Несмотря на громкое название главы («Оптимальная работа сознания», и никак не меньше!), посвящена она, скорее, перечислению понятийного аппарата, которым мы будем пользоваться в книге. Договориться об основном смысле употребляемых слов важно потому, что термины и понятия, о которых далее пойдет речь, могут иметь столь разное значение для разных читателей, что без сходного их понимания будет попросту трудно уловить смысл наших утверждений.
Более того, ситуация с разного рода духовными практиками осложнена еще и почти тотальной запутанностью слов, к которым прибегают адепты этих практик, описывая их содержание. Дело в том, что в последние годы разного рода учения (и, условно говоря, восточные, и западные) настолько переплелись, что порой трудно отличить, откуда это учение пришло. Также иной раз сложно разобраться, в какой мере сторонники этого учения заимствовали термины, использование которых раньше было прерогативой совсем других практик.
Так, еще несколько десятилетий назад западному человеку достаточно было произнести слова «здесь и сейчас», как вокруг него в глазах тех, кто слышал от него эти слова, возникал ореол таинственности и неземной мудрости. Трудно поверить, но еще совсем недавно употребление этих и сходных представлений (типа «здесь и сейчас», «живи настоящим», «будь осознанным») считалось признаком причастности к неким высшим знаниям, недоступным более никому.
Но сейчас, «мигрировав» с Востока, эти прежде строго эзотерические положения превратились в нечто профаническое: даже в рекламе лимонада или чего-то похожего ныне звучат слоганы «наслаждайся здесь и сейчас» или «живи настоящим – пей только наш лимонад». Где уж тут найтись месту тайне, если глубинным смыслом подобных девизов здесь является призыв к неумеренному потреблению, которое и становится едва ли не главным смыслом и содержанием жизни современного человека.
Но не будем опускать руки: мало ли, что там ещё придумают рекламщики, а нам надо двигаться по своему пути, находя надёжные ориентиры, которые помогут нам этот путь пройти.
Вернемся в прошлое, когда у некоего вида животных (будущих людей) возникло и начало развиваться что-то вроде сознания – некое качество, связанное с употреблением слов. Когда это произошло, неважно, будь то 70 или 700 тысяч лет назад. Но по меркам истории этот срок крайне мал – так что сознание человека развиться в нечто совершенное попросту не успело. И эволюция сознания – по мере постижения его свойств, его достоинств и недостатков – продолжается и в наши дни – фактически, под эгидой самого сознания, которое, изучая себя, при этом неизбежно меняется.
Так что настоящая книга также может рассматриваться как кирпичик в строящемся доме сознания, причем использование этого кирпичика является частью этой эволюции, а использование предлагаемых нами сведений может – в той или иной степени – этой эволюции способствовать.
И, ни много ни мало, мы с самых первых слов заявляем, что одной из наших задач является и указание на присущие человеческому сознанию природные недостатки, и предложение методов их преодоления. Мы предложим определенные приемы для изучения свойств сознания и основанные на этом изучении наиболее эффективные приемы организации и использования своего сознания.
А пока, как и было заявлено чуть выше, перечислим характеристики такого устройства сознания, которое было бы лишено недостатков, попутно упоминаемых нами.
Суетный человеческий ум (его ещё называют обезьяньим) ни на мгновенье не останавливается в своём мыслетворении. При этом мысли, приходящие в голову, обычно являются лишь ментальным мусором, который мы так часто принимаем за нечто значимое, а порой и за самих себя, если отождествляем себя с таким умом. Ум этот и суетен, и всеохватен – так, что он подчиняет себе все существо своего хозяина – человека. А выход из-под этой власти может искоренить в человеке и суетность, и непрестанное перескакивание от одной мысли к другой, когда круговерть мыслей не дает человеку ни покоя, ни возможности жить в реальности, поскольку он целиком поглощен виртуальным миром разворачивающихся во времени цепочек слов.
