От автора
В своих руках вы держите методическое пособие с иллюстрациями о рисовании на воде в технике эбру. Эта техника имеет многовековую историю, и в последнее время стала всё больше пользоваться популярностью в детском и взрослом творчестве. Кто слышит слово «эбру» впервые, может посмотреть фотографии готовых работ в книге, в интернете и составить своё представление. Кто уже пробовал сделать несколько первых рисунков на воде, может продолжить заниматься эбру, осваивая новые приёмы и создавая новые картины.
Я – преподаватель рисования, в том числе рисования песком и рисования на воде. Начало моего преподавания эбру было достаточно спонтанным. Когда после первых занятий, учащиеся попросились на следующие уроки, я стала задумываться, а что же буду им давать в следующие разы. И вот тогда начались мои творческие искания в эбру: новые картинки, новые темы, понятные для объяснения и удобные для создания… Далее стали появляться интересные приёмы, а также способы исправления ошибок, – ну да, ошибки тоже стали появляться, а с ними и особенности работы с этим тонким чувствительным материалом.
И наконец, книга… Это сборник практических рекомендаций по работе с материалом, инструментом, созданный на основе многолетнего опыта. Если бы подобное пособие существовало тогда, когда я только начинала работать, как бы я была благодарна автору за его создание, но увы. Зато сейчас у вас есть замечательная возможность, воспользоваться наработанным мною опытом и творить, творить, творить…
Считаю, что любой человек может научиться рисовать – и рисовать нужно каждому, просто так, для себя, для души. Создавая книгу, я ориентировалась на возможность самостоятельного изучения и освоения приёмов эбру (посмотри – прочитай – нарисуй), их доступность и движение от простого к сложному. Книга может стать как справочным материалом для мастеров, так и методическим пособием для педагогов дополнительного образования. К тому же, некоторые важные моменты и термины, на которые нужно обратить внимание, – собраны в отдельные главы, что добавляет удобства в изучении. Любую тему можно развивать и составлять собственную программу. Также книгу могут использовать родители с детьми для семейного творчества. Одним словом, эбру – это неисчерпаемый источник.
В книге представлены пошаговые схемы выполнения картин с фотографиями – образцами результатов каждой стадии. Некоторые рисунки, можно создавать в разной последовательности, но часто в эбру важна именно очерёдность нанесения элементов. Рисунки размещены по принципу от простого к сложному. Вы, конечно же, можете осваивать книгу «с конца», но выполнять более сложные элементы значительно интереснее, когда рукой уже освоены простые. И наоборот, если начинать изучать эбру (как и любой другой вид творчества) с самых сложных композиций, может повезти – и всё сразу получится, а может, не получится так, как хотелось бы. Тогда возникает разочарование, утомление, а плохие эмоции не всегда полезны художникам.
Алгоритмы и рисунки представленных работ можно использовать, как основу для создания серьёзных произведений, так и для простого детского творчества.
Описание отдельных приёмов в работе с материалом сопровождается рекомендациями для более качественного их выполнения – не стоит пренебрегать ими. В книге есть как бы перекрёстные ссылки глав и отдельных техник друг на друга, если они уже встречались или про них будет подробное описание в дальнейшем. Главы книги перекликаются, дополняя друг друга, в каждой новой теме всё больше раскрывая возможности и особенности эбру. В главах с пошаговым описанием конкретных рисунков акцентируется внимание на конкретные приёмы, используемые в данном рисунке, но способные пригодиться в последующем рисовании. Даже если вы не планируете, пробовать рисовать ту или иную картинку, рекомендую прочитать и её описание. Также описание возможных ошибок в создании произведений в технике эбру и способы их исправления собраны в отдельную главу – «шпаргалку» по ошибкам. В неё можно будет подсматривать в любой момент.
Книгой удобно пользоваться как практическим руководством непосредственно во время рисования, так как некоторые рекомендации могут быть не понятными, если при этом параллельно не работать с материалом. Только чувствуя по-настоящему материал, возможно оценить его достоинства и полюбить его. Конечно, в процессе рисования, у каждого из вас могут появиться и свои «секреты» в технике эбру.
Итак, начнём…
Предварительная подготовка. Материалы.
Не смотря на то, что практиковать эбру я начали с детьми разного возраста, эта техника рисования серьёзная, и материал для работы используется настоящий, не детский. Исторически материал для эбру имеет натуральную основу, начиная от красок и жидкости, на которой и создаются уникальные картины, заканчивая инструментом. Меня, например, «порадовала» кисточка для разбрызгивания краски, изначально задуманная из пучка конских волос и веточки от куста розы.
Сейчас есть возможность использовать менее экзотичный инструмент. Далее на фото представлены материалы и инструменты, которыми можно работать.
Фото материала.
Сразу оговорюсь, на фото представлены жидкость и краска марки Artdeco. Это не реклама, но в работе они оказались наиболее удобными. Есть краска для эбру других видов и производителей: какая-то высыхает очень быстро и обязывает создавать рисунки за несколько секунд; какая-то даёт более бледные оттенки.
При этом представленный инструмент, наоборот, не является обязательным для работы, а лишь выполняет необходимые функции. Давайте рассмотрим каждый предмет, а я объясню, какую роль он играет.
Ванночка. В данном случае это белая пластиковая ванночка-поднос, в которую наливается необходимый раствор, жидкость, на поверхности которого, собственно, и создаётся магия эбру. Ванночка, ёмкость может быть любой формы, размера, материала. Для нашего творчества мы стали использовать ванночку, в которую помещается лист бумаги формата А4. И рекомендации в книге по размерам отрисовываемых деталей также идут под рисунок формата А4.
Фото ванны с листом.
Поначалу это были стеклянные ёмкости из магазина Икея. С них значительно легче оттирается оставшаяся краска, но они имеют существенный недостаток – масса: если после группового занятия необходимо будет помыть сразу несколько ванночек, их придётся носить по одной-две штуки к источнику воды.
