Предисловие автора

Феномен «экономическая социализация», которому посвящена данная монография, можно рассматривать как эффект экономических и социальных экспериментов, осуществленных в России в 1990-е годы. Уточнение субъекта социализации – «формирующейся личности» – определило не только проблему комплексного исследования, связанную с незавершенностью процесса и динамичностью результатов экономической социализации детей и подростков, но и выбор объекта исследования, в качестве которого выступили ценностные ориентации личности.

В середине 1970-х годов, формулируя социально-психологический подход к изучению личности, Е.В. Шорохова (1975, с. 63–71) сделала акцент на изучении, с одной стороны, процесса формирования ценностных ориентаций в разных социальных условиях, с другой – на выполняемой ими регулятивной функции социального поведения. Такое понимание отношений личности и социальной среды, отражающее их взаимную детерминацию, существенно повлияло на обоснование «ценностного подхода» к изучению экономической социализации формирующейся личности. Теоретическая и эмпирико-экспериментальная разработка данного подхода стала целью исследования, представленного в данной монографии.

Под экономической социализацией формирующейся личности в нашей работе понимается процесс и результат включения индивида в систему экономических отношений общества, в котором он живет, так как, усваивая экономический опыт общества, социальные и экономические ценности, нормы, модели экономического поведения и активно преобразуя их, он становится субъектом экономических отношений данного общества. На когнитивном уровне это проявляется в сформированности компонентов экономического сознания личности (экономические представления, ожидания, отношения, установки, мнения и т. п.), их согласованности/рассогласованности с групповыми и общественными феноменами. Ценностные ориентации здесь рассматриваются как внутренний социально-психологический фактор формирования элементов экономического сознания. Так, например, экономические представления о бедности и богатстве, отношения детей и подростков к деньгам, бедным и богатым людям, обусловленные сформированной к этому возрасту системой ценностных ориентаций, влияют на характер их экономических отношений со сверстниками (бартерные, долговые и т. п.), выбор стратегий экономического поведения (сберегательное, инвестиционное и т. п.). В свою очередь, мотивы, стратегии и модели экономического поведения формирующейся личности на этапе первичной социализации опираются на ее ценностную систему. Здесь ценностные ориентации выступают в роли регуляторов экономического поведения, выбора той или иной стратегии, механизмов принятия решения в ситуациях, моделирующих экономические отношения детей, подростков, юношей. Экономическое поведение и соответствующие отношения обусловлены и экономическим воспитанием родителей (как первого, так и второго предшествующего поколения – бабушки и дедушки), социально-психологическим климатом в семье в целом, а также спецификой образовательной среды в школе, характером межличностных отношений в классе, нормами референтной группы сверстников и т. п.

В данной работе осуществляется изучение системы социальных, социально-психологических, психологических факторов экономической социализации формирующейся личности.

С одной стороны, социальная среда рассматривается как многоуровневая система, включающая макро- и микросоциальные компоненты – условия формирования и изменения личности, ее социально-психологических характеристик. Динамика ценностных ориентаций личности в разных условиях жизнедеятельности определяется в качестве психологического критерия ее социализированности. Выявленные закономерности этой динамики на разных этапах социально-экономического развития общества формируют представление о критериях и показателях результата экономической социализации личности в макроэкономических условиях. Соответственно, изменение структуры ценностных ориентаций в условиях экономического образования рассматривается в качестве критерия экономической социализированности на микросоциальном уровне. Соотношение двух линий анализа социально-психологической динамики раскрывает многоуровневый характер детерминации личности «внешними факторами», о которой писали С. Л. Рубинштейн (1957), Б. Ф. Ломов (1984), Е. В. Шорохова (1969) и др.

С другой стороны, оценивая поступающую извне информацию об экономических явлениях и объектах, личность опирается на сложившуюся систему ценностных ориентаций, которые выступают механизмом преобразования информации в компоненты экономического сознания (отношения, установки, представления и т. п.). В дальнейшем уже сформировавшиеся представления реализуются в поведении детей и подростков через их намерения и действия. Ценностные ориентации определяются как внутренние факторы экономической социализации формирующейся личности.

