Глава 1. Теоретические основы управления инновациями в сельском хозяйстве

1.1. Сущность управления инновациями в сельском хозяйстве

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[1] ориентирует на поэтапный переход к инновационному типу развития. Главная модернизационная задача правительства – смена сложившейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к «инновационному».

В России в 2010 г. был взят курс на модернизацию экономики, что полностью соответствует тенденциям развития мировой экономики.

Анализ различных определений[2] позволяет сделать вывод, что в зависимости от объекта и предмета исследования, различные экономисты рассматривают категорию «инновация» по-разному, при этом в исследованиях можно выделить основные направления в зависимости от выделяемой сущности инновации: изменение, конечный результат, прогресс, совокупность мероприятий.

Инновации имеют следующие характерные черты:

• основой проведения являются качественные изменения, которые приводят к улучшению или появлению нового продукта или технологии;

• инновация должна приносить определенный эффект;

• основными свойствами инновации выступают научно-техническая новизна, практическая применимость и коммерческая реализуемость.

Если специфическое содержание инновации составляют изменения, то главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

И. Шумпетер[3] выделял пять типичных изменений: использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля – продажа); внедрение продукции с новыми свойствами; использование нового сырья; изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения; появление новых рынков сбыта.

Инновация всегда является результатом изменения конкретного элемента организации. Выбор объектов инноваций не может быть произвольным – он основывается на оценке фактического состояния управленческой системы.

От конкретного объекта инновации зависит содержание планируемых организационных изменений. К объектам инноваций относятся: цели; задачи; структура; технология; персонал[4].

В соответствии с методическими рекомендациями Росстата[5] исследование инновационной деятельности предусматривает исследование ресурсов инновационной деятельности (кадры, производственные фонды, финансовые ресурсы) и результатов (инновационная продукция, влияние на результаты деятельности предприятий).

По типам инноваций форма № 4-инновация включает инновации: технологические (процессные, продуктовые) – с 1994 г.; организационные – с 2000 г.; маркетинговые – с 2006 г.; экологические – с 2009 г. Форма № 2-МП инновация включает технологические (процессные, продуктовые) инновации с 1999 г.

Организационные инновации – реализованные новые методы ведения бизнеса, организации рабочих мест, внешних связей.

Маркетинговые инновации – реализованные новые или значительно улучшенные маркетинговые методы, охватывающие существенные изменения в дизайне и упаковке товаров, работ, услуг; использование новых методов продаж и презентации товаров, работ, услуг, их представления и продвижения на рынки сбыта; формирование новых ценовых стратегий.

Экологические инновации – нововведения, способствующие повышению экологической безопасности, снижению или предотвращению негативного воздействия на окружающую среду осуществляемые в рамках завершенных технологических, организационных или маркетинговых инноваций.

Технологические инновации представляют собой конечный результат инновационной деятельности получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуг* внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. Инновация считается осуществлен ной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе.

В статистическом сборнике «Наука России»[6] приводятся следующие определения, относящиеся к инновационной активности.

Инновационная деятельность – деятельность, связанная с трансформацией идей в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, процессы или способы производства (передачи) услуг, внедренные на рынке, использованные в практической деятельности.

Результаты инновационной деятельности оцениваются по шкале значимости влияния инноваций на развитие организации (низкая, средняя, высокая степень воздействия либо воздействие отсутствовало). На основе таких оценок рассчитываются рейтинги значимости результатов инновационной деятельности (приложение).

Инновационно-активная организация реализует мероприятия, направленные на создание инноваций в период обследования независимо от результатов мероприятий по реальному появлению инновации, а также имеет в отчетном году затраты на инновации независимо от их завершенности.

За рубежом к инновационным относят организации с более 70 % общего объема продукции в денежном измерении за отчетный налоговый период сформированным за счет производства инновационной продукции. Этот критерий сложно применить в России.

В сборнике[7] отмечается, что инновационная активность организации характеризует степень участия организации в осуществлении инновационной деятельности в течение определенного периода времени. Уровень инновационной активности организаций – отношение числа организаций, осуществлявших инновации по видам, к общему числу обследованных за определенный период времени организаций в стране, регионе, по виду экономической деятельности и т. д.

