В первом разделе рассматриваются основные понятия выбранной темы, изучение определения «Управление персоналом», «Кадровая политика организации».
Разберем систему управления и ее подсистемы, основные функции, методы оценки эффективности, также особенности развития и совершенствования системы управления для повышения ее эффективности.
Науку о менеджменте начал изучать и рассматривать как американский ученый Ф. Тейлор, он же основоположник научной организации труда. Тейлор рассматривая менеджмент, сделал выводы, что для повышения производительности труда, которая бы превышала сам вклад в рабочего, необходимо придерживаться научных методов в процессе отбора и обучения персонала. Для того, чтобы уменьшить затраты на ресурсы он предлагал создать систему организации труда, где главным принципом должно быть объяснение сотруднику его задач и поддержка в формировании методов выполнения. Важным является и стимулирование через денежное вознаграждение.
Американскую модель управления можно назвать словом «индивидуализм». Данное определение безусловно связано с историей этой страны, т.е. еще в XVIII веке иммигранты способствовали формированию такого психотипа человека, который мог надеяться только на себя.
Безусловно в американской модели управления персоналом есть свои особенности:
деловитость;
компетентность;
системы подготовки и повышение квалификации персонала;
комплексный контроль качества.
Рассмотрим европейскую модель менеджмента, она значительно отличается от американской. Здесь складывается следующая картина – человек социальный больше играл роль, чем человек индивидуальный. Денежное вознаграждение не играет основную роль, как в США, то здесь появляется психологическая мотивация. К европейской модели менеджмента отнесутся совокупность общих черт менеджмента Германии, Франции, Испании, Швеции, Швейцарии, Финляндии, Нидерландов и других стран Европы. Сразу несколько стран внесли вклад в развитие менеджмента Европы. Особая роль здесь отводится Максу Веберу, Ричарду Фэре, Андре и Эдуарду Мишлен, Мюрдаль и др.
Необходимость в восстановлении экономики, сельского хозяйства, промышленности в послевоенное время дало толчок для развития менеджмента.
«Шведская модель» управления была направлена на высокую социальную защиту, полную занятость населения и выравнивание доходов. Такая модель привлекала внимание отечественных и зарубежных специалистов.
Отличительной особенностью западноевропейских стран, в частности в Великобритании – это развитие партнерских отношений между предпринимателями и рабочими.
Целью управления персоналом в Германии является получение прибыли.
Управление организацией сформировано так, что кроме экономических отношений присутствует и жесткая административная подчиненность нижних уровней управления верхним. Здесь не существует издание приказов, чаще всего указания несут рекомендательный характер. За невыполнение рекомендаций решается вопрос о соответствии занимаемой должности. Управляющие несут ответственность за прибыль и ее состоянии. Менеджер должен находить пути решения проблем организации, в том числе четко следить за прибылью, уметь сохранять или увеличивать доходы организации, в противном случае его заменят.
Российская модель формируется на системе ценностей народа. Не так давно, при Советском союзе, где во главе стояли высокие нравственные мотивы, сейчас это заменяется на стремление к материальной выгоде. Но, несмотря, на то, что Советский союз распался еще 1991 году, стиль управления на некоторых крупных предприятиях характеризуется как административно–командный.
В России категория «профессионализм» носит размытый характер и поэтому уровень заработной платы зависит от редкости специализации. Сотрудники не участвуют в управлении организацией, не выражают своего мнения. Менеджеры являются формальными лидерами, они не всегда решают конфликты внутри коллектива. Также нет необходимости соблюдать возрастной ценз при назначении на управляющую должность. Особенностью российского управления персоналом является полный контроль всего цикла производства, от поставки до реализации продукции.
В нашей стране не существует понятия «пожизненный наем», хотя для многих российских работников характерна продолжительная работа на одном предприятии. Следует отметить, что в Японии существует пожизненный наем, благодаря реальному обеспечению заинтересованности сотрудников работать на одном предприятии.
Изучив модели управления персоналом в организации нескольких стран, мы видим, что ни одна из систем не лучше и не хуже другой. Однако очевидно, актуальным становится использование зарубежных моделей управления персоналом. Россия имеет свой опыт управления, но основные черты являются пережитками Советского строя. Поэтому в современных коммерческих организациях реализуются принципы и методы управления, заимствованные из Америки и Японии.
Рассматривая выражение «управление персоналом» в школе, можно заметить, что само слово «персонал» больше всего подходит для коммерческой организации. Но если посмотреть на работу руководителя образовательного учреждения, в качестве современной науки управления, можно выстроить определённые перспективы.
Некоторые исследователи, такие как А.В. Бычкова, Б.А. Карташов, А.Я. Кибанов, Н.С. Яшин и другие, определяя методы управления кадрами, разделяют их на три группы:
Административные (базируются на единоначалие, власти, дисциплине и взысканиях, главное здесь играет чувство долга, осознанное желание трудиться т.е. «методы кнута»). Этот метод включает в себя прямое воздействие за счет регламентирующего или административного акта. К данному методу относятся приказы, инструкции, указания, распоряжения. Главной особенностью является подчинение вышестоящему руководству через документальное оформление. Все права и обязанности сотрудников устанавливаются посредством методических указаний, рекомендаций и инструкций.