И, в первую голову, власть суетного ума не дает человеку войти в состояние осознанности и оставаться в нем, пребывая в реальности бытия, а не сливаясь с ничего незначащими пульсациями сознания. Увы, сохранять осознанность трудно, особенно новичку, который лишь начинает утверждаться в важности подчинения ума человеку, стремящемуся к присутствию в жизни. И трудность эта двояка: во-первых, заключается она не только в том, что для пребывания в осознанности надо уметь не только обретать ее, но и сохранять с течением времени – что бы в жизни ни происходило.
Во-вторых, ситуацию усугубляет еще и то, что само слово «осознанность» слишком часто наполняется смыслом далеким от изначального.
Обычно, говоря об осознанности, люди фактически имеют в виду осмысленность, то есть использование человеком своих аналитических умений при выборе своих действий. Но осмысленность в таком виде является растянутым во времени процессом, когда человек разворачивает во времени свою мысль и применяет ее к жизни. Осмысленность сама по себе неплоха (если уметь ей пользоваться, не накручивая одну и ту же мысль непрестанно, находясь всецело в ее власти, а не управляя ее течением). Но в противоположность осмысленности осознанность – это нечто вневременное, это ежемоментное пребывание в жизни, когда человек в каждый миг осознает, где он находится, что делает, и что с ним происходит. И осознанность, будучи состоянием присутствия в жизни (а не в одних лишь мыслях), в отличие от мысли, во времени не раскручивается: осознанность есть просто включенность в жизнь, и проявляется она в непрестанном пребывании в моменте настоящего.
Порой даже продвинутые в изучении осознанности практики путаются, говоря об осознанности и осмысленности. (Здесь вспоминается один реальный случай, когда ваш покорный слуга, каким-то образом попавший в почтовую рассылку, посвящённую статьям некоего корифея от психологии, однажды не выдержал и написал корифею об этой путанице в понимании и использовании этих понятий. На полгода корифей исчез, а потом вдруг появился вновь, причём его статья так и называлась: «Осознанность невозможна!».)
Ясное дело, что психолог просто не сумел научиться сохранению осознанности (что и вправду трудно сделать, не прибегая к опыту предшественников). А потому он внес еще большую сумятицу в неокрепшие умы своих читателей, которые, прочитав это заявление своего лидера, могли просто отказаться от попыток эту отвергнутую осознанность все-таки обрести.
Спешим успокоить читателя: мы осознанность отвергать не будем, а постараемся, напротив, найти слова и приемы, которые помогут в ее обретении и сохранении.
(Заметим, что, к сожалению, точно такая участь порой постигает и другие понятия-призывы, когда они заполняются чуждым им смыслом. Так что следует отдавать отчет, каково реальное содержание тех или иных значимых слов, с которыми приходится встречаться в книгах или в общении,)
Как мы уже говорили, упомянутые призывы «Живи здесь и сейчас!», «Живи настоящим!», по сути, часто зовут не к тому, чтобы пребывать в моменте настоящего, моменте «наличной» жизни, в осознанности. Реально они, увы, призывают «брать от жизни все», подменяя жизнь потреблением, не заботясь о присутствии в жизни, которая превращается в заполнение своих желудков едой и питьем.
Практикуя пребывание в осознанности, можно обнаружить, что многое в жизни (начиная с привычных ценностей и заканчивая чертами характера или содержанием совершаемых поступков), начнет меняться. Радость, которую несет осознанность, которую дарует вовлеченность в жизнь (здесь и сейчас!), помогает обрести и постоянное хорошее настроение, и более человечное отношение к окружающим. Энергия осознанности может породить жизненный энтузиазм и даровать силы, которые позволят совершать немыслимые прежде (при жизни под пятой суетного ума) поступки и свершения, исполненные сострадания, а не жажды потребления.
Вовлеченность в жизнь, проживание ее с неподдельным интересом поможет увидеть, насколько жизнь благосклонна к нам, поскольку мы живы, что само по себе является чудом. (Достаточно хоть раз посмотреть на звездное небо в телескоп, чтобы понять, насколько немыслимым может показаться появление нас в бескрайней Вселенной, где не только мы, но и наша планета, и даже вся Солнечная система являются мелкими песчинками.) И придет тотальная удовлетворенность жизнью, радость встречи с происходящим, когда события, прежде воспринимавшиеся негативно и ввергавшие в уныние и боль, станут проживаться с пониманием того, что и они являются частью жизни, ее конкретным проявлением.
