Формирование элементарных экологических представлений. Методические рекомендации

Цель программного раздела «Формирование элементарных экологических представлений» – ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.

Методика ознакомления дошкольников с природой рассматривалась в трудах С. А. Веретенниковой, Э. И. Залкинд, Л. А. Каменевой, H. Н. Кондратьевой, В. И. Логиновой, Л. М. Маневцевой, М. М. Марковской, П. Г. Саморуковой, 3. Д. Сизенко-Казанец, В. Г. Фокиной и других авторов.

Экологическое образование дошкольников – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике – решается в основном на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства (H. Н. Вересова, H. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, П. Г. Саморукова и другие).

Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.

Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе.

Экологическая культура включает в себя следующие компоненты:

• экологические знания и умения;

• экологическое мышление;

• ценностные ориентации;

• экологически оправданное поведение.

Особое внимание при работе с детьми этого возраста следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Реализация цели раздела идет через решение следующих задач:

• уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;

• формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);

• формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;

• развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;

Загрузка...