Экономические («методы пряника»), это элементы экономического механизма, обеспечивающие развитие организации, основным методом управления персоналом выступает технико – экономическое планирование (формирование систем стимулирования, правильное установление заработной платы, создание программы деятельности организации в целом). Важной ролью экономических методов является в мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов (достижение поставленных целей, определение критериев эффективности, конечных результатов рабочей деятельности (показателей).
Социально–психологические («методы убеждения»). К социологическим методам отнесем направление на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; а к психологическим методам воздействие на личность конкретного человека.
В данном разделе следует рассмотреть особенности подбора персонала в образовательные учреждения. Здесь человеческие ресурсы приобретают особое значения, кадры подвластны руководителю финансовой и материальной ограниченности ресурсов, коллектив ОУ в основном состоит из педагогов, где от них зависит не только развитие учащихся, но и успешность самой организации. Отсюда исходит основное направление работы кадровой службы ОУ – набор сотрудников. Эта работа состоит из планирования потребности в кадрах, поиск кадров и их подбор. Процесс приема на работу, как в любой организации включает в себя сопоставление требований, предъявляемых к кандидату и его квалификации. Таким образом выбор кандидата организацией происходит по критериям наиболее подходящего. Также учитывается удовлетворенность самого сотрудника в предлагаемых ему требований.
Некоторые особенности подбора и поиска кандидатов на вакансию в образовательное учреждение:
педагоги чаще подбирают работу ближе к месту своего проживания;
в образовательные учреждения берут молодых специалистов чаще, чем в другие организации;
поиск персонала не осуществляется через специальные агентства из –за отсутствия в бюджете средств на подобные услуги;
ОУ использует услуги государственной биржи труда;
сведения о вакансиях в ОУ отслеживается РОНО, и кандидат может обратиться туда.
В наше время до сих пор существует подбор в ОУ персонала без учета его профессиональных качеств, а иногда и без профильного образования, лишь бы закрыть вакансию. Руководитель спасается тем, что направляет кандидата на профессиональную переподготовку. На бюджет организации данная услуга не всегда оказывает влияние, потому что в большинстве предоставляются бесплатно государственными профессиональными учебными заведениями.
Появляется еще одна проблема, некому организовать процесс подбора персонала. Директор школы или его заместитель рассматривают трудовую книжку претендента на вакансию, проводят беседу. При этом беседа может проводится не на должном уровне из–за отсутствуя у директора или его заместителя нужных профильных знаний. Поэтому здесь и возникают определенные проблемы. Основная цель отбора – это набрать работников с высокой культурой работы, умеющих общаться с коллегами, готовых работать в ОУ много лет, легко обучаемых и т.д.
Как ранее выяснили, в ОУ отсутствует специальный отдел по управлению персоналом, и решение по кандидату принимает директор. Образовательной организации необходимо разработать единые критерии так, чтобы при приеме на работу они давали всестороннюю характеристику кандидата и определяли его уровень образованности или профессионализма.
Для оценки кандидата необходим некий «эталон». Им могут служить люди, работающие в учреждении и хорошо исполняющие свои обязанности. Следует учесть и тот факт, что слишком если будет слишком большой список критериев, то отбор кандидата может стать невозможным. Поэтому можно следует рассмотреть наиболее важные критерии:
образование (необходимо учитывать успехи на предыдущей работе, а критерий образованности должен сравниваться с требованиями выполняемой работы), необходимо уточнить продолжительность и тип образования (очное, заочное, переподготовка, переквалификация), стаж работы и т.д.
опыт, не всегда является гарантией, что человек любит свою работу и будет выполнять ее хорошо, встречаются молодые специалисты, которые своей инициативностью и желанием работать могут добиться больших успехов, чем их опытные коллеги;
личностные характеристики (в том числе и социальный статус, семейное положение, наличие несовершеннолетних детей, возраст кандидата и т.п.);
физические (медицинские) характеристики.
При выборе претендентов на вакансию в ОУ собеседование проводит Директор или его заместитель. Их целью является выяснение самых общих данных о кандидате. Существуют общие рекомендации эффективного проведения собеседования, к ним относятся:
концентрация внимания на требованиях к работе;
установление взаимопонимания с кандидатом;
необходимость получения общей информации о человеке;
недопустимость оценки по первому впечатлению.
Так, директор МБОУ « Дивьинская СОШ» предлагает следующие вопросы для педагогов при приеме на работу:
опыт работы;
наличие действующих удостоверений;
образование;
аттестация, год прохождения обучения ФГОС;
желательная нагрузка;
причина ухода с последнего места работы;
сколько планирует кандидат проработать в данном ОУ.
Ограниченное количество вопросов обусловлено тем, что МБОУ находиться в сельской местности, и поиск педагогов здесь очень затруднителен. Поэтому, если даже кандидат не имеет профильного образования, то руководитель при положительном отзыве, предлагает претенденту пройти профессиональную переподготовку.