Страдания, которые вызывались и тотальной неудовлетворенностью, и слепой верой в «подсказки» ума-провокатора, начнут уходить, так как им более не будет места в жизни, укорененной в радости бытия. И придет сострадание – как желание помочь тем, кто рядом, в избавлении от страданий, которые они точно также претерпевают, коль скоро погружены во мрак неведения того, как от этих страданий избавиться.
Уйдут и непрестанные самоедство и рефлексия, когда трусливый, по сути, ум более не будет контролировать любой всплеск мысли, заставляя корить себя за поступки – как уже совершенные, так и те, которые мы только собираемся совершить.
И более не возникнет желания убегать в виртуальный мир мыслей, когда реальным событиям будут противопоставляться лишь погруженность в воспоминания (жизнь прошлым), либо поглощенность попытками погрузиться в то, что еще только может произойти (жизнь будущим).
Важно осознать, что, куда бы нас ни уносила мысль, мы все равно остаемся здесь, а живем сейчас, и лучше делать это реально, не прячась от происходящего в мыслях о прошлом или будущем.
Обретенное доверие к жизни поможет начать хорошо относиться и к себе, и к окружающим. А уверенность в себе и своих силах, дарованная непрестанной осознанностью, поможет в достижении самых заветных целей, в поиске своего призвания и предназначения.
Удовлетворенность своей жизнью, радость, которая более не будет изгоняться из жизни извечно горестным умом, поможет обрести невиданные прежде добродетели. Это и безмятежность (зачем непрестанно страдать от страха за будущее, если есть только настоящее?), и своего рода беспечность (когда при обретении веры в себя вырабатывается особого рода спокойствие, закрывающее устрашающим мыслям вход в наше сознание). Формируется и своеобразная бесцельность жизни, когда ты просто живешь и радуешься тому, что живешь, вместо того, чтобы в извечной согбенности плестись к чему-то навязанному тебе извне, к цели, которая чаще всего эфемерна, ложна или обманчива.
Конечно, само перечисление этих добродетелей (своего рода безмятежность, беспечность и бесцельность) может ввергнуть в шок любого, кому привычны непрестанные страхи, переживания, попытки установить всесторонний контроль над всеми сторонами своей жизни, кто и шага не может ступить, не начав оглядываться по сторонам (не случилось ли чего страшного?). И всего-то надо – просто жить, адекватно реагируя на то, к чему мы приходим, отвечая на то, что приходит к нам, – в радостной уверенности в своих силах, без прежнего впадения в паралич воли из-за того, что жизнь вдруг выходит из-под иллюзорного контроля.
И всего-то надо: перестать жить навязанными ценностями, обрести бесстрашие (готовность встретиться с происходящим), перестать впихивать жизнь в уродливые рамки концепций, использование которых создает ложное впечатление подчиненности жизни обезьяньему уму. И всего-то надо: довериться и себе, и жизни, принять происходящее вместо ведения с ним постоянной войны, и в итоге – выйти на тот самый оптимальный режим работы сознания, когда сутью жизни станет радость, а прежним неумолчным страданиям не останется места в нашей жизни.
А давайте выдадим крылатую фразу, которая поможет быстро войти в тему настоящей главы: итак, если ты не занимаешься своим личностным развитием, то развитие займется тобой. Особо глубокого смысла в этих словах искать не стоит, но можно понять посыл: даже если ты не начнешь работать над своим личностным ростом, это не будет означать, что ты останешься в неизменности. Изменения в любом случае будут приходить, но характер их, скорее всего, окажется стихийным, и ты превратишься в порхающую пушинку, которую ветер носит, куда ни попадя, – помимо твоей воли и желания. Так что лучше все-таки собой заниматься: осмысленно и осознанно выбирая направление своего жизненного пути.
