Как сказано в Торе, по слову Всесильного, земля превратилась в траву и деревья, которые могли давать потомство каждые по своим видам: «И сказал Бог: да будет земля травой, травой, сеющей семя, и деревом плодовитым, приносящим плод по роду своему, в котором оно сеет семя свое на землю; И так оно и было» (Берешит, 1:11).
Таким образом, из уровней: «неживой», «растительный», «животный», «человек говорящий», по слову Всесильного, сотворенная материя в нашем мире, на Земле, перешла с уровня «неживой» на уровень «растительный».
В духовных мирах существуют те же стадии развития, что и в материальном мире. Как было сказано: законы, события и явления материального мира имеют свои корни в духовном мире. Так, стадии: «неживой», «растительный», «животный», «человек говорящий», в духовных мирах означают: (1) неживой уровень – забота о безопасности, еде, сексе, семье; (2) растительный – стремление к деньгам, богатству; (3) животный – стремление к славе, признанию, власти; (4) человек – стремление к знаниям и духовному развитию. То есть, и в духовных мирах, и в нашем мире присутствуют четыре основные стадии развития миров, человека и общества, переходящие с одного уровня на другой, с нижнего на более высокий и наоборот. Каждый более высокий уровень включает в себя все нижние уровни, которые для того уровня менее важны, и каждый более низкий уровень также включает в себя более высокие уровни, которые менее важны для того уровня и содержатся в нем в своем потенциале.
День четвертый: В «день четвертый» или на четвертом этапе развития Вселенной газопылевое облако рассеялось настолько, чтобы Вселенная стала достаточно прозрачной, чтобы позволить свету распространяться на межзвездные расстояния. Стали видимыми отдельные звезды и их созвездия, галактики, называемые небесные «светила» (меорот מְאֹרֹת).
Берейшит, 1:14
יד וַיֹּאמֶר אֱלֹהִים, יְהִי מְאֹרֹת בִּרְקִיעַ הַשָּׁמַיִם, לְהַבְדִּיל, בֵּין הַיּוֹם וּבֵין הַלָּיְלָה; וְהָיוּ לְאֹתֹת וּלְמוֹעֲדִים, וּלְיָמִים וְשָׁנִים.
14 И сказал Б-г: да будут светила в небосводе, чтобы отделить день от ночи, они и будут знамениями и для времен, и для дней и годов.
В этом отрывке также сказано: «да будут светила» (йехай меорот יְהִי מְאֹרֹת), но не сказано, что они были «сотворены» или «созданы», «сделаны» в «день четвертый», поскольку, как уже было сказано в Торе, небеса и все, что в них, были сотворены в «день первый».
О создании звезд и галактик сказано у пророка Исайи: «Поднимите глаза ваши ввысь и посмотрите, Кто создал их. Выводящий по числу воинства их, всех их по имени называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Пророки, Йешаяу, 40:26).
По мере дальнейшего расширения Вселенной и удаления звезд друг от друга, ослабевал их свет и тепловая энергия, передаваемая от них на Землю. Для поддержания существования и развития жизни на Земле, в тот же временной период, «день четвертый», были созданы (сделаны) солнце и луна для нашей планеты: «И сделал Б-г два светила великие: светило большее для владения днем, и светило меньшее для владения ночью, и звезды» (Брейшит 1:16).
Брейшит 1:16
טז וַיַּעַשׂ אֱלֹהִים, אֶת-שְׁנֵי הַמְּאֹרֹת הַגְּדֹלִים: אֶת-הַמָּאוֹר הַגָּדֹל, לְמֶמְשֶׁלֶת הַיּוֹם, וְאֶת-הַמָּאוֹר הַקָּטֹן לְמֶמְשֶׁלֶת הַלַּיְלָה, וְאֵת הַכּוֹכָבִים.
16 И сделал Б-г два светила великие: светило большее для владения днем, и светило меньшее для владения ночью, и звезды;
Под двумя «светилами великими» подразумеваются наше Солнце и Луна. И в отношении них также сказано: «И сделал» (вайаас וַיַּעַשׂ), но не «сотворил» (бара בָּרָא), поскольку речь также идет о том, что Солнце и Луна были «сделаны» или сформированы из уже имевшейся материи, сотворенной в «день первый» начала творения.
