Сноски

1

В этом фрагменте Юнг дает психологическую интерпретацию высказыванию Игнатия де Лойолы. См. К. Г. Юнг «Эон», § 253. Здесь и далее, если не указано иное, примечание автора.

2

См. К. Г. Юнг «Архетипы и коллективное бессознательное».

3

Кватерность – четверица, или кватернион, часто имеет структуру 3 + 1, в которой один из элементов, ее составляющих, занимает отличительное положение и по природе своей не схож с остальными. К примеру, трое евангелистов по символике выступают как животные, а четвертый, святой Лука, представлен в образе ангела. Этот четвертый, дополняя трех остальных, делает их чем-то единым, символизируя целостность. В аналитической психологии очень часто подчиненная функция (функция, находящаяся вне сознательного контроля субъекта) представляет четвертую, и ее интеграция в сознание является одной из главных задач процесса индивидуации (см. К. Г. Юнг «Воспоминания, сновидения, размышления»). Кватерность в аналитической психологии описывает целостность психики, состоящей из четырех частей, которые необходимо интегрировать в целое в процессе развития сознания. Прим. науч. ред.

4

Проявление Самости в символизме мандалы подробно рассмотрено в очерке Юнга «О символике мандалы», опубликованном в его работе «Архетипы и коллективное бессознательное».

5

Э. Нойманн «Происхождение и развитие сознания».

6

M. Fordham. New Developments in Analytical Psychology.

7

Webster’s New International Dictionary.

8

Гесиод «Труды и дни».

9

Платон «Пир».

10

R. Kellog. Analyzing children’s Art.

11

В оригинале ода называется Intimations of Immortality from Recollections of Early Childhood, и первые два слова в разных переводах звучат по-разному: «намеки на бессмертие», «предчувствие бессмертия», «отголоски бессмертия» и т. п. Прим. ред.

12

У. Вордсворт «Ода: намеки на бессмертие по воспоминаниям раннего детства», пер. Г. Кружкова.

13

Более подробно психотические проявления идентичности эго и Самости рассматриваются в работе: J. W. Perry. The Self in Psychotic Process.

14

H. G. Baynes. “The provisional life” in Analytical Psychology and the English Mind.

15

M.-L Von Franz. The Problem of the Puer Aeternus.

16

Литературный пример вечного ребенка можно найти в новелле Г. Джеймса «Зверь в чаще» (The Beast in the Jungle).

17

Термины «анимус» и «анима» введены Юнгом для обозначения мужского и женского архетипов в психике человека. У женщин бессознательное содержит мужские качества, выражаемые анимусом. У мужчин бессознательное содержит женские качества, выражаемые анимой. Таким образом, гендерные архетипы, анима и анимус, компенсируют сознательную установку, давая возможность человеку в процессе развития достроить себя до целостного восприятия. Прим. науч. ред.

18

E. H. Bradley. Appearance and Reality.

19

См. К. Г. Юнг «Архетипы и коллективное бессознательное», § 420.

20

См. Быт. 2:3.

21

G. Ginsberg. Legends of the Jews, abridged version, Legends of the Bible.

22

Ф. Ницше «Так говорил Заратустра».

Загрузка...