Сандра зашла в мой кабинет и с тяжелым вздохом села на стул. Выражение ее лица говорило о серьезности проблемы.
«Не знаю, справлюсь ли когда-нибудь с этим», – сказала она.
У меня сжалось горло, участился пульс… Не зная подробностей, я уловила эмоции клиентки, меня охватил страх. Сандра одной из первых пришла на помощь жертвам теракта во время Бостонского марафона. Она пыталась помочь одному из раненых спортсменов, хотела снять с него кроссовок, но, внезапно, нога целиком отделилась от туловища и осталась у нее в руках.
Возможно, читая эту историю, вы почувствовали себя некомфортно. Может быть, вы неосознанно коснулись собственной ноги. Если это так, теперь вы знаете, что такое общий интеллект.
Несмотря на то что физически с вами ничего не произошло, мозг зафиксировал боль из истории Сандры и самого бегуна с помощью специальных нейронных цепочек, которые позволяют получить приблизительное представление о самочувствии другого человека. Вероятно, вы чувствовали себя иначе, когда только начинали читать эту историю – сработала эмпатия. Мы обладаем способностью представлять себе чужие мысли и чувства, испытывать дискомфорт других людей. Как правило, это приводит к «эмпатической заботе» – переживанию за ближнего, которое мотивирует нас реагировать сострадательно.
Эмпатическая забота побуждает нас помогать другим. Хотите – верьте, хотите – нет, но для изучения эмпатии было проведено множество исследований на стыке психологии и нейробиологии – это новая, обширная научная область. Результаты исследований впечатляют. Ученые полагают, что эмпатия берет свое начало в родительской заботе, направленной на обеспечение выживания потомства. «Нейронные цепочки эмпатии», встроенные в наш мозг, формировались на протяжении тысячелетий.
Существует так много определений эмпатии, что в них путаются даже люди, которые изучают это явление, хотя философы, психологи, ученые и педагоги много раз пытались прийти к компромиссу… Мне кажется, что эмпатию лучше понимать как способность, состоящую из нескольких аспектов, которые позволяют нам ощущать эмоции других людей, чувствовать себя так, словно мы находимся в их положении. Я предпочитаю использовать термин «эмпатические способности», а не «эмпатия», поскольку она состоит из множества различных психологических и физиологических аспектов.
Для использования эмпатических способностей необходимы специальные нейронные цепочки, которые позволяют нам воспринимать и обрабатывать информацию о другом человеке, реагировать на него. Помните мою реакцию на рассказ Сандры о Бостонском марафоне? Интеграция трех вышеупомянутых компонентов показывает уровень «эмпатичности» человека. Когда мы проявляем эмпатию к другому, то обычно способны воспринимать его чувства, можем обрабатывать информацию о нем и эффективно реагировать на его действия или ситуацию. Поэтому важно расширить определение: эмпатия – это способность, которая охватывает весь «цикл» – от восприятия данных до отклика на чужой опыт, включая уточнение информации. Эта последняя часть цикла называется «эмпатическая точность». Поскольку информация основана на нейробиологии эмпатии, я буду использовать научный термин «эмпатический» вместо привычного некоторым «эмпатийный».
Вернемся к Сандре. Я уловила чувства клиентки, проанализировав выражение ее лица, позу, тон голоса и представив, каково это – проявить желание помочь раненому мужчине, почувствовать, что у тебя в руке оказалась нога, отделившаяся от тела… Страшная история. Мне пришлось сознательно контролировать свои чувства, чтобы выслушать ее рассказ и не дать повлиять на себя ужасу, который испытала Сандра. Успокоиться удалось при помощи медленных, тихих, глубоких вдохов. Я не знала точно, какие эмоции испытывала клиентка, но понимала, что они причиняли ей боль. Нужно было узнать о ее чувствах побольше. Для начала следовало позаботиться о собственной эмоциональной реакции. В ход пошла моя техника «ABC», которая является основой обучения эмпатии. Я осознала собственное напряжение, поняла, что у меня участилось сердцебиение, и:
A – признала, что вступила в эмоционально сложную беседу, B – сделала несколько глубоких вдохов, чтобы справиться со своей реакцией, C – проявила любопытство, чтобы узнать побольше об этом случае.
