Тема 1. Введение в экономическую теорию

1.1. Эволюция экономической мысли

Зарождение экономических идей относится ко времени возникновения человека. Истоки же экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV–III вв. до н. э.), «Артхашастра» (II в. до н. э.), вавилонские «Законы царя Хаммурапи» (XVIII до н. э.), древнекитайская «Книга перемен» и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.

Вершина доклассического этапа развития экономической мысли связана с деятельностью античных мыслителей. Взгляды древнегреческих философов Ксенофонта (430–354 гг. до н. э.), Платона (427–347 гг. до н. э.), Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) можно характеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Например, здесь рассматривались такие вопросы как стоимость и цена товара, полезность, меновые отношения, функции денег и др. Считается, что сам термин «экономика», обозначающий учение о ведении хозяйства, был введен в научный оборот Аристотелем. В Древнем Риме особое значение получили проблемы прикладного, прежде всего аграрного характера.

Христианство изменило оценку хозяйственной деятельности. Оно объявило труд необходимым и святым делом. Этические нормы поведения были перенесены схоластами в описание экономики. Поэтому экономическая доктрина средневековья оказалась скорее сводом норм и правил общественной жизни, чем обобщением реальной хозяйственной практики.

Как наука экономическая теория возникает в XVI–XVII вв. Истоками ее классического периода стало развитие меркантилизма (от итальянского «мерканте» – торговец), который, по утверждению Т.Негиши, представляет собой не теоретическую школу, а систематизированную политику, направленную на создание сильных централизованных национальных государств в условиях, сложившихся после развала средневековой системы организации промышленности и торговли. Главной заботой меркантилистов явилось нахождение способов, с помощью которых государство могло бы добыть себе золото и серебро, считавшиеся главными из богатств. Наиболее известными из них стали запрещение вывоза драгоценных металлов из страны и импорта товаров.

Особую популярность среди меркантилистов имели английский экономист Томас Ман, признававший единственным источником богатства торговлю, и французский исследователь Антуан де Монкретьен, который в 1615 г. ввел в употребление термин «политэкономия», что означало «управление государственным имуществом города».

В середине XVIII начинают формироваться собственно экономические школы. Физиократы (от греческого «власть природы») отвергали учение меркантилистов, считая, что источником богатства является превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Виднейшим представителем этой школы был Франсуа Кенэ (1694–1774), который в своих «Экономических таблицах» сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства. Переходным мостиком от меркантилистов и физиократов к классическойполитэкономии стали работы Вильяма Петти (1623–1686). Широкую известность получило его изречение «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля – его мать».

Адам Смит и Давид Рикардо вошли в историю как основоположники классической политической экономии. Ее основная идея – либерализм, минимальное государственное вмешательство в экономику, рыночное саморегулирование на основе свободной конкуренции, которое А. Смит назвал «невидимой рукой». Классики политэкономии заложили основы трудовой теории стоимости и учения о доходах, постарались раскрыть экономические законы развития современного им общества.

Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки, поставив главные проблемы и предложив основные методы исследования. Опираясь на традиции классической школы политической экономии, К. Маркс и Ф. Энгельс в середине XIX в. создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм. Их идеи, рассматривающие законы развития капитализма и концепцию социализма, оказывали значительное влияние на развитие отечественной экономической теории вплоть до 1980-х гг.

Параллельно с марксизмом была сформулирована теория маржинализма (от английского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840–1921), Фридрих фон Визер (1851–1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851–1914). Маржинализм в отличии от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа.

В рамках неоклассического этапа выделяются и современные экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX – начале XX вв. Их главными направлениями являются неоклассическое, кейнсианское и институционально-социологическое.

Неоклассическое направление стало связываться с оформлением «нового классического экономикса», представляющего собой попытку синтезировать маржинализм и классическую политэкономию. Оно представлено современными теориями монетаризма (М.Фридмен (род. 1912)) и неолиберализма (Ф. Хайек (1899–1992)).

Основателем кейнсианского направления является Джон Мейнард Кейнс (1883–1946). В его работах было дано важнейшее теоретическое обоснование государственного регулирования экономики путем проведения финансовой и денежно-кредитной политики.

