Как сказано в Торе, по слову Всесильного, земля превратилась в траву и деревья, которые могли давать потомство каждые по своим видам: «И сказал Бог: да будет земля травой, травой, сеющей семя, и деревом плодовитым, приносящим плод по роду своему, в котором оно сеет семя свое на землю; И так оно и было» (Берешит, 1:11).
Таким образом, из уровней: «неживой», «растительный», «животный», «человек говорящий», по слову Всесильного, сотворенная материя в нашем мире, на Земле, перешла с уровня «неживой» на уровень «растительный».
В духовных мирах существуют те же стадии развития, что и в материальном мире. Как было сказано: законы, события и явления материального мира имеют свои корни в духовном мире. Так, стадии: «неживой», «растительный», «животный», «человек говорящий», в духовных мирах означают: (1) неживой уровень – забота о безопасности, еде, сексе, семье; (2) растительный – стремление к деньгам, богатству; (3) животный – стремление к славе, признанию, власти; (4) человек – стремление к знаниям и духовному развитию. То есть, и в духовных мирах, и в нашем мире присутствуют четыре основные стадии развития миров, человека и общества, переходящие с одного уровня на другой, с нижнего на более высокий и наоборот. Каждый более высокий уровень включает в себя все нижние уровни, которые для того уровня менее важны, и каждый более низкий уровень также включает в себя более высокие уровни, которые менее важны для того уровня и содержатся в нем в своем потенциале.
День четвертый: В «день четвертый» или на четвертом этапе развития Вселенной газопылевое облако рассеялось настолько, чтобы Вселенная стала достаточно прозрачной, чтобы позволить свету распространяться на межзвездные расстояния. Стали видимыми отдельные звезды и их созвездия, галактики, называемые небесные «светила» (меорот מְאֹרֹת).
Берейшит, 1:14
יד וַיֹּאמֶר אֱלֹהִים, יְהִי מְאֹרֹת בִּרְקִיעַ הַשָּׁמַיִם, לְהַבְדִּיל, בֵּין הַיּוֹם וּבֵין הַלָּיְלָה; וְהָיוּ לְאֹתֹת וּלְמוֹעֲדִים, וּלְיָמִים וְשָׁנִים.
14 И сказал Б-г: да будут светила в небосводе, чтобы отделить день от ночи, они и будут знамениями и для времен, и для дней и годов.
В этом отрывке также сказано: «да будут светила» (йехай меорот יְהִי מְאֹרֹת), но не сказано, что они были «сотворены» или «созданы», «сделаны» в «день четвертый», поскольку, как уже было сказано в Торе, небеса и все, что в них, были сотворены в «день первый».
О создании звезд и галактик сказано у пророка Исайи: «Поднимите глаза ваши ввысь и посмотрите, Кто создал их. Выводящий по числу воинства их, всех их по имени называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Пророки, Йешаяу, 40:26).
По мере дальнейшего расширения Вселенной и удаления звезд друг от друга, ослабевал их свет и тепловая энергия, передаваемая от них на Землю. Для поддержания существования и развития жизни на Земле, в тот же временной период, «день четвертый», были созданы (сделаны) солнце и луна для нашей планеты: «И сделал Б-г два светила великие: светило большее для владения днем, и светило меньшее для владения ночью, и звезды» (Брейшит 1:16).
Брейшит 1:16
טז וַיַּעַשׂ אֱלֹהִים, אֶת-שְׁנֵי הַמְּאֹרֹת הַגְּדֹלִים: אֶת-הַמָּאוֹר הַגָּדֹל, לְמֶמְשֶׁלֶת הַיּוֹם, וְאֶת-הַמָּאוֹר הַקָּטֹן לְמֶמְשֶׁלֶת הַלַּיְלָה, וְאֵת הַכּוֹכָבִים.
16 И сделал Б-г два светила великие: светило большее для владения днем, и светило меньшее для владения ночью, и звезды;
Под двумя «светилами великими» подразумеваются наше Солнце и Луна. И в отношении них также сказано: «И сделал» (вайаас וַיַּעַשׂ), но не «сотворил» (бара בָּרָא), поскольку речь также идет о том, что Солнце и Луна были «сделаны» или сформированы из уже имевшейся материи, сотворенной в «день первый» начала творения.