Я догадывалась, что Сандра испытывает ужас и горе, но, расспросив ее, выяснила, что чувство вины тоже имело место.
«Я должна была сделать для него больше», – говорила она.
Затем я представила, что значит пытаться помочь кому-то и почувствовать, что вы только усугубляете ситуацию. Очевидно, что моя клиента заблуждалась. Нога спортсмена была слишком серьезно повреждена осколками, ее нельзя было спасти. Это упражнение на воображение, нужно увидеть мир глазами другого человека – мне ведь никогда не доводилось бывать в подобной ситуации. Как терапевт, я не имела права «зависать» на ужасном моменте, анализ которого позволил понять, что пережила клиентка. Пришлось перейти к более продуманной тактике и задействовать любопытство и профессиональные навыки психиатра, выяснить детали. Сандре необходимо было вылечиться, ей нужен был кто-то, кто мог бы засвидетельствовать произошедшее и помочь оправиться от психологической травмы.
В ходе исследований с применением технологии нейровизуализации мозга было продемонстрировано, как «рождается» эмпатия. Участники эксперимента просматривали изображения или видео, при помощи которых активировались структуры мозга, связанные с эмпатией, а ученые отслеживали эту активность при помощи сканеров. В результате получилось выявить, какие области мозга отвечают за проявление эмпатии. Одним из важнейших открытий в области нейробиологии эмпатии было доказательство ее двойственной природы: эмоциональной или аффективной и когнитивной – «обдуманной». Зная об этих составляющих эмпатии, мы можем лучше понять, как люди осознают тяжелое положение других и чем обусловлена их реакция. При помощи воображения, мы способны узнать, что чувствуют окружающие, не испытывая при этом похожих эмоций.
Способность к эмпатии – важная черта, которую мы проявляем во всех аспектах жизни, от воспитания детей до сферы образования, труда, здравоохранения, бизнеса, юриспруденции, искусства, цифровых технологий, политики, лидерства и заботы об окружающей среде. Далее мы рассмотрим, как и почему эмпатия помогает людям увидеть новые возможности. Совместные усилия, основанные на эмпатии, понимании и сотрудничестве, позволяют добиться невероятных результатов, которых мы не смогли бы достичь в одиночку. Эмпатия изначально развивалась как компонент родительской заботы, направленный на выживание потомства, но мы можем применить ее и в других ситуациях.
Раньше считалось, что кому-то эмпатия дана от рождения, а кому-то – нет, и с этим ничего не поделаешь. Но я уверена, что ее можно развить, это особенно важно для ряда «прикладных» профессий. Лабораторные исследования подтвердили эту гипотезу – нам с коллегами удалось доказать, что уровень эмпатии врачей, прошедших соответствующее обучение, повышался – это отмечали пациенты. При помощи тренировок можно улучшить как навыки восприятия в целом, так и умение видеть ситуацию с точки зрения других людей. Это гарантирует, что специалист не начнет страдать сам под влиянием чужого несчастья, но научится выстраивать тонкий баланс между оценкой чувств собеседника и собственными эмоциями. Мы должны научиться управлять своими эмпатическими реакциями, чтобы проявить заботу в действии, даже если не сможем найти нужные слова для конкретного человека.
Термин «эмпатия» появился только в начале двадцатого века. Он происходит от немецкого слова «Einfьhlung», что в переводе значит «прочувствовать». Термин был введен немецкими эстетиками в середине – конце девятнадцатого века, и использовался для описания эмоционального опыта, вызванного знакомством с произведением искусства. У слова «эмпатия» есть и греческие корни: «em» по-гречески – «в», а «pathos» – «чувство». Эмпатия позволяет художнику, которого зритель, вероятнее всего, никогда не видел и не увидит, передать эмоции, которые вдохновляли его на создание произведения – картины, музыки или пьесы. Таковы были первые попытки описать, как мы можем «прочувствовать» эмоции других людей. Первоначальный смысл термина подразумевал кинестетическую связь с живописью или скульптурой, увлечение искусством, глубокий эмоциональный резонанс с произведением.
