография), охраны здоровья людей (наркотики), защиты растительного и животного мира (ядохимикаты). Например, законодательство ЕС запрещает импорт слоновой кости и шкур молодых тюленей, а также пушнины, добытой так называемыми «негуманными методами лова».
К завуалированным запретам можно отнести ограничения по заходу иностранных судов во внутренние воды или по продаже отдельных товаров в розничной сети страны. Так, законодательство США о торговом флоте требует, чтобы все перевозки в прибрежной внутренней торговле осуществлялись судами, построенными в США. В результате, хоть и нет прямого запрета на ввоз иностранных судов в США, фактически их использование во внутренних водах не допускается[26].
В современной России на основании ст. 37 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Президент РФ вправе ограничить внешнюю торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью мерами, принятие которых необходимо для участия РФ в международных санкциях в соответствии с Уставом ООН.
В качестве примера ограничений импортно-экспортных операций можно привести Указ Президента РФ от 02.12.2013 № 871 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 2094 от 7 марта 2013 г.», в соответствии с которым с 7 марта 2013 г. и впредь до особого распоряжения запрещается прямая или косвенная поставка, продажа или передача (через территорию Российской Федерации, или гражданами Российской Федерации, или с использованием морских и воздушных судов под флагом Российской Федерации и независимо от страны их происхождения) любой продукции в КНДР или из КНДР.
В соответствии со ст. 152 ТК ТС товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, прибывшие на таможенную территорию Таможенного союза, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории Таможенного союза, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств- членов Таможенного союза. Принятие мер по вывозу указанных товаров возлагается на перевозчика либо на их собственника, если иное не установлено законодательством и (или) международными договорами государств – членов таможенного союза. Товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории Таможенного союза, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории Таможенного союза, если иное не предусмотрено международными договорами государств – членов Таможенного союза.
Что касается квотирования внешнеторговых операций, то по общему правилу, установленному п. 1 ст. 21 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», импорт и экспорт товаров осуществляются без количественных ограничений.
Однако Правительство Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации в исключительных случаях не более чем на шесть месяцев может устанавливать:
• временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации. Например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.12.2007 № 877 «Об утверждении перечня товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта» к таким товарам, в частности, относятся молоко, сливки, пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, мука пшеничная, мука ржаная, соевые бобы, семена рапса, семена подсолнечника, соевое масло, подсолнечное масло и рапсовое масло;
• ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде, если необходимо:
а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;
б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара;
в) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
г) снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в Российской Федерации аналогичного товара является относительно незначительным.
В качестве примера количественного ограничения экспорта можно привести Постановление Правительства РФ от 26.10.2000 № 817 «О вывозе с территории Российской Федерации топлива автотранспортными средствами, зарегистрированными в Республике Польша». В нем Правительство РФ постановило во избежание снижения конкурентоспособности российских автомобильных перевозчиков и в связи с введением Республикой Польша ограничений на количество беспошлинно ввозимого топлива в баках автомобилей, зарегистрированных в Российской Федерации и осуществляющих международные перевозки, ограничить количество вывозимого с территории Российской Федерации топлива, находящегося в конструктивно предназначенных для этого емкостях автомобилей, зарегистрированных в Республике Польша и осуществляющих международные перевозки: для грузовых автомобилей – 200 литрами, для автобусов – 600 литрами.
По заключению экспертов ЮНКТАД в общем объеме нетарифных мер количественные ограничения занимают около 20 %[27].
С целью развития мировых экономических связей приоритетным является вопрос формирования и реализации внешнеэкономической политики. Внешнеэкономическая политики государства проявляется в сочетании экономического и административного методов регулирования. Именно их сочетание определяет степень привлекательности для субъектов предпринимательской деятельности внешнеэкономической сферы, а для иностранных юридических и физических лиц – инвестиционную привлекательность российского рынка. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности должно обеспечивать защиту экономических интересов Российской Федерации и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности (как национальных, так и иностранных лиц).[28]
Следует отметить, что на современном этапе развития наше государство стремится регулировать ВЭД не административными методами и ограничениями, а через создание благоприятных условий для осуществления тех внешнеэкономических операций, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, решению конкретных социально-экономических задач. И, наоборот, для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные условия. В этих условиях используются экономические инструменты регулирования ВЭД – повышение или понижение ставок импортного таможенного тарифа, изменение порядка налогообложения и ведения валютных операций и т. д.
