В американской и европейской системах образования есть такое понятие, как gap year – дословно «свободный, пропущенный год». Это год после окончания школы, в течение которого ты можешь уехать учиться по обмену, отправиться в путешествие или начать работать. Это время, чтобы почувствовать себя самостоятельным, посмотреть мир, понять, что тебе действительно интересно, прислушаться к себе. И только потом выбирать вуз и факультет для поступления.
Многие американские вузы рекомендуют такую систему, но в России если ты пропускаешь год, то ты неудачник. И зачастую это вынужденная мера (не получилось поступить с первого раза), а не осознанная. А как было бы здорово целый год изучать себя и мир, а потом при поступлении в университет, помимо результатов экзаменов, приложить мотивационное письмо. Написать, кто ты, чего хочешь от жизни, чем тебе нравится заниматься, что ты делал последний год и почему стремишься поступить именно сюда. Одна необходимость составлять такое письмо уже заранее «программировала» бы школьников подумать над профориентацией. Которой у нас до сих пор не принято заниматься.
Только несколько лет назад в Москве появилась первая «Кидзания», где ты можешь примерить на себя одну из более чем ста самых разных профессий, в том числе инкассатора, космонавта или врача скорой помощи. Но не все же живут в Москве, правда?
В моем детстве, конечно, никаких центров профориентации не было. По сути, я никогда не стояла на распутье. У меня не было возможности «подсмотреть» другие профессии. Сейчас уже сложно восстановить события, что это было – судьба или стечение обстоятельств. Я все детство клеила альбомы, писала стихи и рассказы, выпускала «журналы» и «книги». Хотя бабушка работала бухгалтером, мама – экологом, а папа – инженером. В 9-м классе у нас в школе появился предмет «Машинопись» – нас учили печатать на машинках. Это казалось чем-то нереально крутым и стойко ассоциировалось у меня с настоящей журналистикой. Примерно в это время я пошла в редакцию газеты «Советское Зауралье», постучалась в первую же дверь и сказала: «Я хочу для вас писать». Вот и вся моя профориентация. Уместилась ровно в один абзац.
А вообще-то мой прапрапрадед был изобретателем! Его фамилия с молдавского так и переводилась – «мастер». В свое время он придумал колючий намордник для телят: когда теленок подходил к матери за молоком, тыкался мордой в вымя, корова его сама прогоняла. Не нужно было все время стоять и караулить, чтобы теленок не выпил все молоко матери.
Иногда я чувствую в себе гены великого деда. У меня неплохо получается все, что связано с ручным трудом. Еще в детсадовском возрасте я научилась вышивать и вязать, а позже – шить. Мне нравится чинить вещи, работать с инструментами. Чтобы понять, почему что-либо сломалось, я пытаюсь сначала понять, как это работало. Еще я люблю придумывать, как одну вещь заменить другой из подручных средств. Например, что делать, если у тебя закончилась пищевая пленка и тебе нечем «с контактом» накрыть заварной крем. Или чем перевязать коробку, если в доме не оказалось скотча и веревок. Каждый раз это какая-нибудь несущественная ерунда, но мне нравится находить нетривиальные решения в бытовых ситуациях. Я жалею, что в средних классах уроки труда делились по полу, а мне так хотелось тоже научиться делать табуретки или скворечники, уметь работать с деревом, забивать гвозди.
Но это я понимаю сейчас – про ручной труд, деда и бытовую находчивость. Тогда же саморефлексия еще была не развита. Я думала, что шить-вязать умеют и любят все девочки, что это у каждой в крови – как дефолтная функция. Ты же не пытаешься придумать мечту только на основании того, что умеешь дышать или ходить?
Кем вы мечтали быть в детстве? Я задала этот вопрос подписчикам своего блога и получила несколько десятков самых невероятных ответов.
