Глава III Криминология экологической преступности

§ 3.1. Криминологическая характеристика экологической преступности

Развитие человеческого общества идет крайне неравномерно, и если первые этапы были чрезвычайно длительными и протяженными во времени, то процессы индустриализации протекают быстро. Помимо различных экономических и политических проблем это ускорение вызывает к жизни и проблемы экологические, а они влияют на само существование человечества.

Любой вид техногенной и антропогенной активности дестабилизирует природное равновесие, уровень же индустриализации, достигнутый в последние десятилетия (особенно в крупных мегаполисах), приводит ко все большему числу экологических катастроф, природных катаклизмов, кризисных явлений, негативно воздействующих на состояние здоровья населения, что порождает необратимые процессы в организме и ранее не известные болезни. Надо отметить, что особенно серьезные последствия экологические проблемы имеют для регионов мира с нестабильной климатической обстановкой, уязвимой природой, высоким уровнем промышленного освоения. Именно к таким регионам относится северо-запад России.

Северо-Западный федеральный округ в своем современном состоянии появился сравнительно недавно, в начале XXI в. Регион расположен на севере Европейской части страны, занимает территорию в 1,7 млн км2 (10% территории страны), численность его населения составляет 13,3 млн человек (на 1 янв. 2002 г.; 9,2% населения страны), а валовой региональный продукт – 449 млрд руб. (1999 г.; 10,8% суммарного ВВП страны)[149].

Развитие экономики северо-запада базируется на богатейших запасах природных ресурсов. Регион располагает значительными запасами минерально-сырьевых, топливно-энергетических, лесных, водных и земельных ресурсов.

Благодаря богатой ресурсной базе развивается многосторонний хозяйственный комплекс региона. Экономика северо-запада представляет собой крупнейшую в западной части страны топливно-энергетическую и сырьевую базу, в том числе экспортной направленности, и одновременно включает крупный потенциал обрабатывающей промышленности.

Северо-западный регион производит около 20% стали и готового проката, более 20% минеральных удобрений, 40% деловой древесины, более 50% картона и почти 60% бумаги страны. Регион занимает ведущее место по выпуску энергетического и электротехнического оборудования (в том числе электронного), оптико-механической продукции, обладает крупнейшими мощностями судостроения. На его долю приходится 35% товарной продукции рыбной промышленности и около 13% цельномолочной продукции[150].

В то же время высокая степень индустриализации на фоне проблемной климатической и природной ситуации создает предпосылки для повышенных экологических рисков.

Наибольший вред окружающей среде региона наносит ТЭК, особенно нефтегазовая промышленность в результате утечек нефти и газа из трубопроводов и скважин. Многие трубопроводы эксплуатируются десятилетиями и находятся в изношенном и аварийном состоянии. Поэтому растет число аварий, из-за которых в водоемы в целом по стране ежедневно попадает от 10 до 15 млн тонн нефтепродуктов. В районах нефтегазовых месторождений разрывы проржавевших трубопроводов и утечки нефти и газа стали обычным делом. Тысячи гектаров земли загрязнены нефтью, пропитанный ею слой достигает 5 см.[151]

Огромный урон природным комплексам наносит непродуманное сооружение промышленных объектов, например Балтийской трубопроводной системы, строительство которой затронуло часть лесопарков в пригороде и окрестностях Петербурга, в том числе Кавголовского, Комаровского, Юкковского. Строительство проводилось вблизи государственных природных заказников «Гладышевский» и «Линдуловская роща», имеющих международное значение, и пересекало ряд охотничьих заказников. Эти площади потеряны как зоны отдыха, потеряна и часть живописного побережья Финского залива. В зоне портового строительства Приморска вырублено более 2 тыс. га леса[152], тогда как для восстановления лесных массивов, особенно деревьев ценных пород, требуется от 50 до 100 лет, а для восстановления травяно-кустарниково-ягодного покрова необходимо более 100 лет.

Экологические риски связаны и с загрязнением атмосферного воздуха, почв и водоемов. Речной и озерный край республик Карелии и Коми на сегодня является одним из наиболее кризисных в регионе по степени загрязнения природных вод. По данным экспертов для восстановления экологического равновесия необходимо ежегодно вкладывать по 27 млрд долларов в течение 10-12 лет[153].

Таким образом, можно сказать, что наряду с высоким уровнем технологического развития северо-запад России характеризуется кризисной экологической обстановкой. Нужно отметить, что подобная ситуация складывается повсеместно, однако для регионов мира с уязвимым природным комплексом экологические проблемы особенно актуальны.