В состав видов инновационной деятельности входят научные исследования и разработки; приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями; приобретение новых технологий; приобретение программных средств; производственное проектирование; обучение и подготовка персонала, связанные с инновациями; маркетинговые исследования и пр.

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, в виде последовательной цепи событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии и услуги и распространяется при практическом использовании[8].

Инновационные процессы в АПК отличаются региональными, отраслевыми, функциональными, технологическими и организационными особенностями.

Существуют следующие этапы инновационных процессов: фундаментальные исследования, прикладные исследования, конструкторские разработки, маркетинг, производство, сбыт.

Взаимосвязь этапов инновационного процесса и стадий жизненного цикла инноваций представлена на рис. 1.1[9].

По мере распространения новшество совершенствуется, делается более эффективным, возникают уникальные потребительские свойства, новые области применения и новые потребители, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые для себя.

Инновационное развитие агропромышленного комплекса предусматривает такой тип экономического развития, когда основным фактором становятся инновации как конечный результат инновационной деятельности. Инновационная деятельность трактуется как вывод на рынок нового товара или услуги, освоение нового процесса производства (технологии) или предпринимательской модели, создание новых сегментов рынка[10].


Рис. 1.1. Основные этапы инновационного процесса


Под инновационной восприимчивостью организации АПК к разработке и внедрению нововведений будем понимать её способность рационально использовать доступные ресурсы и технологии; своевременно создавать гибкие организационные структуры и эффективные организационно-экономические механизмы, обеспечивающие сокращение цикла создания инноваций и их коммерциализацию; использовать и развивать творческую инициативу персонала, опыт и потенциал высококвалифицированных специалистов; формировать стратегии конкурентоспособности на основе обеспечения восприимчивости к нововведениям.

Все виды инновационной деятельности осуществляются на уровнях управления (рис. 1.2) посредством выполнения функций управления.

В соответствии с теорией инновационного менеджмента[11] субъектом управления может быть один или группа работников, организации, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления; объектом управления являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций.


Рис. 1.2. Инновационная деятельность по уровням управления


Современные организации представляют собой сложную систему, охватывающую различные области управления: управление производством и сбытом, управление основными средствами и нематериальными активами, управление запасами и затратами, управление трудовыми и финансовыми ресурсами и др. Организация их деятельности должна осуществляться на основе эффективного функционирования всей системы в целом.

Управление организацией – целенаправленное, упорядочивающее воздействие администрации на его коллектив с целью обеспечения эффективного выполнения плана развития организации для обеспечения расширенного воспроизводства.

В рыночных условиях организация является самоуправляющимся объектом. Управление организацией осуществляется на основе его полной хозяйственной самостоятельности, самоокупаемости и самофинансирования.

Управление организацией в конкретных условиях хозяйствования обусловлено разделением ответственности в зависимости от реализуемых функций управления, которые определяют задачи и содержание деятельности субъекта хозяйствования.

Функциональное назначение процесса управления заключается в определении цели и организационно-экономического механизма воздействия на объект управления для получения заданного результата. Это проявляется в формировании содержания процесса управления путем выработки и реализации управленческого воздействия на основе экономического механизма.

Классический подход в выделении функций менеджмента по Анри Файолю представлен на рис. Файоль выделяет пять функций менеджмента, представляющие собой самостоятельные направления, но в то же время связанные с другими направлениями процесса управления.

М. Портер предложил разделить все операции организации на два блока: основные виды деятельности по созданию конечного продукта и поддерживающие виды деятельности. Основная деятельность организации представляет собой сквозной процесс и состоит из: закупочной деятельности, операций, дистрибуции, маркетинга и продаж, а также предоставления поддерживающих продукт услуг. Поддерживающие бизнес-процессы состоят из общекорпоративной инфраструктуры, управления человеческими ресурсами, технологического развития и общекорпоративных закупок[12]

Загрузка...