Раствор для эбру. Это та самая жидкость, на которой и происходит рисование – рисование на воде. В книге мы будем называть его разными синонимами: вода, раствор, жидкость. В нашем творчестве используется специальный порошок Artdeco – высушенный нектар Гевена (Астралагуса). В этой книге мы не будем вдаваться в химические свойства и особенности вещества и способы его получения. Я просто ознакомлю вас с особенностями работы с ним.
Фото банки с порошком.
Он разводится тёплой водой в соотношении: 3 чайный ложки порошка на 1 литр воды. При разведении, его обязательно нужно мешать в течение двадцати минут, чтобы не было сгустков и хлопьев. Потом его можно оставить ещё на несколько часов. А перед применением опять размешать. Практика показала, что даже уже через час после размешивания жидкость готова к использованию. Если порошок будет не достаточно перемешан, то жидкость будет не однородной. Из-за этого красочные капли будут криво растекаться, нарушая желаемую форму.
Фото кривого круга.
Раствор для эбру чем-то напоминает кисель. От его густоты также зависит конечный результат. Более жидкий раствор позволяет краскам сильнее растекаться, чуть экономит краску, но с ним сложнее сделать мелкие детали. Очень густой раствор увеличивает концентрацию «красочного пятна», сдерживает краску, с ним легче сделать мелкие и тонкие детали, но работа идёт медленнее. Для оптимальной работы в технике эбру рекомендую придерживаться соотношения, предложенного производителями на этикетке.
Разведённый, как и уже использованный, раствор можно хранить в слегка прохладном помещении.
Некоторые мастера самостоятельно создают замену раствора для эбру с помощью рисового или картофельного крахмала, желатина, семян льна, хозяйственного мыла и прочего. Даже делают мраморирование с помощью гуаши и молока. Об этом лучше почитать на просторах интернета. Мы в своей практике используем готовые материалы, и речь в книге больше пойдёт о приёмах, способах и фигурах, которые можно создавать в технике эбру, нежели о химическом составе материалов и заменяющих рецептах. Далее, овладев приёмами, вы уже сможете легко экспериментировать и с материалами.
Краски. В нашей практике мы используем краски Artdeco. Это жидкие краски, по консистенции напоминающие тушь, чернила. При высыхании краска образует плёнку. Описанные в книге приёмы также рассчитаны на свойства и консистенции именно этих красок и именно этой жидкости. Вы, конечно же, можете их повторить и с другими материалами. Просто, например, есть краски для эбру, которые на поверхности воды высыхают быстро, до 5 минут, и все ниже перечисленные работы, создаваемые 20-30-50 минут, с ними просто не возможны.
Фото красок
В данных красках удобные флакончики с вмонтированной в крышку пипеткой, что позволяет не использованную в работе краску вернуть обратно во флакон после рисования.
Эта краска не отстирывается! Поэтому заранее необходимо продумать рабочее место и одежду для творчества. Как показывает опыт, брызг и случайных клякс бывает предостаточно.
В представленном наборе красок в принципе достаточно оттенков, но вы также можете создать свои, новые оттенки, просто смешивая краски в одной из ячеек палитры – для одной работы, либо большим объёмом – в отдельном флаконе. При создании нового оттенка оперируйте общей художественной цветовой схемой смешивания красок. Если кратко: красный + жёлтый = оранжевый; жёлтый + синий = зелёный; красный + синий = фиолетовый, и другие сочетания.
Веерная кисть. Если «копнуть в историю», то все материалы эбру – натуральные. И даже кисть изначально была задумана как пучок конского волоса, нанизанный на черенок из розового куста.
Фото кисти из розового куста.
В нашем творчестве также подходит простая веерная кисть, продаваемая в художественных салонах. В эбру она используется для создания фона – для разбрызгивания краски на поверхности жидкости. Рисовать ею не нужно. Некоторые мастера используют для каждого цвета отдельную кисть, но это уже по желанию. В нашем творчестве внутри данной книги мы обойдёмся одной кистью. Подробнее о тонкостях использовании кисти рассказано в следующей главе.
Палитра. Пластиковая палитра с ячейками, которая часто используется для детского творчества, и продаётся во многих канцелярских магазинах, – вполне подойдёт для работы в технике эбру. Если использовать её, то для одной-двух полноценных работ формата А3-А4 достаточно будет каждого цвета краски, объёмом с половину кружочка ячейки. Получается, рисовать красками эбру мы будем не из самих флакончиков. Во флакончиках краска хранится и с помощью пипетки (внутри флакона Фото) наливается в палитру.
Фото
Также вместо палитры можно использовать любые другие ёмкости. Главное, не держать большое количество краски в открытом виде, так как она в процессе работы подсыхает, образуя на поверхности плёночку. Хранить краску в открытом виде возможно до двух часов.
Стакан для воды. Любая удобная ёмкость для ополаскивания кисточек и палочек. В творчестве я рекомендую, не использовать «непроливайки»! Стаканы, баночки удобны тем, что в них используется весь объём, и можно как следует ополоснуть кисточку от краски, активно бултыхая её в воде. Также в них используются края, о которые снимается лишняя влага с кисточек, палочек и проверяется количество краски на конце. А если взять рисование акварелью, гуашью, то и степень «напоения» кисти водой – также имеет значение.
Фото стакана с водой.
Палочка, 2 отвёртки. В качестве инструмента можно использовать разные предметы: шило для эбру, деревянную шпажку, подпиленные отвёрточки. Важно, чтобы используемые предметы были на конце разной толщины, разного диаметра в сечении. Понадобится как тонкий кончик, так и более толстый. Палочка (шило), можно сказать, основной инструмент в эбру, так как рисунок создаётся им, а не кисточкой. Некоторые мастера также для каждого отдельного цвета используют отдельную палочку. Для создания рисунков нашей книги достаточно палочек разной толщины без дополнительного ассортимента по цветам.
