Глава 2 Единственный навык, имеющий значение

Неграмотным человеком в XXI веке будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не может учиться, разучиваться и переучиваться.

Элвин Тоффлер, автор книги «Шок будущего»[4]

В современной жизни существует множество важных навыков.

Вам, человеку XXI века, нужно уметь устанавливать и поддерживать отношения между членами общества, разбираться в современных технологиях, быть в курсе политических событий, соблюдать законы, контролировать личные траты, учитывая расход и приход, принимать разумные решения по поводу своей карьеры, выбирать здоровую еду и делать еще миллион других вещей, которые помогают процветать и преуспевать в современном мире.

Конечно, ни один из этих навыков ничего не стоит, если вы не в состоянии пользоваться ими эффективно.

Вам наверняка знакома иерархическая пирамида потребностей Маслоу:



Иерархия потребностей Маслоу, предложенная в 1943 году, показывает: пока не удовлетворены самые элементарные и фундаментальные потребности, человек не в состоянии даже думать о чем-либо другом. Например, если у вас нет необходимого количества кислорода, вас, по большому счету, не интересуют пища и вода. Пока вы не найдете безопасное место для сна, то вряд ли будете беспокоиться, насколько хорошо раскрываете свой потенциал на работе.

Если подумать, то с обучением все обстоит точно так же. Оно представляет собой основополагающее умение для приобретения всех остальных навыков, которые пригодятся вам в жизни. Пока вы не разовьете у себя в детстве базовые способности к обучению, вы не будете беспокоиться о таблице умножения, а тем более – обсуждать философские проблемы. На первых порах своей жизни вы будете гораздо больше озабочены освоением элементарных навыков – держание головы, ползанье и потом, в один прекрасный день, – прямохождение.

А когда вы разовьете у себя первичную способность к обучению, следующим наиболее важным навыком будет, конечно, овладение языком. Как можно справляться с задачами, находящимися на более высоких ступенях иерархической пирамиды, если не понимаешь связи между ними? Поэтому каждый из нас тратит первые несколько лет, чтобы научиться правильно говорить и общаться с окружающими. Последующими навыками – грамота, приобретение общих знаний, аналитическое и критическое мышление и затем создание собственных оригинальных идей, мы овладеваем в течение первых 20–25 лет от детского сада и до выпуска из школы и вуза. И тогда эффективное образование становится единственным умением, которое по-настоящему важно. Как только вы научитесь учиться, вы сможете справиться с любой задачей.

Хочу спросить еще кое о чем.

Был ли у вас рядом в какой-то момент жизни человек – учитель, наставник или знакомый, который учил вас учиться?

Или, если уж на то пошло, говорил ли он вам, как лучше всего использовать ту самую массу нейронов и синапсов весом в четыре-пять килограммов, которую в просторечии называют мозгом?

Подумайте еще немного. В течение нескольких лет у вас в школе регулярно проводились занятия по физкультуре, где вам прививали важность физических упражнений. Вам преподавали анатомию и биологию, где вы изучали, как работают отдельные клетки и органы. Я могу поспорить, что некоторые из вас посетили ряд очень неудобных занятий по сексуальному образованию и безопасному использованию интимных частей вашего тела. Но как насчет мозга?

Разве это справедливо?

Когда вы покупаете какой-нибудь простой агрегат, например холодильник, разработанный командой инженеров таким образом, чтобы им было как можно проще управлять, то к нему все равно прилагается инструкция по эксплуатации страниц на пятьдесят! В такой брошюре обычно содержится полезная информация о каждой функции агрегата плюс точные указания, которым нужно следовать, если вы сталкиваетесь с какими-либо затруднениями. Но когда дело доходит до одного из самых сложных объектов в известной нам вселенной (наш мозг), то повезет, если вы получите хотя бы приблизительные указания, как им нужно пользоваться.

Вот почему многие из нас с огромным трудом переживают школьные годы да и вообще учатся без усердия. Мы страдаем от неимоверной скуки при изучении новых тем, тратим кучу времени, просматривая пройденный в классе материал, а в итоге все забываем сразу после сдачи экзаменов. Давайте будем честными – например, много вы помните из тригонометрии для старших классов?

Для меня испытание школой было особенно болезненным. В детском саду я имел статус этакого местного шута, потому что был не в силах спокойно усидеть на одном месте или помолчать хоть немного. Вначале это было даже забавно и не доставляло неудобств. Мои первые табели успеваемости, посылаемые домой учителем начальной школы, пестрили замечаниями о моей неспособности соответствовать остальным ученикам. Преподаватели видели во мне счастливого и дружелюбного ребенка и часто были готовы простить мне мои эмоциональные взрывы и невнимательность.

Загрузка...