В этом стихе впервые появляется слово «звезды» с определенным артиклем, означающем «эти звезды» (а-кохавим הַכּוֹכָבִים). И хотя наше Солнце также является «звездой», с точки зрения астрофизики, а Луна не является «звездой», в Торе, и Солнце и Луна названы «светилами» (меорот מְאוֹרֹת), а те звезды и галактики, которые вначале в Торе назывались «светилами» (меорот מְאוֹרֹת), теперь названы «эти звезды» (а-кохавим הַכּוֹכָבִים).
Можно было бы подумать, что близкие по смыслу синонимы были использованы произвольно для передачи общего смысла и представления. Однако, в Торе ни одно слово, буква или черта не использованы случайно. В данном случае, Тора дает нам понять, что речь идет о временном периоде, предшествовавшем созданию животного мира, непосредственно перед переходом с уровня «растительный» на уровень «животный», когда яркое свечение звезд и галактик, светившее на Землю с большей энергией на ранней стадии расширения Вселенной, померкло, по мере удаления планет, звезд и галактик от Земли и друг от друга. И свет тех звезд и галактик, светивший на Землю на начальных стадиях расширения Вселенной, все больше становился слабым мерцанием, по сравнению с мощной энергией свечения, исходившей от них вначале, которая была сопоставимой с энергией свечения нашего Солнца.
Слово «светила» (меорот מְאוֹרֹת) или «светило» (маор מאור) на иврите также состоит из букв, составляющих слово «свет» (ор אוֹר). Луна в Торе также названа «светилом» хотя сама и не излучает свет, но отражает свет, излучаемый Солнцем. Такое свечение называется «сияние» (зоар זוהר) и также состоит из букв, составляющих слово «свет» (ор אוֹר).
Следует отметить, что не каждый вид звезд излучает свет, как наше Солнце. Например, такой объект, как «черная дыра» также является звездой, но состоит из такого плотного вещества, делающего ее настолько тяжелой, что даже свет не может покинуть ее поверхность, оказавшись за «горизонтом событий». Мощное гравитационное поле черной дыры притягивает к себе всякое вещество, попадающее в ее гравитационное поле, и настолько сильно, что если представить другую звезду, край которой попал в искривленное пространство-время вокруг черной дыры, то вещество звезды перетекает к поверхности черной дыры тонкой струйкой по спирали, как-бы наматываясь на аккреционный диск черной дыры, пока не исчезнет пройдя так называемый «горизонт событий», за которым пространство-время сжато в точку сингулярности, время перестает «течь» и не происходит никаких событий.
В нашем мире ход времени или скорость его течения обусловлена силой гравитации, воздействующей на тело, и скоростью движения самого тела. И чем больше сила гравитации или скорость движения тела, тем медленнее в нем течет время. Но, замедление времени существует только для внешнего наблюдателя и тем более заметно, чем ближе скорость движения тела к скорости света. Так, если космический корабль движется на скорости близкой к скорости света, то для внешнего наблюдателя время на таком космическом корабле почти перестает течь и останавливается полностью, когда скорость корабля становится равной скорости света. Также, чем ближе скорость движения объекта к скорости света, тем меньше становятся параметры его длины для внешнего наблюдателя. Теоретическая физика 20го века рассматривала теории и гипотезы, когда скорость движения корабля превышала скорость света, допуская возможность путешествия в прошлое и встречи астронавта с самим с собой в прошлом до начала совершения полета со сверхсветовой скоростью.
За несколько парсек до того, как попасть на относительно плоский аккреционный диск черной дыры, захваченное гравитационным полем вещество превращается в газовое облако, излучив напоследок поляризованный свет, а затем, вещество превращается в струю из элементарных частиц со спиральным магнитным полем вокруг него. Попадая на аккреционный диск черной дыры, вещество долго вращается, продолжая растягиваться, прежде чем упасть на черную дыру и исчезнуть за горизонтом событий. Гравитационное поле черной дыры настолько мощное, что видимо искривляет пространство-время вокруг себя, так что параллельные линии для внешнего наблюдателя начинают пересекаться в поле действия гравитации черной дыры, течение времени замедляется и полностью останавливается за горизонтом событий. И если бы космический корабль попал в область действия сверхмощного гравитационного поля и начал падать на черную дыру, то разность ускорения падения между каждой наиболее приближенной его точкой к черной дыре не позволила бы этому кораблю и его обитателям притянуться к черной дыре и упасть на нее кв виде целых объектов, но они бы также растягивались и «перетекали», распадаясь на элементарные частицы на своем пути к горизонту событий.