Пример северо-западного региона показывает, что потребительское, бездумное отношение к природным богатствам может нанести непоправимый вред. Все сказанное приводит к выводу, что на сегодняшний день проблема охраны природных ресурсов стоит чрезвычайно остро, в связи с чем требуется быстрейшее радикальное решение экологических проблем, особенно связанных с правонарушающим поведением людей.

Экологическая преступность представляет собой сложную систему, состоящую из экологических преступлений, т. е. общественно опасных, виновных, противоправных, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека деяний, запрещенных и наказуемых в соответствии с уголовным законом, посягающих на общественные отношения по охране окружающей человека природной среды и рациональному использованию природных ресурсов, включая обеспечение экологической безопасности личности, населения, общества, нации и устойчивого развития государства, особой группы преступников, посягающих на экологические права и свободы граждан, благоприятную экологическую среду и интересы государства в области создания условий для устойчивого развития российского общества, а также комплекса детерминирующих данную преступность факторов.

Как отмечает профессор В. Д. Ермаков, экологические преступления являются одним из наиболее общественно опасных и распространенных видов противоправных деяний. В совокупности с другими экологическими правонарушениями ввиду тяжести своих отрицательных последствий демографического, экологического, социального характера они представляют сегодня реальную угрозу национальной безопасности, что предельно остро выражается:

– в катастрофическом ухудшении качества среды обитания, ведущем к снижению продолжительности жизни, увеличению заболеваемости, смертности и ухудшению генофонда населения;

– в образовании зон экологического неблагополучия и бедствия; деградации возобновимых природных ресурсов (почвенных, рыбных, лесных ресурсов и др.);

– в истощении невозобновимых природных ресурсов (минерального сырья, углеводородных энергоносителей);

– в возрастании риска крупных техногенных катастроф;

– в ухудшении качества поверхностных и подземных вод, прибрежных вод морей;

– в распространении радиоактивного загрязнения;

– в загрязнении воздушного бассейна и опасном изменении климата;

– в опасном загрязнении продуктов питания[154].

Как уже отмечалось автором, экологические преступления имеют высокую степень латентности, достигающую по некоторым группам посягательств 100%.

В ходе опросов, проведенных автором, мнения респондентов распределились следующим образом:

– 90% полагает, что выявляются только самые малозначительные преступления;

– 10% считает, что среди выявленных преступлений более 2/3 не доходит до суда, причем эта группа респондентов, так же как и первая, причиной сложившейся ситуации называет коррумпированность государственных структур.

В то же время, несмотря на высокий уровень латентности, только в Северо-Западном федеральном округе ежегодно официально регистрируется от 3 до 3,5 тыс. преступлений экологического характера[155].

По России количество зарегистрированных экологических преступлений колеблется в пределах от 30 до 35 тыс. фактов в год[156].

Особенно значительное число среди выявленных правонарушений составляют факты нарушений правил охоты, а также нарушений правил занятия водными добывающими промыслами.

На Балтике, Нижней Волге, на Камчатке, Дальнем Востоке и в ряде других мест преступное занятие водными добывающими промыслами (ст. 253 УК) приняло промышленный размах.

Например, положение с выделением и распределением квот на вылов биоресурсов, охраной и использованием осетра на Каспии позволяет утверждать, что рыбная отрасль глубоко криминализирована, в ней действуют хорошо организованные преступные группировки.

Как указывалось, угрожающие масштабы приняло загрязнение природной среды.

Несмотря на снижение уровня производства в 1991-2001 гг. более чем на 50%, адекватного снижения степени загрязнения природы не произошло, так как хозяйствующие субъекты-загрязнители стали соответственно экономить на природоохранных мероприятиях и строительстве защитных объектов; производственные мощности и технологические линии зачастую до предела изношены. Тенденции к росту экологической преступности отмечались исследователями и в советский период, например в 1975-1985 гг., причем и в то время случаи осуждения за загрязнение природной среды были единичны[157].

Ежегодно в России возникает до 30 тыс. лесных пожаров, уничтожающих порой сотни тысяч гектаров леса. От 80 до 90% из них возникает по вине людей.

За последние пять лет экологическое законодательство существенно увеличилось в объеме. Однако принятие многих важных и нужных законов, направленных на сохранение природной среды и ее качества, не смогло приостановить роста экологической преступности.


Таблица 2

Динамика экологических преступлений в 1990-2003 гг.[158]


Данные, представленные в табл. 2, показывают, что в последние десять лет наблюдалась устойчивая тенденция увеличения абсолютного числа регистрируемых экологических преступлений.

Удельный вес экологических преступлений в общем количестве зарегистрированных в России преступлений вырос с 0,3% в 1990 г. до 0,9% в 2003 г.

Однако борьба с экологическими преступлениями на фоне ухудшающейся из года в год криминогенной ситуации в стране правоохранительными органами до сих пор не считается приоритетной.

Загрузка...