Добрый вечер, дорогие друзья. Сегодня наш разговор о том, как совместить духовное и материальное. Мы будем говорить о гармонии духовного и материального, потому что все мы в какой-то мере трансценденталисты – на дворе 21 век, мы живем в России, а здесь огромному количеству людей не чужды какие-либо духовные практики. Мы понимаем, что живем в материальном мире, а значит, имеем и какие-то материальные интересы. Но если мы занимаемся только ими – этого нам недостаточно, отсюда возникает какая-то неудовлетворенность. Если же мы попытаемся погрузиться в чисто духовные материи, то нам не ясно, как отказаться от материального, как можно совместить и то, и другое. При этом, как только мы начинаем заниматься серьезными духовными практиками, мы… А что начинает делать человек, когда погружается в какие-то духовные практики? Правильно. Он начинает усердно об этом всем рассказывать.
Из диалогов:
– Делиться.
– Конечно, причем делает это достаточно напористо.
– Настаивать.
– Настаивать, чтобы все разделили его интересы.
Почему это происходит? Дело в том, что у самого человека еще нет полной уверенности в том, что он говорит, и поэтому ему кажется, что если он сейчас кого-то убедит, то он, может быть, убедит и самого себя. То есть по большому счету мы убеждаем себя сами. Однако возникает еще одно «но». Психика человека устроена и развивается по определенному плану, по определенным этапам, и эти этапы достаточно мудры и логичны, потому что тот, кто её создал, был мудр и логичен, причем придумал так, чтобы это всё реально работало. Недавно одна девушка спросила, почему это так, почему на первые линии, которые я рисую, уходит год. Я ответил, что этот вопрос не ко мне. Почему год? Потому что год. А почему помидоры, допустим, растут семь месяцев? А почему беременность 9 месяцев? А почему? Да потому, что так устроено. И то, что все мы можем воспринять какие-то вещи, – это просто так устроено, а не иначе. И психика развивается по определенному плану, который сам по себе достаточно мудр, и если человек следует ему, то с каждым шагом становится всё более счастливым. Вот, например, ранее мы говорили про детей, ведь в их воспитании тоже есть определенные этапы. Не я это придумал, просто это так устроено. Мы с вами послушали и убедились, что это так. Почему? Потому что у всех есть дети, и мы знаем, как давить на ребенка до пяти лет и тому подобное. Сегодня мы беседовали, и один мужчина – взрослый мужчина, муж, отец – сказал: «У меня адекватные родители, они мне не выносят мозги». Я промолчал, но подумал: «Надо же, какая хорошая реализация». Человек высказал то, что он как сын чувствует по отношению к родителям, если они его просто оставили в покое. А когда я говорю женщине: «Оставь его в покое, своего сына 29-летнего», она отвечает: «Нет, он же мой сын». Мы можем чувствовать себя хорошо, если родители оставили нас в покое, но при этом делаем со своими детьми диаметрально противоположное. К чему я это говорю? Почему это так? Потому что психика так устроена. Потому что есть некий план, некие этапы, человек в соответствии с ними развивается, и… таковы законы природы. Я не могу подтвердить это. Человек приближается к совершенству духовной жизни и не вступает в противоречия с жизнью материальной. Это очень важно – научиться развиваться духовно, не сражаясь с материей, потому что нет смысла с ней сражаться. Потому что это часть нашей жизни, и никуда ты от нее не денешься. Разве кто-то перестал дышать, занявшись духовной практикой, есть, спать, то есть полностью отказался от материи? Сомнительно. Многие попытались, но я не вижу, чтобы у всех это получилось. Пока у нас есть некие материальные желания, вы будем вынуждены их совмещать с жизнью духовной. И прежде чем мы начнем кому-то рассказывать о своих духовных практиках, нужно понять следующее: прежде чем что-то отдать, мы должны что-то получить извне. Согласны? Кто может отдать что-то, этого не имея? На первый взгляд, я сейчас сижу и с ходу придумываю вам какие-то истории… Нет, это не так. Я это изучил, я это прочитал, я сам это попробовал, я это узнал, и я знаю, что это интересно кому-то, потому что я сам этим наполнился, и я это вам отдаю. Другого варианта нет, в духовной практике такая же система. Сценарий прост. Прежде чем мы начнем что-то отдавать (а духовная практика, духовная жизнь – это высшая степень отдачи чего-либо кому-то другому, и если вы думаете, что духовная практика – это что-то иное, вы ошибаетесь), мы должны сначала получить эти ресурсы. А почему у нас очень часто не получается что-либо отдавать? Отдавать духовное или материальное. Потому что этого у нас просто нет. Мы очень расстраиваемся, мы очень хотим. Ко мне иногда подходит кто-то и говорит: «Сатья, спасибо, я тоже хочу быть проповедником и лектором». Я отвечаю: «Будь».
Из диалогов:
– А как это сделать?
– Всё очень просто: начни учиться, изучать тему.
– В смысле?
– Ну, прежде чем рассказывать, надо этому научиться.
– Нет, ты меня не понял. Как обрести навык так хорошо говорить?
– Да не навык нужно иметь, надо просто знать, о чём говорить. Какой смысл приобретать навык, как говорить, если не о чем. Начни учиться, в течение 5–10 лет изучай интересующую тему по часу, по два в день, читай книги, начни с малого.
– Нет, ты меня не понял.
Это то же самое, как если бы кто-то подошел и спросил, как стать рок-звездой.
– Ну, иди в музыкальную школу.
– Да нет, ты не понял. А вот сразу бы как выскочил на сцену, собрал бы десять тысяч своих последователей с зажигалками, и они все «Ха!» в едином порыве… Как хочется, чтобы прыгнул в толпу – и тебя обратно забросили.
– Нет, сначала сольфеджио: до-ре-ми-фа… Сначала надо учиться. Потом надо долго петь в каких-то клубах, на квартирах… Всегда есть какие-то этапы. Прежде чем что-то отдать, нужно это получить. И обычно этого не хотят делать.
Как это устроено в мире? Как устроена психика, откуда она наполняется? Каковы этапы её наполнения? Есть удивительная книга, и если вам интересно, я хотел бы вам её порекомендовать, она называется «Чакравидья». Её написал Рузов Вячеслав Валерьевич. Очень рекомендую, попробуйте добыть её в век Интернета. Но мы сегодня будем говорить не о ней, а о десяти периодах в жизни человека, в течение которых он чем-то наполняется. Чтобы что-то отдать, мы должны что-то получить. Что-то с чем-то совместить и гармонизировать. Какие это периоды? Обычно они длятся по семь лет, но не обязательно, что это точно 365 дней × 7. Может быть, плюс-минус год или еще есть какой-то вариант. Самый первый период – от зачатия до рождения. Он в принципе на девять месяцев растянут. Это когда мы с вами еще находимся в утробе матери. Очень удивительно, но мудрецы говорят, что в это время существо наполняется любовью Бога. Потому что в этот момент только Бог о нём заботится, ведь практически никто другой о нем позаботиться не может. Мать может ему дать что-то лучшее? Нет, она может не доставлять ему беспокойства: перестать пить, курить и так далее.