Другим примером сверхтяжелого и сверхплотного вещества является нейтронная звезда. Чайная ложка вещества нейтронной звезды весит больше, чем земная кора нашей планеты со всеми континентами, морями и океанами вместе взятыми. В нейтронной звезде элементарные частицы вещества, электроны, вдавливаясь под воздействием плотности других атомов, падают на ядро атома, состоящего из протонов и нейтронов. Положительный электрический заряд протонов обнуляется отрицательным электрическим зарядом электронов, оставляя из трех перечисленных элементарных частиц только нейтроны, которые под гравитационным воздействием соединяются вместе, многократно увеличивая плотность вещества.
Продолжая утяжеляться за счет притяжения на свою поверхность вещества из внешнего пространства, или изначально имея больше материала в виде звездного вещества, звезда коллапсирует и сжимается до более мелких размеров с более высокой плотностью, превращаясь в черную дыру, вещество которой настолько плотное, что если бы наша планета сжалась до состояния черной дыры, то она стала бы диаметром около четырех сантиметров.
Яркость свечения звезд не зависит от их размеров, но от вещества, из которого они состоят, его количества, плотности и видов происходящих в них термоядерных реакций. Например, ближайшая к нашей солнечной системе звезда, называемая «белый карлик Сириус В» имеет диаметр современного города, но его свечение сопоставимо со свечением нашего Солнца.
Наша современная галактика состоит из не менее 100 миллиардов звезд и имеет размер в радиусе около 100 тысяч световых лет. Расстояние до ближайшей звезды вне нашей солнечной системы, которая называется «белый карлик» Сириус В, составляет около 8,6 световых лет. Чтобы космический корабль попал в соседнюю звездную систему, чтобы проверить есть ли там жизнь, то ему понадобилось бы 8,5 лет лететь со скоростью света, 300 тысяч километров в секунду, чтобы достичь ближайшей планеты вне нашей солнечной системы.
Расстояния же между галактиками составляют миллионы световых лет. Так, до ближайшей к нам галактики Андромеда расстояние составляет около 2,5 миллиона световых лет.
То есть, когда мы видим с помощью современной аппаратуры свет звезд и галактик на расстоянии в миллиарды световых лет от нас, то видим звезды и галактики в том состоянии, в котором они существовали в то время, когда они излучали свой свет, дошедший теперь до нас через десятки тысяч, миллионы и миллиарды световых лет.
Местоположение нашей солнечной системы и планеты Земля относительно центра галактики находится на самом краю гигантской спиральной галактики, называемой «Млечный Путь», центр которой занимает яркое скопление звезд, и из которого исходит высокомощное рентгеновское гамма-излучение. Если бы это радиационное излучение доходило до нашей солнечной системы, то испепелило бы все на своем пути и жизнь на нашей планете в современном общеизвестном органическом виде не могла бы существовать.
Однако, наша Земля и солнечная система, ближайшие звездные системы, существующие в данной части окраины нашей галактики защищены от смертоносного радиационного излучения, исходящего от центра нашей галактики, мощным газопылевым облаком, выполняющим роль своеобразного фильтра или «экрана», прикрывающего собой биологическую жизнь в данной части нашей галактики.
День пятый: «День пятый» или пятый период сотворения и создания мира связан с появлением на земле животных и соответствует уровню «животный», и как сказано в некоторых общепринятых переводах: «И сотворил Б-г рыб больших и все существа живые, пресмыкающихся, которыми воскишела вода, по роду их, и всех птиц крылатых по роду их (Тора, Брейшит 1:21).
Но, если читать более точно, то в оригинальном тексте Торы говорится не о рыбах, а о крокодилах: «И сотворил Бог крокодилов великих…» – וַיִּבְרָא אֱלֹהִים, אֶת-הַתַּנִּינִם הַגְּדֹלִים – «Ва-ивра Элоим эт а-таниним а-гдолим». Слово «а-таниним» (הַתַּנִּינִם) означает «эти крокодилы», от слова «танин» (תַנִין) – «крокодил» в единственном числе.