Вместе с тем, несмотря на то, что международными правилами и стандартами ГАТТ/ВТО, а также предписаниями российского внешнеторгового законодательства отдается предпочтение экономическим инструментам, «административные инструменты регулирования импорта, применяемые в современном мире, при всех их недостатках являются объективной реальностью, формирующей условия международной торговли, и с ними нельзя не считаться»[29].
Особенность системы законодательства о внешнеэкономической деятельности заключается в комплексном характере правового регулирования рассматриваемых отношений.
Характеризуя эту особенность внешнеэкономического законодательства, И. С. Зыкин, в частности, отмечает: «При рассмотрении отношений на уровне непосредственных участников внешнеэкономических связей обычно подчеркивается их гражданско-правовой характер. Такая констатация нуждается в уточнении. В современных условиях на эти отношения все большее влияние оказывают нормы валютного, таможенного, налогового, финансового и иного законодательства… Например, контрагенты не могут не учитывать правила, касающиеся разрешений на ввоз и вывоз товаров, порядка прохождения таможни, качества поставляемой продукции с точки зрения ее соответствия требованиям по охране здоровья людей, окружающей среды, определенным техническим параметрам и т. д… Приведенные примеры показывают, что договоры в сфере международных экономических связей и регламентируются гражданским правом, и испытывают воздействие норм иной отраслевой принадлежности»[30].
Внешнеэкономические нормативно-правовые акты содержат нормы различных отраслей российского права. Укажем на основные из них.
1. Конституция РФ.В Конституции РФ содержатся нормы, имеющие важное значение для рассматриваемых нами проблем. Так, согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Эти гарантии подкреплены положениями ст. 74 Конституции РФ, в соответствии с которыми на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
В силу п. ж) ст. 71 Конституции РФ валютное и таможенное регулирование находятся в ведении РФ. При этом федеральные законы по вопросам валютного и таможенного регулирования согласно п. в) ст. 106 Конституции РФ подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации в разделе VI части третьей “Международное частное право” содержит как Общие положения, так и нормы, регулирующие правовые основы гражданско-правовых отношений с участием иностранных лиц, или гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом. Так, например, в ст. 1201 ГК РФ установлено, что физическое лицо имеет право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с правом той страны, в котором оно зарегистрировано в этом качестве. Если же это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, то применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности. Международный статус юридических лиц определен статьями 1202 и 1203 ГК РФ.
Следует обратить внимание на ст. 1210 ГК РФ, в соответствии с которой, по общему правилу, стороны договора (предполагается, представители различных государств) могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору.
3. Таможенный кодекс таможенного союза[31] (будет рассмотрен кратко в следующем параграфе);
4. Бюджетный кодекс (БК РФ) гл. 14 “Государственный и муниципальный долг”, гл.15 “Внешние долговые требования Российской Федеации”;
5. Налоговый кодекс РФ (НК РФ). В ст. ст. 150, 151, 164, 165, 176, 176.1, 177, 184, 185, 191 и 205 НК РФ определены особенности уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов при осуществлении внешнеэкономической деятельности. В ст. 215 НК РФ говорится об особенностях уплаты налога на доходы некоторыми категориями иностранных физических лиц, а в ст. ст. 306–312 НК РФ предусмотрены особенности налогообложения иностранных организаций. Глава 26.4 НК РФ посвящена особенностям налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
6. В КоАП РФ содержатся нормы об административной ответственности за нарушения законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность, и о полномочиях таможенных и иных органов по привлечению виновных к административной ответственности. Так, ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. Ответственность за правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) закреплена в главе 16 КоАП РФ. В соответствии со ст. ст. 23.8 КоАП РФ таможенные органы уполномочены рассматривать отдельные дела об административных правонарушениях.