Итак, что же нас ожидает на пути саморазвития (а именно оно является одним из главных предметов нашего описания), и чем нам это грозит?
Чтобы не мелочиться, давайте рубанем с плеча и назовем советы, приведенные в данной книге, предельно громко: проект «Новый человек». Иными словами, одна из целей преображения сознания, к которой мы будем идти, – видоизменение личности, которая как-то будет отличаться от той прежней личности, сформировавшейся до ознакомления с нашей книгой.
Разумеется, лучше заранее знать, что же вам предстоит изменить в себе, чем однажды, пройдя по пути, предложенному нами, обнаружить себя неким новым человеком, в которого, быть может, превращаться вам вовсе не хотелось. Заметим, что на пути такого преображения может встретиться немало подводных камней, да и не все поставленные здесь цели окажутся достигнутыми – поскольку они могут оказаться слишком сложными и недосягаемыми.
А пока обратимся к прошлому, вспомнив опыты, которые люди проводили над собой, желая обрести новую жизнь.
Одним из самых ярких (добавим: и трагических) примеров массового преображения человеческого сознания явилась попытка превратить в «нового человека» каждого жителя России после прихода к власти большевиков в 1917 году.
Построение общества социализма было не просто экономическим проектом (когда частная собственность была упразднена и стала – пусть номинально – принадлежать всем и каждому). Нас интересуют изменения, которые этот проект произвел в участниках построения «общества свободы и справедливости», как называли его лидеры, стоявшие во главе проекта.
А покусились они, ни много ни мало, на тотальное преображение граждан Страны Советов – с тем, чтобы человек Нового общества оказался достойным жить в этом «Царстве свободы». Декларировалось множество изменений, которые должны были произойти в душах наших соотечественников. Должна была уйти зависть, поскольку все оказывались равными (хоть и в нищете), и завидовать было некому. Упразднение тотальной власти денег, характерной для капиталистического общества, должно было привести и к бескорыстию (почти бессеребреничеству), и к готовности трудиться на благо страны, получая взамен лишь минимум средств для проживания.
Обрели наши граждане и «самое передовое учение» (поначалу это был марксизм, который позже модифицировался в разные вариации), что принесло массовую готовность пройти путь самопреобразований до самого конца – разжигая пламя мировой революции, которое бы на корню спалило эксплуатацию человека человеком, превратив людей в единомышленников, товарищей и братьев.
Словом, это был масштабный эксперимент по насильственному внедрению в чужие души искусственных установок, которые бы породили Нового человека с Новым сознанием. Можно сказать и чуть иначе: это была попытка массового помещения людей в жесткие рамки придуманных концепций – с тем, чтобы «новый», придуманный кабинетными теоретиками человек появился на свет, заменив собой «ветхого» человека, более недостойного жить в стране всеобщего равенства.
Неудача социалистического эксперимента показала, что нельзя так поступать с людьми, заменяя их души наборами слов – внешне красивыми и притягательными, но на поверку ведущими к разрушению человека.
Прошлый век вообще был богат на эксперименты, которые в массовом порядке ставились над людьми (в качестве самостоятельного задания предлагаем вспомнить и перечислить их). Но все они оказывались если не совсем неудачными, то далекими по своим результатам от поставленных экспериментаторами целей.
И причиной этих неудач были не столько неверно выбранные теоретические основы (от марксизма и ленинизма до нивелирующей различия между людьми современной глобализации). На наш взгляд, куда как более важной причиной случившихся провалов подобных экспериментов явилось то, что живой человек уподоблялся в них киборгу, которому нужно было просто заменить программу (сменив живую душу на набор мертвых концепций). При этом никто человека особо не спрашивал, хочет ли он участвовать в подобных опытах над собой – людьми просто начинали манипулировать, внедряя в их души чуждые им идеи.
Так давайте избежим совершения подобной ошибки – заранее сформулируем, как следует человеку действовать, осознанно и осмысленно вступая на путь саморазвития, не уподобляясь киборгам, подчиняющимся одной лишь вложенной в них программе и лишенным человеческих чувств.
