6. Методика факторного анализа. Классификация факторов

Факторный анализ – методика комплексного системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

Задачи факторного анализа:

1) отбор факторов для анализа исследуемых показателей;

2) классификация и систематизация их с целью обеспечение системного подхода;

3) моделирование взаимосвязей между результативным и факторным анализом;

4) расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя;

5) работа с факторной моделью.

Типы факторного анализа:

1) детерминированный факторный анализ – методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.

Стохастический анализ – методика исследования факторов, связь которых с результативным показателем, в отличие от функциональной, является неполной, вероятностной;

2) прямой факторный анализ – исследование дедуктивным методом (от общего к частному). Обратный факторный анализ – исследование способом логической индукции (от частного к общему);

3) одноступенчатый факторный анализ – исследование факторов только одного уровня подчинения без их детализации на составные части. Многоступенчатый факторный анализ – детализация факторов на составные элементы с целью изучения их сущности;

4) статистический факторный анализ – изучение влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Динамический факторный анализ – методика исследования причинно-следственных связей в динамике;

5) ретроспективный факторный анализ изучает причины изменения результатов хозяйственной деятельности за прошлые годы. Перспективный факторный анализ исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.

Классификация факторов:

1) по своей природе:

а) природно-климатические, имеющее влияние в сельском хозяйстве, в добывающей промышленности, лесном хозяйстве и др.;

б) социально-экономические, связанные с жилищными условиями работников, организацией оздоровительной, культурно-массовой работы на предприятии, уровнем культуры;

2) по степени воздействия:

а) основные, оказывающие решающее воздействие на результативный показатель;

б) второстепенные, не оказывающие решающего воздействия на результаты хозяйственной деятельности в сложившихся условиях;

3) по отношению к объекту исследования:

а) внутренние, зависящие от деятельности предприятия;

б) внешние, не зависящие от деятельности предприятия;

4) по степени распространения:

а) постоянные, оказывающие влияние на изучаемые явления;

б) переменные, проявляющиеся периодически;

5) по характеру действия:

а) интенсивные, характеризующие степень усилий в процессе производства.

б) экстенсивные, связанные с количественным приростом результативного показателя;

6) по свойствам отражаемых явлений:

а) количественные;

б) качественные;

7) по составу:

а) простые (элементные);

б) сложные (комплексные);

8) по возможности измерения влияния:

а) измеряемые;

б) неизмеряемые

Загрузка...