Родоначальником институционально-социологического направления является Торстейн Веблен (1857–1929). Название концепции происходит от латинского «институтиум»– учреждение, организация, установление. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, включающую совокупность экономических и внеэкономических факторов и отношений.

Современная экономическая теория, являясь наследницей богатейшего знания, не отбрасывает ничего из того, что внесли в нее экономисты прошлых веков. Она продолжает их идеи, дополняя или уточняя научный анализ, поэтому этот этап развития экономической науки принято связывать с формированием новой парадигмы. Под ней понимается система основополагающих предпосылок, методов исследования, принятых в науке, а также представления ученых о способах решения поставленных проблем. Современная парадигма предусматривает возможность синтеза, а не противопоставления различных экономических школ и направлений анализа.

Многие современные экономисты сделали выдающиеся открытия в теории, которые нашли свое применение на практике и способствовали совершенствованию воздействия на экономическое развитие. Свидетельством тому является ежегодное присуждение Нобелевской премии – высшей научной награды. Нобелевские премии по экономике присуждаются с 1969 г., и в настоящее время их насчитывается свыше 30. Среди лауреатов премии – П.Самуэльсон, В.Леонтьев, М.Фридмен, Л.Канторович, К.Эрроу, Дж. Хикс, Г.Саймон, Р.Соллоу, Дж. Бьюкенен, Я.Тинберген, С.Кузнец и другие видные экономисты современности.

1.2. Предмет экономической теории и ее функции

Общепризнанного определения экономической теории до сих пор нет. Она охватывает такой широкий спектр значений, что при любом кратком определении остаются без внимания какие-либо важные аспекты предмет а. Однако основная проблема экономической теории и практики состоит в разрешении противоречия между безграничными потребностями людей и ограниченными ресурсами.

В широком смысле слова экономическая теория – это наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной динамике воспроизводства; об использовании ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг и обмена их в целях удовлетворения потребностей; о видах деятельности по производству и обмену, о повседневной деловой жизни людей, связанной с извлечением средств существования; об общественном богатстве.

Структурно экономическая теория включает в себя два раздела: микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов. Ее основоположниками считаются представители маржинализма. В центре ее анализа – цены отдельных товаров, затраты-издержки, формы и механизмы формирования капитала и функционирования фирмы, механизм ценообразования, мотивация труда. Макроэкономика изучает экономические процессы и явления на уровне государства. Объект ее исследования – национальный продукт, экономический рост, занятость, инфляция. Макро– и микроэкономика взаимообусловлены и органически взаимодействуют.

Макроэкономика, как и микроэкономика, представляет собой раздел экономическойтеории. В переводе с греческого слово «макро» означает «большой» (соответственно «микро» – «маленький»), а слово «экономика» – «ведение хозяйства» (Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Макроэкономика: Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2006). Таким образом, макроэкономика – это наука, которая изучает поведение экономики в целом или ее крупных совокупностей (агрегатов), при этом экономика рассматривается как единая сложная большая иерархически организованная система, как совокупность экономических процессов и явлений и их показателей (Шевчук Д.А. Макроэкономика: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007).

В отличие от микроэкономики, которая изучает экономическое поведение отдельных хозяйствующих субъектов (потребителя или производителя), макроэкономика исследует проблемы, общие для всей экономики, и оперирует совокупными величинами, такими как валовой внутренний продукт, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, совокупное потребление, инвестиции, общий уровень цен, уровень безработицы, государственный долг и др.

Определение предмета экономической науки через ограниченность ресурсов, классическая формулировка которого принадлежит Лайонелу Роббинсу (1932 г.), состоит из четырех условий:

1) человек стремится к различным целям;

2) время и средства, находящиеся в его распоряжении, ограничены;

3) они могут быть направлены на достижение альтернативных целей;

4) в каждый момент времени цели обладают разной важностью.

Только все условия, взятые вместе, создают ситуацию выбора.