Мы глубоко убеждены, что любое вмешательство в человеческие души недопустимо – если человек не дает согласия на производимые изменения его сознания. А потому вставать на путь самоизменений можно только в полной осмысленности и при полной добровольности своего выбора.
Человек должен видеть, что с ним будет происходить, хотя бы примерно представляя, что его будет в итоге ждать. (Разумеется, скрупулёзно и детально описать все предстоящие изменения сознания едва ли возможно, поскольку они порой непредсказуемы, но изначальный посыл к преображению сознания должен быть сформулирован предельно открыто и ясно.)
Вера в свои силы (а не слепой фанатизм, который заменяет осмысленность духовной слепотой), уверенность в своей способности пройти весь путь до конца должны помогать человеку в преодолении неизбежных препятствий. И эта вера должна быть основана на свободном личном выборе, в противовес манипулированию человеком, которому он столь часто оказывается подвержен.
Здоровое сомнение, даже скепсис должны быть заложены в основу отношения человека к тем учениям и практикам, которым они решает последовать. Любое утверждение лидера (учителя, мастера и т. д.) должно подвергаться сомнению и проверке, так, чтобы ничто не принималось на одну лишь веру.
«Быть самому себе светильником!» – этот древний призыв должен быть положен в основу обретения новых знаний о человеке. При этом готовность к самоисследованию и свободному поиску ответов на будоражащие сознание вопросы должна стать неотъемлемой частью любой практики, ориентированной на развитие человека.
При всей простоте, почти очевидности сделанных нами утверждений, принять их за основу своего развития может далеко не каждый. Многим, очень многим желаннее принимать что-то на слепую веру вместо того, чтобы подвергать предлагаемые идеи жесткой проверке. И далеко не каждый захочет отправляться в неведомые дали, всесторонне осмысливая каждое услышанное слово, а не полагаясь на чужие догмы, которые порой столь притягательны для тех, кто предпочитает получать все без усилий, в готовом виде.
Но если вы принимаете условия, которые должны сопровождать ваш путь, не страшась оказываться наедине с самыми глубокими безднами, которыми так изобилует наше сознание, нет причин не отправиться в этой путь – сложный, но, поверьте, столь увлекательный.
И кто знает, может, именно ваш личный опыт когда-нибудь приведет вас к таким открытиям, которые помогут человечеству обрести себя, а не рухнуть в тартарары, что, увы, не исключено.
Бояться нечего – и до вас многие проходили подобный путь, и после вас найдутся те, кто пройдут его. Так почему и вам не сделать того же? Плата высока – преодолеть придется многое, но и найти можно еще больше – познать и найти самого себя, начав жить, а не быть игрушкой, подчиненной чужой воле.
Вновь повторим вопрос, поставленный в заголовке статьи: зачем все это надо, если и до того как-то жили? Собственно, мы только что постарались ответить на него. Но если ответ еще не ясен, так и книга еще только началась – и, по мере продвижения, что-то обязательно прояснится…
Несмотря на устрашающее название главы, в котором использовано жуткое слово «жертвоприношения», речь пойдет о вещах довольно обыденных – о повседневных поступках, которые мы совершаем, часто не задумываясь ни об их содержании, ни об их последствиях.
Кроме того, наши рассуждения и выводы могут оказаться не вполне очевидными, так что вы можете и не согласиться с ними, имея иной взгляд на темы, которые мы будем обсуждать. Но это как раз то, чего мы добиваемся – вывести вас на орбиту словесной схватки (Дзэн-баттл) с автором, которая привела бы к определенному результату.
А если сказать предельно кратко: мы хотим раскачать ваше сознание, чтобы оно хотя бы чуть-чуть сменило привычный ракурс, под которым ему предстает жизнь. Увы, одними словами мало что удается передать, когда речь идет о глубинных механизмах работы нашего сознания. (И совсем непросто с помощью одних лишь слов подключить себя еще и к работе несловесной интуиции, что, кстати, является одной из главных наших задач.)
