Время в Простоквашино медленно, но неуклонно шло в сторону увеличения: год прибавлялся к другому, а не наоборот. И скоро дяде Фёдору исполнилось шесть.
– Дядя Фёдор, – сказала мама, – а ведь тебе пора в школу идти. Так что мы заберём тебя в город.
– Почему в город? – вмешался кот Матроскин. – У нас в соседнем селе Троицком прекрасная школа открывается, типа гимназия-лицей.
– Знаем мы эти сельские школы! – сказала мама. – Вечная нехватка учителей. Плохое преподавание языков.
– Знаем мы эти городские! – сказал Матроскин.
– А что?
– Вечно курят в туалете. Плохое влияние улицы.
Этот разговор происходил ярким летом в июне, когда мама Римма и папа Дима в свой отпуск приехали к дяде Фёдору и коту Матроскину на дачу отдыхать.
В разговоре принимал участие и почтальон Печкин. Он сказал:
– Первый класс – это подготовительный. Он два раза в неделю. И в деревне, и в городе он одинаковый.
– Откуда вы знаете, Игорь Иванович? – удивилась мама.
– А я и сам собираюсь в школу ходить.
– Как так в школу? – спросила мама. – Разве вы не учились раньше?
– Учился, – грустно сказал Печкин. – Только плохо учился, прогуливал. Курил на переменах. Кое-как закончил с тройками. Я теперь хочу всё снова начать. Я буду стараться. Я с первого класса отличником стану. И так дальше пойду. Я хочу золотую медаль получить.
– Ой, – сказал папа. – Какая прекрасная идея. Может быть, я тоже в школу с начала пойду.
– Тебе, папа, надо не со школы начинать. Тебе с детского сада начинать надо, – сказала мама Римма. – Мне твоя бабушка рассказывала, что ты уже в детском саду был педагогически запущенный, плохо себя вёл. А Игорю Ивановичу большое спасибо за шутку.
– Это не шутка, – серьёзно ответил Печкин. – Я это твёрдо решил. Ещё я буду детям труд преподавать: как почтальоном работать, как правильно почтальонскую сумку носить.
– А как быть с языками? – спросила мама. – Детей языкам учить надо как можно раньше. В вашем Простоквашино пока я ни англичан, ни немцев не встречала.
– Мы язык будем по компьютеру изучать, – объяснил дядя Фёдор.
– Это кто же тебя, дядя Фёдор, такому научил? – ахнула мама.
– Это профессор Сёмин научил, – ответил Матроскин. – Мы часто к нему в гости ходим.
– Вот пусть он вам компьютер и покупает, – решила мама.
– Он собирается себе покупать, – открыл тайну Шарик, – а нам свой старый отдаёт. Поношенный, но совсем новый.
– Задаром? – удивилась мама.
– Нет, – ответил Матроскин. – Я ему всё лето свежее молоко носил.
– Он нас и к интернету подключит, – сообщил дядя Фёдор.
– Как! – ахнул папа.
– А так, – ответил Шарик. – У нас же есть телефон.
– Дела! – удивился папа. – Я смотрю, наше Простоквашино такое передовое в смысле науки, что вы впереди всей планеты идёте.
После этого папа с мамой срочно решили погулять, на летнюю природу посмотреть. А сами устроили производственное совещание.
– Дмитрий, что будем делать? – спросила мама. – Так мы скоро ребёнка потеряем.
– Почему? – удивился папа.
– Потому что с этими интернетами он скоро умнее нас сделается.
– И слава богу!
– Какая же тут слава? Он нам будет про интернет говорить, про выходы во все библиотеки мира, во все музеи, на все научные конференции, а мы в ответ про хорошую погоду на завтра. Он с нами по-английски, а мы ни «бе» ни «ме».
– Значит, нам тоже придётся компьютер покупать, – решил папа.
С этими невесёлыми мыслями папа и мама вернулись с прогулки. И очень скоро уехали в город.
Девочка Катя, с которой очень дружил дядя Фёдор, собрала на даче своего дяди – профессора Сёмина – учебный семинар по интернету. Она хотела поделиться своими научными знаниями.
В семинар входили дядя Фёдор, пёс и кот. Старостой кружка был назначен почтальон Печкин.
Они собрались на огромной светлой дядиной веранде, окружённой зелёным плющом.
На столе стоял большой сверкающий самовар и большой светящийся экран компьютера. Перед ним лежала клавиатура.
Каждому участнику дали вкусный бублик и стакан чая. В стороне в кресле-качалке с ярким журналом в руках сидел сам профессор Сёмин. Он был наблюдателем.