В этом стихе впервые появляется слово «звезды» с определенным артиклем, означающем «эти звезды» (а-кохавим הַכּוֹכָבִים). И хотя наше Солнце также является «звездой», с точки зрения астрофизики, а Луна не является «звездой», в Торе, и Солнце и Луна названы «светилами» (меорот מְאוֹרֹת), а те звезды и галактики, которые вначале в Торе назывались «светилами» (меорот מְאוֹרֹת), теперь названы «эти звезды» (а-кохавим הַכּוֹכָבִים).
Можно было бы подумать, что близкие по смыслу синонимы были использованы произвольно для передачи общего смысла и представления. Однако, в Торе ни одно слово, буква или черта не использованы случайно. В данном случае, Тора дает нам понять, что речь идет о временном периоде, предшествовавшем созданию животного мира, непосредственно перед переходом с уровня «растительный» на уровень «животный», когда яркое свечение звезд и галактик, светившее на Землю с большей энергией на ранней стадии расширения Вселенной, померкло, по мере удаления планет, звезд и галактик от Земли и друг от друга. И свет тех звезд и галактик, светивший на Землю на начальных стадиях расширения Вселенной, все больше становился слабым мерцанием, по сравнению с мощной энергией свечения, исходившей от них вначале, которая была сопоставимой с энергией свечения нашего Солнца.
Слово «светила» (меорот מְאוֹרֹת) или «светило» (маор מאור) на иврите также состоит из букв, составляющих слово «свет» (ор אוֹר). Луна в Торе также названа «светилом» хотя сама и не излучает свет, но отражает свет, излучаемый Солнцем. Такое свечение называется «сияние» (зоар זוהר) и также состоит из букв, составляющих слово «свет» (ор אוֹר).
Следует отметить, что не каждый вид звезд излучает свет, как наше Солнце. Например, такой объект, как «черная дыра» также является звездой, но состоит из такого плотного вещества, делающего ее настолько тяжелой, что даже свет не может покинуть ее поверхность, оказавшись за «горизонтом событий». Мощное гравитационное поле черной дыры притягивает к себе всякое вещество, попадающее в ее гравитационное поле, и настолько сильно, что если представить другую звезду, край которой попал в искривленное пространство-время вокруг черной дыры, то вещество звезды перетекает к поверхности черной дыры тонкой струйкой по спирали, как-бы наматываясь на аккреционный диск черной дыры, пока не исчезнет пройдя так называемый «горизонт событий», за которым пространство-время сжато в точку сингулярности, время перестает «течь» и не происходит никаких событий.
В нашем мире ход времени или скорость его течения обусловлена силой гравитации, воздействующей на тело, и скоростью движения самого тела. И чем больше сила гравитации или скорость движения тела, тем медленнее в нем течет время. Но, замедление времени существует только для внешнего наблюдателя и тем более заметно, чем ближе скорость движения тела к скорости света. Так, если космический корабль движется на скорости близкой к скорости света, то для внешнего наблюдателя время на таком космическом корабле почти перестает течь и останавливается полностью, когда скорость корабля становится равной скорости света. Также, чем ближе скорость движения объекта к скорости света, тем меньше становятся параметры его длины для внешнего наблюдателя. Теоретическая физика 20го века рассматривала теории и гипотезы, когда скорость движения корабля превышала скорость света, допуская возможность путешествия в прошлое и встречи астронавта с самим с собой в прошлом до начала совершения полета со сверхсветовой скоростью.