Слово «эмпатия» часто путают с синонимичными понятиями. Конечно, вы можете использовать термины «симпатия» и «эмпатия» в одном и том же значении, но для исследователей и ученых это совершенно разные вещи. «Симпатия» – слово более древнее: древнегреческий корень «sъn» означает «вместе», а «pathos» – «страдание». Что под этим подразумевается? Наблюдение: наши чувства в чем-то схожи, значит, мы можем понять, что чувствует другой человек, если испытывали подобное сами. В современном понимании, слово «сочувствие» связано с жалостью и готовностью к «совместному страданию».
Например, вы можете сочувствовать человеку, который хочет уволиться и найти новую работу, даже если сами не собираетесь покидать теплое местечко. Сочувствие подразумевает выражение согласия – «это не должно с тобой происходить!». Вы испытываете сочувствие, когда смотрите в окно и видите человека, дрожащего под холодным дождем, расстраиваетесь, что ему плохо, но не более.
Проявив эмпатию, при помощи воображения, вы чувствуете себя так, будто сами вышли под дождь и стоите рядом с этим человеком.
Вы испытываете «его» дискомфорт и страдания, как будто они – ваши собственные. Но, как отметил психолог Карл Роджерс, важно не забывать, что все это – «как будто». Нужно помнить об этом различии, так можно найти лучший способ помочь человеку, не сосредотачиваясь исключительно на собственном дискомфорте. Эмпатия – это динамическая способность, которая позволяет вам делиться своим опытом с другими, ощущать беспокойство, выражать заботу. Завершение цикла эмпатии приводит к эмпатической реакции. Вы выходите под дождь и предлагаете замерзшему бедолаге теплый плащ и зонтик.
В начале двадцатого века психологи начали рассматривать эмпатию как способ понимания межличностных отношений. В середине двадцатого века Розалинд Картрайт из Корнелльского университета была в числе первых ученых, проводивших тесты, направленные на измерение межличностной эмпатии. При этом она проигнорировала более ранние определения понятия «эмпатия», описывавшие проекцию чувства, и вывела новое понятие – «ощущение чувства». Суть ее концепции заключалась в межличностной связи. Разницу между «проецируемой эмпатией» и истинной эмпатической заботой легко определить: проецируя эмпатию, собеседник берет за основу информацию, которой вы поделились, и накладывает на вашу ситуацию собственный опыт. Вместо того чтобы создавать ощущение единства, он старается затмить ваши страдания собственной историей, не предлагая никакого понимания, не успокаивая – иногда, наоборот, вы начинаете утешать его.
После серии экспериментальных исследований в области эмпатии, психологи начали отделять «истинную» эмпатию, определяемую как точную оценку чужих мыслей или чувств, от «проекции». Затем, в 1955 году, американский журнал Reader’s Digest ввел этот термин в обиход. Эмпатия была определена как «способность понять чувства другого человека, не позволяя его эмоциям повлиять на ваше суждение». Это определение стало предшественником сегодняшнего, более полного, понимания эмпатии, которое подразумевает когнитивную оценку чувств других людей, возникновение эмоционального резонанса и способность отличать опыт ближнего от своего собственного. Испытывая эмпатию, мы сохраняем точность восприятия и не позволяем чужим эмоциям и чувствам подавить себя.
Проявление эмпатии требует слаженных усилий многих областей мозга. В 1959 году психоаналитик Хайнц Кохут назвал эмпатию «заместительным самоанализом» и подчеркнул, что она подразумевает способность видеть и понимать чувства других людей, как если бы они были нашими собственными. Он называл эмпатию «психологическим кислородом», необходимым компонентом отношений психотерапевта и пациента.
Эмпатия в нынешнем понимании выходит за пределы сочувствия или чувства дискомфорта и трансформируется в понимание эмоций и способность увидеть мир глазами другого человека. По определению, эмпатия не является обособленным или абстрактным явлением. Она требует глубокого понимания внутренней жизни человека, его целей, жизненных обстоятельств. Чтобы испытать эмпатию, необходимо задействовать каналы восприятия, которые позволяют нам перенимать чужой опыт. Как исследователь, я называю первый канал «афферентным», или «входящим», – он необходим для получения информации, а второй – «эфферентным», или «исходящим», – он нужен для формирования реакции на поступившую информацию.