Фото палочек.
Гребень, вилочка. Он может быть как профессиональным (для эбру), так и заменён простым пластиковым гребнем-расчёской, со средним или широким расстоянием между зубьями. Это как набор палочек, собранных воедино параллельно друг к другу для одновременного использования. Гребень часто используется в начале работы, а также помогает превратить не получившуюся работу в фон. В то же время его отсутствие не должно вас останавливать от творчества.
Фото гребня.
Расчёски-гребни с маленьким расстоянием между зубьями менее удобны в работе, так как они не столько создают рисунок, сколько свозят краску и верхний слой жидкости, поэтому требуют большего мастерства в использовании.
Плотная бумага (или любая другая по желанию). Это основа, на которой остаётся готовое произведение, создаваемое на воде. Часто можно слышать от начинающих художников сожаление о том, как приятно было рисовать, и как жаль, что нарисованное нельзя забрать. И как они радуются возможности, предоставляемой простым листом бумаги.
Фото бумаги.
Для эбру больше подходит плотная бумага, которая используется для черчения, акварели, различные виды картона. Соприкасаясь с водным раствором, подобная бумага сохраняет свою форму, не пузырится. Рисунок при этом остаётся в изначально созданном варианте, без искажений (конечно, если отпечатывание изображения было аккуратным). В эбру можно экспериментировать с другими видами бумаги, а также различными материалами. Но выбирая их, всегда нужно учитывать возможное поведение этого материала в водном растворе, а также соизмерять размеры бумаги, ванночки и создаваемого изображения. В нашем случае для написания книги, и демонстрации примеров использовалась бумага формата А4.
Салфетки. Этот атрибут, конечно, не является важным и не заменимым, но он помогает сохранять чистоту в работе. С помощью салфетки с кисточек и палочек снимается лишняя влага и остатки краски, что позволяет сохранить краски максимально чистыми и яркими. С их помощью возможно скорректировать и сам рисунок. А также с помощью салфеток с поверхности жидкости убирается оставшаяся часть рисунка после его отпечатывания на плотную бумагу. Наконец, салфетками в экстренных случаях устраняются случайные кляксы и лужи на столе. А как я уже предупредила, будем аккуратны: краска не отстирывается.
Фото салфеток.
Столовые салфетки, бумажные полотенца, туалетная бумага, серый или белый мягкий материал – подходят для выше перечисленных задач.
Образцы. Кроме выше перечисленных материалов и инструментов, для работы желательно иметь наглядный материал – картинки с образцами рисунков, а возможно, и видеоматериалы. При отсутствии готовых картинок можно быстро, схематично нарисовать рисунки маркером или простым карандашом на листе. Начинающему художнику, возможно, понадобится подробное изображение, разобранное по цветам. Тем, кто уже поработает в технике эбру, достаточно будет схематичных рисунков, составленных из геометрических фигур.
Фото образцов.
Защита. Как уже говорилось ранее и повторяется в очередной раз, краска не отстирывается и очень плохо отмывается с твёрдых поверхностей. Поэтому для защиты окружающего пространства (стола, стены) необходимо заранее подготовить скатерти, клеёнки или любые другие непромокаемые предметы. Стол застилается клеёнкой, стена (если она рядом и соприкасается со столом) – также защищается не промокаемым материалом. Весь выше перечисленный инструмент раскладывается на клеёнке, скатерти.
Фото скатертей.
Кроме того, рекомендую перед началом работы надеть фартук, нарукавники или дождевик, или одежду, которую не жалко испачкать, Краска в эбру жидкая, брызгается, от одежды не отстирывается. Повторюсь, КРАСКА НЕ ОТСТИРЫВАЕТСЯ. От кожи рук, лица краска отмывается, но если сильно потереть, например, с губкой. Краска подобна чернилам, и если, например, вы испачкали кончик пальца, и краска затекла под ноготь, отмыть и оттереть это будет крайне сложно. Поэтому будьте аккуратны или отнеситесь с юмором к цветным ногтям.
Терминология книги
Для лучшего понимания художественных процессов, а, возможно, и моего языка, давайте пройдёмся по терминам, словечкам и выражениям, которые я буду использовать в этой книге и которые уже запомнили реальные учащиеся моих курсов. Терминология имеет отношение к процессу рисования, к движению руки, к передаче точности приёмов. Прошу, не пугаться кажущейся сложности – в процессе рисования всё станет понятнее. Этот раздел можно сейчас подробно не изучать – достаточно пробежаться глазами по выделенным терминам. В процессе прочтения книги и практического освоения приёмов, можно возвращаться к этой главе для большего понимания значений терминов, если в последующем описании не возникнет ясности.
«Точка». В книге это одно из частых понятий. Может быть заменено словами: «круг», «кружочек», «пятно». В данном случае имеется ввиду, не пунктуация или знак препинания, а круглая фигура, которая появляется в момент прикосновения палочки с краской к поверхности жидкости. Термин «ставим точку» подразумевает, что мы палочкой, на конце которой капля краски, прикасаемся к поверхности жидкости, действительно ставим точку на поверхности, которая сразу же растекается в форме круга какого-либо диаметра. Диаметр точек в эбру колеблется от 0,5 мм до нескольких сантиметров.
Фото точек.
«Растягиваем точку (пятно, каплю)». Это действо означает, что необходимо увеличить в размерах только что сделанную фигуру: точку, пятно или каплю таким же цветом. Это значит, что палочка, вновь окунается в ту же краску (предварительно смывать её не обязательно, но в случае предыдущего погружения глубоко в жидкость, палочку можно вытереть о салфетку) и внутри только что сделанной точки или фигуры ставится новая точка того же цвета. При этот, общая граница фигуры медленно увеличивается в размерах. В эбру некоторые вещи наоборот создаются. И, например, здесь, чтобы увеличить внешний периметр точки, надо работать с её внутренней частью, то есть ставить новую точку внутри её.