Катя сказала:
– За окном светит солнце и клюёт рыба. Но мы не будем обращать на это внимание, мы будем учиться. Почтальон Печкин, проверьте по списку, все ли участники семинара на месте.
Печкин взял список и прочитал:
– Дядя Фёдор.
– Здесь, – ответил дядя Фёдор.
– Животные, – сказал Печкин.
– Что ещё за животные? – удивилась Катя.
– Звери, – поправился почтальон.
– Какие звери?
– Пёс и кот.
– Мы здесь, – отозвались Шарик и Матроскин.
– Это другое дело, – строго сказала Катя. – Только запомните, что у них ещё есть имена. А то они вас, Игорь Иванович, будут называть человекообразным.
Почтальон Печкин очень испугался, что его будут называть человекообразным, и больше Шарика и Матроскина животными не называл.
Катя начала занятия. Она сказала:
– Все вы знаете, что такое телефон. Это такая сеть из телефонных проводов, которая объединяет людей. По телефону вы можете позвонить куда угодно и можете узнать всё, что хотите. Вы можете поговорить с товарищем, можете спросить расписание поездов и самолётов. По телефону вы можете вызвать врача. Но этого современному человеку мало.
– Заелись, – сказал Печкин.
– Нет, не заелись, – ответила Ка-тя. – Просто повысился технический уровень. Современный человек хочет, не выходя из дома, побывать на выставке картин. Хочет посмотреть нужное ему кино. Хочет прочитать нужную ему книгу. Получить газету или письмо. И всё это можно делать через интернет.
– Если все будут письма через ваш интернат получать, – спросил Печкин, – что же тогда будут делать почтальоны?
– Они будут разносить посылки, – ответила Катя. – Передавать посылки по интернету ещё не научились.
Печкин облегчённо вздохнул, а Катя продолжила:
– Если телефонная сеть – это связанные проводами телефонные аппараты… То интернет… Интернет, а не интернат, дядя Печкин… то интернет – это связанные проводами компьютеры всех стран.
Катя включила компьютер и вызвала на экран картинку интернета.
– Теперь мы выбираем то, что нас интересует: транспорт, то есть всё о поездах и самолётах. Культуру, то есть всё о выставках, концертах. Книги, то есть мы можем войти в любую библиотеку мира и вызвать на экран страницы любой книги.
– Как мы выбираем? – спросил дядя Фёдор.
– Очень просто, – ответила Катя. – Видите, у меня в руках «мышка».
В руках у Кати была пластмассовая «мышка», хотя это была, скорее, пластмассовая «черепашка». Она соединялась проводом с компьютером. И когда Катя катала эту «мышку» по столу, на синем экране бегала чёрная стрелка.
– Я наезжаю стрелкой на нужное слово, например «Музеи», и нажимаю специальную кнопочку, – объяснила Катя. – На экране появится список музеев, которые мы можем посетить.
– Что, прямо не выходя из дома? – спросил Печкин.
– Прямо не выходя из дома, – ответила Катя. – Их картины сами придут к нам на экран.
– Такой способ ходить в музеи мне очень нравится, – сказал Матроскин. – И одежду в гардероб сдавать не надо. И никто не скажет: «Что это вы собак и кошек в музей напустили!»
– А ещё можем наладить переписку с любым человеком, – сказала Катя.
– Давайте наладим переписку с какой-нибудь симпатичной тётенькой, – предложил Печкин.
– Можно попробовать, – решила девочка. – В интернете есть специальное место, где печатаются объявления: где что продаётся, кто с кем хочет познакомиться.
Катя нашла на экране компьютера слово «Объявления» в рамочке, наехала на него стрелкой, нажала кнопочку, и появилось первое объявление, которое сам компьютер перевёл на русский язык:
Продаётся высокопородная скаковая лошадь Нарцисс на полном ходу. Недорого. В очень хорошие руки, человеку не старше восьмидесяти лет, умеющему владеть фотоаппаратом.
Печкин сразу же сказал:
– Это мне.
– Почему это вам, Игорь Иванович? – спросила Катя.
– Чтобы посылки развозить, – ответил Печкин. – Только у меня фотоаппарата нет. Мне придётся ещё и фотоаппарат покупать.
– А при чём тут вообще фотоаппарат? – спросил фотоохотничий Шарик.