За несколько парсек до того, как попасть на относительно плоский аккреционный диск черной дыры, захваченное гравитационным полем вещество превращается в газовое облако, излучив напоследок поляризованный свет, а затем, вещество превращается в струю из элементарных частиц со спиральным магнитным полем вокруг него. Попадая на аккреционный диск черной дыры, вещество долго вращается, продолжая растягиваться, прежде чем упасть на черную дыру и исчезнуть за горизонтом событий. Гравитационное поле черной дыры настолько мощное, что видимо искривляет пространство-время вокруг себя, так что параллельные линии для внешнего наблюдателя начинают пересекаться в поле действия гравитации черной дыры, течение времени замедляется и полностью останавливается за горизонтом событий. И если бы космический корабль попал в область действия сверхмощного гравитационного поля и начал падать на черную дыру, то разность ускорения падения между каждой наиболее приближенной его точкой к черной дыре не позволила бы этому кораблю и его обитателям притянуться к черной дыре и упасть на нее кв виде целых объектов, но они бы также растягивались и «перетекали», распадаясь на элементарные частицы на своем пути к горизонту событий.
Другим примером сверхтяжелого и сверхплотного вещества является нейтронная звезда. Чайная ложка вещества нейтронной звезды весит больше, чем земная кора нашей планеты со всеми континентами, морями и океанами вместе взятыми. В нейтронной звезде элементарные частицы вещества, электроны, вдавливаясь под воздействием плотности других атомов, падают на ядро атома, состоящего из протонов и нейтронов. Положительный электрический заряд протонов обнуляется отрицательным электрическим зарядом электронов, оставляя из трех перечисленных элементарных частиц только нейтроны, которые под гравитационным воздействием соединяются вместе, многократно увеличивая плотность вещества.
Продолжая утяжеляться за счет притяжения на свою поверхность вещества из внешнего пространства, или изначально имея больше материала в виде звездного вещества, звезда коллапсирует и сжимается до более мелких размеров с более высокой плотностью, превращаясь в черную дыру, вещество которой настолько плотное, что если бы наша планета сжалась до состояния черной дыры, то она стала бы диаметром около четырех сантиметров.
Яркость свечения звезд не зависит от их размеров, но от вещества, из которого они состоят, его количества, плотности и видов происходящих в них термоядерных реакций. Например, ближайшая к нашей солнечной системе звезда, называемая «белый карлик Сириус В» имеет диаметр современного города, но его свечение сопоставимо со свечением нашего Солнца.
Наша современная галактика состоит из не менее 100 миллиардов звезд и имеет размер в радиусе около 100 тысяч световых лет. Расстояние до ближайшей звезды вне нашей солнечной системы, которая называется «белый карлик» Сириус В, составляет около 8,6 световых лет. Чтобы космический корабль попал в соседнюю звездную систему, чтобы проверить есть ли там жизнь, то ему понадобилось бы 8,5 лет лететь со скоростью света, 300 тысяч километров в секунду, чтобы достичь ближайшей планеты вне нашей солнечной системы.
Расстояния же между галактиками составляют миллионы световых лет. Так, до ближайшей к нам галактики Андромеда расстояние составляет около 2,5 миллиона световых лет.
То есть, когда мы видим с помощью современной аппаратуры свет звезд и галактик на расстоянии в миллиарды световых лет от нас, то видим звезды и галактики в том состоянии, в котором они существовали в то время, когда они излучали свой свет, дошедший теперь до нас через десятки тысяч, миллионы и миллиарды световых лет.
Местоположение нашей солнечной системы и планеты Земля относительно центра галактики находится на самом краю гигантской спиральной галактики, называемой «Млечный Путь», центр которой занимает яркое скопление звезд, и из которого исходит высокомощное рентгеновское гамма-излучение. Если бы это радиационное излучение доходило до нашей солнечной системы, то испепелило бы все на своем пути и жизнь на нашей планете в современном общеизвестном органическом виде не могла бы существовать.
Однако, наша Земля и солнечная система, ближайшие звездные системы, существующие в данной части окраины нашей галактики защищены от смертоносного радиационного излучения, исходящего от центра нашей галактики, мощным газопылевым облаком, выполняющим роль своеобразного фильтра или «экрана», прикрывающего собой биологическую жизнь в данной части нашей галактики.
День пятый: «День пятый» или пятый период сотворения и создания мира связан с появлением на земле животных и соответствует уровню «животный», и как сказано в некоторых общепринятых переводах: «И сотворил Б-г рыб больших и все существа живые, пресмыкающихся, которыми воскишела вода, по роду их, и всех птиц крылатых по роду их (Тора, Брейшит 1:21).
