❏ Зачем нужны «Ешки»
❏ Чистая этикетка – та еще нечисть
❏ Глутамат натрия: а как же презумпция невиновности?
❏ Загадочный пятый вкус
❏ Ода консервантам
❏ «Ешки» на моей кухне
❏ Зачем колбасе фосфаты и нитриты
«Пусть еда – это сплошная химия. Но люди добавляют в продукты еще всякие „Ешки“: консерванты, стабилизаторы и красители. Это не может быть безопасным!»
Сейчас многие люди внимательно вчитываются в составы продуктов. Усмотрев непонятные слова, кое-кто откладывает товар в сторонку. Пищевые добавки настораживают, но их используют вовсе не для того, чтобы навредить потребителям. Основная цель этих ингредиентов – сделать продукт стабильным и безопасным. Каждому из нас хочется покупать вкусную, ароматную и красивую на вид еду, не так ли? Пищевые добавки играют в этом деле далеко не последнюю роль.
По определению ВОЗ, пищевые добавки – это вещества, добавляемые в продукты питания для повышения их безопасности, длительности их хранения, сохранения или улучшения их вкуса, консистенции или внешнего вида
Эмульгаторы смешивают то, что в обычной жизни не смешивается, – например, воду и масло. Без этих товарищей некоторые продукты попросту расслоились бы. Загустители и стабилизаторы придают продуктам необходимую консистенцию, а также помогают еде как можно дольше не терять аппетитный вид. Консерванты препятствуют размножению микроорганизмов – никто же не хочет столкнуться, например, с ботулизмом.
Пищевые добавки – это вовсе не изобретение современности: еще наши далекие предки стремились улучшить вкус пищи и напитков, используя соль, сахар, уксус или двуокись серы. Но что такое сахар и соль, знают все, ими не удивишь. А за Е300 или Е440 явно прячется что-то опасное! Однако это всего лишь аскорбиновая кислота, которую многие принимают во время простуды, и такой весь из себя натуральный пектин.
Или еще один пример – Е330, или лимонная кислота. Почему лимонная кислота во фруктах или на магазинной полке – это хорошо, а Е330 – хуже мышьяка? Двойные стандарты? Нет, банальное незнание. В списке «Ешек» находится много полезных и хорошо знакомых многим веществ. Более того, подавляющее большинство пищевых добавок имеет самое что ни на есть натуральное происхождение, просто люди научились не брать их у природы, а синтезировать в лабораториях.
Зачем вместо нормальных слов используют «Ешки»? Места на упаковках не так много, чтобы расписывать все названия полностью, поэтому их заменяют короткими обозначениями. Только и всего!
Классификация пищевых добавок
Е100–182 – красители, придающие продукту приятный цвет
Е200–299 – консерванты, продлевающие срок годности продукта
Е300–399 – антиоксиданты, которые замедляют окисление продукта
Е400–499 – стабилизаторы, сохраняющие консистенцию продукта и загустители
Е500–599 – эмульгаторы, придающие продукту однородную консистенцию
Е600–699 – усилители вкуса и аромата
Всякого рода «специалисты», пользуясь неосведомленностью потребителей, стали рассказывать байки об опасности пищевых добавок и даже составлять таблицы «вредных „Ешек“». На самом деле трехзначный индекс Е присваивают тем веществам, которые неоднократно прошли проверку на безопасность. Исследования проводят серьезные организации, а не кто-то в подвале на коленках. Такими важными делами, как оценки риска пищевых добавок, занимается объединенный экспертный комитет ФАО/ВОЗ по пищевым добавкам (JECFA). А эксперты международной комиссии «Кодекс Алиментариус» определяют максимально допустимое содержание добавок в продуктах питания и напитках. Кстати, ввести новую пищевую добавку в список разрешенных крайне сложно, иногда на это уходит много лет.
«Кодекс Алиментариус» представляет собой свод стандартов на пищевые продукты, принятых на международном уровне и представленных в едином формате
Конечно, если пищевые добавки потреблять в чистом виде вместо завтрака или ужина, то можно и отравиться. Но производитель использует их в соответствии с нормами, сыпать сверх меры никто ничего не будет: во-первых, получится невкусно, а во-вторых, слишком накладно, ведь добавки – удовольствие недешевое. Производители не дураки, чтобы разбрасываться деньгами. Допустим, если добавка отлично работает при введении ее в количестве 0,5 %, то какой смысл добавлять больше? Да и под статью никто не хочет попасть. Даже если на предприятии случайно добавят двойную дозу какой-то «Ешки» (что очень маловероятно), то продукт не превратится в яд. И вот почему.
