Как Башкортостану, с одной стороны, избежать загрязнения своей среды обитания, а с другой – привлечь инвестиции на развитие регионального бизнеса? Ответ знают не все – а ведь он очень важен. Необходимо вступать в международные экологические программы, активно искать международные экологические консорциумы и фонды. Ведь сегодня в мире промышленно развитые и богатые страны имеют право приобретать дополнительные квоты, финансируя или внедряя энергосберегающие технологии в развивающихся странах. Можно привлечь в Башкортостан мировые экологические деньги, которые не только позволят за счет более богатых народов бороться за экологию, но и вызовут инвестиционный всплеск сопутствующего предпринимательства, обслуживающего и в подрядно-смежном порядке действующего бизнеса.
В последнее время у многих промышленных предприятий и малых бизнес-производств Башкортостана появились собственные средства на техническое перевооружение. С 1991 по 1998 год, когда процветала только Москва, а экономика российских регионов находилась в состоянии стагнации, ни о каком перевооружении и речи идти не могло.
За это время общий объем выбросов парниковых газов и других вредных веществ в Башкортостане, снизился естественным путем. Упал уровень диоксина в башкирских водах, чудесным образом очистилась речка Сутолока в Уфе, начался рост популяций лесного зверья и ихтиофауны, местами – например, на Павловском водохранилище – принимающий угрожающий оборот: дикий зверь вновь рискует нападать на человека!
Начиная с 1998 года, наметился рост промышленности Башкортостана, но, несмотря на это, за последние пять лет энергопотребление наших предприятий в расчете на единицу ВВП сократилось на 15 %. Это результат того, что многие компании начали осуществлять переход на новые энергосберегающие технологии.
Чем выше темпы экономического роста Башкортостана, тем более эффективно работают его промышленные предприятия. Средний прирост ВВП России за тот же период составил около 6,5 % в год (в 2003 году – 7,3 %). Если российская экономика будет расти теми же темпами, то промышленность России не сможет удержаться в установленных Киотским протоколом рамках и превысит лимиты на выбросы уже к 2009 году.
Сегодня Башкортостан с его лесами, степями и горами, с огромным заповедником – экологический донор России. Сама же Россия – мировой экологический донор: 13 млн км2 ее территории – это нетронутые экосистемы. Поэтому наша страна вполне может выступать в роли продавца квот на выбросы. Это очень важно и для экономики: экология планеты едина, и, мотивированно угрожая загрязнением окружающей среды, мы вправе – учитывая наше непростое и несправедливое исходное положение в мировом разделении труда – претендовать на крупные экологические субсидии и субвенции в экологические системы Башкортостана.
Концепция Киотского протокола ставит экологические вопросы выше сиюминутных экономических выгод. Поэтому Россия, только выбирающаяся из ямы экономического развала, считает экологию неактуальной и воздерживается от ратификации Протокола. И все же регионам России придется разрабатывать четкие законодательные стимулы для проведения компаниями природоохранных мероприятий, а также совместные программы сокращения выбросов, чтобы снизить вред, наносимый окружающей среде, без ущерба для устойчивого экономического развития регионов. Тем более, что принятие и исполнение требований экологической безопасности обходимо для работы производителей Башкортостана на общероссийском и международном рынках.
Напомним немного о предыстории вопроса. В декабре 1997 года в японском городе Киото на заседании верховного органа рамочной Конвенции ООН об изменении климата был принят протокол, содержащий перечень обязательных мероприятий, которые стороны-участницы Конвенции должны проводить, чтобы сократить выбросы парниковых газов в атмосферу планеты.
В конце февраля 2004 года в Москве состоялся международный форум «Перспективы участия России в глобальных рыночных механизмах Киотского протокола и привлечения инвестиций в энергоэффективные проекты».
Парниковые газы – своего рода одеяло планеты, они задерживают тепловое излучение земной поверхности, не позволяя ей быстро охлаждаться. Это явление ученые называют «парниковым эффектом». В природе роль такого всемирного теплоизолятора в основном играют пары воды и углекислый газ. Расчеты показывают: если бы парниковых газов в атмосфере не было, средняя температура земной поверхности (сегодня она составляет примерно +14°С) была бы на 30°С ниже.
Большую часть энергии, необходимой для производства электричества, отопления домов, работы транспорта обеспечивает ископаемое топливо – нефть, природный газ и уголь, – при сжигании которого в атмосферу поступает 95 % всех антропогенных выбросов углекислого газа.
Национальная система контроля над выполнением Протокола должна работать следующим образом: норма выбросов каждого предприятия определяется, исходя из суммарной величины квот для всей страны. Те предприятия, которые способны сократить выбросы парниковых газов, смогут продать свои квоты другим производителям, а организации, которые в норму не укладываются, будут вынуждены покупать разрешения на выбросы.
Достичь снижения выбросов парниковых газов можно двумя основными способами: 1) за счет использования экологически чистых источников энергии – солнца, ветра, приливов, геотермальных вод, биологических топливных элементов и т. д.; 2) за счет сокращения объема потребляемого природного сырья – нефти, газа, угля. Так, потребление топлива автомобилями можно уменьшить как минимум на 10 % только благодаря усовершенствованию трансмиссии и регулировки работы двигателя. Устранение пробок на дорогах также сократит расход бензина и снизит выбросы выхлопных газов в атмосферу.
Или возьмем нефтяные месторождения, где попутный газ зачастую сжигается в факелах, поскольку его продажа нерентабельна. На его основе могут работать автономные установки для производства электричества. Кроме того, попутный газ можно использовать в качестве источника тепла на близлежащих предприятиях.
Существуют и другие технологические решения, способствующие сокращению уровня выбросов парниковых газов, например, создание подземных хранилищ углекислого газа. Охрана лесов и их рациональное использование также уменьшают количество антропогенных парниковых газов в атмосфере. Добавки минералов и витаминов в корм скоту сокращают выбросы метана на весовую единицу произведенного мяса. На рисовых полях выделение метана можно снизить, заменив самое «популярное» удобрение – мочевину – на сульфат аммония.
Короче говоря, проблема сокращения выбросов в Башкортостане решается путем внедрения современных энергосберегающих технологий в промышленность, транспорт, энергетику и другие сферы человеческой деятельности. Башкортостан остро нуждается в них, ведь энергоемкость нашей экономики в 3,1 раза выше европейского уровня. Внедрение новейших разработок уменьшит «вклад» России в загрязнение планеты и улучшит экологическую обстановку внутри республики. Однако существует большая проблема: новые технологии требуют значительных капиталовложений. Именно поэтому необходимо не скромничать и претендовать на мировые экологические гранты!