Схема точки внутри пятна.
«Краска растягивается». Описан процесс увеличения площади красочного пятна, красочного круга, точки. В эбру (в отличие от других техник) краски после нанесения на поверхность, имеют свойство самостоятельно растягиваться, то есть, увеличиваться в площади. Время и скорость растягивания зависит от соседних цветов рядом и от консистенции раствора для эбру. Этот факт обязательно нужно учитывать в процессе создания произведения. Иногда нужно немного понаблюдать за пятном, подождать, прежде, чем наносить следующее, – иначе будущее произведение или отдельные его области могут быть сильно искажены. Жёлтый цвет в представленных красках – один из самых быстро растягивающихся, поэтому с ним надо быть предельно осторожными.
Фото маленького круга, большого круга.
«Разнесёт». Слова: «разнесёт», «разнесло», «расползлось» говорят о резком увеличении в объёме поставленной точки. Точка предполагалась значительно меньшего размера, чем получилась. В данном контексте это сильно портит рисунок, искажая соседние фигуры. Такая ситуация особенно не приятна в конце работы, когда рисунок практически завершён, красив, и прорисовываются самые мелкие детали. Чтобы такого не происходило, на палочку необходимо «брать очень мало краски», а также «вытирать её много раз об палитру». Эти термины также встречаются в книге. Ниже о них написано подробнее.
Фотография расползшегося глаза.
«Выдавить». Все вариации этого слова: «выдавился», «выдавливаем», «выдавленный» – означают, состояние и форму соседнего кружочка, поставленного ранее. Чаще он становится похожим на полукруг – выдавленный круг. Также имеют место и другие формы, в зависимости от соседних фигур. Это свойство материала и фигур в эбру обязательно надо учитывать при планировании и создании картинок.
Фото выдавленного круга.
«Точка, в точку, в точку». В данном случае имеется ввиду, фигура, состоящая из множества кругов друг в друге, подобно мишени. Эти круги (точки) ставятся последовательно в центр предыдущих. При этом количество цвета и его чередование не имеет значение. Здесь важна именно центричность.
Образец точка в точку.
«Цветок», «звезда», «капля» – также часто используемые слова в эбру. Это конкретные фигуры, базовые. О том, как они создаются, сказано отдельно в одной из последующих глав книги – о создании основных фигур.
Фраза «делаем каплю» говорит не только о фигуре, но и о движении рукой, когда поставив точку, рука с палочкой продолжает скольжение.
Фото цветка, звезды, капли?
«Улыбка». Улыбкой в описании приёмов данной книги называется слегка изогнутая линия – дуга. Как показал опыт, в процессе рисования многие понимают, о чём идёт речь. Поэтому произнося фразу «рисуем палочкой улыбку от этой точки к этой», я уверена, что мастера проведут нужную линию в нужном месте.
Схема улыбки.
«Лучик». Возможные синонимы в книге: линия, полоса, полосочка. Также фразы: «проводим линию», «тянем лучик» могут быть заменены словом «скользим». В нашем случае это невидимая линия, которая проводится чистой палочкой чаще из внутренней площади (возможно, из центра) круга (точки) за его пределы, при это, разрезая границу самого круга. «Лучик» является частью «звезды», о которой подробнее написано в главе об основных фигурах.
Фото луча.
«Вверх». Все варианты слов, связанные с направлением: «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также «выше», «ниже» и другие, используемые в данной книге, – подразумевают направление относительно ванночки, то есть, внутри поля, на котором рисуем. Ванночка при этом стоит горизонтально на горизонтальной столешнице. И слово «вверх» направляет нашу руку с палочкой в сторону верхней границы ванночки, а не в сторону потолка от ванночки. А слово «вниз» – направление к нижнему бортику ванночки, а не вглубь жидкости, которая в неё налита.
Схема правильно вверх. Схема к потолку вверх.
Это же относится и к положению гребня. «Держим гребень вертикально» означает, что разворачиваем гребнем вертикально, относительно общего рисунка, который рисуем, а не относительно поверхности пола.
Фото вертикального гребня. Фото вертикального к потолку гребня.
Обратим внимание, что в случае других движений рукой, будут иные указания, например: «кончик палочки оторвать от рисунка» или «погружаем (не погружаем) кончик палочки в жидкость».
«Перегонять краску». Также возможны синонимы: «перемещать», «перетаскивать», «передвигать краску». Этот процесс осуществляется чистой палочкой в направлении от широкого (толстого) участка красочного пятна к узкому (тонкому), не нарушая границ самого пятна. При этом тонкий, узкий участок красочного пятна становится шире, а широкий – уже (с ударением на У). Движение перегона краски делается медленно, и палочка при этом погружается в жидкость только кончиком. После каждого погружения палочки в жидкость, её желательно вытереть салфеткой, чтобы внутри цветного пятна не создавать белые полосы и пятна. При перегоне краски наблюдаем, чтобы краска постоянно находилась вокруг кончика палочки. Краску можно как бы подталкивать, подгонять, то есть делать небольшие движения, а можно плавно тянуть, скользя палочкой по поверхности. В любом случае стараемся делать меньшее количество движений.
Фото перегона краски.
«Границы». Возможные синонимы книги: «контур», «границы пятна», «границы красочного пятна», «красочные границы». Имеется ввиду, та самая граница между двумя соседними красками, а также между краской и белым фоном. Это не полоса, а именно раздел двух соседних цветов. Двигая или сохраняя эту границу, мы создаём дополнительные эффекты в эбру.
Фото с указанием границы.