Прежде чем дать добро той или иной добавке, ее исследуют на мышах и определяют безопасную норму потребления (NOAEL). Но между подопытными животными и людьми есть существенные различия, поэтому NOAEL на всякий случай делят на 100, получая допустимое суточное потребление (ADI). Как видите, ADI рассчитывают с таким большим запасом, что это количество можно есть каждый день, не опасаясь за здоровье.
Когда мы читаем о том, что определенная добавка поражает мозг, почки, печень, а заодно превращает всех в зомби, то это значит лишь одно: мышкам скормили экстремальное количество вещества. Даже у чистой воды есть смертельная доза.
Если покопаться в составе обычного лимона или банана, можно обнаружить кучу непонятных веществ. И, по мнению новомодных блогеров, половина из них жутко опасна. Кто-то может возразить, что во фруктах «Ешки» натуральные. Так вот, напомню, что свойства вещества не зависят от его происхождения.
Итак, людей вводят в ступор непонятные слова. А кто-то и вовсе готов переплачивать за продукты с коротким и простым, на первый взгляд, составом. Ничего странного в этом нет: наши далекие предки очень рисковали, пробуя новые для себя вершки и корешки. Страх неизвестности как защитный механизм перешел к нам по наследству. Раз есть спрос – вот вам «чистые» этикетки!
Чистая этикетка, или Clean Label – это максимально понятный состав без всяких нежелательных ингредиентов
«Что же тут плохого?» – спросите вы. А то, что производители идут на хитрость, заменяя нелюбимые «Ешки» на красивые и легко произносимые слова. Например, «антиокислитель Е306» звучит совсем непривлекательно. Но если термин расшифровать, он превратится в простой и полезный витамин Е. Вещество одинаковое, а воспринимается по-разному. Вместо того чтобы повышать уровень образования людей, банально подменяют понятия.
Помимо «чистой этикетки», производители просто обожают надписи с предлогом «без»: «без глютена», «без ГМО» и, конечно, «без консервантов». Только вот без последних продукт быстро стухнет и обзаведется кучей «жильцов». Но если прочитать внимательно состав, то мы увидим соль или уксус, а еще и сахар в придачу. Кстати, у уксусной кислоты тоже есть своя «Ешка».
А теперь давайте поиграем в производителей некой колбасы и сделаем для нее этикетку более «чистой».
Состав изначальный: Свинина, говядина, вода питьевая, молоко коровье сухое цельное, соль, загустители: Е412, Е415, пряности, глюкоза, краситель Е120, усилитель вкуса Е621, антиоксидант Е300, фиксатор окраски Е250.
Состав «чистый»: Свинина, говядина, вода питьевая, молоко коровье сухое цельное, смесь нитритно-посолочная, натуральные загустители: гуаровая камедь и ксантановая камедь, пряности (мускатный орех, черный перец, паприка), глюкоза, краситель натуральный кармин, дрожжевой экстракт, антиокислитель аскорбиновая кислота.
«Ешки» мы расшифровали, и теперь у нас не просто загустители Е412 и Е415, а вполне себе натуральные камеди. Краситель Е120 превратился в кармин, который звучит достаточно аппетитно, если не знать, что его добывают из жуков. Е300 – это обычная аскорбинка, а Е250 трансформировался в нитритно-посолочную смесь. Конечно, нитраты и нитриты – та еще страшилка для хемофобов, но, по крайней мере, в составе не будет самой жуткой буквы алфавита.
Но вот засада: Е621 – это глутамат натрия, и как его ни назови, легче не станет. Люди массово боятся этих двух слов, поэтому заменим его дрожжевым экстрактом, который содержит в себе… глутаминовую кислоту. А это и есть глутамат натрия собственной персоной!