Основная проблема экономики – выбор направлений и способов использования ограниченных ресурсов. Отсюда вытекают и три фундаментальные задачи, с которыми сталкиваются отдельные люди и общество в целом в процессе выбора – что, как и для кого производить? В зависимости от способов решения этих задач различают три экономические системы: традиционную, рыночную и командную. В рыночной экономике система цен определяет: «что», «как» и «для кого». По этой причине микроэкономику часто называют теорией цены (Шевчук Д.А. Микроэкономика: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007).

Критерием ответа на первый вопрос «Какие потребности наиболее важны и в какой мере они могут быть удовлетворены?» выступает ценность. В рыночной экономике она, наряду с затратами, определяет цену товаров, а сам процесс оценивания производится покупателем. Большей потребности соответствует готовности платить более высокую цену Таким образом, в хозяйстве устанавливается структура цен, которая отражает относительную ценность различных товаров и услуг для общества в целом. При изменении предпочтений меняется структура потребительских расходов, как следствие – меняется структура цен, и мы отвечаем на вопрос «Что производить?» по-иному.

Проблему «Как производить?» можно разбить на ряд подвопросов:

1. Как должны распределяться ресурсы между отраслями?

2. Какие именно фирмы (предприятия) должны осуществлять производство в каждой отрасли?

3. Какие комбинации ресурсов (какую технологию) должна применять фирма?

И снова система цен подсказывает нам правильные ответы. Чем более нужен товар, тем выше его цена и выше прибыль от его производства. В свою очередь более прибыльные фирмы готовы больше заплатить за ресурсы. Происходит регулируемый рынком переток ресурсов из фирм, производящих менее нужные товары, в фирмы, производящие более желанные товары и услуги. Выбор конкретной технологии определяется уже внутрифирменной целью – произвести товар по возможности дешевле (минимизировать затраты). Этот выбор зависит от цен на факторы производства.

Распределение продукции и ответ на вопрос «Кто должен получить блага?» зависит от распределения доходов между индивидуумами в соответствии с ценами на ресурсы и количеством ресурсов, которыми обладает каждый индивид. Те, кто имеют большие доходы, получают большую долю продукции.

Альтернативные затраты.

При выборе оптимального варианта использования ресурсов «альтернативной стоимостью» сделанного выбора можно назвать самый лучший из вариантов, которыми пришлось пожертвовать.

Например, альтернативная стоимость обучения в институте – заработок студента, если бы он работал.

Важнейшее понятие экономической науки – альтернативные затраты. В литературе в качестве синонимов используются также выражения «затраты упущенных возможностей». «альтернативные издержки», «альтернативная стоимость», «вмененные издержки» и некоторые другие).

Альтернативные затраты текущего использования ресурса – доход от наилучшего из оставшихся альтернативных способов его использования.

«Микроэкономика» в системе экономических дисциплин.

Микро, мезо, макро, мировая (мега).

Следует подчеркнуть, что микроэкономика во многом – абстрактная наука, она не призвана давать ответы на вопросы типа «Как заработать миллион и как его потом лучше потратить?». Нельзя и сказать, что она полностью отражает реалии хозяйственной жизни или даже стремится к этому, как физика, к примеру, стремится дать целостную физическую картину мира. Она лишь исследует основные черты функционирования хозяйства, пользуясь при этом различными упрощающими предпосылками и моделями. Одна из важнейших предпосылок – гипотеза о рациональном поведении экономических агентов.

В отличие от других обществениых наук экономический подход к анализу поведения основывается на предположении о действиях индивидуумов исключительно в своих интересах, причем целью этих действий является максимизация полезности.

Методология микроэкономики: постулаты и модели.

Основной метод исследования – исследование объектов не непосредственно, а косвенно, посредством анализа моделей.

В экономической теории используется знаковое моделирование, как правило формулы и графики.

В микроэкономике используются модели оптимизационные (предельная полезность, предельные затраты и др.) и равновесные (рыночное равновесие).