«Не нарушая границы». Возможные синонимы: «не повреждая границ», «не заходя за пределы», «внутри контура». Если сказано, что внутри жёлтой точки надо что-либо нарисовать, а вокруг жёлтой точки зелёный фон, то значит рисовать нужно так, чтобы палочка не коснулась зелёного фона. Мы как бы находимся за стеклом на жёлтом поле. Если необходимо будет нарушить границу, то палочка именно «разрезает границу», прорывает её, нарушает.
Фото разных видов нарушений границ: кривой зигзаг, всё перемешано, луч.
«Выталкивать краску». Это действо подразумевает короткие толкательные движения палочкой в одном месте, обычно рядом с границей круга (другой фигуры) в какую-либо одну сторону с тем, чтобы создать выпуклость или ямку у этой границы. Если вытягивая луч, мы прорезаем границы, создавая острый угол, то выталкивая краску, мы оставляем границы целостными и создаём округлую выпуклость.
Фото вытолканной краски Фото луча.
«Вытягиваем фон». Рисование на воде – более живой процесс, чем рисование на бумаге или любой другой плоскости, потому что, в отличии от статичной бумаги, по которой двигается, например, кисть, основа, на которой рисуют в эбру, – тоже двигается, перемещается за инструментом при создании каких-либо фигур. Цвет основы (фона) может быть одного цвета, а рисуемая на нём фигура – другого. Иногда при рисовании этой фигуры, цвет фона попадает, закручивается внутрь фигуры или затягивается в не нужную для нас область. Краску этого фона можно аккуратно вытянуть из этой области, захватив кончиком палочки.
Фото до вытягивания фона. Фото после вытягивания фона.
«Берём очень мало краски». Синонимы: «берём самый минимум краски», «краски берём очень-очень мало». Речь идёт о таком количестве краски на кончике палочки, при нанесении которой на поверхности получается точка до 0,5 см в диаметре. Эта фраза – предупреждение, что большее количество краски на палочке в данный момент может привести к печальным последствиям, и растёкшаяся точка сильно повредит полуготовый рисунок. Для того, чтобы на полчке действительно оказалось «очень мало краски», кончик палочки погружается не в середину краски на палитре, не в её глубь, а слегка прикасается к самому краю краски в палитре, после чего палочку нужно много раз вытереть о палитру. Об этом далее.
Фото окунания палочки (неправильно). Фото кончика палочки с краю краски.
Фото мало краски. Фото растёкшейся краски.
«Много раз вытираем об палитру». Данная фраза буквально описывает следующие действия: после того, как краску взяли на кончик палочки (шила), её с разных сторон несколько раз вытираем об палитру, крутя палочку вокруг своей оси. После такого действа краска в основном остаётся на самом кончике палочки, а с боков снимается. При этом, если палочку мы будем вытирать об салфетку, то краска снимается вся, что нам, в данном случае, не нужно.
Схема краски на палочке.
«Чистая палочка (шило)». Здесь имеется ввиду, что палочка не окунается в краску. А если с предыдущей операции на палочке осталась краска, и ею выполнялся какой-либо рисунок, то краска смывается, а палочка насухо вытирается об салфетку. К качеству самого инструмента: испачканного когда-то красками и уже засохшего, – данный термин не имеет отношения. Этот термин относится к одной операции, к которой он применяется, а не ко всему рисунку и, тем более, не ко всему процессу эбру. Чистой палочкой производятся различные движения в эбру. Палочка в данном случае – двигающий краску инструмент, изменяющий форму рисунка. А указание «работаем чистой палочкой» или, «чистой палочкой тянем лучик» означает, что в данной операции краску из палитры не используем. Подобное указание важно соблюдать, когда речь идёт о детальной проработке или сложных рисунках. При этом лишняя краска может сильно исказить композицию.
Схема капли на палочке.
Начало работы.
Сейчас мы с вами подробно рассмотрим самое начало работы в технике эбру с отступлениями и указаниями на важность некоторых деталей. Рекомендую несколько раз просмотреть эти пункты (как и на своих занятиях я часто напоминаю важные моменты) для лучшего их запоминания и более чётких качественных картин в итоге. Со временем рука мастера становится более уверенной, а рисунок – более изящным.
Организация пространства.
Выбираем пространство, где нам удобно будет создавать своё произведение. Это могут быть улица или помещение. Нам обязательно понадобится стол – для работы, материалов и инструментов. Стул не обязателен – рисовать на столе можно и стоя рядом: так даже лучше видно работу. Как уже говорилось ранее, желательно изолировать пространство и свою одежду от случайных брызг и капель краски, которые, увы, не избежны в данной работе. Для этого либо стол, стены рядом укрывается плёнкой, скатертью, либо выбирается рабочее пространство, которое можно испачкать краской.
Необходимый материал и инструмент раскладывается рядом на столе так, чтобы удобно было пользоваться и при этом сохранить чистыми образец, листы для отпечатывания, салфетки. В центре обычно располагаем ванночку, справа от неё палитру с красками, инструменты. Кисточки, палочки можно сразу положить на один из листов салфетки. Чистые листы и дополнительные салфетки, можно положить слева или где-то подальше. При первоначальном набрызгивании фона краска с кисточки (кроме самой работы) чаще летит вперёд за ванночку, поэтому старайтесь не выкладывать на ту территорию предметы, которые важно сохранить чистыми. Образец примерной выкладки представлен на фото.
Фото материалов.
Краски.
В начале работы палитру наполняем красками. Для одного рисунка формата А4 достаточно будет каждого цвета краски в количестве до половины одного кружочка палитры. Краски в эбру расходуется мало. Лишние объёмы для одного рисунка можно не наливать, так как краска в процессе работы испаряется, сохнет, покрывается плёнкой, а также пачкается. Лучше в процессе творчества дополнить заканчивающийся цвет.
Фото количества краски.