– Ласково разговаривать с ним, музыку слушать…
– Да, музыку слушать хорошую, чтобы было хорошее питание, но в любом случае это косвенная забота о ребенке. Если вы прочитаете в священном Писании, что происходит с ребенком, когда он находится во чреве, что он испытывает… Вот представьте, что вас на девять месяцев погрузили в кожаный мешок, наполненный жидкостью. Кажется, что это самое лучшее место для ребенка, но не такое уж оно и хорошее… Да вы попробуйте, посидите чуть-чуть – каково вам будет? Так что никто не возражает против ласковой музыки и поглаживания по пузу по часовой стрелке… Но это лишь один процент от общей заботы Бога. Например, есть рассказы о том, что это живое существо, этот маленький человечек интенсивно молится Богу. Он молится и просит: «Боже, я никогда больше не хочу рождаться, потому что это страшно, опасно… Как я опять угодил во всё это?» Разговор сегодня о другом, главное, что первый витамин любви человек получает именно в этом возрасте.
Второй этап длится с рождения примерно до семи лет, он является этапом получения безраздельной, беспричинной любви матери. Почему? Помните, мы разбирали, как социализировать маленького ребенка – отдать в садик или как-то иначе. Любовь матери словно эмоциональные витамины, он должен их получить. И этот возраст – самое лучшее время для их получения, потому что в другой период сделать это практически невозможно. Такая уж у них особенность. Я как-то слушал лекцию, и эти эмоциональные витамины даже буквами были названы по аналогии с В1, В2…, С. Первый витамин Р так и называется – родительский витамин. Почему такая аналогия? Допустим, что вам не хватает витамина С. Вы можете его заменить сгущенкой? Или витамином В12? Нет, вы ничем его не замените. Нужно это понять, как и то, что в период до семи лет ребенку нужно получить эту беспричинную родительскую любовь. Он в этом нуждается. Витамин – прививка на всю жизнь. И вы ничем её не замените. Вы говорите, что ребенок ведь должен социализироваться. Да он потом социализируется. Сейчас он должен получить этот витамин. Ведь все мы его фактически не получили, выпали из детства. У многих из нас детство украли. Как? Это победа дошкольных детских учреждений над разумом. Я не утверждаю, что их вообще не должно быть. Они не должны быть в тотальном порядке. Я отдаю себе отчет в том, что если сейчас мы закроем все детские сады, у всех возникнут огромные проблемы. Многие женщины, которые не замужем, но имеют детей, сильно пострадают, многие дети, у которых неадекватные родители и садик для них – это возможность спрятаться, тоже будут страдать. Но это не значит, что надо всех туда отдавать. Если у вас адекватная семья, если у вас адекватный муж и вы сами адекватны, попробуйте дать ребенку эту любовь. А что касается общения с детьми, так пусть он общается с детьми таких же адекватных родителей, как вы. Зачем для того, чтобы ребенок пообщался, детей надо объединять в банду по тридцать человек под руководством какого-то удивительного живого существа, которое пытается их построить. Вы видели, как? Как можно управлять тридцатью маленькими детьми? Только страхом. Кричать на них, орать, потому что они в ненормальном состоянии, они неуправляемые. И я не обвиняю воспитателей, я не обвиняю нянечек, дай Бог им здоровья, потому что они за копейки делают очень важные вещи, но они не могут сделать по-другому. Я, например, большой противник и критик современного школьного образования. Но я кланяюсь огромному количеству преподавателей, потому что я вообще не смогу сделать то, что делают они. В том режиме, за те деньги, за которые они работают… Даже если они захотят, они практически не смогут, ну не может учитель давать в день восемь уроков по сорок минут восьми разным аудиториям с перерывами на 15 минут. И при этом все тридцать человек должны сидеть, открыв рот. Хотя какие-то таланты есть. И тем более я не буду обвинять этих людей. То есть я критикую систему, а не людей, которые вынуждены в ней работать. Поэтому ребенок до семи лет должен получить родительскую любовь (мы говорим пять лет, семь – совершенно нет разницы, это начальный период). И это очень важный этап, эту родительскую любовь потом получить очень сложно. Какую любовь? Бескорыстную, беспричинную, безусловную. Потому что дальше возникнут условия. Ребенок должен будет начать учиться, он будет образовываться. Вы же не можете его просто начать любить, целовать в попку и говорить: «Боже, какое чудо, как я тебя люблю». Уже не получится. Даже если вы будете это делать в 5, 6, 7, 8, 9, 13, 19 и 45 лет, как некоторые. К чему я это говорю? Все эти этапы мы всё равно должны как-то пройти. Не можем сами пройти – нужно дать возможность кому-то. Если вы не наполнились этим, вы потом не сможете это отдавать. Гармонизировать что-либо с чем-либо просто не сможете.
Третий этап – этап игр, он длится с 7 до 14 лет. Это друзья, какие-то домашние игры, досуг и так далее. У ребенка есть очень серьезная потребность играть. С 7 до 14 лет он должен играть. Игры развивают способность радоваться жизни через деятельность, не завися от её результатов. Это очень важный аспект. Если он сейчас не получит этот витамин, он никогда не сможет духовно развиваться, потому что духовная жизнь – это радость от процесса независимо от результата. Процесс очень важен. Знание – это вещь, а постижение его – это радость. Так написано в священных писаниях. Никто не говорит, страдай сейчас, счастье придет позже. В раю. Господь терпел и тебе велел. Это всё байки из склепа. Поэтому еще раз повторю: игры развивают способность радоваться жизни через деятельность, не завися от её результатов.
Из диалогов:
– С 7 до 14 лет ребенок находится в самом эпицентре школы, а там что от него требуется?
– Дисциплина. Усидчивость…
– Результат. Не усидчивость, как бы ни хотелось. Задача не в том, чтобы человек за девять или одиннадцать лет научился сидеть и не шевелиться. (Кстати, некоторые идут по этому пути, они не понимают, не пропускают и по поведению имеют «пять».)
– Есть другой вариант, когда их пытаются просто усадить, хотя бы для того, чтобы посидели.
– Получается?
– Нет, конечно же.
– Какой смысл? Они не учатся, и не сидят.
– Удивительно. На самом деле школа нужна для того, чтобы дети не мешали родителям совершать трудовой подвиг.
– После садика…
– Да, технология одна и та же. Поэтому, если человек не наигрался, то, даже достигнув внешних результатов, он не сумеет им радоваться. И это огромная проблема для общества. Есть хорошая книга Джона Грея «Как хотеть желаемое и желать полученное». Почитайте, очень рекомендую. Если человек не наигрался, то, даже достигнув внешних результатов, он не сумеет им радоваться. И, что самое интересное, он не сможет эти результаты ни с кем делить. Ему будет очень тяжело. Кого вам это напоминает? Безответственных мужей, которые получают результат и не могут им поделиться. А почему? Они не наигрались. Просто не наигрались. Что происходит потом с людьми, которые не наигрались?