Глутамат натрия, или Е621, пользуется дурной славой, ведь его постоянно видят в компании соли, жира и сахара. Постоянно «зависает» он в колбасных отделах, бургерных и на полках с чипсами. Разве «приличный парень» будет гулять по таким злачным местам? Но мало кто знает, что в колбасу и фастфуд глутамат попал не по своей воле. Сам-то он предпочитает находиться в мясе, рыбе, молоке, сыре, бобовых и даже помидорах. А вы думали, что глутамат есть только в сосисках и лапше быстрого приготовления? Ошибаетесь – он практически повсюду. Захотите скрыться от него в глухой деревне – не получится. Мы едим глутамат каждый день, даже если думаем, что наша еда его не содержит.
Кто же он такой, этот вездесущий глутамат натрия?
На самом деле глутамат – не абы кто, а соль глутаминовой кислоты. А та, в свою очередь, входит в состав «большой двадцатки» аминокислот, из которых состоят белки живых организмов. Глутаминовая кислота является не только важной, но и наиболее распространенной среди всех двадцати аминокислот. Без нее не обходится ни один белок! Но организм использует ее не только как кирпичик для строительства белков – глутамат нужен нашему мозгу.
Нервные клетки общаются между собой при помощи веществ, называемых нейромедиаторами. Этих соединений довольно много, но главным из них можно назвать именно глутамат. Кстати, пищевой глутамат в мозг проникнуть не может, и для того, чтобы передавать информацию, нервные клетки синтезируют это вещество самостоятельно.
Глутаминовая кислота не только выполняет важные биологические функции, но и придает пище привлекательный вкус умами. Именно из-за этого на нее однажды спустили всех собак.
Долгое время люди думали, что человеческий язык ощущает лишь четыре базовых вкуса: сладкий, соленый, горький и кислый. Но было доказано существование рецепторов, отвечающих за восприятие пятого вкуса, который сейчас называется умами.
Умами – вкус глутамата, а если по-простому – высокобелковой пищи. Такой приятный, немного солоноватый и ни на что не похожий.
Вкусовая система считывает химический состав пищи, чтобы понять, полезна она для организма или нет.
Белки нужны человеку позарез, и поэтому эволюция подарила нам рецепторы, специфичные к аминокислотам. А так как глутаминовая аминокислота является самой распространенной в природе, она и стала своеобразным «маркером» белковой пищи.
Называть глутамат усилителем не совсем верно, ведь он обладает своим собственным вкусом, не менее важным, чем горькое, кислое, сладкое и соленое. Глутамат делает еду вкуснее – это факт. Но точно так же поступают соль, сахар и разные специи. Кстати, с точки зрения токсичности глутамат безопаснее, чем обычная поваренная соль. Его физически невозможно съесть столько, чтобы себе навредить. А еще это вещество изучено столь хорошо, что даже фрукты и овощи таят в себе больше тайн. Да, глутамат часто идет бок о бок с продуктами глубокой промышленной переработки, но из-за этого он не стал плохим или вредным. А теперь давайте перейдем к популярным «глутаматовым» мифам.
«На производстве насыпают в продукты глутамат без меры»
Зачем? Чтобы потратить побольше денег и сделать еду невкусной? С солью примерно такая же песня: слишком солено – это просто несъедобно. Да и с нормами никто спорить не будет. Кстати, в среднем человек ежедневно потребляет 5–10 граммов глутамата вместе с самой обычной едой вроде мяса, рыбы, молока. А вот добавленного в промышленные продукты питания глутамата мы съедаем не более 0,5 грамма в день.
«В мясе глутамат натуральный, а добавляют в продукты искусственный!»
Друзья, разделение на натуральное и искусственное придумано человеком. Есть вещества, получаемые путем химического синтеза. Но они создаются чаще всего из натурального сырья и ничем не отличаются от своих натуральных аналогов. Глутамат, синтезируемый в лаборатории, и тот, что выделен из мяса или водорослей, – это одно и то же вещество. Полностью. Совсем. Если кто-то утверждает обратное, то этот человек просто слишком далек от химии.
Кстати, глутамат натуральнее всего натурального, ведь его продуцируют для нас… бактерии. Они поедают углеводы, выделяя глутаминовую кислоту. Получаемый микробиологическим методом глутамат является чистейшим веществом, без каких-либо примесей.