А потому мы предлагаем рассматривать данную главу не просто как набор некоей информации, но как особый текст, чтение которого может привести к стыковке именно с интуицией, именно с глубинами сознания, а не с одним лишь умом (своего рода оболочкой сознания), чья работа уступает в своей силе прозрению (наитию).
Итак, призываем рассматривать наши рассуждения о жертвоприношениях как ниточку, держась за которую можно пройти через самые мрачные закоулки лабиринта сознания – с тем, чтобы в итоге выйти к свету сознания, к ясности мышления, к полноте восприятия жизни.
Многие религии используют в своих концепциях и ритуалах идею жертвы, которую следует принести «Небесам» – для того, чтобы взамен получить что-то желаемое: искупление грехов, богатство, удачную семейную жизнь, здоровье, детей и т. д., и т. п.
Несть числа желаниям, которые могут обуревать человека, и с мольбой о свершении которых он обращается к «Небесам». Конечно, часто следовало бы изменить самого себя, чтобы самому достичь желаемых результатов, но куда как проще просто пожертвовать чем-то (или кем-то), попросив «Небеса» дать взамен принесенной жертвы желаемое.
Когда-то жертвовали даже живыми людьми, поскольку такая жертва казалась наиболее значимой, но по прошествии времени людей перестали умерщвлять, перейдя, скажем, к жертвоприношению животных. (С течением времени жертва часто становилась и вовсе символической, когда ничьими жизнями поступаться уже не приходилось.)
Но в нашем сознании (если не у всех, то у многих) испокон веков укоренено, что удача будет сопутствовать, если жертвовать приходится все-таки чем-то весомым, что почти гарантирует исполнение вопрошания к «Небесам». Однако, что следует делать, как поступать, если современный уклад жизни вовсе не предполагает принесение чего-либо в жертву чему-либо вне стен традиционного жертвенного места, на той же работе или в домашних условиях?
И изворотливый человеческий ум нашел выход, создав (порой в неявном, неосознаваемом виде) такую реализацию жертвоприношения, которая может быть осуществлена в любой момент, в любом месте.
Выход этот оказался до ужасающего прост: жертвуй своими близкими, приноси в угоду «Небесам» тех, кто рядом!
И выход этот поражает своей конкретностью: ввергай во тьму боли тех, кто и не догадывается, что он становится агнцем, приносимым в жертву ради исполнения чужого желания.
Скорее всего (с учетом специфического характера наших утверждений), сказанное либо еще не вполне понятно вам, либо вы изначально не согласны с нашими словами, не веря в само предположение о возможности принесения кого-либо в жертву в условиях цивилизованной жизни.
А теперь раскроем смысл приведенных утверждений, что немного снизит накал вашего возможного неприятия наших слов и сделает их более понятными.
По нашему мнению, основой идеи «бескровного жертвоприношения», которую воплощают множество людей, является убеждение немалой части человечества в неизбежности страданий, которые должны быть неотъемлемой частью жизни человека. При этом не столь важно, подразумевает ли адепт такого взгляда на жизнь возможность избавления от этих страданий, считает ли он прохождение через страдания обязательным условием некоего духовного очищения (в отличие от вашего покорного слуги, считающего страдания ненужными, необязательными и, как правило, разрушительными для человека).
А коль скоро страдания неизбежны, как полагает типичный человек, коль скоро они приносят боль, так, решает он, почему бы (явно или исподволь) не спровоцировать чужие страдания? Почему бы не вызвать боль у кого-то, кто оказался рядом, – в момент, когда, скажем, возникло некое желание, исполнение которого и может потребовать жертвоприношения. И провоцирует такой жрец-самоучка или истерику, или гнев, или уныние, в глубине души полагая, что переживание этих страданий другим человеком и будет своего рода человеческой жертвой – вовсе не символической, поскольку реальные страдания и боль, вызванная ими, будет реально иметь место в жизни «принесенного» в жертву человека.