Уже несколько десятилетий нейробиологи убеждаются в верности нового значения термина «эмпатия». Проведя многочисленные исследования с использованием метода нейровизуализации, ученые определили, что мы можем делиться своими нейронными контурами с другими людьми, одновременно осмысливая их переживания. Таким образом, в эмпатии присутствуют как эмоциональные, так и когнитивные или «мыслительные», компоненты. Мы легко проявим эмпатию к человеку, который похож на нас, пережил подобный опыт или задался общей с нами целью. Вероятно, мы проявим гораздо больше эмпатии к человеку, который должен заботиться о ребенке с особыми потребностями в обучении или о пожилом родителе-инвалиде, если кто-то из наших близких уже сталкивался с такой ситуацией.
Если сравнивать симпатию и эмпатию, то симпатия – менее интенсивное явление с точки зрения эмоций. Если кому-то плохо, вам может стать не по себе, но это состояние не перерастает в эмоциональное расстройство. Если вы слышите об уходе из жизни любимого учителя своего знакомого, то можете отправить открытку в знак сочувствия, потому что понимаете и чувствуете боль этого человека. А можете и не отправлять. Если близкий друг теряет любимого человека, а вы знаете, насколько он был к нему привязан, ваши чувства и действия с большей вероятностью перерастут в эмпатию.
Чем больше у вас жизненного опыта, тем больше вы понимаете, что все люди испытывают сходные эмоции.
Тогда ваши эмпатические способности начинают распространяться уже на все человечество, а не только на близких. Художница Патриция Саймон – хороший пример различия между сочувствием и эмпатией. В 2010 году ее семья отправилась в отпуск в Сирию. Сейчас это кажется немыслимым.
«Мы влюбились в красоту страны, ее богатую культуру и особенно в людей», – рассказывает она. На следующий год политическая ситуация в Сирии начала ухудшаться. Вскоре на экранах стали появляться изображения разрушенных городов исторического значения и заброшенных деревень. Это были места, которые она только что посетила. Патриция настолько обеспокоилась судьбой сирийского народа, что подписала контракт с неправительственной организацией под названием Karam Foundation, которая отправляет американцев обучать детей-беженцев на турецко-сирийской границе. Дик, ее муж, тоже присоединился к проекту.
Я спросила Патрицию, или Пэтти, как ее называют друзья, зачем она рискует жизнью и отправляется в зону боевых действий ради места, с которым ее ничего не связывает, и ради людей, которых она не знает. Ее ответ наглядно показал, что такое настоящая эмпатия.
«Когда я была ребенком, мы переезжали раз в несколько лет, – сказала она. – Я всегда была новенькой в квартале, посторонней. Так что я очень хорошо понимаю, что значит быть социально отчужденным человеком, на которого не обращают внимания. Эти люди переживают похожее, но в гораздо большем масштабе. Я видела сирийцев – у нас есть что-то общее. Я еду туда, потому что чувствую связь с ними».
Эмпатия требует более развитого воображения и чувства самоидентичности, чем симпатия. Пэтти и ее семья этими качествами обладали. У Патриции был личный опыт – память о неприкаянности, это связывало ее с сирийским народом, находившимся в тяжелом положении. Она чувствовала, будто лично знала этих людей. Когда вы проявляете эмпатию, то можете представить чужое страдание, посмотреть на происходящее с точки зрения других людей, понимаете, что они думают, что их мотивирует, чего они хотят… Обычный человек может испытывать к сирийским беженцам лишь сочувствие, но такие люди, как Патриция Саймон, которые воочию наблюдали за происходящим в этой раздираемой войной стране или пережили геноцид, скорее всего, будут испытывать эмпатию, связанную с их собственным опытом. Что еще более удивительно – Пэтти и ее близкие друзья организовали женские группы, задачей которых стала отправка гуманитарной помощи и оказание поддержки сирийским детям при помощи организации Karam Foundation. Эмпатический отклик одного человека распространился на сообщество, которое, возможно, не было настроено действовать. Восприятие страдания других людей, частично обработанное через опыт Пэтти, привело к волнообразной реакции. Это стало возможно благодаря эмоциональной и когнитивной эмпатии. Если совершается акт сострадания, завершается круг эмпатии: мы восприняли страдания другого человека, проявили эмпатическую обеспокоенность и получили мотивацию помочь другому.