В заключение параграфа хотелось бы обратить внимание на особенности правового обеспечения внешнеэкономической деятельности, связанные с тем, что в настоящее время на территории бывшего СССР существуют различные региональные объединения, участником которых является Российская Федерация. К таким надгосударственным объединениям можно отнести Содружество Независимых Государств (СНГ), Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС), Таможенный союз, Союзное государство России и Беларуси. В рамках этих объединений Страны-участницы сталкиваются с проблемами, возникающими вследствие взаимодействия их правовых систем, в частности в направлении правового обеспечения внешнеэкономической деятельности (отдельные вопросы будут рассмотрены в последней главе настоящего раздела монографии).
Внешнеэкономическая деятельность регулируется широким спектром норм права, которые принадлежат к различным отраслям отечественного права (конституционное право, финансовое право, административное право, гражданское право, таможенное право, международное право и т. д.).
Помимо норм национального (российского) законодательства, отношения в области внешнеэкономической деятельности регулируются нормами наднационального законодательства. Актуальная отечественная правовая доктрина устанавливает, что отношения с присутствием иностранного элемента в нашей стране регулируются такими официально признанными отраслями российского права как, например, международное публичное право, международное частное право, право Европейского Союза.
Рассмотрим коротко основные отличительные черты правового регулирования отношений, осложненных иностранным элементом применительно к экономическим отношениям.
Международное публичное право. По мнению проф. К. А. Бекяшева при определении международного публичного права большинство авторов выделяют такие его составляющие, как совокупность (система) принципов и норм; регулирование отношений между государствами и иными субъектами международного права; цели регулирования: решение насущных вопросов, стоящих перед указанными субъектами[33]. Таким образом международное публичное право представляет собой совокупность норм, которые являются общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного и через которые осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм международного права[34].
Международное публичное право состоит из отраслей, среди которых специально выделяется международное экономическое право (наряду, например, с международным уголовным правом, международным морским правом, международным экологическим правом, международным процессуальным правом и другими отраслями). Это указывает нам на признание значимости экономических отношений на международном уровне, что косвенно подтверждает целесообразность выделения одноименной отрасли на уровне национальном.
Международное частное право (МЧП) – это совокупность правовых норм, подлежащих применению к гражданско-правовым, семейным, трудовым отношениям с участием иностранных граждан, юридических лиц либо гражднско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей[35]. Таким образом, в качестве предмета МЧП выступают отношения, характеризующиеся частноправовым характером (в частности – экономические), которые выходят за пределы одного государства.
По общему правилу нормы международного права делятся на императивные (превалируют в международном публичном праве) и диспозитивные (– в международном частном праве, соответственно) и представляют собой общеобязательное правило поведения субъекта международного права.
В соответствии с положениями Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. императивные нормы называются jus cogens (неоспоримое право). Это основные принципы международного права, которые обладают высшей юридической силой. В международных документах (Уставе ООН, Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), 1975 г.) закреплены следующие 10 основных принципов международного права:
1. уважение суверенитета и суверенного равенства государств;
2. запрещение применения силы и угрозы силой;
3. территориальная целостность государств;
4. нерушимость государственных границ;
5. мирное разрешение международных споров;
6. невмешательство во внутренние дела государств;
7. равноправие и самоопределение народов;
8. уважене прав и основных свобод человека;
9. сотрудничество между государствами;
10. добросовестное выполнение международных оязательств[36].
Очевидно, что все эти основополагающие принципы международного публичного права в той, или иной степени связаны с международными экономическими отношениями.
Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что в международном публичном праве существуют нормы, так назывемого, “мягкого” права (“soft law”), которые устанавливают лишь общую направленность поведенческой модели субъектов международных отношений, без категорической формы. Это, в частности, всевозможные рекомендации международных организаций.
Кроме того, в МЧП теоретически выделяют следующие методы:
• метод формирования коллизионного регулирования (вырабатываются отсылочные нормы, приходящие на помощь судебным органам в случае коллизии норм двух правовых систем);
• метод внутреннего законотворчества (например, в России принимаются нормативно-правовое акты, призванные урегулировать отношения с иностранным элементом);
• метод унификации норм (нормы унифицируются путем принятия международных договоров и конвенций, с учетом интересов всех участвующих стран) [37].
