Во время работы в одном учреждении, мне, как и всем сотрудникам, полагался отпуск. На время моего отсутствия мою работу поручили девушке, которая была по образованию педагогом. Она все время недоумевала, как она может давать психологические консультации, если у нее нет соответствующего образования и опыта. Я ей посоветовал во время консультации делать всего три вещи. Первая – говорить уверенно, вторая – вставлять в речь непонятные для клиента слова, и третье – всегда думать, что ты права. Когда после отпуска я вышел на работу, она мне сказала: «Да психологом работать очень просто». Потом, после ее слов, я задумался, а что, собственно, я сказал. Да, хорошо, первые две вещи – говорить уверенно и вставлять в свою речь непонятные для клиента слова – это понятно. А как быть с тем, чтобы однозначно считать себя правым?
И вот тогда я вспомнил историю, притчу, которую мне рассказал один мой знакомый, далекий от психологии. Эту историю в печатном виде я нигде не встречал, поэтому ее полная достоверность в моем изложении весьма вероятна. Звучит она приблизительно так:
«Средневековье. Замок. Король сидит в башне замка и управляет королевством. Самого государя никто не видел. Просто люди пишут письмо королю с просьбой ответить, стоит или нет делать ту или иную работу. По веревочке они поднимают письмо наверх башни. Спустя минуту резко дергают эту веревочку. А на верху башни в окошке появляется табличка с надписью „Да“ или „Нет“. Люди следовали его советам. И королевство процветало! Прошли сотни лет. Король по-прежнему давал ответы. И люди задумались, почему он еще жив. Открыли дверь и поднялись наверх башни. Увидели истлевший скелет и механизм, произвольно выдвигающий таблички либо „Да“, либо „Нет“».
Суть притчи, пожалуй, заключается в том, что самое важное – это не то, что тебе запретили или разрешили. Самое важное – что было принято решение, исключающее двузначность и двусмысленность. Даже если принято «неправильное» решение, оно все же лучше, чем топтание на одном месте и незнания, в каком направлении двигаться.
Психолог может и должен снимать неопределенность. То есть он должен давать, говорить и указывать конкретные ясные одномоментные шаги. Именно эти шаги я и обозначил в книге.
Все представленные техники Вы можете найти в книге Флемминга Фанча «Преобразующие диалоги». Возможно, Вы спросите: «А зачем создана эта книга?».
По двум причинам:
Первая. Популяризация автора и его книги «Преобразующие диалоги».
На мой взгляд, качественно используя методы, изложенные в книге Фанча, Вы уже будете профессионалом в психотерапии. И чем больше профессионалов в любой области, тем легче и лучше живется всем.
Вторая. Формат книги.
Она ближе к справочнику. В процессе беседы Вы будете исключены удовольствия перелистывать многостраничную книгу «Преобразующие диалоги». Для удобства в работе, представлена только та переработанная часть, которая непосредственно касается процесса общения психотерапевта с клиентом, а именно техник работы с клиентом.
Автор имеет желание, что после прочтения книги Вы всегда имели её под рукой как справочник по последовательности шагов в процессе общения с клиентом.
Итак, «разложим все по полочкам».
Сначала предложен сам вопросник, ниже – разъяснения по самим вопросам.