– Играют…
– А где они играют? Хорошо, если в семье. Ведь так просто в игры играть. Садиться и начинать ездить на танках. Да, до трех, до пяти часов утра. И человека пытаются лечить. А его нет смысла лечить, он не наигрался. Ему нельзя запретить, можно только договориться, чтобы он играл поменьше и днем мы бы его не теряли, но это действительно является проблемой. Почему у мужчин сейчас такая проблема, причем практически у всех? Вы знаете, сколько человек играет в «Мир танков»?
– Тысячи?
– Миллион?
– Семьдесят миллионов человек (Сатья). И это только в «Мир танков». Это русскоязычная игра. Теперь посчитаем всех русскоязычных, вычтем женщин, которые очень мало играют, они тоже не наигрались, вычтем детей до трех-пяти лет, вычтем пенсионеров плохо видящих, и окажется, что играют практически все. Вы сомневаетесь насчет семидесяти миллионов? Не сомневайтесь.
– Что же это за игра?
– Видите, вы счастливый человек, она называется World of tanks. Сейчас каждый нормальный русский человек сражается на Прохоровке против фашистов на танке.
– Причем это только в «Мир танков» играют семьдесят миллионов, а прикиньте, сколько есть других стрелялок, пулялок и танков.
– А уже взрослым человеком человек может наиграться?
– Может, конечно.
– А через семь лет он бросит это дело, так получается?
– Нет, он еще более пристрастится. (реплика)
– Это не пристрастие, это просто потребность. Вы не можете это запретить, но вы можете это возглавить и контролировать каким-то образом. Если это делает ваш муж, вам нужно как-то изменить ситуацию, что-то в его жизни должно сломаться. Просто надо выделить два часа в день на игру, поиграть и не париться. Давайте продолжим.
Четвертый этап называется этапом поиска единомышленников. Витамин Е – единомышленники. Это возраст с 14 до 21 года. В это время определяются цели жизни. Человек общается, у него появляется много друзей, общение, меняется жизнь, он уже начинает строить планы на будущее, потому что до 14 лет их строить практически невозможно. Я скажу, что и в 15 лет это еще невозможно, но человек уже начинает задумываться о будущем. Это этап, когда дети начинают думать, где учиться, родителям интенсивно помогают. Как правило, по этому поводу возникают разногласия с родителями. Знаете, почему? Потому что дети родителей всё равно не слушают. Лучший способ испортить ребенку жизнь – это начать ему советовать идти учиться, особенно когда у вас нет с ним контакта. И то, что вы ему говорите и считаете хорошим, он будет воспринимать в штыки и бороться с этим. Конечно, советовать ребенку нужно.
Из диалогов:
– Дорогой, как бы ты думал, где бы ты хотел учиться? Чем бы ты хотел заняться? Куда бы ты хотел поступить?»
Ответит, может быть, так: «Мама, ну я-то откуда знаю, мне же 15 лет только. Ты же лучше понимаешь. А что можешь посоветовать?»
– Ну, у нас тут институт рядом, через дорогу практически. Мне кажется, было бы неплохо попробовать.
– Почему?
– Ты ж еще молодой, не знаешь, чем заняться, попробуй, начни учиться, а там будет видно. По крайней мере, не надо ездить далеко.
Но вы же все учились, знаете, что уже в середине первого курса понимаешь, что здесь учиться не хочется. Очень редко, когда первое образование у человека удается.
– А если в течение года меняется одно, другое…
– Конечно, меняется, потому что ты в 15 лет не можешь определиться. Ну как ты узнаешь, у тебя ведь еще ничего не построено, никаких целей нет, приблизительно только к 21 году они определятся. И это при условии, что формировались все остальные витамины. До семи лет, до четырнадцати и тому подобное. Навык взаимодействовать и получать радость приводит к тому, что человек созревает для того, чтобы ставить и достигать цели. Чтобы созреть для этого, нужно научиться сотрудничать. Сотрудничать и взаимодействовать с другими людьми, чтобы получать радость от процесса. Только тогда человек сможет поставить какие-то адекватные цели. Если этого ничего нет, наш выбор на будущее будет достаточно грустным. Когда результат принципиально не важен, то есть существует некая не привязанность, то результат наиболее высок. Вы это знаете? Если ты не привязан к тому, что делаешь, если ты не сильно переживаешь, как у тебя получится, то это получится лучше всего. Если ты нервничаешь, то может случиться что угодно. Одна мама поделилась со мной историей своей дочери. Девочке лет 12–13, она занимается музыкой, и они поехали на какой-то конкурс, что для девочки вообще противопоказано. Это мое мнение. Участвовать в конкурсах для девочки вредно. Почему? Потому что она там может проиграть. А у той, которая победила, проблем будет не меньше. Почему? Потому что девочка должна радоваться процессу, ей не нужно добиваться того, чтобы её любили за то, что она чего-то достигла. И этот ребёнок так беспокоился, так нервничал, она как-то отыграла, заняла второе почетное место. А утром будит маму и говорит, что ничего не видит. У нее такая аллергия возникла, глаза так опухли, что она их открыть не могла, настолько она ранее перенервничала. Теперь вопрос: зачем вы ее туда запихнули? Девочка училась играть, так пусть она учится дома. Ведь родители реально не планируют, чтобы ребенок стал профессиональным музыкантом. Они хотят, чтобы он просто развивался. Тогда зачем?
– Для портфолио.
– Лауреат конкурса «Голубые струны – 2012», да? А потом ребенок так выглядит. Для девочек это достаточно опасно. Давайте продолжим.
Следующий пятый этап – от 21 до 28 лет – это этап обретения самодостаточности, то есть развитие любви к чему или к кому? Как вы думаете?
Из диалогов:
– К себе.
– К себе. Оказывается, к себе надо развить любовь. Удивительно, если не развить любовь к себе, то достаточно тяжело, чтобы потом тебя любил кто-то другой, правда же? Это практически невозможно. Человек получает счастье от того, что он может что-то решать, это касается мальчика. В основе самодостаточности очень часто лежит уверенность, что всегда есть тот, кто о тебе позаботится. Чаще так считает кто, как вы думаете?
– Девочка.