И сколько света порой струится из глаз такого фокусника, который одним щелчком пальцев доводит до истерики своего визави! Это удается особенно хорошо, если его мишенью является родной, близкий или знакомый человек, которого он знает, как облупленного, и которого может довести до истерики или исступления одним только жестом, словом или взглядом. Да и почему бы глазам «жреца» не светиться: ведь он уверен, что делает это во благо, а потому хорошим приложением к азарту охотника до чужих страданий добавляется еще и глубокое удовлетворение от содеянного – при полном восхищении собой.
Оглянитесь вокруг: а нет ли в вашем окружении тех, кто, начиная какое-либо действие, прежде вызывает людскую боль, и только затем спокойно начинает осуществлять задуманное – в уверенности, что дело обязательно получится – коль скоро жертва была принесена.
И сразу дадим первый совет: не становитесь такой жертвой! Слишком многим чужая беда, вызванная ими же, оказывается в радость, так как дает надежду на действенность творимых ими жертвоприношений!
Разумеется, следует осознавать, когда и вас самих начнет подмывать стремление вступить на путь такого «жречества», путь порождения чужих страданий. Не исключено, что вы решите поступить именно так – во имя исполнения чего-то значимого лично для вас! Не делайте этого, не поддавайтесь соблазну! Оставайтесь людьми!
Удивительно, но, скажем, в отсутствие подходящей жертвы, человек может «пожертвовать» и собой, возбудив в себе страдания или причинив неприятности самому себе. Не веря в возможность обретения в жизни задуманного, считая, что пережитая боль поможет ему в осуществлении желаемого, человек зачастую (обычно неосознанно) создает ситуации, когда тяжело и больно становится ему самому. И он сам становится той самой жертвой, которую сам же и приносит, если более подходящих кандидатур нет в наличии.
Вариантов «саможертвования» не счесть. Это и подсознательное совершение огрехов в работе, которые якобы заставят «Небеса» смилостивиться («боги не любят совершенства»). Саможертвованием может стать и провоцирование скандалов, которые заведомо принесут боль самому же провокатору; и создание себе и окружающим нестерпимых условий жизни, которые представляются ему платой за «искупительное» разрешение проблем, возникающих в жизни.
Взращенные в обществе, ориентированном на обязательность страданий в жизни человека, верящие тем или иным религиям и практикам, в которых неизбежность и неустранимость страданий и бед едва ли не постулируется, люди часто перестают видеть, что жизнь и счастье возможны и без обязательного прохождения через боль и горе.
А всего-то надо: понять, что человеку почти всегда достанет одного лишь умения хорошо делать своё дело, вкладывая в него своё мастерство, в сочетании с уверенностью в своих силах и готовностью качественно трудиться, не покладая рук. И не придется приносить в жертву кого-либо (других или самого себя), если дело спорится, а жизнь воспринимается как радость и благо, а не как полигон для порождения страданий.
А потому и сам не попадайся в свои же сети – вместо погружения в собственноручно вызванные страдания – живи и радуйся! И верь, что результаты обязательно будут достигнуты – даже если ты привычно не обрек себя на переживание боли, которую сам же и вызвал.
И если ты осознаешь губительность всенепременного стремления порождать страдания (чужие либо свои), если ты не только уверуешь в свою звезду, если поверишь, что удача приходит лишь к тем, кто сам идет к ней (а не страдает в ожидании ее прихода), ты сделаешь первый шаг к обретению человеческого счастья. Это не будет жизнь с одним лишь катанием в масле, когда беды и горе забудут дорогу к тебе. Нет, совершенно гладкой жизнь быть не может! Но это будут именно те события, которые есть сами по себе часть жизни, а не выпестованные в темных подземельях ума, искусственно вызванные страдания – свои и чужие.
И тогда не придется суеверно внушать другим (и себе), что тебе ничего никогда не удастся, что жизнь обделила тебя. И не придется на каждом шагу охаивать жизнь, внутренне надеясь, что провозглашение никчемности, ничтожности и опустошенности твоего существования разжалобит «Небеса» и принесет свои дивиденды – например, в виде достижения какого-то результата, на получение которого – во всяком случае, без переживания страданий – ты давно перестал надеяться.