– Наверное, эту лошадь продаёт женщина, которая её очень любит, – вмешался профессор Сёмин. – Она хочет, чтобы ей присылали фотографии про неё. Например: «Лошадь Нарцисс гуляет в поле» или «Лошадь Нарцисс ест батон из рук своего хозяина».
– А что значит «недорого»? – спросил Матроскин. – Сколько это в рублях?
– Сейчас узнаем, – сказал профессор Сёмин и заколдовал с компьютером.
Лучше бы он не узнавал, потому что из интернета им пришёл ответ такой, что нули не уместились на экране.
– А что ещё есть интересного в объявлениях? – спросил подоспевший почтальон.
– Читаем, – сказала Катя:
Кружок любителей марок QQ-A приглашает всех желающих вступить в его ряды. У нас есть представители всех материков: два испанца, два англичанина, одна француженка, один мексиканец и один нигериец из Антарктиды.
– Марки – это для меня, – снова первым сактивничал Печкин. – Это чисто почтальонское дело. Пусть они меня в этот кружок принимают. Надо скорее подавать заявление.
– Я бы не спешил, – сказал профессор Сёмин.
– Почему? – удивился Печкин.
– Потому что КУ-КУ-А – это может быть не почтовые марки, а марки автомашин или холодильников. Или телевизоров, например, или дельтапланов.
Печкин даже глаза вытаращил.
– Вот какой марки у вас холодильник? – спросил профессор.
– Никакой, – ответил Печкин. – У меня нет холодильника.
– А какой марки у вас телевизор? – спросил профессор.
– Никакого нет, – сказал почтальон.
– Ну, а автомобиль у вас какой марки?
– Нет у меня автомобиля! – закричал Печкин. – Велосипед марки «Ха-кив» у меня!
– Как же это так? – удивился профессор Сёмин. – Это же надо уметь, чтобы всю жизнь проработать и ничего не приобрести.
– Да у нас полстраны таких умельцев! – обиделся почтальон Печкин. – Вы бы меньше по своим Африкам разъезжали, больше бы про нас бы знали!
– Ладно, ладно, – успокоил Печкина дядя Фёдор. – Иван Трофимович в Африку ездил не загорать: он язык крокодилов изучал, а это очень важно для страны.
Иван Трофимович спросил:
– Что это за марка такая велосипедная «Ха-кив»? Я такой никогда не слыхал.
– Это велосипед «Харькив» у него, – объяснил Матроскин, – просто две средние буквы стёрлись.
– Но вернёмся к объявлениям, – сказала Катя.
– Да, да. Давайте вернёмся, – согласился Печкин. – Мы начали искать тётеньку для переписки.
– Вот здесь есть одна очень интересная весточка, – сказал профессор Сёмин. – Приготовьтесь.
Все, всем семинаром приготовились слушать интересную весточку. Эта весточка была на английском языке. Профессор перевёл на русский:
Легкоранимая, тонкая, интеллектуально настроенная натура ищет братьев по чувствам. Я пришла на Землю как Одинокая Утренняя Звезда.
Где вы, мои сомыслители?
Я задыхаюсь без товарищей по разуму.
Люди рождены для счастья, как рыбы для воды. Разыщите меня для контактов, братья по мысли! Отзовитесь!
Присылайте ваши предложения. Мой адрес: Нэнси – u@@ – 13200C.
– Это опять про меня! – закричал почтальон Печкин. – Мне тоже нужны братья по чувствам. Я тоже ищу сомыслителей. Я тоже рождён для счастья, как рыба для воды. Давайте разыщем эту Одинокую Утреннюю Звезду. Давайте срочно отзываться.
Профессор чувствовал себя виноватым перед Печкиным, что посчитал его бездельником, поэтому он сказал:
– Хорошо. Будем отзываться. Разыщем вашу Звезду. Взойдёт она над небосводом Простоквашино как символ сегодняшнего мирового времени.
Они долго сочиняли, а потом отправили по адресу: «Нэнси – u@@ – 13200C» такое письмо, переведённое профессором на английский язык:
Мы очень заинтересованы в контактах с Утренней Звездой. (Особенно Утренний Полумесяц – почтальон из деревни Простоквашино, Печкин Игорь Иванович.) Давайте мыслить вместе. Только мы пока не знаем о чём. Вы смело начинайте, а потом мы к Вам подключимся.
Наш адрес по интернету такой:
Простоквашино —
@@@@@ проф. Сёмин, Россия.
На этом первое занятие по интернету закончилось. Все интернетчики разошлись по отдыхательным местам.