– Девочка, конечно. Она обретает такую уверенность, если о ней кто-то позаботится. Мальчики и девочки понимают, что нам, родителям, всё по плечу, потому что есть те, кто желает тебе добра, кто молится за тебя, причем делает это как? Беспричинно. В этом и есть суть родительской любви, родители являются безусловными доброжелателями. После 14 лет надо просто молиться за своих детей, желать им добра и любить. И не надо об этом говорить даже. У меня есть такой опыт. Я служил в армии, в Советской Армии, с 1991 по 1993 год, если вам о чём-то это говорит, то это не самое лучшее время для службы в Советской Армии. Я начал служить в Советской Армии, закончил служить в русской армии, то есть в начале я был солдатом Советской Армии, а к концу службы я был оккупантом территории чужого государства, при этом являясь гражданином третьего государства. А как вы думаете, сильный ли это стресс для 19-летнего? Но я почему-то чувствовал, что у меня есть какая-то сила. Я попадал в разные ситуации, но меня что-то оберегало. Все эти два года моя бабушка молилась очень интенсивно. Сила её молитвы была настолько сильна… Она никогда мне не говорила: иди, я там буду за тебя молиться… Я об этом узнал, когда бабушки уже не стало. Кто-то из родственников мне рассказал. Вот это и есть суть безусловной родительской любви. Вот что нужно детям, вот откуда берется сила, не бе-бе-бе типа «ты зачем не помыл, ты что, меня хочешь бросить, ты хочешь нас оставить», ну и тому подобное. Это я сейчас говорю не про родителей, а про нас, потому что родители выросли из кого? Из нас.
– То есть получается, что когда ребенок в армии, а мама сидит целыми днями и плачето том, как ему там тяжело, энергетически там ему будет очень плохо. (реплика)
– Нужно молиться. Желать ему счастья, здоровья, успеха. Какой смысл ныть – ему и так нехорошо. Как если бы человек болел, а все ноют, сидят рядом… Сейчас существует такой метод, когда к больным приходят клоуны…
– Может, клоунотерапия?
Я не помню, как он называется, но мой друг – взрослый дядька, женатый, у него дети, семья, работа – записался на курсы клоунов. Я так удивился. Настолько добрый человек, что он записался на эти курсы, тратит на это время, силы. Он стал этому учиться, значит, он где-то с этим столкнулся. Для чего мы об этом говорим? Есть некая позитивная сила, она дает другим что-то, вот это и есть безусловная любовь. И дети получают эту силу, когда им просто желают счастья, добра, в них верят и «не парят» своих детей. Кроме родителей, такую функцию могут выполнять только некоторые живые существа: это сами родители, священники, наставники, или женщина, или мужчина. У тебя уже есть какие-то возлюбленные люди, которые, безусловно, в тебя верят и о тебе молятся. По-разному бывает. Не обязательно, что это все должны делать.
Новый этап – работа с задолженностями за прошлые этапы. Если у вас есть задолженности за прошлые этапы, всё будет скрипеть. Вам как-то всё равно нужно будет их подтягивать. Если вы не получили безусловную любовь до семи лет, ищите её. Может быть, у родителей, даже если вам сорок лет. Может, вы её получите. Если нет родителей, отношений, ищите тех, кто может дать. Это какие-то старшие друзья, те, кто лет на двадцать старше. Помните, как в каких-то книгах классических, в фильмах по таким книгам, например, старая графиня наставляет молоденькую баронессу, они дружат, общаются, она чему-то учит, как мать делится с ней любовью, девочка открывает ей сердце. Или юноша, а у него наставник. Родители приставляют к мальчику кого-то старшего, более опытного, и мальчик от этого человека набирается ума. Это какой-то мудрый дядька, который желает и дает какую-то родительскую любовь, а сами родители, возможно, не могут дать её. Заняты, работают или еще что-то. И ребенок от него получает. Это очень важный аспект. Очень важно начинать девочке дружить с женщиной сорока лет. Замечали, такие дружбы случаются очень часто. А почему? В большинстве своем этой девочке не хватает любви своей матери, а женщине не хватает дочери.
Продолжим. Как только человек научился контролировать свои чувства, он становится автономным. Его задача на этом уровне – научиться контролировать свои чувства, чтобы стать цельным, то есть автономным, независимым. Для этого нужно научиться контролировать свои чувства. Для этого существуют некие практики, какие-то аскезы и т. д. и т. п. Именно в это время человек может научиться их контролировать. Он должен понимать, что не везде и не всегда он может проявлять свои чувства. Их всегда надо проявлять, но знать, где и когда. И как только человек научился контролировать свои чувства, стал автономным, он понимает, что мир больше на него не воздействует. На этом уровне человек понимает, что может быть независимым от внешних факторов. Твоя жизнь больше не зависит от внешних условий. Говорят, что только безусловная любовь и дружба делают человека счастливым. Безусловная любовь и дружба. И они дают ему возможность двигаться на следующий уровень. У меня должна быть мысль: у меня есть люди, которые любят меня таким, какой я есть. Хотели бы вы иметь такую мысль? Такое умонастроение? Говорят, что есть тест, который показывает, являетесь ли вы таким независимым, автономным, самодостаточным человеком. Представьте, что вы живете или находитесь в другом городе, где никто вас не знает, не говорит на вашем языке, и вы спокойно можете ходить по городу и при этом не беспокоиться, и вы не боитесь, что потеряете паспорт и не вернетесь домой, или еще что-нибудь случится. Нужно просто размышлять, просто гулять и быть абсолютно спокойным. Говорят, что с того момента, как человек проходит этот тест, он может давать другому что-то, не ожидая ничего взамен. То есть человек добрался до самодостаточности, когда он уже может чем-то делиться. Вы пробовали так? Вы гуляли по каким-то далеким странам и т. п., не боясь, что вас куда-то забросит жизнь? Это достаточно сложно. Почему? Потому что наделаем глупостей уже на первом уровне. Такое состояние называется ментальность изобилия, то есть настроения, изобилия и счастья. Ты уже можешь отдавать, когда у тебя уже есть. Если ты личность полноценная, тогда ты уже можешь что-то отдавать. Помните, мы вначале говорили о парне, который хотел научиться читать лекции. Начинать нужно с азов. Ты не сможешь этого делать, если у тебя нет настроения изобилия. То есть из тебя должно идти это, а рот будет открываться, чтобы избавиться от того, что у тебя уже есть. Только так. Только тогда человек может начать говорить или проповедовать кому-то о своих духовных переживаниях. Согласитесь, очень много условий. Мы же почему-то считаем, что проповедовать надо… потому что… гладиолус. Когда человек внутренне счастлив, он привлекает в свою жизнь благоприятные обстоятельства, такой человек предпочитает выбирать работу, которая ему нравится, а не ту, которую надо. Как правило, за эту работу человеку всегда хорошо платят. Почему? Вот мы поэтому и говорим, что если человек привязан к оплате, он, возможно, никогда не сможет добраться до этого момента. Помните, мы говорили о музыканте? Человек хочет стать рок-звездой. Для этого надо долго играть где? В подвалах каких-то, на квартирах, пока у тебя появится навык. Конечно, тебе кажется, что ты великий и крутой, но люди так почему-то не считают. А о настоящих рок-звездах мы тогда говорим, что, мол, повезло придуркам. Есть удивительный фильм «Москва слезам не верит». Помните, там героиня Ирины Муравьевой к какому-то военному начала подкатывать, но тут появляется его дама, и героиня возмущается, почему у каждого симпатичного генерала уже есть жена. На что ей подруга отвечает, для того чтобы быть генеральшей, надо выйти замуж за лейтенанта.
