В основном тексте даты праздников приведены по старому стилю.
Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн. 3, гл. 12.
Прп. Андрей Критский. Слово четвертое на Рождество Пресвятой Богородицы.
В Евангелиях есть непрямое указание на происхождение Пресвятой Девы от царского рода Давидова (см.: Лк. 1, 27, 32; Ин. 7, 42); несколько яснее у св. апостола Павла (см.: Рим. 1, 3; 2 Тим. 2, 8; Евр. 7, 14). Древнейшие отцы Церкви согласно говорят, что Она происходила из рода и племени Давида (см.: свщмч. Игнатий Богоносец. Послание к ефесянам, 18; св. Иустин Мученик. Разговор с Трифоном-иудеем, 45; свт. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста, беседа 2, 4). В богослужебных текстах праздника Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября) и дня памяти святых Богоотцов Иоакима и Анны (9 сентября) есть много указаний на происхождение Пресвятой Девы от рода Давидова. В день Рождества Богородицы см. седальны по кафизме; в день памяти свв. Иоакима и Анны – см. второй канон на утрене, святым Богоотцам (первый тропарь 7-й песни). См. также службу в неделю 1-го гласа, третий (Богородичный) канон на утрене (первый тропарь 9-й песни).
Тропарь свв. Иоакиму и Анне. Здесь и далее цитаты из богослужебных текстов приводятся на русском языке.
Канон свв. Богоотцам, поемый на утрене 9 сентября (первый тропарь 8-й песни).
Там же, третий тропарь 1-й песни.
Житие святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны. Четьи-Минеи, сентября в 9-й день. (Далее – Житие свв. Иоакима и Анны.)
Житие свв. Иоакима и Анны.
Стихиры на стиховне, поемые в день памяти свв. Иоакима и Анны (первая стихира).
Житие свв. Иоакима и Анны.
Стихиры на стиховне в день памяти свв. Иоакима и Анны (первая стихира).
Там же, вторая стихира.
Там же.
Канон свв. Богоотцам (второй тропарь 3-й песни).
Житие свв. Иоакима и Анны.
Канон свв. Богоотцам (второй тропарь 6-й песни).
Там же, второй тропарь 5-й песни.
Житие свв. Иоакима и Анны.
Канон свв. Богоотцам (первый тропарь 3-й песни).
В церковных службах праздника Рождества Пресвятой Богородицы и в день памяти свв. Иоакима и Анны, а также в день Зачатия св. Анны (9 декабря) упоминается об этих событиях.
О неприятии в храме приношения св. Иоакима см. второй канон Зачатию, поемый на утрене 9 декабря (седален по 3-й песни);
о молитве св. Иоакима на горе и св. Анны в саду см. икос канона Рождеству Пресвятой Богородицы; о том, как св. Анна увидела птичье гнездо, см. стихиры на стиховне в день памяти свв. Богоотец (первая стихира), а также второй канон Зачатию (третий тропарь 7-й песни); о молитве Анны в саду и о явлении ей Ангела см. первый канон Зачатию (третий тропарь 3-й песни), а также второй (второй тропарь 3-й песни); о явлении Ангела св. Иоакиму см. второй канон Зачатию (первый тропарь 3-й песни).
Первый канон Зачатию св. Анны (первый тропарь 5-й песни).
Стихиры на «Господи, воззвах», поемые в день зачатия св. Анны (первая стихира). Святая Православная Церковь, воспоминая «зачатие святой Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу» и называя его «преславным» (Стихиры на хвалитех праздника Зачатия св. Анны, четвертая стихира), тем не менее, далека от мысли признать его непорочным в смысле совершенной свободы от первородного греха. Единым безгрешным слово Божие именует только Господа Иисуса Христа, Богочеловека, воплотившегося от Пресвятой Девы Марии по наитию Святого Духа (см.: Мф. 1, 18, 20; Лк. 1, 35; 1 Пет. 1, 19; 2, 22; 1 Ин. 3, 5; 2 Кор. 5, 21; Евр. 7, 26), а святые отцы согласно утверждают, что Пресвятая Дева Богородица была зачата, хотя чудесно – от родителей неплодных, но не свыше законов обыкновенного человеческого рождения (см.: свт. Епифаний Кипрский. Против ересей, 79, 5; свт. Амвросий Медиоланский. Изложение Евангелия от Луки, 2, 56). Святая Православная Церковь учит, что Пресвятая Дева родилась по обыкновенному закону человеческого рождения, но для тайны воплощения Слова Божия, как говорит свт. Григорий Богослов, Ее «душа и тело предочищены Духом» (свт. Григорий Богослов. Слово на Богоявление, или на Рождество Спасителя). Также говорится и в стихире праздника Благовещения Пресвятой Богородицы: «В утробу вселился девичу, предочищенную Духом» (стихира на литии).
