В основе наших повседневных мыслей лежит самая сложная вещь в изученной нами Вселенной: человеческий разум. Работодатель не будет платить вам только за физическую силу. У вас есть работа благодаря вашему разуму – и вы можете эффективно им пользоваться.
Между мозгом и разумом существует очень большая разница. Объясним ее на примере компьютера. Ваш мозг – это внутренности компьютера, всякие чипы и провода. А ваш разум – то, что появляется на экране, и мы можем получить к нему доступ, не вскрывая черепа. В этой книге мы будем говорить преимущественно о разуме.
У него есть две «стороны». Первая – это информация, знания, которые записаны в памяти, вторая – его способности. То, что мы называем профессиональными знаниями, обычно представляет собой сочетание первого и второго. Одних только знаний о предмете недостаточно, надо еще уметь применять их в различных ситуациях.
Такое применение профессиональных знаний обязательно должно включать в себя процессы принятия решений и решения задач. Например, когда врач пытается установить, почему вы хромаете на левую ногу, он решает задачу. Принятие решений и решение задач настолько тесно переплетены с конкретной информацией или знаниями – областями профессиональной компетенции, что нам трудно воспринимать эти понятия как абстракцию.
Существуют ли в этих сферах некие общие, передаваемые знания? Думаю, да. Характерная особенность разума – мышление. Поэтому давайте пока оставим без внимания функцию разума как хранилища информации (или, если хотите, базы данных) и сосредоточимся на его главной роли. Рассмотрим разум как инструмент мышления. Какова природа мышления, есть ли у него универсальные принципы? И если да, то как использовать эти принципы для совершенствования навыков практического мышления?
Материальная основа разума – это, конечно, мозг, серое вещество, которое находится внутри черепа. Головной мозг человека состоит приблизительно из 10 миллиардов клеток. То есть в вашем мозге клеток больше, чем людей на всей планете! Каждая из этих клеток может быть связана примерно с 10 000 своих соседок. Примерное число возможных комбинаций, которые дает эта связь, выглядит как единица с 800 нулями.
Известно, что потенциальные возможности нашего мозга намного больше, чем мы можем использовать на самом деле. Никто из людей даже близко не подошел к их пределу. По некоторым оценкам, мы применяем не более 10 % этих возможностей. Поэтому вас не должен беспокоить тот факт, что каждый день вы теряете примерно 400 клеток мозга. Однако если вы не будете тренировать мозг ежедневно, то процесс дегенерации пойдет быстрее. Так что пользуйтесь или потеряете!
Прежде чем мы пойдем дальше, я хочу, чтобы все ваши 10 миллиардов клеток мозга подготовились к дальнейшей работе. Для этого надо будет в качестве разминки решить три задачки. Впрочем, для их решения вам потребуется не более трех миллиардов клеток, поэтому вряд ли вы потратите много времени.
Но наши задачки не просто гимнастика для ума, они выявляют принципы мышления. В этой главе я не дам вам ответы на первые две задачи, хотя потом вы их все же узнаете. По некоторым причинам, которые я объясню позже, у меня есть основания держать вас в неведении. Но даже если первая и вторая задачи не дадутся вам сразу же, их решения наверняка придут к вам позже.
Возьмите лист бумаги размером больше этой страницы и нарисуйте на нем девять точек, вот так:
Теперь соедините точки четырьмя прямыми последовательными линиями, не отрывая карандаша или ручки от бумаги. Вы должны решить эту задачу в течение трех минут.
Положите шесть спичек на плоскую поверхность и составьте из них четыре равносторонних треугольника. Ломать спички нельзя. И эту задачу вы тоже должны решить за три минуты. Кстати, у нее есть по меньшей мере два решения, но вам надо найти лучшее.
Оставив позади две легкие задачки – прекрасно, если вы решили их обе, – перейдем к сложной. Теперь вам придется призвать на помощь дополнительные резервы вашего мозга.
Мировой рекорд времени, потраченного на решение обеих частей этой задачи, – 10 минут. А я даю вам полчаса – согласитесь, это очень щедро!
Дано: пять домов. Двери у всех пяти покрашены в разные цвета, в них живут люди разных национальностей вместе с пятью разными домашними животными. Каждый из них пьет определенный напиток и ест определенную еду.
1. Австралиец живет в доме с красной дверью.
2. Итальянец держит собаку.
3. Жилец дома с зеленой дверью пьет кофе.
4. Украинец пьет чай.
5. Дом с зеленой дверью находится справа (для вас) от дома с дверью цвета слоновой кости.
6. Тот, кто ест грибы, держит улиток.
7. Жилец дома с желтой дверью ест яблоки.
8. Жилец дома, который находится посередине, пьет молоко.
9. В первом доме слева живет норвежец.
10. Человек, который ест лук, живет рядом с тем, кто держит лису.
11. Человек, который ест яблоки, живет рядом с тем, кто держит лошадь.
12. Тот, кто ест кексы, пьет апельсиновый сок.
13. Японец ест бананы.
14. Норвежец живет по соседству с домом с синей дверью.
15. Итак, вопрос: кто пьет воду и кто держит зебру?
Давайте теперь рассмотрим, как работает разум. Можно выделить три его основные функции: анализ, синтез и воображение, а также оценка.
В прикладных формах эффективного мышления – принятии решений, решении задач и креативном или инновационном мышлении – задействованы все три функции. Качество вашего мышления во многом определяется тем, насколько хорошо эти функции работают. Мало у кого они находятся в гармоничном, сбалансированном состоянии, как показано на рисунке 1.1. У большинства людей какая-то из функций развита лучше двух других.
Различия в наших мыслительных способностях – одна из причин того, почему мы нужны друг другу: эффективное мышление во всех его формах – это не только персональная, но и социальная деятельность. Вы постоянно мыслите как в одиночку (для себя), так и совместно с другими людьми: это происходит, когда вы общаетесь с ними или, как в данном случае, путем чтения либо иного метода коммуникации. Тем не менее полезно развивать свои навыки в тех областях, которые даются вам хуже других: не всегда нужные люди будут рядом, чтобы помочь вам преодолеть трудности с определенной функцией вашего разума.