В этот период появились крупные растения, деревья, рыбы и другие морские животные. Биологи считают, что кистеперые рыбы, их виды, подвиды и семейства, строение тела, зубов и пастей которых были похожи на строение крокодила, постепенно вышли из морей и океанов на сушу и из них в дальнейшем произошли динозавры и другие крупные рептилии и ящеры, жившие на земле и летавшие по небу. До наших дней сохранились останки окаменелых скелетов кистеперой рыбы, по которым ученым удалось воссоздать облик этого существа, строение челюстей которого напоминает челюсти крокодила. Поэтому, под словом «крокодилы» здесь можно понимать ящеров и рептилий, живших в воде, а слово «а-гдолим» от слова «большой», «крупный», «великий» (гадоль גדול) указывает на их крупный размер.
До недавнего времени, еще несколько десятилетий назад считалось, что все виды кистеперых рыб полностью вымерли примерно около семи миллионов лет назад, но в настоящее время биологам стал известен, по крайней мере, один вид рыб, называемый «латимерии», который отнесли к потомкам надотряда кистеперых, и который обитает в районе Коморских островов на достаточно большой глубине от 400 до 1000 метров. Их особенностью являются мясистые плавники с мышечной тканью, напоминающие лапы земноводных, которые очень подвижны и могут вращаться во всех направлениях до 180 градусов.
В повествовании Торы начало периода появления животных на земле начинается словом «И сотворил» (Ва-ивра וַיִּבְרָא) от слова «сотворил» (бара בָּרָא), которое используется в Торе только в отношении Всесильного для обозначения действия сотворения сущего из ничего, из материала, которого ранее не существовало. Такой переход от уровня «растительный» на уровень «животный» отличался от перехода с уровня «неживой» на уровень «растительный», начавшийся в «день третий» или третий период сотворения и создания миров, когда предыдущий «неживой» уровень превращался в следующий, более высокий «растительный» уровень, как сказано в прямом переводе оригинального текста Торы: «И сказал Бог: да будет земля травой, травой, сеющей семя, и деревом плодовитым, приносящим плод по роду своему, в котором оно сеет семя свое на землю; И так оно и было» (Брейшит, 1:11).
По общепринятому научному мнению, хотя, растительная жизнь и простейшие организмы уже ранее существовали на Земле в течение нескольких миллиардов лет, по данным современных комплексных научных исследований различных дисциплин: биологических, археологических, геологических, по результатам анализов кернов древних пород, извлеченных из многокилометровых глубин Земли, и содержавших окаменелые остатки живых организмов, резкий всплеск или скачек развития биологической жизни на нашей планете, сравниваемый с Большим взрывом в космологии, и выразившийся во внезапном массовом появлении более сложных форм биологической жизни произошел «только» примерно 500 миллионов лет назад.
Информация, содержащаяся в Торе, с описанием нашей планеты, растительного и животного мира, существовавшего сотни миллионов лет назад, описание последовательности сотворения и создания нашей Вселенной, начиная с событий космического масштаба, происходивших миллиарды лет назад, когда точность такой информации все больше экспериментально и эмпирически подтверждается современной наукой, является еще одним подтверждением того, что Тора не была написана земным человеком несколько тысячелетий назад и содержит знания, которые не могли быть известны людям три, пять или шесть тысяч лет назад.
День шестой: наиболее эмоциональным, торжественным и драматичным из шести дней сотворения и создания миров и нашей Вселенной был шестой день начала творения, день, когда был создан первый человек, и считающийся днем рождения человечества.
И спустилась душа, сущее из сущего, часть света Мира Бесконечности, в тело человека, созданное из праха, сотворенного, как «нечто из ничего». Пять частей человеческой души облачились в тело, произведя лишь частичное облачение: часть бессмертной души облачилась в человеческое тело, а часть осталась пребывать в Мире Бесконечности, ожидая своего будущего облачения в тело, когда исправленное тело будет готово полностью принять и облачить в себя все части души, о чем подробнее и более детально поговорим далее.