Канон свв. Богоотцам (четвертый тропарь 6-й песни).
Прп. Иоанн Дамаскин. Слово первое на Рождество Пресвятой Богородицы.
Прп. Иоанн Дамаскин. Слово третье на Рождество Пресвятой Богородицы.
Стихиры на литии в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы (первая стихира).
Стихиры на «Господи, воззвах» праздника Зачатия св. Анны (Богородичен).
Первый канон Рождеству Богородицы, поемый на утрене
8 сентября (первый тропарь 9-й песни).
Второй канон Рождеству Богородицы (второй тропарь 8-й песни).
Стихиры на хвалитех, поемые в праздник Рождества Богородицы (Богородичен).
Второй канон Зачатию св. Анны (третий тропарь 9-й песни).
Прп. Иоанн Дамаскин. Слово первое на Рождество Пресвятой Богородицы.
Второй канон Рождеству Богородицы (четвертый тропарь 4-й песни).
Первый канон Введению во храм Пресвятой Богородицы, поемый на утрене 21 ноября (второй тропарь 6-й песни).
Первый канон, поемый на утрене 20 ноября, в день предпразднства Введения во храм Пресвятой Богородицы (второй тропарь 1-й песни).
Служба в неделю 3-го гласа, первый канон, поемый на утрене (Богородичен 5-й песни).
Там же, канон, поемый на повечерии (седален по 6-й песни).
Акафист Пресвятой Богородице, икос 12.
Там же, икос 8.
Служба во вторник 4-го гласа, канон, поемый на утрене (Богородичен 1-й песни).
Акафист Пресвятой Богородице, икос 12.
Свт. Григорий Неокесарийский. Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы.
Канон благодарственный ко Пресвятой Богородице (Ексапостиларий).
Там же, второй тропарь 1-й песни.
Там же, второй тропарь 3-й песни.
Там же, второй тропарь 4-й песни.
Акафист Пресвятой Богородице, икос 3.
Служба в понедельник 8-го гласа, канон, поемый на повечерии (тропарь на «Слава» 7-й песни).
Канон Покрову Пресвятой Богородицы, поемый на утрене 1 октября (первый тропарь 4-й песни).
Служба в неделю 3-го гласа, канон, поемый на повечерии (тропарь на «Слава» 4-й песни).
Второй канон Рождеству Пресвятой Богородицы, поемый на утрене 8 сентября (Богородичен 6-й песни).
Канон благодарственный ко Пресвятой Богородицы (четвертый тропарь 1-й песни).
Акафист Пресвятой Богородице, икос 3.
Служба в неделю 6-го гласа, третий воскресный канон, поемый на утрене (четвертый тропарь 8-й песни).
Акафист Пресвятой Богородице, икос 11.
Канон благодарственный ко Пресвятой Богородице (первый тропарь 3-й песни).
Акафист Пресвятой Богородице, икос 8.
По свидетельству св. Епифания Кипрского, первенцы и мужского, и женского пола у израильтян были посвящаемы Богу. См.: Анкорат, 60.
Второй канон Введению во храм Пресвятой Богородицы, поемый на утрене 21 ноября (пятый тропарь 6-й песни).
Там же, пятый тропарь 3-й песни.
Стихиры на стиховне, поемые в праздник Введения Пресвятой Богородицы (вторая стихира).
Второй канон Введению Пресвятой Богородицы (второй тропарь 4-й песни).
Там же, третий тропарь той же песни.
Сказание о Введении во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Четьи-Минеи, ноября в 21-й день.
Свт. Георгий Никомидийский. Слово на Введение Божией Матери во храм.