Таким образом, источники международного права традиционно делят на основные, производные и вспомогательные.
К основным источникам относят:
• международные договоры (международные соглашения, заключаемые в письменной форме между субъектами международного права, в том числе суеренными государствами);
• международные обычаи (это правила, выработка которых на протяжении многих лет обусловилась традициями);
• общие принципа права (справедливости, законности и др.).
К производным источникам относятся резолюции международных организаций.
К вспомогательным источникам относят судебные решения международных судов, односторонние акты государств.
Как мы знаем в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и имеют приоритет над национальным законодательством (если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора).
Возвращаясь к международному экономическому праву отметим, что это отрасль международного публичного права, принципы и нормы которой регулируют межгосударственные экономические отношения. Например, в 1974 г. Были приняты Декларация об установлении нового меджународного экономического порядка и Хартия экономических прав и обязанностей государств[38].
В целом, международное экономическое право регулирует, прежде всего, отношения между государствами (это, например, отношения по поводу государственного кредита, отношения в области унификации и гармонизации норм налогового законодательства).
Большую роль в международном экономическом праве играют международные организации. Это, например, ООН (Генеральная Ассамблея ООН непосредственно занимается вопросами международного экономического сотрудничества); Организация Объединенных наций по промышленному развитию; финансовые учреждения ООН – Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Всемирная торговая организация (ВТО) и др.
К источникам публичного международного экономического права относятся, например, такие многосторонии договоры, как Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Бреттон-Вудские соглашения о создании МВФ и МБРР (1944), соглашения о гармонизации налогового законодательства и др.
Что же касается частных международных экономических отношений, возникающих между гражданами и юридическими лицами, такие отношения регулируются, как правило, нормами МЧП. В частности, эти положения распространяются на внешнеторговую деятельность.
К источникам МЧП в сфере экономической деятельности относятся, например, транспортные конвенции (Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов – Женева, 1980; Конвенция ООН о морской перевозке Гамбург, 1978; другие); налоговые соглашения (двусторонние и многосторонние) об избежании двойного налогообложения; внутринациональные источники (например, в наше стране – это ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, НК РФ, различные федеральные законы).
Большую роль для правового урегулирования международных частных гражданских и торговых отношений играют обычаи и обыкновения. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством. Например, обычаи в области внешнеторговой деятельности подлежат официальному толкованию международными организациями. Так, Международной торговой палатой были разработаны Международные правила толкования торговых терминов (Инкотермс).
Вопросами унификации норм международного частного права занимаются различные международные организации, например, Международный институт унификации государства и права (УНИДРУА), Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), Международная торговая палата.
Следует обратить особое внимание на то что, что в международном экономическом праве выделено международное финансовое право, как совокупность принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в валютно-финансовой сфере (расчетные, кредитные отношения, в сфере валютного рынка, по созданию и деятельности международных валютно-кредитных организаций). Например, отметим, в качестве источников международного финансового права Женевские конвенции (об унификации права: в отношении векселей – 1930 г., в отношении чеков – 1931 г.).
Отметим особо, что международное публичное право и международное частное право между собой тесно связаны.
Право Европейского Союза. В отдельный правовой сегмент российская правовая отраслевая доктрина выделяет такую область как право Европейского Союза (European Union Law). По сути своей эта отрасль права является наднациональным (транснациональным) правовым образованием. Будучи интеграционным по своему характеру, право Европеского Союза вводит единые (единообразные) правила поведения граждан и организаций во многих областях их жизни, закладыва тем самым юридические основы для создания “как можно более тесного союза народов Европы” (ст. 1 Договора о Европейском Союзе). Именно в этой правовой системе закреплены принципы единого внутреннего рынка ЕС и правовой режим единой валюты евро; статус европейских институтов (Европейский парламент, Совет Европейского Союза и др.) и европейских юридических лиц (“европейское акционерное общество” и др.) и т. д.[39]. Прово Европейского Союза распространяет свое действие но более чем 20 государств- членов. Это правовое образование может и должно быть принято за аналогию при построении системы правового регулирования интеграционных процессов в рамках Союза России и Белоруси; стран СНГ (в частности, это касается экономической деятельности).