«Глутамат натрия повреждает мозг»
Глутамат, который есть в пище, не проникает в мозг и поэтому не оказывает на него никакого воздействия. У всех позвоночных есть такая штука, которая называется гематоэнцефалическим барьером, или просто ГЭБ. Он расположен между кровеносной и нервной системами, чтобы всякая бяка из кровотока не могла проникнуть в святая святых, то есть наш мозг. Именно поэтому нервным клеткам приходится синтезировать глутамат самостоятельно для собственных нужд. Но я уже повторяюсь…
Кстати, глутамат натрия может сделать пищу более здоровой. Удивлены?
Глутамат – это то же самое, что и глутаминовая кислота, только ходит он за ручку с натрием. Попадая в организм, глутамат и натрий расстаются, и каждый из них отправляется по своим важным делам. Содержание натрия в глутамате гораздо ниже, чем в поваренной соли. А ведь все знают, что избыток натрия в рационе повышает риски сердечно-сосудистых заболеваний. Если заменить часть соли глутаматом натрия, то мы получим столь же вкусную пищу, как и всегда, только более здоровую. Вот такой парадокс! А если добавить еще и ароматных специй, то вкус еды не просто заиграет, а заискрит новыми красками.
Но некоторые люди любят выискивать себе врагов и перекладывать всё с больной головы на здоровую. Если человек потребляет глутамат исключительно с чипсами и фастфудом, то это его вина, а не глутамата. Из помидоров, например, делают кетчуп, а еще их используют в бургерах, но ведь томаты мы из-за этого не считаем плохими, не так ли?
Меня всегда удивляет, почему люди выискивают продукты без консервантов. Ничем не защищенный продукт я покупать побоюсь: ботулотоксин и натуральная плесень мне совсем не по вкусу.
Мнение о том, что консерванты кладут только в плохие или испорченные продукты, является заблуждением. Ничто не сможет спасти продукт, если он уже кишит патогенными микроорганизмами. Компенсировать низкое качество сырья консервантам тоже не под силу. Но со своей задачей – защитой пищи от микробиологической порчи – они справляются отлично.
Нормальные производители всегда трясутся за безопасность потребителей: никто не хочет, чтобы их йогуртом или колбасой отравились. Конечно, в первую очередь они дорожат своим именем и репутацией, ведь хорошее качество продукции – это отличная долгоиграющая стратегия.
Многие гениальные идеи по защите продуктов были позаимствованы у природы. Например, бензоат натрия (Е211) и сорбат калия (Е202) – это соли двух органических кислот: бензойной и сорбиновой. Эти кислоты – самые настоящие природные консерванты, которыми вооружены многие фрукты и ягоды. Конечно, в продукты кладут консерванты, полученные синтетическим путем, но они ничем не отличаются от натуральных. И об этом мы уже не раз говорили. И, вопреки распространенному мнению, бензойная и сорбиновая кислоты не накапливаются в человеческом организме, а спокойно выводятся.
Я не только не шарахаюсь от пищевых добавок, но и сама их использую на своей кухне. Например, у меня на полке стоит ксантановая камедь.
Слово «камедь» часто встречается на этикетках, и многим это не нравится. Но камеди – штуки совершенно естественные, ведь добываются они из растений. Возможно, вы замечали, как на стволах деревьев в тех местах, где кора повреждена, появляются смолянистые капли? Это вязкое вещество и есть камедь. Но ксантановая камедь выбивается из общего ряда: ею «делятся» с нами не деревья, а бактерии вида Xanthomonas campestris.
Ксантановая камедь, или Е415, является популярным и достаточно беспроблемным загустителем. Ксантан работает в широком диапазоне температур, в самых разнообразных растворах, и при этом он настолько силен, что требуется его буквально щепотка. А еще ксантан, в отличие от желатина или крахмала, не влияет на вкус и запах блюд. Естественно, такой универсальный загуститель не мог пройти мимо меня. С помощью ксантана я загущаю кремы и соусы, а также добавляю вязкости жидковатому фаршу. Еще эта камедь является незаменимой помощницей при работе с цельнозерновой мукой.
Я периодически делаю домашнюю колбасу, и поэтому у меня на кухне есть нитритная соль и фосфаты. Кто-то возразит: «Домашней колбасе всякие добавки не нужны», и будет неправ. Но прежде чем я объясню, зачем же колбасе «химия», давайте обратимся к истории.