Для описания того, как взаимодействуют цены и факторы, их определяющие, в микроэкономике используются различные модели. Модели служат для получения выводов из теории и цля предсказания того, как изменения экономических условий приводят к изменению в решениях и к изменению цен и объемов продаваемых и покупаемых благ. Выводы из экономической модели выражаются в форме гипотез, которые представляют собой утверждения о причинах и следствиях, которые могут быть подтверждены или опровергнуты фактами. Вместе с тем модели – это упрощения и абстракция, не претендующая на зеркальное отражение реальности. Они должны быть детализированы ровно настолько, чтобы удовлетворять исходной цели, и не более. А основные принципы, взятые от простых моделей, не противоречат принципам действия сложных моделей (Шевчук Д.А. Микроэкономика: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007).

Экономическая теория выполняет несколько функций. Познавательная функция позволяет раскрывать сущность экономических явлений и способствует формированию экономического мышления. Благодаря методологической функции экономическая теорияисследует общее (объект в целом), опираясь на общие законы как исходные методологические посылки анализа. Практическая функция обеспечивает экономическую политику.

Взаимная связь этих функций проявляется во взаимодействии экономической политики, хозяйственной практики и науки, которую отражает схема 1.

Схема 1.

Взаимодействие экономической политики, хозяйственной практики и науки.



В основе экономической теории лежит исследование общественного производства, которое служит исходным пунктом возникновения новых потребностей и интересов. Потребности способствуют качественным и количественным изменениям в производстве, воздействуя на него не непосредственно, а через рынок и экономическую политику. Последняя, в свою очередь, подвержена воздействию не только производства, но и экономической науки. Осуществление задач экономической политики может привести к изменению общественного производства, его совершенствованию, что находит отражение в последующем развитии экономической теории. Выделение функций экономической теории позволяет определить ее место среди других экономических наук (схема 2).

Схема 2.

Место экономической теории в системе экономических наук.



1.3. Основные методы и принципы экономического анализа

Метод – это те приемы и инструменты исследования, которыми располагает методология как самостоятельная наука о методе.

При изучении экономических процессов и явлений следует говорить о двух аспектах анализа. Во-первых, – это исследование внутренних процессов на уровне микроэкономики. Оно предполагает использование метода установления минимума или максимума при определении предельных величин. Во-вторых, – аспект рассмотрения внешних связей, характеризующих взаимоотношения агентов производства. Преобладающим здесь выступает метод установления равновесия как на уровне макроэкономики, так и на уровне микроэкономики.

Связь экономической теории и методологии не исчерпывает роли метода исследования, он имеет свои особенные приемы и специфику. Прежде всего это принцип ему, необходимо рассматривать явления в развитии. Исследовательский потенциал принципа историзма весьма велик, он включает сравнительный исторический метод, единство исторического и логического и т. д.

К числу способов и приемов анализа экономической действительности относятся индукция и дедукция, анализ и синтез. Индукция– это процесс создания теории из набора наблюдений. Она обеспечивает переход от частных наблюдений к обобщению. Дедукция– процесс прогнозирования будущих событий с помощью теории. Она обеспечивает переход от общего к частному. Анализ означает изучение предмета по частям, т. е. его отдельных сторон и свойств, с тем чтобы полученные результаты свести затем в целое, произвести синтез.

Важнейшим методом экономической теории является системный подход, исследующий функциональные связи – прямые и обратные зависимости между переменными величинами. Его использование показало, что экономические законы и категории носят не абсолютный, а относительный характер, что позволяет отойти от односторонности и категоричности суждений.

Экономическая теория широко использует математические и статистические методы, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. Особое значение для экономической теории имеет моделирование, т. е. формализованное описание экономического процесса или явления, чья структура определяется объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования. При построении модели применяется метод абстракции: сохраняя главные функциональные зависимости переменных экономических величин и не учитывая второстепенные, модель воспроизводит упрощенные экономические связи, что позволяет создавать сложные теоретические системы. После построения модели необходимо проверить, насколько она соответствует реальным экономическим процессам. Модели бывают статические, в которых анализируется экономическая система в определенный момент времени, и динамические, являющиеся основой для прогнозирования развития в будущем. Различают также линейные и нелинейные модели. Отличительной чертой нелинейных моделей является сложный характер связей, которые невозможно выразить системой линейных уравнений. Кроме математических (знаковых) моделей в экономической теории используются графические модели.