«В детстве хотела быть актрисой, занималась в театре, параллельно начала работать корреспондентом еще в школьные годы в городской газете. А учиться поступила на лесохозяйственный факультет, потому что бюджет. Теперь нелюбимая работа со всеми вытекающими».
«Совсем в детстве хотела быть учительницей начальных классов, но дальше нескольких игр с куклами дело не пошло. Лет в 11 осознала тягу к иностранным языкам, родители тоже ее быстро просекли, ну вот я сейчас, собственно, на втором курсе переводческого факультета МГЛУ и люблю свое занятие всей душой) Метаний особых не было, пронесло».
«Ни одного воспоминания, кем бы я хотела стать в детстве. В итоге сейчас мучаюсь с чувством неопределенности: не могу найти себя и то, что мне нравится».
«Я мечтала быть певицей или актрисой. Помню, как наряжалась в одежду старшей сестры и воображала себя суперзвездой под песни Шер с игрушечным микрофоном. А еще писала стихи, и первая учительница говорила, что мне нужно пойти в журналистику, не иначе. Но не случилось ни того ни другого. Я девять лет получала экономическое образование, а теперь уверена, что это совершенно не мое. Осталось набраться смелости и поменять сферу деятельности на то, что нравится). Но пока не решилась)».
«В детстве играла в библиотекаря. Потом была мечта стать модельером. Дальше – учеба на экономиста и 10 лет работы проектным менеджером. А потом случилась любовь со стеклом, и теперь я витражист».
«Первый раз я хотела стать артисткой, певицей, но у меня нет ни слуха, ни голоса (так мне внушили родители, а я и не проверяла). После я мечтала быть врачом, но 70-летний учитель химии убил мою мечту, так вышло. В итоге я до декрета работала в торговле: мерчандайзер – торговый представитель— региональный менеджер. После декрета не знаю, чем буду заниматься)))))».
«В раннем детстве я хотела быть учителем музыки или балериной, но это от наличия рядом этих людей и того, что они мне нравились. Затем, уже в 10–15 лет, я четко и долго хотела быть организатором свадеб – в 90-е этой индустрии еще не было, и если б я послушала себя и свою интуицию, то сейчас бы управляла успешным event-агентством. Я очень хороший организатор, и у меня есть вкус. Вместо этого юрфак, ни дня в профессии, затем издательство и теперь вот еще и кондитерка… Очень жалею, что была послушной дочкой и не выбрала сразу свой путь».
«Я в детстве сначала хотела вырасти и стать дворником, потому что мне нравилось лопатой грести снег. Потом я хотела работать в «Макдоналдсе», чтобы научиться у них всем рецептам и готовить так же вкусно дома. Потом певицей/актрисой. А потом уже юристом, кем я сейчас и являюсь)».
В общем, как вы поняли из ответов, дети – большие мечтатели. «Смелость дворника» и «энтузиазм библиотекаря», к сожалению, быстро теряются с годами. Мечты словно замораживаются, и у многих они так никогда и не оттаивают. Кстати, интересно, а о чем мечтали в детстве те, кто сейчас следит за порядком во дворах или раскладывает по книгам библиографические карточки?
Считается, что идеальным периодом для выбора профессии является возраст между дошкольным и подростковым. С подростками сложнее работать не только потому, что у них уже свое мнение и они себе на уме, а потому, что на них очень сильно давит окружение. Вряд ли подросток всерьез заинтересуется работой сантехника или тракториста, у него уже есть представление о том, что круто, а что нет. А ребенку интересно все, без предубеждений. Может, и не выберет своей профессией, но хотя бы попробует!
Я видела много комментариев в интернете, где мамы возмущались, что детям вообще предлагаются на рассмотрение такие «низкие» профессии. «Дети должны мечтать о космосе, мечтать стать врачами, учеными, а не сантехниками!» Возможно, это последствия тяжелых 90-х, когда родители пытались пристроить детей в «прибыльные» профессии. Они с ужасом вспоминают те дни, когда приходилось закупать вещи из Турции и торговать на рынке. Теперь в стране много «счастливых» родителей и несчастных экономистов-юристов, которые все равно не работают по специальности.