Для получения психологического портрета личности можно провести тестирования. При приеме на работу чаще используют тесты, направленные на изучение профессиональных качеств и навыков; определение уровня развития интеллекта и другие. Для МБОУ «Дивьинская СОШ» больше характерны тесты, показывающие уровень образованности и общий психологический портрет. В основном для сельской местности характерно и то, что все жители поселка знают друг друга в лицо, что может нести свои плюсы и свои минусы.
Самым главным ОУ необходимо не только закрыть вакантные места, но и подобрать коллектив единомышленников, объединенных общей целью. Для этого нужна научная система подбора кадров, позволяющая, если не совсем, то хотя бы значительно уменьшить количество ошибок, возникающих при приеме на работу.
Эффективность управления персоналом определяется степенью реализации поставленных целей и зависит от выбора варианта построения самой системы управления.
Современная эффективная система управления персоналом является подвижной, непрерывно работающей. Ее функционирование направлено на обеспечение индивидуального подхода к каждому сотруднику организации и своевременное реагирование на изменение его трудовых успехов, как самого эффективного ресурса организации.
В настоящее время нет единого подхода к определению критериев эффективности управления в связи с невозможностью применения точных количественных методов к системе управления.
Очень большое разнообразие систем управления персоналом ставит вопрос: «Какая из систем является более эффективной?». В научных работах выделяется три подхода:
Первый поход заключается в оценке всего персонала, где эффективность трудовой деятельности определяется конечным результатом. В качестве показателей используют: реализованные объемы товарной продукции, чистой продукции, ее качество, прибыль, себестоимость продукции, рентабельность, доход и др. Подход этот имеет свои достоинства, так как результативность труда определяется конечными результатами. Отрицательным качеством является то, что здесь не отмечается какими способами это достигается.
Второй подход обуславливается критериальными показателями результативности и качества труда. К этим показателям относятся:
трудоемкость продукции;
удельный вес себестоимости продукции;
коэффициент сложности работ;
продуктивность труда и др.
В условиях рыночных отношений не достаточно трудовых показателей, так как не учитывается рыночный компонент деятельности предприятия.
В третьем подходе оценивается эффективность используемых методов работы с персоналом т.е. в зависимости мотивации персонала, социально– психологического климата внутри коллектива
В данном случае критериями будут являться структура уровень квалификации персонала, дисциплина, текучесть кадров использование фонда рабочего времени, равномерность нагрузки персонала, выполнение плана социального развития, социально–психологический климат в коллективе и т.д.
Оценку эффективности работы комплексной системой управления персоналом нужно связать с достижением успешности деятельности организации и ее конкурентоспособность.
Кроме этого для анализа всесторонней эффективности нужно определить организационную эффективность управления:
способность решать задачи;
целостность предприятия;
соотношение численности аппарата управления к остальным сотрудникам организации;
надежность персонала;
укомплектованность кадрами;
система стимулирования;
условия и формы вовлечения педагогов в управление школой;
система обучения педагогов.
ФГОС предполагает расширение возможностей для успешной реализации выбора педагогическими работниками возможностей для реализации права выбора работниками школы методов обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использование различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения. Это будет способствовать эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы, а также индивидуального развития обучающихся.
Возможные результаты кадровой политики:
создание и развитие системы повышения и совершенствования педагогического мастерства на различных уровнях: внешкольном, внутришкольном и самообразования для подтверждения квалификации при аттестации педагогов с 2014 года;
создание медиатеки с подробным каталогом, доступную всем участникам образовательного процесса;
создание и разработка школьного сайта для помощи педагогам и учащимся;
создание сайтов педагогов, коммуникационной технологической компетентности;
организация творческой группы для обсуждения вопросов внедрения ИКТ в учебный процесс.
Информационные технологии являются естественным элементом образовательной среды: здесь необходимо создать виртуальное образовательное пространство (виртуальное общение, оперативно обновляемый, яркий, удобно организованный сайт, различные экскурсии и лаборатории, электронные журналы и дневники, видеоконференции, автоматизированная системы учета достижений учащихся, виртуальные образовательные программы.).
Представленные методологические принципы необходимо рассматривать в сочетании с комплексом следующих закономерностей:
При оценке эффективности образовательных систем, особенно применительно к коротким циклам их функционирования, к проблематике нормативного финансирования, формирования и использования внебюджетных ресурсов доминирует тенденция к использованию показателей экономической эффективности, имеющих к тому же официальный, нормативный характер.
При оценке эффективности, по мере движения от низших к более высоким уровням организации, неизбежен переход от оценки и использования в управлении педагогической эффективности к организационно–управленческой.
Возможно несовпадение внутренней эффективности с внешней, так как имеются различия концептуальных подходов выбора оценки эффективности и других факторов.
Если отводить в образовательных учреждениях ключевую роль экономической эффективности, то это может отрицательно повлиять на социальную и педагогическую эффективность и в целом ухудшить образовательный процесс.
Процесс оценки эффективности начинает усложняться при переходе от простых форм к более сложным, переход от унифицированных форм к диверсификации или интенсификации процессов затрудняется, поэтому возникает целесообразность передачи оценки на первичные уровни управления.
Управления персоналом – область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации качественным персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функции и оптимальное его использование.