Но, если читать более точно, то в оригинальном тексте Торы говорится не о рыбах, а о крокодилах: «И сотворил Бог крокодилов великих…» – וַיִּבְרָא אֱלֹהִים, אֶת-הַתַּנִּינִם הַגְּדֹלִים – «Ва-ивра Элоим эт а-таниним а-гдолим». Слово «а-таниним» (הַתַּנִּינִם) означает «эти крокодилы», от слова «танин» (תַנִין) – «крокодил» в единственном числе.
В этот период появились крупные растения, деревья, рыбы и другие морские животные. Биологи считают, что кистеперые рыбы, их виды, подвиды и семейства, строение тела, зубов и пастей которых были похожи на строение крокодила, постепенно вышли из морей и океанов на сушу и из них в дальнейшем произошли динозавры и другие крупные рептилии и ящеры, жившие на земле и летавшие по небу. До наших дней сохранились останки окаменелых скелетов кистеперой рыбы, по которым ученым удалось воссоздать облик этого существа, строение челюстей которого напоминает челюсти крокодила. Поэтому, под словом «крокодилы» здесь можно понимать ящеров и рептилий, живших в воде, а слово «а-гдолим» от слова «большой», «крупный», «великий» (гадоль גדול) указывает на их крупный размер.
До недавнего времени, еще несколько десятилетий назад считалось, что все виды кистеперых рыб полностью вымерли примерно около семи миллионов лет назад, но в настоящее время биологам стал известен, по крайней мере, один вид рыб, называемый «латимерии», который отнесли к потомкам надотряда кистеперых, и который обитает в районе Коморских островов на достаточно большой глубине от 400 до 1000 метров. Их особенностью являются мясистые плавники с мышечной тканью, напоминающие лапы земноводных, которые очень подвижны и могут вращаться во всех направлениях до 180 градусов.
В повествовании Торы начало периода появления животных на земле начинается словом «И сотворил» (Ва-ивра וַיִּבְרָא) от слова «сотворил» (бара בָּרָא), которое используется в Торе только в отношении Всесильного для обозначения действия сотворения сущего из ничего, из материала, которого ранее не существовало. Такой переход от уровня «растительный» на уровень «животный» отличался от перехода с уровня «неживой» на уровень «растительный», начавшийся в «день третий» или третий период сотворения и создания миров, когда предыдущий «неживой» уровень превращался в следующий, более высокий «растительный» уровень, как сказано в прямом переводе оригинального текста Торы: «И сказал Бог: да будет земля травой, травой, сеющей семя, и деревом плодовитым, приносящим плод по роду своему, в котором оно сеет семя свое на землю; И так оно и было» (Брейшит, 1:11).
По общепринятому научному мнению, хотя, растительная жизнь и простейшие организмы уже ранее существовали на Земле в течение нескольких миллиардов лет, по данным современных комплексных научных исследований различных дисциплин: биологических, археологических, геологических, по результатам анализов кернов древних пород, извлеченных из многокилометровых глубин Земли, и содержавших окаменелые остатки живых организмов, резкий всплеск или скачек развития биологической жизни на нашей планете, сравниваемый с Большим взрывом в космологии, и выразившийся во внезапном массовом появлении более сложных форм биологической жизни произошел «только» примерно 500 миллионов лет назад.
Информация, содержащаяся в Торе, с описанием нашей планеты, растительного и животного мира, существовавшего сотни миллионов лет назад, описание последовательности сотворения и создания нашей Вселенной, начиная с событий космического масштаба, происходивших миллиарды лет назад, когда точность такой информации все больше экспериментально и эмпирически подтверждается современной наукой, является еще одним подтверждением того, что Тора не была написана земным человеком несколько тысячелетий назад и содержит знания, которые не могли быть известны людям три, пять или шесть тысяч лет назад.
День шестой: наиболее эмоциональным, торжественным и драматичным из шести дней сотворения и создания миров и нашей Вселенной был шестой день начала творения, день, когда был создан первый человек, и считающийся днем рождения человечества.