Обесценены не только прикладные специальности, но и творческие. Конечно, это живет не только в наших головах, это часть системы. Кен Робинсон в своей знаменитой лекции на конференции TED высказал интересную мысль о том, что в обществе недооценивается роль музыки, танцев, изобразительного искусства. Все наше образование заточено под нужды индустриальной революции. Из нас сознательно несколько десятилетий не готовили художников, музыкантов, танцоров, потому что рабочих мест под эти специальности все равно не было. И все еще нет. То есть творческие люди есть, но реализоваться им негде. В цене IQ и точные науки. На втором месте гуманитарные.
Уже во взрослом возрасте ко мне в руки попала книга «Ты можешь больше, чем думаешь». Поначалу я приняла ее за еще одно пособие по саморазвитию с призывами типа «прокачай себя», «бери и делай» и т. д. Но оказалось, что эта книга для детей – школьников и подростков. Я читала и практически плакала: почему такой не было в моем детстве? Книга о том, что IQ – не единственное мерило ума и развития и вообще-то существует девять видов интеллекта. Телесный, социальный, внутренний, природный, философский, вербальный, музыкальный, логический, образный. И в ходе чтения книги ты определяешь свои сильные стороны и получаешь рекомендации по тому, как их можно развить. То есть книга изначально утверждает, что ты умный, главное – определиться, в чем именно.
Безусловно, профориентация – это дело не пяти минут и не одной прочитанной книги. И заполнение простых анкет или даже сложных тестов тут не поможет, обычно перевес в пользу той или иной специализации составляет пару баллов, и это не то преимущество, на основе которого можно делать серьезные выводы. Пробовать себя в разных профессиях нужно в течение пары лет – конечно, не без помощи родителей. Например, сводить к себе на работу ребенка – это тоже элемент профориентации. Или помните, во многих американских фильмах родители приходят в школу и рассказывают детям о своей профессии? Это тоже считается.
Сегодня родители широко экспериментируют с системами образования. С двух-трех лет ребенка отправляют в развивающие кружки, учат читать-считать, приставляют няню-филиппинку, чтобы английский стал вторым языком. Хорошо это или плохо? Пока что ни одна образовательная система не считается успешнее других и не выпускает пачками нобелевских лауреатов.
Современных родителей можно поделить на два лагеря: одни стараются дать детям возможность развиваться естественно, не давить на них, другие с пеленок хотят растить гениев. И обычно чем больше в семье детей, тем спокойнее родители относятся к воспитанию каждого «нового» ребенка. Есть такой анекдот: «Первый ребенок – все стираем, гладим, кипятим. Второй ребенок – стираем, иногда гладим, смотрим, чтобы не ел из миски кота. Третий ребенок – если ребенок поел из миски кота, это проблемы кота». Очень редко когда дзен получается поймать с первого раза.
Почему многие родители так сильно наседают на детей? Зачастую пытаются дать им то, чего недополучили сами в детстве. Сделать из ребенка усовершенствованную копию себя. Почитайте книгу «Боевой клич матери-тигрицы»! Это отличное пособие по тому, как не нужно делать. Но на самом деле человек может продолжать развиваться и в статусе родителя. Да, ты не можешь начать жизнь заново, но все еще можешь прожить ее до конца интересно и реализовать свой потенциал.
Учиться можно всю жизнь. И даже если ваше самое первое образование оказалось не тем, о котором вы мечтали, это не повод отыгрываться на собственных детях или продолжать обижаться на своих родителей. В следующей главе я расскажу о том, для чего вообще, на мой взгляд, нужно образование, как оно помогает в поиске себя, так ли важен диплом и чему еще можно научиться спустя 10 лет после окончания университета.