Для первых работ вполне подойдут готовые цвета, имеющиеся в продаже, и картины, созданные ими, не будут казаться детской раскраской. В дальнейшем у художников возникает желание смешать цвета, создавая более сложные и богатые оттенки. Это хорошая практика: действительно не стоит пугаться, когда какого-либо цвета нет в наличии. Некоторые оттенки можно создавать в небольшом количестве непосредственно в палитре для одной-двух работ, аккуратно смешивая цвета. Возможно, в дальнейшем они не пригодятся, поэтому в их большом объёме нет необходимости. А порою приходится создавать оттенки цвета в больших объёмах (непосредственно во флаконах) в связи с их популярностью. Из опыта могу сказать, что разные оттенки зелёного всегда пригождаются, также актуальны цвета: нежно-голубой, нежно-розовые и коричневые; поэтому все их можно смешивать не для одной работы, а побольше.
Зелёные, коричневые, оранжевые оттенки – считаются дополнительными. Их отсутствие не должно пугать мастеров. Они в любой момент могут быть созданы из имеющихся цветов. Кроме того, часто после рисования в палитре остаются краски. Чистые цвета и цвета, не залитые водой, можно с помощью пипетки вернуть обратно во флакончик, чуть запачканные цвета можно смешать в другом флаконе, как раз создав из них новые оттенки. От красок, залитых в палитре водой, лучше избавиться. Для создания красивых ярких произведений они не пригодны.
Такие же основные цвета, как красный, жёлтый, синий, – старайтесь всегда иметь в наличии. Художники знают, что с их помощью можно сделать практически любой цвет. И если они заканчиваются, лучше заранее позаботиться об их пополнении. Опыт показал, что белый и чёрный цвета в эбру – также достаточно популярны.
В стакан наливаем воды примерно 2/3, то есть выше середины, но не полный стакан. Это даёт возможность качественно промывать кисточку, при этом, не разливая воду. Ванночку располагаем в зависимости от композиции: горизонтально или вертикально.
Фото ванночки горизонтально вертикально.
Ванночку наполняем раствором для эбру. Жидкостью достаточно закрыть дно. Оптимальная высота поверхности жидкости – около одного сантиметра от дна ванночки. 300 мл жидкости вполне хватает на работу формата А4. Конечно же, раствора можно налить и больше; со временем вы почувствуете материал и сможете самостоятельно регулировать уровень его расхода. Уменьшать – не желательно, так как часть дна нашей ёмкости может оказаться, не покрыта жидкостью (оголиться). И если подобное появление дна произойдёт в процессе работы, когда уже будут нарисованы важные элементы, вся работа может исказиться. Поэтому стараемся контролировать количество жидкости в ванночке в самом начале, а также после создания фона.
Фон. Первые движения.
С чего начинаем? Создание практически любой картины в технике «эбру» начинается с создания фона. Для этого как раз и пригождается веерная кисточка. С помощью неё мы будем разбрызгивать краску на поверхность жидкости. Окунаем кисточку в краску, следим за тем, чтобы краска набралась на кончик кисточки до середины волосков, – не больше, не выше. Это важный момент.
Фото.
Если краски наберётся много, и она даже зайдёт на металлическую часть кисточки – обойму, то, есть вероятность, что краска будет слетать не мелкими брызгами на поверхность жидкости, а большими каплями, сгустками, что не всегда нужно. Более того, тяжёлые капли краски могут упасть на дно, а не «растянуться» на поверхности. Из-за этого жидкость пачкается быстрее, и может не получиться нужный нам рисунок. Поэтому стараемся избегать сгустков капель на дне и больших капель на поверхности.
Фото мелких брызг Фото сгустков
Теперь держим кисточку пальцами легко и начинаем стряхивать краску с кисточки над поверхностью ванночки. Стряхивая краску с кисточки, стараемся держать её не как топор, а как лёгкий предмет, двумя-тремя пальцами, чтобы кисть слегка покачивалась в пальцах. Если ванночка для работы пластиковая или металлическая, то можно, кисточкой легко постукивать по ванночке, чтобы разбрызгать краску. Если же ванночка стеклянная, и при постукивании по ней, может дать трещины, то для разбрызгивания краски можно задевать деревянной рукояткой кисточки по другой руке или другому твёрдому предмету (линейка, палочка). Также при набрызгивании краски стараемся держать щетину кисточки ближе к поверхности жидкости (на расстоянии 10-20 см – не выше), чтобы при стряхивании с неё краски, краска летела в ванночку, а не на стены и окружающие предметы. Распространённая ошибка: когда рукой с кисточкой делают большую амплитуду движения, то есть ставят задачу: не краску разбрызгать на поверхности ванночки, а помахать рукой с кистью. Это, конечно, шутка, но обращаем внимание на руку с кисточкой и траекторию разбрызгивания краски.
Фото кисти-топора. Фото правильного держания кисти.
Фон, конечно же, может состоять из нескольких цветов. Это и художественно в результате, и интересно в процессе создания. Всё так же, как и в простом рисовании разными красками: окунаем кисточку в другой цвет и тоже разбрызгиваем краску по поверхности, но и здесь есть нюанс. Прежде, чем окунать кисточку в новый цвет, предыдущий желательно смыть в воде, стряхнуть (состучать о стаканчик лишнюю воду), а кисточку обтереть об салфетку. Это сохранит новый цвет от перемешивания с предыдущим, а также от лишней влаги, которую впитала кисть. Лишняя вода в краске уменьшает количество красящего пигмента в ней и делает краску менее яркой.
Обратите внимание, что количество цвета, последовательность его набрызгивания, а также местоположение зависят от создаваемой композиции. Есть некоторые нюансы, как одна краска «растягивается» в другой. Посмотрим на фото примеры, когда красный набрызгиваем на жёлтый и наоборот.
Фото жёлтого в красном Фото красного в жёлтом.
Вид рисунка, конечно, не нужно запоминать, но со временем, поработав с разными оттенками, вы уже будете чувствовать, с какого из них лучше начать для создания композиции. Сейчас пока можно выбрать любые 3-4 цвета для фона и набрызгать их. Это начало нашей работы – «проба пера».