Почтальон Печкин очень серьёзно относился к поступлению в первый класс. Он пошил себе школьную форму синего цвета с погончиками. Купил ученический рюкзак с кармашками, тетрадки, пенал и много всяких карандашей-ластиков. Он даже помолодел, весёлый стал, его просто было не узнать.
По утрам, вместе с дядей Фёдором, Печкин стал ходить в соседнее село Троицкое на подготовительные курсы для поступающих в первый класс.
Как только пастух дядя Шура с лесопилки выгонит в Троицком коровье стадо на высокий барский холм к церкви, все безо всяких часов понимали, что уже девять. И со всех деревень, изо всех мест к троицкой школе струйками начинали тянуться дети.
Там их принимала молодая сельская учительница Татьяна Викторовна Павлова.
Татьяна Викторовна задавала будущим ученикам всякие сложные вопросы. Например:
– Сколько будет, если к двум прибавить пять?.. А сколько будет, если к пяти прибавить два?
И путём таких вопросов она выясняла степень готовности прогрессивной сельской молодёжи к получению знаний.
Одно занятие она посвятила загадкам. Она спросила подготовишек:
– Зимой и летом одним цветом. Что это такое?
Будущие ученики отвечали:
– Ёлка!
– Ёлка!
– И ещё сосна!
– Правильно, – похвалила их Татьяна Викторовна и задала более сложный вопрос: – Висит груша, нельзя скушать.
Малыши хором отгадали:
– Лампочка.
– Опять правильно, – сказала учительница. – А что вот это такое: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает?»
Все ребята, а их было много – целых восемь человек, в том числе дядя Фёдор, руки потянули, чтобы ответить, что это замок.
Печкин думал-думал и тоже руку поднял.
Учительница его спросила:
– Так что же это такое, Игорь Иванович?
Печкин ляпнул:
– Вахтёрша.
Татьяна Викторовна его похвалила:
– Вы просто молодец! У вас, почтальон Печкин, нестандартное мышление. А по-правильному – это не вахтёрша, это замо́к.
– Или дверь, – сказал дядя Фёдор.
– Верно, – согласилась учительница. – И у тебя, дядя Фёдор, нестандартное мышление.
После этого Татьяна Викторовна сказала:
– А сейчас мы будем придумывать рассказ по картинке.
Она показала картинку. На ней был нарисован зелёный лужок, рыжая корова с телёнком, красный домик, усатый дядя в шлеме и мотоцикл с коляской. А в коляске сидел поросёнок.
Один мальчик, Кураков Ваня, решил, что мотоциклист, фермер дядя Вася, приехал с ярмарки. А поросёнка он в подарок для жены тёти Маши купил.
Маленькая девочка Клава, из городских, сказала, что этот мотоциклист, дядя Вася фермер, привёз поросёнка Борю в гости к корове Бурёнке на день рождения.
– А что он подарил этой корове? – спросила учительница. – Этот Боря?
Девочка не знала, что сказать.
– Он ей цветы привёз, – сказал почтальон Печкин.
– Где же эти цветы? – спросила учительница.
– Она их съела, – объяснил Печкин.
– А что вы сами, Игорь Иванович, можете сказать, глядя на эту картинку? – спросила Татьяна Викторовна Печкина.
Почтальон Печкин сказал так:
– Всё это выдумки. Просто этот ваш дядя Вася фермер собрался на колбасную фабрику.
– А поросёнок зачем? – спросила городская девочка Клава.
Все замолчали, не зная, что ей сказать, чтобы не расстраивать. Один дядя Фёдор нашёлся:
– А поросёнок – чтобы мотоцикл охранять. Это специальный такой сторожевой поросёнок. Если чужой дядька к мотоциклу подойдёт, поросёнок начнёт грозно хрюкать и на него бросаться.
Кот Матроскин и Шарик в подготовительный класс не ходили. Они стеснялись. Они в домашних условиях занимались. Писать они кое-как умели, а со счётом у них хуже было.
Скажет дядя Фёдор Шарику:
– Если к восемнадцати прибавить три? Что получится?
Шарик никак сложить не может. Он всё допытывается, чего восемнадцать?
– Например, поленьев.
– Если к восемнадцати поленьям три прибавить, то поленница получится.
– А если это не поленья, а косточки?
Тогда у Шарика всё мигом складывалось:
– Если к восемнадцати костям три кости прибавить, то будет двадцать одна кость. Это уже целый суп выходит.
Кот Матроскин очень хорошо сосиски складывал. Или котлеты. Или сосиски с котлетами. А вот сложить хлеб с колбасой он никак не мог. У него всё бутерброды получались.