В этой главе мы подробнее рассмотрим механизмы функционирования мозга и их влияние на проявление эмпатии.
Представьте, что, видите, как мой палец укололи иголкой. Что вы чувствуете? Был такой научный эксперимент: сначала ученые подключили испытуемых к датчикам, чтобы определить, какие нейроны участвуют в восприятии боли. Другие участники, тоже подключенные к сканерам, просматривали эту процедуру на видео.
Исследователи обнаружили, что нервная система наблюдателей, по сути, дублировала реакцию людей, которые испытывали настоящую боль. Испытуемые, находившиеся «в безопасности», реагировали так, будто иголкой кололи их самих. Во время наблюдения за уколом активируются те же нейронные сети, что и при уколе. Когда активируется отдел мозга, называемый «островковая область», мы испытываем боль – срабатывают нейроны, задача которых заключается в активации физиологической реакции на нее. Оказывается, те же нейроны активируются, если мы наблюдаем действие, которое вызывает боль. Мозг имитирует ощущение укола, это похоже на зеркальное воспроизведение боли, но более слабой. Это замечательное и полезное свойство – если бы мы испытали боль в полную силу, как это происходит с «подопытным», никакой эмпатии бы не возникло. Угадайте, на чьей боли мы бы сосредоточились в первую очередь? На своей собственной! В случае с наблюдателем ощущение притупляется, чтобы нас не парализовало от боли и мы могли помочь другому человеку.
Существуют две важные причины, по которым мозг воспроизводит чужую боль: научить нас, чего следует избегать, и мотивировать помочь пострадавшему.
Будь то боль физическая, психологическая, эмоциональная или все сразу. «Побочный продукт» помощи ближнему заключается в том, что он сам вдохновляется, и тоже начинает помогать другим, как бы возвращая долг. Вообще, помощь окружающим – это основа кооперации, сотрудничества и взаимности в человеческих отношениях. Чувствуя боль других людей, мы испытываем желание помочь им, а помощь обычно вызывает добрые чувства. Так мы получаем почти 100 %-ную гарантию – наше поведение встретит взаимность, и в конечном итоге обеспечит выживание всего вида путем завершения полного цикла эмпатии. В этом процессе задействованы нейроны, которые помогают узнать, что происходит в мозге других людей, они формируют основу того, что я называю общим интеллектом.
Зеркальные нейроны – клетки головного мозга, расположенные в премоторной коре, известной как «область F5», и теменной коре. Они были впервые обнаружены в девяностых годах двадцатого века итальянскими исследователями, которые проводили эксперименты с приматами. Зеркальные нейроны запускаются как при выполнении действия одним приматом, так и при наблюдении этого действия другим. Они были названы «зеркальными», потому что, по сути, «отражают» в мозг наблюдателя информацию, содержащуюся в мозге «делателя». Хотя среди других видов зеркальные нейроны были обнаружены только у приматов, их открытие породило взрыв исследований в области нейробиологии и помогло выявить общие нейронные цепочки осязания, боли и специфических эмоций, таких как отвращение. Эти цепочки находятся в разных областях головного мозга: соматосенсорной коре, островке и передней части поясной извилины.
Исследовав моторную кору мозга макак, ученые поняли, что при помощи зеркальных нейронов наблюдатель «проживает» действие, хотя сам в его выполнении не участвует. Ранее считалось, что для интерпретации и предсказания действий других людей мозг использует логические мыслительные процессы. Теперь мы думаем, что эти «нейрозеркала» и общие нейронные схемы позволяют понять не только мысли другого человека, но и его чувства.