Фото разноцветного фона.
Сделав набрызг, мы видим на поверхности кружочки разных размеров. Иногда можно оставить именно такой рисунок фона, а иногда его можно изменить. Для этого берётся шило (палочка) или гребень. Начнём с палочки (шила). Палочкой из этих точек-кружочков вытягиваем различные линии, узоры, зигзаги, завитки. Движения медленные, не торопливые. Двигая палочкой, наблюдайте, как одна краска «затягивается» в другую или «толкает» её. Попробуйте – это действительно интересно. Пофантазируйте, выводя различные линии кончиком палочки. Ниже представлена схема, какие линии и узоры можно выводить из получившихся пятен.
Схема волн, завитков, зигзагов и т.д.
При этом стараемся палочку держать перпендикулярно к столу, не наклоняем её. Также стараемся не погружать палочку глубоко в жидкость – двигаем ею только по поверхности, то есть, прикоснулись кончиком к поверхности жидкости, на которую набрызгана краска, и аккуратно медленно ведём палочку в сторону, видоизменяя красочные пятна.
Фото правильно палочку Фото не правильно палочку.
Почему не наклоняем и не погружаем палочку вглубь жидкости? При сильном наклоне (30-45 к поверхности жидкости), а также глубоком погружении (более 5 мм ниже поверхности), как обычно любят делать маленькие дети до 5 лет, часть краски, которая была на поверхности жидкости, уходит в её толщу или вообще опускается на дно, и цвет на поверхности не остаётся. Рисунок становится более «грязным».
Также надо избегать быстрых движений палочкой и «взбивания» жидкости с краской. Опять же, маленькие дети (до 5 лет) любят держать палочку как столовую ложку, горизонтально и ухватисто, а краску с жидкостью – перемешивать, как манную кашу. Из-за этого краска, которая была на поверхности жидкости, уходит в её толщу или вообще падает на дно, а жидкость из-под краски поднимается на поверхность. В итоге нарушается та самая физика соприкосновения краски и жидкости – основное условие красоты рисунков эбру. Также без разбора перемешиваются разные цвета, получается грязь, а итоговая картинка получается грязной или бледной. Бледность рисунка – следствие того, что краска падает на дно, а не остаётся на поверхности, и вроде кажется, что рисунок будет яркий (краска просвечивает сквозь жидкость), но это обман зрения. Вы можете сами убедиться в качестве итоговой работы, опробовав разные движения руками в процессе её создания.
Фото грязных и бледных рисунков.
Поработав палочкой, можно перейти к созданию одной из основных фигур, которые описаны в следующей главе. Наш фон готов. Но вы можете ознакомиться и с процедурой использования гребня. Если узоры, которые вы создали, вам нравятся, то в данной работе гребнем их лучше не перекрывать. Если же узоров не много, и есть свободное место, можно попробовать поработать и гребнем.
Гребень. Этот инструмент удобен в использовании тем, что позволяет сразу создать ритмичный узор (параллельные полосы или волны) на большой площади будущей работы. Как показал опыт, учащиеся особенно любят этот инструмент. Он также удобен для удаления «не получившейся» работы, путём проведения по изображению – таким образом, рисунок служит основой для нового фона.
С гребнем также надо работать аккуратно, медленными движениями, не погружая его глубоко в жидкость и не взбивая краску с жидкостью. Имеет значение, направление, в котором гребень и держится, и ведётся по поверхности жидкости (например, слева направо, снизу вверх), – от этого зависит рисунок.
Фото разных рисунков после гребня.
Также гребень помогает слегка «перемешать» цвета на поверхности, когда нужно сделать плавный переход одного цвета в другой. Об этом подробнее написано в примерах создания работ. В случае переделки рисунка в фон нужно обращать внимание на количество краски, которое уже есть на поверхности жидкости, так как излишне большое количество краски фона может помешать создавать картину. Поэтому порою не «получившуюся» работу лучше снять на лист бумаги, чем превращать в фон, перенасыщая его цветом, а для новой работы – создать новый фон.
Итак, гребень берётся одной рукой, разворачивается вертикально или горизонтально, относительно ванночки, опускается к поверхности жидкости, и им проводится прямая или волнистая линия в любом направлении. Концы гребня одновременно захватывают несколько точек краски на поверхности воды и ведёте их в нужную сторону. Одним движением руки вы как бы выполняете несколько линий одновременно. Можете попробовать сделать 2-3 движения гребнем. Увлекаться им не стоит во избежание перемешивания краски с жидкостью. Проведя гребнем ряд интересующих нас узоров, мы также можем переходить к созданию основных фигур.
Основные фигуры: цветок, звезда, капля, квадрат, сердце.
После того, как мы создали фон, перейдём к рисованию простых фигур… Это, можно сказать, элементы будущих картин, которые также могут стать и полноценными готовыми произведениями. На них мы сейчас опробуем первые и основные движения рисования на воде. Постарайтесь соблюдать рекомендуемый порядок, дабы довести его позднее до автоматизма. Первые события в эбру (первые фигуры, необычная реакция краски) всегда особенно запоминаются и производят яркие впечатления. Позднее даже неудачные кляксы не будут вызывать столько эмоций, а будут лишь дополнениями к произведению.
Базовые фигуры рисуются палочками разной толщины. Кисточки для непосредственно рисования в эбру не используются, вернее, как вы могли заметить, используется веерная кисточка только для создания начального фона. Далее работаем только палочками.
Цветок.