Дядя Фёдор им тоже решил загадку загадать:
– Что это такое: «Сидит девица в темнице, а коса – на улице?»
Шарик и кот Матроскин долго думали и не знали, что сказать. Потом Матроскин так решил:
– Это девица косила траву в запрещённом месте. Её арестовали и посадили. А коса – на улице осталась.
Дядя Фёдор так и не понял, какое у него мышление – нестандартное или обычное, такое как у всех.
В Простоквашино дожди бывают трёх видов. Грибные – это когда солнце и дождь вместе. Помидорно-огурцовые – это когда полдня дождь, полдня солнце. И капустные. Это когда целую неделю дождь напролёт и никакого тебе солнца в помине.
Занятия в кружке у Кати по интернету продолжались.
В этот раз занимающимся сильно повезло. На улице лил капустный дождь, и ничто не отвлекало Матроскина, Шарика, дядю Фёдора и Печкина от занятий.
Проводила занятия Катя, а помогал ей сам профессор Сёмин.
– Чем мы займёмся в этот раз? – спросила Катя участников семинара.
– Как – чем? – сказал дядя Фёдор. – Мы уже давно собирались сходить в музей. Мы давно в музее не были. Вот ты, Шарик, когда ты последний раз в музее был?
– Когда? – задумался Шарик. – Да просто никогда. Всё некогда было.
– А ты? – спросил дядя Фёдор Матроскина.
– Я был. Я много раз был в одном музее. Я там мышей гонял. Это Палеонтологический музей в Москве. Там чучела зверей стоят. И много всяких костей. Даже кости мамонта есть.
Шарик сразу загорелся этим музеем:
– Мне ничего другого смотреть не интересно. Давайте мне этот музей, где кости.
Профессор Сёмин вызвал на экран табличку «Музеи». И стал выбирать музей для Шарика, по алфавиту.
Там были разные музеи – и Лувр, и Эрмитаж, и музей восковых фигур мадам Тюссо, и даже музей паровозов.
Наконец профессор нашёл то, что искал: «Москва – Палеонтологический музей».
Сначала на экране появился план музея. Там были отдельные залы с табличками: «Зал доисторических животных», «Зал первобытных людей», «Зал млекопитающих», «Зал китообразных».
– Ой, – закричал Матроскин. – Это мой зал. Я в этом зале ночевал. Я у этого кита во рту спал!
Дядя Фёдор хотел попасть в зал доисторических животных:
– Ой, давайте посмотрим саблезубого тигра!
Профессор Сёмин стал двигать по столу «мышку-черепашку» и, когда стрелка на экране попала на этот зал, нажал специальную кнопку.
На экране сразу возникло большое помещение, и стало видно большое количество чучел. Это было чучело мамонта, чучело огромной трёхметровой птицы киви и чучело огромного доисторического носорога, который был размером с хороший бульдозер. К чучелам можно было приближаться, рассматривать их и от них отъезжать.
Получилось так, что, не выходя из дома, дядя Фёдор и другие участники семинара оказались в музее. Причём в самом интересном месте. Это было удивительно!
А почтальон Печкин твердил одно:
– Давайте разыскивать Утреннюю Звезду. Давайте разыскивать Утреннюю Звезду. Мы же послали ей письмо.
– Подождите со звёздами, Игорь Иванович, – сказала Катя. – Нам ещё в музее очень интересно.
Профессор Сёмин вдруг говорит:
– Смотрите, здесь есть специальный значок «Телекамера».
– Что это значит? – спросил дядя Фёдор.
– Это значит, если мы его включим, то нам покажут всё, что происходит в этом зале сейчас. Это будет прямой репортаж за ту же плату.
– Как так? – спросил дядя Фёдор.
– Очень просто. В музее стоит телекамера. И она показывает всё, что там сейчас происходит. Если сейчас в музее ночь, мы увидим ночь. Если в музее пусто, одна уборщица убирается, мы увидим одну уборщицу. Это называется репортаж в режиме реального времени. А если там есть посетители, мы их тоже можем увидеть. Хотите?
– Хотим, – сказали все, кроме Печкина.
– А вы, Игорь Иванович, что хотите?
– Я хочу получить письмо от Утренней Звезды.
– Это следующим заходом, – сказал профессор.
Он наехал стрелкой на значок телекамеры, и она включилась. Музей был закрыт. Посетителей не было. В музее было темно и совсем неинтересно.
– А звук можно сделать погромче? – вдруг спросил Матроскин.
– Можно. А зачем? – спросила Катя.