Глава I Методологические основания проектирования практик внеурочной деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания

1.1. Педагогические конкурсы духовно-нравственной направленности в свете реализации образовательной политики

В начале двухтысячных годов в педагогике начала формироваться система духовно-нравственного развития и воспитания школьников. В 2009 году выходит официальный документ «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (авт. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.). Духовно-нравственное развитие и воспитание личности определяется как «последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом» [1].

Концепция явилась методологической основой для разработки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения и задала ценностно-смысловые установки обучения и воспитания в системе общего образования, а также их содержание. Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания, говорится в Концепции, являются «базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях». Система базовых национальных ценностей определена и является фундаментом, позволяющим личности противостоять разрушительным влияниям социума и конструктивно выстраивать свою жизнь и отношения. К базовым национальным ценностям отнесены патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Базовые национальные ценности российского общества определяются положениями Конституции Российской Федерации (Гл.1, ст. 2, ст. 7, ст. 8, ст. 17, ст. 28) и применительно к системе образования закреплены положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.).

В июле 2021 года Указом Президента принята Стратегия национальной безопасности, где «защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» рассматривается как национальный интерес и стратегический приоритет Российской Федерации [2, с. 8]. Расширяется и уточняется система Базовых национальных ценностей. «К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России [2, с. 35].

Реализация целевых задач и содержания духовнонравственного развития и воспитания заложена в ФГОС. С 2012 года во всех школах России введен учебный предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ). Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ, действующий с 1 сентября 2013 года, содержит Статью 87 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования». С 1 сентября 2015 года определена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее ОДНКНР), которая предусматривает знание обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Загрузка...