И спустилась душа, сущее из сущего, часть света Мира Бесконечности, в тело человека, созданное из праха, сотворенного, как «нечто из ничего». Пять частей человеческой души облачились в тело, произведя лишь частичное облачение: часть бессмертной души облачилась в человеческое тело, а часть осталась пребывать в Мире Бесконечности, ожидая своего будущего облачения в тело, когда исправленное тело будет готово полностью принять и облачить в себя все части души, о чем подробнее и более детально поговорим далее.
В «день шестой» создал Б-г человека и сказал: «очень хорошо». Интересно, что при сотворении и создании всех предыдущих творений Б-г говорил: «хорошо», то есть, один раз «хорошо» или просто «хорошо», а при создании человека сказал: «очень хорошо» (тов меод טוֹב מְאֹד) и комментаторы дают различные трактовки этому выражению и причине, почему при создании именно человека Б-г сказал не просто «хорошо», а «очень хорошо» (тов меод טוֹב מְאֹד).
Одним из вариантов таких трактовок или объяснений является то, что выражение «очень хорошо» (тов меод טוֹב מְאֹד) означает, что, в отличие от всех остальных творений, человек был создан с двумя противоположными началами: добрым и злым началом, которые обусловили способность человека отличать добро от зла и реализовать свою свободу воли и свободу выбора между добром и злом.
Сказано, что Б-г сотворил человека по своему образу и подобию, или точнее: «И сотворил Всесильный человека по образу Своему, по образу Всесильного сотворил Он его; мужчиной и женщиной сотворил Он их» (Тора, Берейшит, 1:27).
Выражение «по образу Всесильного» на иврите произносится и пишется: бэ-целем Элоим (בְּצֶלֶם אֱלֹהִים) и указывает прежде всего на духовное, но не физическое понимание такого подобия, поскольку образ Творца, как и Его сущность, находится вне возможности восприятия и понимания для Его творений, и человеческий разум не может этот образ постичь, ограничивая его в своем разуме только образами материального мира или иных, сотворенных Им миров. Как сказано: «И берегите весьма души ваши, ибо не видели вы никакого образа в день, когда говорил с вами Господь на Хореве из среды огня» (Тора, Дварим (Вт.), 4:15).
Сказано так было после выхода народа Израиля из Египта и после сорока лет скитания и странствования по пустыне, чтобы люди не впали в идолопоклонство, которое было особенно широко распространено в древнем мире: «Как бы вы не извратились и не сделали себе идола, изображения какой-либо формы». (Тора, Дварим (Вт.), 4:16). Поэтому, ТАНАХ повествует, что Всесильный являлся не ко всем людям, но только пророкам и избранным людям в образе, наиболее удобном для восприятия человеку нашего материального мира, чтобы также нельзя было никому сказать, что Всесильного «никто никогда не видел».
Так, после выхода евреев из Египта и дарования Торы, явил свой лик Всесильный перед Моше и его братом Аароном, сыновьями Аарона: Надавом и Авиу, и перед семьюдесятью старейшинами народа Израиля. И сказано об этом: «И видели они Б-га Исраэйлева; и под ногами Его как образ кирпича из сапфира и, как самое небо, по чистоте» (Тора, книга Шмот (Исход): 24:10).
Остальные же люди из народа Израиля, примкнувшие к ним Египтяне, и другие, находившиеся с ними люди, боялись подойти ближе и слышали громогласный голос Всесильного, облака и молнии, исходившие от горы Синай во время дарования Торы, и для них было сказано: «ибо не видели вы никакого образа».
Также, слово «образ» (целем צֶלֶם) означает подобие человека Б-гу, как в способностях эмоционального, чувственного восприятия реальности через свое сердце, эмоции, так и через умственное восприятие, интеллектуальное постижение окружающего мира.
В выражении «мужчиной и женщиной сотворил Он их» – на иврите используются слова, в буквальном переводе, означающие: «мужское и женское начало» (захар вэ нэкева זָכָר וּנְקֵבָה), что, впрочем, по смысловому значению также можно перевести и как «мужчина и женщина». Однако, интересно, что в повседневном разговорном языке для обозначения понятий «мужчина и женщина» на иврите используются другие слова, а именно, «איש ואישה», «иш вэ иша», означающие: мужчина и женщина.