Основной акцент данной работы делается на изучении процессуальных характеристик феномена «экономическая социализация личности». Первый раздел монографии включает три главы, каждая из которых раскрывает теоретико-методологические аспекты исследования. Так, в первой главе анализируется содержание и структура феномена «экономическая социализация», выделяются основные подходы к его изучению в зарубежной и отечественной науке, определяется специфика экономической социализации формирующейся личности. Вторая глава посвящена анализу системного подхода к проблеме детерминации психических явлений (Б. Ф. Ломов), который выступает в качестве методологической основы наших исследований. Здесь же рассматриваются основные направления развития концепции системной детерминации применительно к социально-психологическому исследованию, которое отличается от психологического не только предметом, но и своей организацией, построением плана с учетом множества внешних и внутренних факторов и включением в его программу эксперимента и т. п. В данной главе обосновывается использование естественного формирующего социально-психологического эксперимента как метода исследования психологического критерия экономической социализации личности в условиях микросоциального воздействия, т. е. динамики ценностных ориентаций личности; анализируются достоинства и трудности применения метода в изучении экономической социализации; описывается экспериментальная модель.

Третья глава работы посвящена объекту исследования – ценностным ориентациям личности, макро- и микросоциальным условиям их формирования и динамики; выявляются функции ценностных ориентаций школьников, которые они проявляют в разных видах деятельности; формулируется «ценностный подход» к изучению экономической социализации личности детей и подростков. В этой главе представлена модель всей работы, раскрывающая двустороннюю связь между многоуровневой социальной средой (в нашем случае макро- и микросоциальная среда) и личностью как элемента этой среды. Особенностью данной модели является ее экспериментально- эмпирическая проверка.

Во второй раздел монографии входят четыре главы, посвященные результатам экспериментального и эмпирических исследований, проведенных на группах детей младшего школьного возраста. Так, в четвертой главе рассматриваются комплексы ценностных ориентаций личности младших школьников, характерные для разных периодов развития российского общества: стабильных, кризисных, пред- и посткризисных; выявлены «ядерные» и «периферийные» ценностные ориентации, по-разному реагирующие на макроэкономические и макросоциальные изменения; обоснован социально-психологический критерий влияния макросоциальных изменений на ценностное сознание интенсивно формирующейся личности. Пятая глава посвящена анализу различных видов динамики ценностных ориентаций личности младших школьников в условиях экономического образования в школе и экономического воспитания в семье, особое внимание уделяется характеру отношений этих факторов, а также описанию психологического критерия экономической социализированности формирующейся личности. Выбор респондентов младшего школьного возраста в качестве примера не случаен, так как данный возрастной период характеризуется исследователями как наиболее сензитивный к социальным влияниям.

Шестая глава включает результаты исследования экономических представлений младших школьников о бедном/богатом реальном человеке и персонаже русских народных сказок; анализируются закономерности их связей с ценностными ориентациями личности; описана функция фильтрации ценностных ориентаций в процессе конструирования экономических представлений. Наконец, седьмая глава работы представляет модели экономической социализации школьников в период перехода от младшего к подростковому возрасту. Основанием для их выделения стало выявление зависимости экономического поведения исследованных школьников от социального окружения (образовательная среда, воспитание в семье и т. п.), а также связи стратегий и мотивов экономического поведения с ценностными ориентациями личности.

Автор пользуется случаем выразить свое уважение и глубокую признательность А. Л. Журавлеву, научному руководителю и соавтору многих исследований, в том числе входящих в данную монографию, Т.П. Емельяновой, Т.А. Нестику, Н. Е. Харламенковой и всем сотрудникам лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН за ценные идеи и помощь в процессе подготовки этой книги, а также И. О. Александрову за советы и поддержку в проведении экспериментальной работы. Также хотелось бы выразить благодарность дипломникам – слушателям курсов кафедры практической психологии МИОО за помощь в организации эмпирических исследований.

Загрузка...