Экономические принципы – это обобщения, содержащие в себе несколько неточные количественные определения в виде средних данных или статистических вероятностей.

Среди экономических принципов наиболее распространенными являются:

– допущение «при прочих равных условиях», позволяющее считать все экономические переменные, за исключением тех, которые в данный момент рассматриваются, неизменными;

– принцип «издержки-выгоды», требующий экономически рационального выбора из целого ряда альтернатив;

– принцип «после этого, не означает по причине этого», требующий не смешивать в анализе корреляцию (зависимость) с причинностью.

При изучении экономических проблем часто используют позитивный и нормативный анализ. На основе этого различают позитивную и нормативную экономическую теории. Позитивный анализ дает возможность увидеть связи между реальными экономическими явлениями и процессами, нормативный анализ основан на исследовании того, что и как должно быть. Нормативное утверждение обычно выводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинность или ложность. При нормативном анализе выносятся оценки – справедливо или нет, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.

Экономические теории формулируются в виде позитивных утверждений, хотя большинство расхождений между экономистами возникает при рассмотрении вопросов нормативного анализа.

Таким образом, изучение экономических проблем ведет к выявлению и сбору фактов, установлению принципов, характеризующих реальное поведение индивидов и институтов. Выведение принципов из фактов и составляет содержание экономической теории, которая необходима для разработки успешной экономической политики (см. схему 3).

Схема 3.

Связь между факторами, принципами и политикой в экономике.



Экономическая политика – целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп, и направлена на укрепление национальной экономики.

Крупные преобразования, изменения в системе ведения хозяйства, управления экономикой, путях и способах осуществления экономической политики составляют содержание экономических реформ.

Реформа – специально организованные и на законных началах проводимые высшими органами власти преобразования общественных отношений (экономических, социальных, политических и др.) или отдельных сфер жизнедеятельности государства и общества (финансы, образование, оборона и т. д.), причем речь идет о достаточно существенных слоях этих отношений, о важных областях общественной и государственной жизни.

Предпосылками современной экономической реформы в России можно считать попытки трансформации централизованной плановой экономики, получившие название «перестройки» (весна 1985 г. – август 1991 г.), когда были сделаны первые шаги в сторону реальной рыночной экономики. При этом главной задачей считалась коренная реконструкция народного хозяйства на основе научно-технического прогресса, с глубокими структурными сдвигами в общественном производстве, с радикально реформой хозяйственного механизма, способной придать социализму новое качество. В развитии современной экономической реформы в России, связанной с попыткой построения рыночной системы, можно выделить несколько этапов (см. таблицу 1)

Таблица 1.

Этапы экономической реформы в современной России.



Глубочайший кризис, в котором оказалась страна, безуспешность попыток прервать его течение свидетельствуют о неадекватности принятого варианта реформ требованиям времени и условиям страны и настоятельно ставят вопрос о необходимости создания новой концепции реформирования с современными характеристиками качества жизни народа на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально ориентированной, динамичной рыночной экономики при значительной роли государства в регулировании. Особое значение в процессе выработки новой стратегии реформы придается региональной политике. Это обусловлено существованием тенденций экономической и политической дезинтеграции. Пример Чечни показывает, каких опасных пределов может достичь процесс суверенизации, к каким жертвам среди населения и в экономике это может привести, если он не блокируется вовремя или не решается в рамках закона. Это доказывает необходимость применения более эффективных инструментов реформирования, принятия взвешенных политических и экономических решений, способствующих сохранению целостности государства. Такие требования обусловлены общим ходом экономической реформы во всех регионах страны. Поэтому во многих документах, касающихся региональной политики, говорится, что современная экономическая реформа должна быть направлена на: выравнивание экономического и социального развития регионов по всем показателям, определяющим уровень жизни населения; формирование эффективных территориальных пропорций, крупных производственных комплексов, создание условий для территориальной системы расселения; преодоление диспропорций в развитии народнохозяйственного комплекса и отдельных отраслей на основе сокращения сырьевой сферы экономики в пользу перерабатывающей сферы и сферы услуг; изменение административно-территориального устройства России и ее районирования.