Шестой этап – этап любви и поддержки тех, с кем у вас близкие отношения. Это приблизительно с 28 до 35 лет, самое время для семьи. Создания семьи и тому подобного. Это не значит, что вы начинаете в этот момент искать себе семью. Нет, вы уже женаты или замужем, и у вас уже есть ответственность за детей, за близких. Чтобы наполнить этот резервуар, вам надо делиться собой с кем-то еще, к кому есть взаимная привязанность. Кто это? Жена, дети, муж, наши возлюбленные, и надо понимать, что эти близкие нам люди никогда не бывают совершенными, но для нас они являются идеальными партнерами. Запомните эту удивительную вещь: ваш идеальный партнер никогда не бывает совершенным. При этом он не перестает быть вашим идеальным партнером. И этот этап продолжается с 28 до 35 лет, а следующий этап – седьмой – с 35 до 42 лет – называется этапом необусловленной любви к тем, кто зависит от тебя.
Из диалогов:
– А кто от тебя начинает зависеть?
– Дети…
– Это дети, которые, возможно, уже подросли. На самом деле любить маленьких детей несложно. Маленьких. Попробуйте начать любить детей, которые неталантливы, неспокойны или взрослые. Знаете, какой это ужас. Любить детей взрослых очень сложно. Это странно, но это так. Почему очень сложно любить взрослых детей?
– Потому что они уже сами сформированы…
Потому что они уже в вас не нуждаются. То есть молиться втайне, как мы уже говорили, это странно. Мы хотим получить что? Результат. Но надо, чтобы об этом знали. Но это не имеет никакого отношения к настоящей любви. Хотите любить безусловно, не заливая ребенка любовью, – для этого период с нуля до семи лет. А у нас получается, что с нуля до семи лет мы возьмем его и бросим, чтобы адаптировался, а вот в 25 начинаем заливать его любовью. А она ему такая уже не нужна. Поэтому в мире царит очень правильный закон: всё должно быть вовремя. Вовремя. Царь с 14 лет до бесконечности – это ужас. Ученик с нуля до пяти – это ужас. Друг с 5 до 14 – это ужас. Папа-«друг» (ребенку пять лет): «Сына, щас папа тебе расскажет, как мы сегодня удачно…» Поэтому мы говорим, что седьмой этап – это этап необусловленной любви к тем, кто зависит от вас. Ответственность за других – один из существенных запросов души. Нам это свойственно, мы не можем быть не ответственны за кого-то. То есть муж должен быть ответственен за жену, жена ответственна за детей и т. п. Мы без этого жить не можем. Забота о детях, забота о внуках и т. д. и т. п. А если их нет, можно найти того, кого можно опекать. Мы всегда найдем, кого опекать. Например, что заставляет женщину искать ребенка для усыновления? Есть какая-то потребность. Ну, может быть, нет своих детей. Ну, может быть, их мало. Ну, не так много, как хотелось бы, возраст не тот. Разные есть варианты. Тем же не менее это странно, странно с человеческой точки зрения: взять, найти какого-то человека в мире, отдавать ему любовь и т. п. Это серьезный шаг, это говорит о том, что есть такая потребность. Мы можем дарить необусловленную любовь, только если эта любовь переполняет нас. Говорят, что это единственная причина вообще детей заводить. Единственная причина заводить детей – это когда любовь тебя переполняет. Тебя или твою женщину, или наоборот, тебя или твоего мужчину. И когда любви уже столько, что она уже не поглощается вашим партнером, тогда нужно завести себе еще партнеров – детей – и на них вылить это. Какой удивительный стандарт, правда же? А у нас часто дети заводятся по другим мотивам.
Восьмой этап – создание социального окружения – с 42 до 49 лет, приблизительно. Это когда у тебя в семье уже всё налажено, дети подросли, человек начинает беспокоиться. В зависимости от своих ресурсов, потребностей, сил он в подъезде начинает что-то подкрашивать, цветочки какие-то ставить или в районе что-то делать, или, в хорошем смысле, в депутаты ломиться, чтобы денег рубануть каких-то, или просто потребность такая. Надо что-то делать для своего окружения. Я был в Череповце, мы гуляли по городу, вышли на старую центральную площадь, там стояли дома старые, по двести лет, один из них – дом некоего губернатора, там какая-то табличка, и нам рассказали о том, каким он был удивительным человеком. В те времена губернаторы не получали никакого жалованья, то есть это был порыв души: богатый человек, уже реализовавшийся, он мог что-то сделать для города. Ему давали такую возможность. Ему хотелось что-то сделать, потому что ему мало было детей родить и дом построить, у него был уже дом, дети выросли, и он что-то хотел сделать. Человек находится в таком возрасте, который приходится на этап воздаяния социальному окружению. Теми дарами, что мы получили от жизни, нужно поделиться. Вот это и есть проповедь окружающим. На этом этапе человек может стать успешным проповедником. Он может начать уже что-то рассказывать и его, что характерно, будут слушать. Почему? У него есть сила, есть что сказать.
Девятый этап – этап воздаяния миру. Это возраст с 49 до 56 лет. Отход от семьи, служение миру и тому подобное. В ведической концепции этот уровень называется ванапрастха, либо саньяси, когда человек уже отходит от заботы о своей семье. А почему отходит? Семья ему уже не нужна. Но деятельность какую-то всё равно вести нужно. В этот момент люди становились какими-то наставниками, духовными учителями и т. п. Это девятый этап, а десятый этап – это служение Богу. Это когда человеку даже учить никого не надо.
Из диалогов:
– Пора подумать о душе.
– Да, пора подумать о душе, о своей причем. О чужой вы уже подумали. Это этап после 56 лет приблизительно. Проблема в большинстве случаев проявляется в том, что мы вступаем в конфликт со временем. А мы говорили уже с вами, что во Вселенной есть определенный закон. Какой?
– Всё нужно делать вовремя.
– Да, всё нужно делать вовремя. Один мудрец сказал, что секрет счастья заключается в том, чтобы перестать делать то, что кажется нужным, и начать делать то, что делает вас счастливым. У нас так много вещей, которые кажутся нам нужными, но которые не приносят абсолютно никакого счастья. Говорят, что, когда люди проходят все эти этапы, они могут полноценно наполняться и уже только тогда действительно делиться чем-то, то есть заниматься духовной практикой. И из того, что мы сейчас с вами услышали, можно сделать вывод, что духовная практика – это не некий оторванный от жизни процесс оторванных от жизни людей, которые где-то закрылись и что-то такое духовное выдают… Нет, это серьезный процесс, он связан с жизнью человека, он помогает в материальную человеческую жизнь внести какой-то смысл. Потому что просто есть, спать, совокупляться, размножаться, – это любая свинья, любой хомяк может. Любая собака. Любое животное этим занимается. Но у человека немного другое предназначение. Поэтому только человек может и духовно развиваться, и при этом материально совершенствоваться. На санскрите материальная жизнь называется «дхарма» – материальная обязанность. У каждого человека есть такие обязанности. Ну, допустим, ваши обязанности отличаются от моих? Почему?