И тогда, изгнав из своей души мрачную веру в неизбежность и даже желательность страданий, ты сможешь просто идти к намеченной цели. Ты станешь вкладываться в ее осуществление всем своим существом, и в душе не останется даже малого места для бесполезного и саморазрушительного саможертвования. И тогда страдания перестанут появляться, притягивать, завладевать тобой!
И никогда не жертвуй переживанием вдруг пришедшей радости, вызванной чем-то светлым, случившимся в твоей жизни. Не гони ее, переживай эту радость во всей полноте, не боясь, что за ней обязательно последует горе: потому что, если некое горе все же случится, скорее всего, ты сам же его и вызовешь. И виной тому будет столь привычный для многих страх обретения радости такой жизни, в которой не будет места принесению кого-либо в жертву, страх обретения такой жизни, из которой страдания будут попросту исторгнуты.
И беги от тех, кто исповедуют неизбежность и желанность страданий, кто сам совершает человеческие «жертвоприношения», не щадя ни себя, ни других!
И тогда тебе не придется ввергать в темень бед других и самого себя: вместо этого ты начнешь искренне произносить другим слова поддержки – вместо прежнего запугивания недопустимостью достижения успеха, вслед за которым якобы обязательно придет беда. И ты не будешь больше выпячивать, гипертрофировать проблемы и преувеличивать трудности на пути людей к достижению их цели, полагая, что такое жертвование людьми в виде разжигания их страхов и опасений склонит к тебе некие «Небеса», уставшие от лицезрения твоих напастей.
И ты не будешь более сводить на нет радости других людей, считая, что поступаешь так ради их же блага, – поскольку радость, якобы, неизбежно несет горечь и печали.
И ты перестанешь привычно вставлять другим палки в колеса, препятствуя их жизненной реализации, проговаривая про себя, что они когда-нибудь поймут тебя и даже поблагодарят – за то, что, искоренив из их жизни радость и уверенность в своих силах, ты, якобы, уберег их от еще больших несчастий.
И ты перестанешь считать универсальным «оберегом» принесение и людей, и себя в «жертву» в виде порождения страданий.
Живи и радуйся! Живи и радуйся, если радуются другие! Живи и помогай другим пережить радость!
И перестань приносить эту радость в жертву – ввергая в страдания и других, и самого себя!
Жизнь достойна того, чтобы ради нее избавиться от страха найти удачу, от страха успеха, от страха полноты бытия!
Жизнь достойна того, чтобы быть счастливой!
О разнообразии восприятия мира человеком сказано многое, в том числе пословицами и поговорками. Как только не определяет народная мудрость проявления несовпадающего отношения людей к одним и тем же проявлениям жизни: «на вкус и цвет товарищей нет», «о вкусах не спорят»; «кому-то нравится арбуз, а кому-то свиной хрящик». Казалось бы, спорить тут не о чем: люди разные, и каждому подходит свое.
Но совсем с другим отношением к праву совершить собственный выбор порой можно столкнуться, если речь заходит о чем-то (ком-то), что считается «высшим» и не подлежащим обсуждению. И разнообразию взглядов, мнений и отношений здесь иной раз может места не найтись, а само право на это разнообразие может быть попросту отвергнуто. И происходит это обычно потому, что многие люди считают недопустимым ни вовсе не принимать «высший мир», ни принимать его как-то иначе – в сравнении с неким общепринятым отношением.
Мы уже употребляли слово «Небеса», не раскрывая его смысла в явном виде, поскольку полагали, что этот смысл интуитивно понятен – хотя он и мог в определенных контекстах переживаться по-разному разными людьми.
И кто-то под «Небесами» понимал некий мир высшего, запредельного, недостижимого и непостижимого; мир, к которому надо стремиться, подчиняя этому стремлению всю свою жизнь.
При этом «Небеса» могли пониматься и как мир обитания «высших» сущностей, и как мир, составленный из «высших идей». Но те, кому претит вера во что-то чрезмерно «высшее», могли понимать под «Небесами» что-то хоть и вовсе человеческое, но возвышающее человека над обыденным существованием и манящее его к неким высшим целям и идеалам (как, например, гуманизм или деятельная сострадательность).