Вероятно, это было одной из причин некоторых трактовок данного отрывка, в которых Первый человек представлялся гермафродитом, хотя, такая трактовка и буквальное понимание мужского и женского начала в одном теле не несет в себе какого-либо практического или здравого смысла.
Душа Адама Ришона (Первого Человека) была создана до того, как было создано его физическое тело, и его духовный образ включал в себя, как мужское, так и женское начало, находившихся «спина к спине» (ахор бэ ахор אחור באחור) по отношению друг к другу до тех пор, пока в материальном мире не была создана женщина (иша אִשָׁה) из части физического тела Адама, и тогда мужское и женское начала частей духовного тела стали «лицом к лицу» (паним бэ паним פנים בפנים) по отношению друг к другу.
В материальном мире вначале был создан Адам, воплотивший мужское начало души Адама Ришона (Первого Человека) и Лейлит, которая должна была воплотить в себя женское начало души Адама Ришона, таким образом, чтобы мужское и женское начало стали «лицом к лицу» и взаимно дополнили друг друга.
И самой первой заповедью, данной им, была заповедь «плодитесь и размножайтесь», как сказано: «И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: плодитесь и размножайтесь» (Берешит 1:28).
Но, Лейлит не захотела стать «лицом к лицу» (паним бэ паним פנים בפנים) к Адаму, ни в духовном, ни в физическом мирах. Отказ от физической и духовной близости выражался не только в пренебрежении к самой первой заповеди «плодитесь и размножайтесь», но и причинял страдания Адаму.
Лейлит была очень красива в глазах Адама, который любил и желал ее, но сама Лейлит не испытывала тех же чувств к Адаму, не отвечала ему взаимностью, всячески отвергала и избегала его, так что Адам не имел в ней ни духовного, ни физического партнера и испытывал от этого чувства одиночества и душевных страданий.
Таким образом, Лейлит не захотела воплотить в себя женское начало части души Адама Ришона и стать его партнером, и тогда Б-г отослал Лейлит от Адама и из Райского Сада (Ган Эден גן עדן) и сказал, глядя на Адама, в буквальном переводе: «Не хорошо быть человеку одному, Я помогу ему в этом» (Берешит 1:18).
Физическое тело Женщины, созданное из части тела Адама, воплотило в себя женское начало души Адама Ришона, восполнив образ Адама в материальном мире, так что мужчина и женщина стали одним целым, как в духовных мирах, так и в материальном мире.
И тогда сказал Адам: «сей раз это кость от моих костей и плоть от плоти моей; она будет называться женщина (иша אִשָׁה), ибо от мужчины (иш איש) взята она» (Берешит 2:23).
Существуют также и различные гипотезы о том, из какой именно части тела Адама было создано тело Женщины, что слово «цэла» не всегда переводится как слово «ребро» и может означать также и любую другую часть тела человека, например, «сердце». Однако, наиболее частым переводом слова «цэла» (צֵּלָע) является именно слово «ребро». Хотя, слово «цэла» и может использоваться для обозначения более общего понятия части человеческого тела, слово «ребро», «ребро человека» является наиболее часто используемым и соответствующим контексту повествования Торы и общему смыслу. Поскольку, то, что для создания Женщины у Адама была взята именно внутренняя часть тела следует и из текста Торы, где сказано, что место это было прикрыто затем плотью: «и закрыл плотию то место» (Берешит 2:21).
То, что это было именно ребро или парная часть человеческого тела указывает слово «мицалотаив» (מִצַּלְעֹתָיו), означающее: «одно из ребер» или одну из частей тела, в то время как сердце человека не является парным органом.
Сказано мудрецами в Мидраш Раба, что когда у Всесильного возникло желание создать человека, то созвал Он свои станы высших ангелов, посадил их перед Собой и сказал: «Я хочу создать человека». Возразили Ему на это высшие ангелы и спросили: «Что такое человек, чтобы Ты помнил о нем?» (Псалмы, 8:5).