– Потому что вы мужчина.
– Потому что я мужчина. Вы женщина. Ну, допустим. Допустим. Я узбек, гражданин Узбекистана, вы – гражданка России. Разница есть? Есть, конечно. Я живу по одним законам, вы – по другим. Вы – жена, я – муж. Вы – мать, я – отец, это опять же разные обязательства и т. д. Вы – преподаватель в университете, я – плиточник-облицовщик. Я – военнообязанный, вы – нет. У меня одни потребности, у вас другие. Пока у людей есть материальные желания, а они есть, то чуть ли не до девятого этапа мы всё равно будем как-то в этом мире трудиться, что-то делать. И говорится, что это левый рельс нашей деятельности. Если считать нашу жизнь как локомотив, как поезд в метро, то левый рельс – это дхарма. А правый рельс называется санатана дхарма – это обязанности души. У вас есть душа?
– У всех есть душа. (следующая реплика)
– А ещё какой правильный ответ?
– У нас есть тело.
– У нас есть тело! А ещё вы – душа. Мы с вашим телом разобрались, оно едет по левому рельсу, а вот ваша душа, вы – душа, она едет по правому. И вот скажите, у нас с вами обязанности духовные разные? Они не могут быть разными. Как души мы одинаковы. Ваша душа в отношениях с Богом, моя душа в отношениях с Богом – большой разницы нет. Поэтому наши духовные обязанности могут быть очень похожи. Несмотря на то, что мы с вами очень разные, наши правые рельсы могут быть очень похожи. И поэтому иногда люди, которые занимаются духовными практиками, собираются в какие-то общества, то ты понимаешь, что их ничто там не может объединить, кроме духовной практики. Не возраст, у них разный возраст, а они вместе занимаются и общаются. Мужчины, женщины, женатые, незамужние и т. д. Русские и узбеки и т. д. Обязанности духовные идут как бы по правому рельсу, а наш поезд должен ехать по двум, тогда он устойчив. Продолжим нашу аллегорию. Вы знаете, где в метро силовой кабель идет?
– В середине.
– С правого рельса. Смотря с какой стороны смотреть, в нашем случае с правой. Один правый рельс с силовым кабелем. На него лучше не наступать. Насколько я разбираюсь в этом, если вы на него наступите, то ничего не будет, проблема будет, если вы наступите сразу на два рельса или станете двумя ногами на один рельс, тогда возникнет проблема. Рельс только один силовой. Я могу ошибаться, я гуманитарий, так что, физики и электрики, вы меня простите. Но если мы вдруг захотим ехать только по правому духовному рельсу, мы сможем это?
– Нет.
Кто так может ехать? Только святой, только он может ехать на одном рельсе. Но мы не святые, поэтому это обсуждать, в принципе, нет смысла. А сможем ли ехать только по левому рельсу? Он вообще без электричества. Предположим, что вы вдруг отключаете правый рельс: сегодня духовность меня больше не интересует, надо заработать денег. Вы отключаете духовный рельс – и автоматически отключаете подачу электричества. По этому рельсу в силу инерции вы еще будете ехать какое-то время. Только где остановитесь? В самом непредсказуемом месте, в каком-нибудь темном тоннеле. Поэтому даже в Священных Писаниях сказано, что если человек выполняет только материальные обязанности, даже если он их правильно выполняет, он все равно в ад придет. Просто вопрос времени. Древние очень серьезно подходили к вопросу двух рельс. Только так можно соединить духовное и материальное. Только так можно найти гармонию. Гармония духовного и материального заключается в том, чтобы вы могли любое свое материальное действие объяснить с точки зрения духовной. Зачем вы это делаете? Как это вам помогает развиваться духовно? Едите ли вы, идете ли на работу, смотрите ли телевизор, размножаетесь – нужно понимать, зачем вы это делаете. И Священные Писания помогают человеку это объяснить. Они объясняют, что если у тебя есть семья, ты должен работать. Зачем? Ты должен поддерживать свою семью, их обеспечивать, ты же их сам выбрал, они от тебя зависят, они посланники Бога. А ты говоришь, да, я понимаю. Совсем понятно, почему ты идешь на работу, – кормить посланников Бога: мою жену, моих детей. Маму свою. И поэтому ты спокойно работаешь. Во всяком случае, себе ты можешь объяснить, зачем ты это делаешь: например, когда ты что-то готовишь, ты понимаешь, для чего это, – чтобы кормить посланников Бога. Я грубые примеры привожу, но тем не менее человек должен объяснить себе, для чего он это делает. Если он не может это объяснить, то какой смысл в такой деятельности. Как бы ни казалось нам странным, что необходимо объединить духовное и материальное, другого пути нет. Если человек хочет быть в этом мире счастливым, он должен объединить эти две вещи.
Чем больше я их изучаю, тем яснее понимаю, что по-другому невозможно. Дети передают всё маме, мама – папе, папа – кому-то еще. Теперь вопрос: а при чем здесь духовность? Вы не интересовались, а кому передают священники, психологи? У них нет другого шанса, они передают это Богу. Поэтому если есть те, кто молитвенной практикой избавляется от своего негатива, и при этом они могут дать прибежище остальным, они находятся в рамках раздумья. Такой человек может внимательно выслушивать. Эти люди могут выслушивать своих жен, жены могут выслушивать своих детей, не возникает никакого коллапса. Только духовно развитый мужчина может спокойно находиться в семье, потому что он может переварить эмоции женщины. Иначе ему придется от этих эмоций дистанцироваться. Сможет ли женщина перестать проявлять эти эмоции? Сможет, она начнет их выливать на своих детей. Дети становятся неуравновешенными. Рядом с психически неуравновешенными детьми мама становится какой? Неуравновешенной психически. Рядом с неуравновешенной психически мамой папа становится каким? Неуравновешенно психическим и т. д. Или не так? Так. Заметьте, в этом мире всё взаимосвязано… Вот такая вот удивительная история. У нас не духовная лекция, я не буду сейчас проповедовать вам изо всех сил и вербовать, а в конце раздам всем четки, и всех проинициирую. Не надейтесь, ничего подобного не будет. Если есть какие-то вопросы, я готов их услышать.
Из диалогов:
– Как объяснить себе, что ребенок уже наигрался. Вот, предположим, что с пяти до семи он играет…
– С семи до 14.
– С семи до 14. Где эта грань, что он наигрался?
– Наиграется просто.
– Нет, но…
– Не нет, а да. У меня ребенку 16 лет, и знаете, что я сейчас вижу? Он наигрывается, у него нет проблем с играми, он обеспечен играми, и я вижу, он наигрывается. Он растет и перестает играть.
– Ограничения всё равно должны быть?
– Какие?
– Ну…
– Вы о каких играх говорите?
– Компьютерных.
– Вот в том-то и дело! Вы можете не ограничивать выбор, просто часть компьютерных игр заменить на живые игры. А для этого нужно в этом участвовать. А если вы не хотите, а хотите только ограничивать…
– Ну не то что не хотим, а как бы нет возможности.