Почему в нашем мозге появились эти удивительные нейронные сети? Если вы зададите этот вопрос ученым, некоторые скажут, что это нужно для защиты: увидев, что кто-то поранился ножом, мы станем осторожнее обращаться с острыми предметами. Другие утверждают, что это свойство приносит прямую выгоду обществу в целом и распространяется не только на семью и местное сообщество, но и на все человечество. Возвращаясь к нашему «племенному наследию» – если мы видим, что на лице человека, который попробовал определенную пищу, появляется отвращение, то сами испытаем это чувство: так группа учится, чего следует избегать. Я верю, что верны оба варианта; мы должны выжить как индивидуумы, научившись избегать опасности, что, в свою очередь, помогает обеспечить выживание нашего вида.
Все больше данных свидетельствуют о том, что эмпатия отчасти «встроена» в мозг и состоит из трех компонентов: эмоциональная или аффективная эмпатия, когнитивная или мысленная эмпатия и мотивация к эмпатической реакции. У особенно чувствительных людей и эмпатов все три компонента запускаются легко. Некоторым даже приходится приглушать эмоциональную эмпатию, чтобы сохранить объективность и работоспособность. Подумайте о пожарных или хирургах – им нельзя отвлекаться, пока задача не будет выполнена. Не очень чувствительным людям, видимо, придется оттачивать навыки эмпатии. Врожденная эмпатия есть у большинства из нас. Поскольку она играет роль в эволюционной истории, ее развитие можно проследить до зеркальных нейронов в мозге наших предков. Чтобы понять, как использовать эмпатию для улучшения жизни в целом и отношений в частности, нам необходимо лучше понять ее аспекты. Уровень эмпатии зависит не только от восприятия информации, но и от ее обработки, наших действий и мотивации.
Некоторые ученые утверждают, что эмпатия у всех нас включается по умолчанию, и что ее нужно подавлять, чтобы не отвлекаться на чувства других людей. На самом деле – все мы разные: кто-то вообще не научился подавлять эмпатию, а кто-то подавил ее слишком хорошо. Большинство находится где-то посередине.
В детстве Пэтти Саймон, с которой вы познакомились в прошлой главе, приходилось постоянно переезжать, это было связано с работой ее отца. Даже в подростковом возрасте она чувствовала себя неуверенно, думала, что никто не хочет с ней общаться. По словам Пэтти, в жизни у нее все было не так уж плохо, ей никогда не приходилось спасаться от войны, как сирийским беженцам. Тем не менее ранние переживания сформировали ее эмоциональный мозг таким образом, что, увидев новостной сюжет, она ощутила связь с беженцами. На тот момент, Пэтти не могла передать свои чувства словами, но была уверена, что хочет помочь. Размышляя об этом сейчас, она говорит, что ощутила волну сочувствия, наблюдая, как на экране телевизора мелькают бомбы и рушатся здания. С точки зрения психологии, она проявила аффективную эмпатию. Если отойти от научного языка, то – эмоциональную эмпатию. О ней я и хочу вам рассказать в первую очередь.
Эмоциональная сторона эмпатии знакома всем. Это «ощущение чувств» других людей. Когда вы видите, как кто-то испытывает трудности или переносит боль, то можете прочувствовать ситуацию, основываясь на собственном прошлом опыте и ощущениях. Для Пэтти и Дика это были выражения печали, страха и одиночества, которые они каждый вечер видели по телевизору на лицах сирийских матерей и детей. Миллионы людей смотрят те же сюжеты, но по какой-то причине эмоциональной эмпатии не проявляют.
Тем не менее большинство из нас все-таки способны проявить эмоциональную эмпатию. Например, почти все знают, что будет, если порезать руку о кусок стекла. Когда мы видели нечто подобное, нам было не по себе – эмоционально и физически. Если представить, как в кожу впивается стекло, мы можем вздрогнуть. Возможно, прочитав об этом прямо сейчас, вы испытали это чувство. Помните, что эмоциональную эмпатическую реакцию можно использовать иначе: вы можете вздрогнуть, когда увидите, как кто-то испытывает боль, осознавая, что вам при этом на самом деле не больно. Если бы вы испытали ту же степень боли, то сосредоточились бы на ней и едва ли смогли бы помочь другому. Сложная неврологическая система позволяет вам наблюдать за чужой болью, переживать соответствующее ощущение, но не терять при этом рассудок.