И, основываясь на словах Мидраш Раба, ответил им Всесильный: «На что это всё похоже? На царя, у которого был замок, полный всякого добра, но не было гостей» и «Какая радость царю, наполнившему его?» (Мидраш Раба, 8:6). Поэтому, величие царя раскрывается тогда, когда есть подданные, которые это величие могут увидеть и оценить. И совершенство Творца раскрывается только творениям, которые могут воспринять это совершенство на всех уровнях: чувств, сердца и разума.
Тогда спросили еще высшие ангелы: «Чем особенен этот человек?». И ответил им Всесильный: «Человек создан по образу Нашему, и мудрость его превзойдет вашу мудрость», что и они выиграют то великое постижение, которого им недостает сейчас. И сказано, что в будущем, достоинства человека превзойдут достоинства ангелов: «В свое время рассказано будет Яакову и Исраэлю о том, что совершал Всесильный» (Тора, Бемидбар, 23:23) и поэтому все высшие ангелы были привлечены к созданию души человека и были включены в Его образ: «И сказал Б-г: создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Берешит 1:26).
И привлек Всесильный всех ангелов, чтобы они были включены в этот образ (целем צלם) и подобие (дмутэн דְמוּתֵנ). И эти высшие ангелы стали служителями души человека и их души были включены в его душу. Поэтому, душа человека состоит из всех высших ангелов и ступеней так же, как и тело его включает все создания этого мира. По мнению генетиков, молекула ДНК человека содержит в себе информацию о всех живых организмах, существующих и когда-либо существовавших на нашей планете. Каждый человек является частью Вселенной, ее моделью, отражением и микрокосмом, включающим все ее части и влияющим через свои мысли, чувства, слова и действия на самые удаленные уголки мироздания, и человек был создан, чтобы быть помощником и партнером Творца на пути к достижению цели творения.
Четыре группы ангелов принимали участие в создании души человека: ангелы милости и справедливости, истины и мира. Но, ангелы правды и истины (малахи а-эмет מלאכי האמת) возразили созданию души человека и сказали, что человек состоит из лжи. И тогда сказал Всесильный ангелам правды, что мир (олам עוֹלָם) не сможет устоять если будет основан только на правде (эмет אמת). И сброшены были ангелы правды на землю и спрятаны внутри земли. Также и ангелы мира (малахи шалом מלאכי שלום) возразили против создания души человека, сказав, что человек состоит весь из раздора. И тогда пришли ангелы милости и справедливости (малахи рахамим вэ-цэдек מלאכי רחמים וצדק) и сказали, что душа человека состоит из высшего света и что следует создать человека. Поэтому сказано мудрецами, что милостью (рахамим רַחֲמִים) был сотворен человек и все миры.
В отношении человека в Торе также использовано слово «сделаем»: «И сказал Б-г: сделаем человека – וַיֹּאמֶר אֱלֹהִים, נַעֲשֶׂה אָדָם – вайомер Элоим наасэ Адам», что подчеркивает особую важность человека, как цели Творения, обладающего потенциальными Божественными свойствами, в отличие от других звеньев творения. Как сказано: «Всевышний сотворил человека бессмертным, чтобы тот, являясь подобием Творца, стал бы отражением Его вечности и независимости от времени» (Книга Премудрости Соломона, 2:23).
Как и во многих других местах текста Торы, имя Адам использовано как имя нарицательное и относится также и к телу человека, в которое облачается его душа. Слово «Адам» (אָדָם) является производным и однокоренным со словом «земля» (адама אֲדָמָה), как сказано: «И создал Г-сподь Б-г человека из Праха земного וַיִּיצֶר יְהוָה אֱלֹהִים אֶת-הָאָדָם, עָפָר מִן -הָאֲדָמָה – вайецер Адонай Элоим эт а-Адам афар мин а-адама. Слово «прах» (афар עָפָר) также означает «грязь» и относится к любому веществу и материи в различных состояниях. Вместе, слова «Адам» (אָדָם), «земля» (адама אֲדָמָה) и «прах» (афар עָפָר) относятся к материальному миру, сотворенному как сущее из ничего.