– У вас нет возможности, но вы решили в чем-то ограничить ребенка. (– Перестань играть. – Конечно, мам. И перестал. – Иди, поиграй с братом. Это же так интересно, играть с братом. – Ой, Боже, Ванечка, ты такой маленький, мама, я играю с Ванечкой.) Ванечка счастлив. Братец старший счастлив. «Мир танков» отдыхает. Вы этого хотите? Вы бы на его месте отвлеклись от игр на то, чтобы «поиграть с братиком»?
– Может быть, да.
– Конечно, конечно. Нет, вы не станете соглашаться на игры менее интересные, правда? Поэтому если вы хотите отвлечь его от этих игр, создайте условия, чтобы у него были другие. Заинтересуйте его, чтобы он на каток ходил. Если он попробует, будет очень круто. Но для этого нужно найти мотивы, нужно заинтересовать, может, самому ходить. Пригласить его на каток. Прикиньте, он пошел с мамой на каток в воскресенье. Мама ему подарила коньки, два часа катались, он весь в синяках, но такой счастливый. Ему может это понравиться. А не так: «Поди погуляй! Пойди поиграй на улице!» Видели, в Интернете такое есть: сидит парень, играет на компьютере. «Пойди, поиграй на улице!» – и он уже сидит на улице с компьютером.
– Вот есть ограничение до пяти лет, что он царь, а дальше почему уже нельзя?
– Нельзя что?
– Ну, любить его.
– Кто ж говорит, что нельзя? Это как царя, я имею в виду.
– А учить когда?
– Но ведь это же одно другому не мешает?
– Мешает.
– Ну, я просто о своем ребенке говорю. Ему десять лет, мы его безусловно любим, ну как сказать, многое, может быть, ему разрешаем, но у нас получается. Даже если взять, к примеру, магазин, смотришь порой на детей, которые в истерике бьются, наш ребенок начинает просить, мы ему нормально объясняем, и он спокойно уходит. Мы его любим, если мы хотим что-то, мы ему покупаем, но никаких условностей не ставим, что ты такой, ты сякой, ты не отучился там, пятерку не получил или еще что-то…
– А вы думаете, что все дети, которые в магазине, ногами об пол, головой об стенку, это не…
– Да, но порой я думаю, отчего бы это, почему мой не так бьется.
– Я не знаю, почему ваш ребенок не бьется в истерике. Может, он копит?
– Я думаю, что, может быть, он думает, что он царь.
– Ну, что это за царь! Ну, приведи царя в магазин. Он говорит, хочу «Сникерс». – Ты не получишь «Сникерс», у мамы денег нет. На «Сникерс».
– И спокойно…
– Спокойно, ну нет, так нет. Ну, конечно, так и есть. Вы что, правда так считаете?
– Так и есть.
– Поживите подольше, узнаете побольше. А теперь вопрос: «Что чувствует 10-летний ребенок, которого привели в магазин, и в котором ему ничего не купят. Что тогда он делает в магазине?»
– Нет, ему…
– Нет-нет, скажите, что он делает в магазине, если у вас нет денег? Или вы надеялись, что он попросит картошки?
– Нет.
– Мама, купи картошки, два килограмма. Для семьи.
– Нет, ну, если у нас есть поход в магазин, то он получает…
– Или не получает.
– Но он спокойно к этому относится.
– Я же не знаю подробностей, что вы сейчас от меня хотите?
– Я вот просто хочу узнать, к чему это ограничение, царь и…
– Вы были на прошлом занятии или впервые это видите?
– Да.
– Предлагаю вот что сделать – переслушать. Хорошо? Ну, чтоб я заново сейчас все не рассказывал. Если вас это заинтересовало, значит, я уже добился результата. Судя по вашему непониманию ситуации, я сразу сделал вывод, что вы отсутствовали ранее. Это неплохо, потому что вы присутствуете сейчас. Хорошо? Потому что на разных этапах есть разные задачи. Это не значит, что после пяти лет ребенка надо бить. Нет. Его надо также любить, но уже не как царя. А как ученика. Это немножко разные вещи. Потому что до пяти, до шести лет ребенок не может по-другому воспринимать, кроме как царь, а потом уже может. Он растет, его психика совершенствуется. А в 14 он должен стать другом, и если вы будете любить его как царя, то вы испортите ребенка. Это верно на 100 %!
– У меня вопрос по четвертому этапу. Четвертый этап – это этап становления цели.
– Да. При поиске единомышленников надо установить цель. В 14 лет люди как раз заканчивают школу, и мало кто задумывается сам. Многим родители подсказывают, что надо делать…
– С 14 до 21 года, да…
– Многие смотрят на экономическую сторону вопроса, а можно как-то мотивировать, задуматься глубже…
– Тебе было 14 лет?
– Да.
– Ты бы мог задуматься глубже? Вот, в том-то и дело… В 14 лет ребенок только начинает это делать…
– Ну, а в 15, 16, 17…
– Заметь, 14 лет – это не семнадцать, а семнадцать – это не 21. Возьмем меня. Меня в 14 лет и меня в 21. Знаешь, разница просто колоссальная. Вначале ты вообще полный лузер, и к 21 году уже сформируется какая-то цель.
– Можно ли подтолкнуть человека к этому, или он сам должен дойти?
– Себя подталкивай. Есть только один человек, которого надо подталкивать. Ты сам. У нас была учительница физики. На лекции «Как найти свое предназначение» она, как истинный педагог, как очень хороший добрый человек, сказала: «Как я могу помочь всем своим детям в школе найти свое предназначение?» Как вы думаете, что мы ей ответили?
– Дать свободу…
– Найти самому…
– Вот, умница! Правильно! Сама найди свое предназначение! Ты свое-то не нашла. Как ты можешь помочь всем своим детям в школе, если ты сама со своим предназначением не разобралась. Поэтому, еще раз повторю, нельзя дать то, что у тебя самого нет. Мы все хотим кого-то подтолкнуть, но лучше всего подталкивать себя. Это, наверное, лучший вариант. Потому что говорится, что большего успеха добьется человек, если он начнет пользоваться советами, которые он дает другим.
– У меня сыну тоже 16 лет, и в ближайшие два года ему предстоит выбрать, где учиться, куда ему направиться. И я спрашиваю его, куда ты хочешь… А он говорит, да откуда я знаю, я еще сам не знаю…
– Он не знает… А вы знаете?
– Я тоже не знаю.
– Ну, вы 16 лет смотрели за своим сыном? Таланты какие-то видели в нем?
– Математические у него способности…
– У него есть математические способности. Это навязанные вами математические способности?
– Нет.
– Если у ребенка математические способности, он хочет их развивать? То есть я надеюсь, что он сидит дома и решает теорему Ферма?
– Нет, конечно, сидит в танчики играет.
– Ну, если он с геометрической точностью за горизонт стреляет… Если вы видите, что у него такие таланты, то помогите ему поступить туда, где эти свои таланты он может проявить.