Тренировочные задания к теме 1

1. Дайте свой комментарий и определите, какие заключения являются позитивными и какие – нормативными.: а) «За последнее время в экономике России наблюдается спад производства и высокие темпы инфляции»; б) «Необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производства и снижению темпов инфляции»; в) «Приморский край уже на начальном этапе реформ получил необходимые конституционные полномочия для обоснования и реализации социально-экономической политики, адекватной имеющимся здесь условиям. Это обеспечивало большую свободу действий по выбору приоритетных направлений и эффективных механизмов вхождения в рынок»; г) «Если спад национального производства в 1991-92 гг. был объясним самим фактом перехода от плановой экономики к рыночной, то в последующие годы уже невозможно и политически безнравственно списывать „болезни“ экономики только за счет тяжкого наследия коммунистического режима».

2. Каково значение того, что экономическая теория не является лабораторной наукой? Какие проблемы могут возникнуть в результате формулирования и применения экономических принципов?

3. Укажите, какое из следующих утверждений относится к макроэкономике, а какое – к микроэкономике: а) уровень безработицы в отдельных районах России достигает 10 %; б) закрытие шахт в результате форсированной структурной перестройки отечественной экономики привело к массовому увольнению рабочих; в) ВНП России за пять лет сократился почти на 40 %.

4. Укажите какие логические ошибки, нарушающие принципы экономического анализа, содержатся в следующих утверждениях: а) рабочие в угледобывающей промышленности повысили свой доход в результате роста зарплаты, следовательно, рабочие всех остальных отраслей выиграют, если их зарплата увеличится; б) рост цен на бензин в России сопровождался расширением объема его продаж, следовательно, увеличение спроса на бензин вызвано повышением его продажной цены; в) после распада СССР структурный кризис в странах СНГ стал углубляться, значит, его развитие вызвано политическими причинами; г) рост цен в Приморье сопровождается ростом заработной платы, следовательно, население края выигрывает от роста цен.

5. Исходя из здравого смысла и Вашего повседневного опыта определите, какие функциональные связи существуют между: а) ценой товара и спросом на него; б) Вашим денежным доходом и Вашими сбережениями; в) Вашим денежным доходом и расходами на текущее потребление; г) процентом за предоставлением ссуд и спросом на кредит.

Какие из этих зависимостей прямо– и какие обратно пропорциональны?

Тест по теме 1

Выберите единственный верный ответ.

1. Экономическую теорию можно определить как науку

а) о биржевом рынке; б) о государственном управлении;

в) о общественном выборе в условиях ограниченных ресурсов;

г) о том, как государство влияет на деятельность рынка.

2. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории?

а) эффективное использование ресурсов;

б) неограниченность ресурсов; в) система потребностей;

г) максимальное удовлетворение потребностей;

3. Экономическую модель

а) отражает основные экономические принципы;

б) может объяснить, как функционирует реальная экономика;

в) часто основывается на упрощениях;

г) является идеальным отображением действительности.

4. Процесс фокусирования только на наиболее важных факторах для объяснения феномена или явления называется

а) абстракция; б) предельный анализ;

в) рациональный выбор; г) контролируемый эксперимент.

5. Кто из названных экономистов является основателем трудовой теории стоимости в экономической теории?

а) Аристотель; б) А. Смит; в) Д. Рикардо; г) К.Маркс.

6. Использование допущений в экономическом анализе:

а) изменяет внутреннюю логику теории или модели;

б) облегчает решение проблемы;

в) делает модель более реалистичной;

г) увеличивает число вопросов исследования.

7. Экономическая теория

а) занимается исключительно прогностическими характеристиками развития экономических систем;

б) содержит положения, которые принимаются всеми экономистами;

в) является точной прикладной наукой;

г) не может предсказывать будущего, но может объяснить последствия определенных явлений в развитии экономики.

8. Экономическая реформа – это

а) специально организованные и проводимые высшими органами власти преобразования;

б) альтернатива социальной революции;

в) система общественных экспериментов;

г) переход общества к рыночной экономике.

Загрузка...