Это первая из фигур, с которой мы начинаем освоение эбру на занятиях – и одна из самых любимых многими, так как в принципе уже может стать самостоятельным произведением. Создавать цветок можно прямо в середине нашей ванночки, чтобы была возможность для фантазии и творчества. В дальнейшем место под цветок выбирается любое – в зависимости от задуманной композиции. Итак, начнём…
Шило (палочку) любой толщины окунаем в краску любого цвета (краска мини-капелькой как бы собирается на кончике палочки), затем этой палочкой аккуратно прикасаемся к поверхности воды, не погружая вглубь, немного держим. Наблюдаем: вокруг точки (кончика палочки) начнёт растягиваться кружок выбранного цвета.
Фото (схема кружочка).
Размер кружочка зависит от цвета фона, цвета самого кружочка (все цвета по-разному растягиваются), а также от диаметра палочки, шила, которыми мы работаем. При нанесении точки стараемся палочкой именно прикоснуться к поверхности жидкости, а не погружать палочку вглубь её, т.к. при погружении, капелька краски с кончика палочки падает на дно, не растягиваясь на поверхности. При этом на дне остаётся большой сгусток краски, что потом может нарушить красоту произведения.
Фото сгустка.
Смываем краску с палочки, палочку вытираем об салфетку, чтобы снять лишнюю влагу; берём на кончик палочки другой цвет, и в центре получившегося ранее круга палочкой также ставим точку – делаем другой кружок, другого цвета. Наблюдаем, как соседние краски выталкивают друг друга. Должен получиться подобный вариант – круг в кольце.
Фото круга в кольце.
У разных цветов, как уже ранее говорилось, немного отличаются свойства: так, например, красный и белый цвета (данного производителя) – более тяжёлые и медленнее растягиваются, а жёлтый растягивается очень быстро. Поэтому для круга одного и того же размера, например, красного цвета надо взять больше на палочку, а жёлтого значительно меньше (о количестве краски на палочке ещё поговорим). И посмотрите, как будут отличаться изображения: красный кружочек в жёлтом колечке и жёлтый кружочек в красном колечке.
Фото красный круг в жёлтом Фото жёлтый круг в красном.
В принципе из этих колец уже можно сделать цветок, но для тренировки, большей яркости и интереса мы продолжим заполнять колечко другими кружками других цветов. Также берём на палочку краску (новый цвет) и ставим точку в середине центрального кружочка. Затем новый цвет – новый кружочек в середине, в этом – другой и так далее до 15 кружочков разного цвета друг в друге: точка – в точку – в точку. Получается набор колечек, напоминающий мишень.
Фото колечек разного цвета
Напоминаю, если с разными цветами работаем одной палочкой, то после использования цвета, краску с палочки смываем в стакане с водой, а палочку вытираем об салфетку. Это необходимо для того, чтобы сохранить краску в палитре максимально чистой и не залитой водой. Если есть возможность для каждого цвета использовать своё шило (палочку), то инструмент можно не смывать. Но лишнюю воду лить в краску не рекомендуется, так как пигмента в краске становится меньше, и она становится менее яркой. Краски можно смешивать друг с другом в отдельной ячейке палитры (ёмкости) под определённые задачи, но просто так пачкать друг об друга – тоже не желательно.
Вернёмся к цветку. Начинается самое интересное. Концом чистой (не окуная в краску) тонкой палочки (шилом) ведём прямую линию с края самого большого круга до середины центрального круга. Движение также замедлено. Отрываем палочку от поверхности воды.
Фото первой линии цветка.
Теперь ведём вторую линию от другого края самого большого кольца до середины круга, потом третью и так далее, пока весь круг не превратится в лепестки цветка – в ромашку.
Фото цветка
Начинать движение в круг палочкой даже лучше не от краёв кольца, а дальше его пределов. Также следим за тем, чтобы линии были устремлены в один центр, дабы избежать сильной кривизны цветка. От колыхания воды форма цветка может несколько искажаться. Именно сейчас, тренируясь рисовать цветок, вы можете подстроиться под движение воды, попробовать почувствовать её. Это поможет в дальнейшем «понимать» материал, его густоту, возможную реакцию и траекторию движения.
Звёздочка, солнышко.
Чтобы нарисовать звезду или детское солнышко, необходимо большой, толстой палочкой поставить на поверхности точку – круг, 5-10 см диаметром, как ранее для цветочка. Цвет круга может быть жёлтый, оранжевый или каким захочет ваша фантазия. Далее тонкой чистой (без краски) палочкой ведём прямые линии из середины кружка в его края и дальше, за пределы круга образуя лучи, по всему периметру круга. Линии лучей можно проводить быстрее, чем проводили линии для лепестков цветка. Таким образом, получается звёздочка или солнышко.
Фото солнышка.
Оно может быть не одного цвета, а также состоять из колечек разного цвета, как мы делали для цветка – разноцветная звезда. Для этого ставим точку в точку, в точку разными цветами – это зависит от нашей задумки. Тогда лучи будем вести из середины центрального круга через все кольца, также выходя за пределы внешнего контура.
Фото цветной звезды.
Капля.
Это тоже одна из базовых фигур, которая часто используется для создания произведения. Здесь важно не столько порядок и место нанесения краски на поверхность, сколько именно движение руки с палочкой по поверхности. Возможно, надо будет сделать несколько каплевидных фигур, чтобы почувствовать материал и понять, о чём идёт речь. Фраза «делаем капельку» предполагает, что после того, как поставлена точка, палочка не отрывается от поверхности воды, а продолжает скольжение в каком-либо направлении.
Как она создаётся? В зависимости от размера будущей капельки берём шило нужной толщины (тонкое или толстое). Окунаем конец шила в необходимый цвет, затем этим кончиком с краской прикасаемся к поверхности воды, чуть-чуть ждём (около одной секунды), не отрывая шила от воды (краска начнёт растягиваться в круг), и пока вся краска с шила не «ушла в круг», делаем медленное скольжение шилом от круга по поверхности воды. Во время медленного скольжения наблюдаем, как краска растекается вокруг поставленной точки. Должен получиться как бы кружок с хвостиком – капелька. Направление её может быть любое.