– То есть всё равно ему надо как-то помочь и направить?
– Он же говорит вам: мама, я не знаю.
– Ну, я тоже не знаю… говорю, может, в технический какой-нибудь.
– Зачем в технический какой-нибудь? У человека есть математический талант, отдайте его в Суворовское училище. Ну а что, серьезно, пусть воюет там. Найдите, посмотрите, я же не знаю подробностей. Он может реально перемножать большие числа?
– Нет, конечно, просто они легко даются ему… по сравнению с другими предметами.
– Ну, легко даются, или это талант его? Что ему нравится делать? Потому что мне тоже многие вещи даются легко, но я не готов ими заниматься. Это действительно его талант или то, чем он любит заниматься? Я не зря спросил, занимается ли ребенок математическими заданиями. Следите за ним. Чем он занимается? Какие у него хобби? Что ему реально нравится? Где у него талант, реальный талант? Не просто некие способности, потому что, если в голове есть хотя бы две извилины, он выделяется на фоне остальных бестолочей… Математика – это же удивительная вещь, например, если ты в четвертом классе пропустил одно занятие, то дальше уже ты не понимаешь, о чём речь. Смотришь, какая-то арабская вязь… Если вы видите, что у парня есть склонности к спорту, пусть спортом занимается, если вы видите у него способность какая-то спортивно-военная, пусть в военное училище идет. Если вы видите у него склонность к компьютеру, может, он айтишник будущий. Если я заметил, что мой ребенок разбирается в компьютерах и любит рисовать, то есть он талантлив. У меня весь холодильник в его рисунках. В третьем классе, в первом классе. Он классно рисует, мне нравится. И он любит компьютеры. У меня хватило ума, чтобы объединить эти две вещи и выяснить, что это компьютерный дизайн, прийти и сказать: «Ты хочешь попробовать поучиться на компьютерного дизайнера?» Как вы думаете, он ответил? Хочу в Суворовское училище? Нет. Он говорит, что это интересно, он пока не знает, но хочет попробовать. Вот и всё. Мы идем, записываемся в какую-то компьютерную академию, платим какие-то деньги, и он пробует это делать. Надо смотреть, что действительно ребенку дается. Это задача родителей – смотреть буквально с пяти лет и выяснить, что ребенку нравится. Начал рисовать – подбрасываете ему фломастеры, альбомы, мелки…
– Художественную школу…
– Художественную школу, возможно, вдруг у него к ней какой-то интерес. Начал вдруг петь – микрофон, музыка, еще что-то делать. Задача родителя – ребенку подбрасывать некие ресурсы. Мальчик начал отжиматься – турник, брусья, гантели, штангу. Стукнул кому-то в голову – перчатки, грушу… Он сидит и не понимает, хочет он заниматься боксом или не хочет. Он два раза дал в морду кому-то в школе, но это еще не значит, что он боксер. Подбрасывайте ему информацию. Я в компьютере всё время подбрасываю сыну всякие ссылочки, которые ему могут быть интересны. Ему интересны танки – я ему кидаю танки, ему интересны пираты – я ему бросил ссылочки на книги о пиратах, если динозавры – всё, папа накупил книг о динозаврах и ссылочек ему накидал. Да всё что угодно.
– А что-то может со временем прийти…
– Ну, конечно, смотрят и выясняют, что им интересно.
– Если ребенок талантлив… Вот у Андрея ребенок очень талантливый музыкант, для меня это очевидно. Конечно, ему насобирали на пианино, у него сейчас какой-то рояль. Через какое-то время он: меня дзюдо интересует. Андрей – адекватный отец, он говорит, хорошо. А сам он музыкант и хотел бы, чтобы ребенок был музыкантом, а он ему кимоно купил. Занимался, занимался, сломал руку сейчас, на дзюдо не может ходить. Теперь он сидит, играет.
– Значит, когда ребенок выбирает секции, в этом нет ничего страшного?
– Да, просто здорово. Я был в Германии, читал семинары и там выяснил удивительную вещь. Я им сказал о том, что ребенок должен перебирать, они говорят, что у нас очень странная система. Там если ребенок куда-то идет, то надо платить сразу за год.
– Бизнес.
– Бизнес, да. Теперь вопрос – и что? Что за год надо платить? Нормальных родителей не пугает это. Ну, если ему не нравится это. Что, нужно сказать: «Ходи, зараза! Я заплатил», да? (– Папа, папа, я хочу конфетку. – Зачем тебе конфетка, ты еще мыло не доел. – Я хочу новые кедики. – Зачем, ты еще коньки не сносил.) То есть ребенок ищет, а папа говорит, мол, фиг ли тебе искать, я уже потратился на… Это жесткий подход – экономить на своем ребенке. Я заплатил – и всё.
Я сам такой, я подхожу: «Вань, ты учиться то собираешься?» Он: «Ну, я постараюсь». Но я-то должен понимать, что он пока не знает наверняка, он же там не учился. Он только пойдет и, может, скажет: «Пап, я не хочу там учиться». «Я заплатил, так ходи!» – нет, я так не скажу. – «Не хочешь – не ходи. Если не хочешь, ты мне просто заранее скажи, чтобы я не платил. Я за полгода заплатил, походи, узнай, через полгода надо будет опять платить. Если тебе не хочется, сиди дома, я тебя не хочу заставлять. Я хочу просто помочь тебе, чтобы ты мог учиться. Поэтому ты скажи мне, платить или нет». Отвечает: «Хорошо, я посмотрю, скажу».
И я вам обещаю, я сделаю всё, чтобы не сказать такое: «Ты чё, ты знаешь, сколько стоит учиться? Это ж, блин, папа может устать зарабатывать эти деньги». Это наши дети, пойми. Они вырастут скоро. Идеальный вариант – вообще на ребенка не давить и не вдохновлять. Опять же я скажу по себе. Мне в жизни повезло, опять же, по какой причине. У моей мамы очень много детей. И я старший. Поэтому меня оставили в покое, как только родился второй, на меня просто-напросто не было времени, поэтому мне никто никогда не говорил, чем заниматься: я хотел заниматься футболом – я занимался футболом, я сам туда пошел и сам оттуда ушел. Никто мне слова не сказал. Если мне нужен был мяч, мне купили мяч. Я захотел заниматься альпинизмом – я стал заниматься альпинизмом, потому что я захотел заниматься и занимался какое-то время. Мама была очень довольна, когда я им занимался. Когда я перестал заниматься, мама все равно была очень довольна, что я перестал им заниматься. Я стал заниматься борьбой, и мама стала мне стирать кимоно, я перестал заниматься – она перестала мне стирать кимоно. Поэтому я всегда чем-то занимался. А если бы на меня давили, я бы сопротивлялся. Сила действия равна силе противодействия, разве у вас было не так?
Из диалогов:
– Можно я как ребенок вопрос задам? Я закончила девять классов, мне было 15 лет, и уже надо было выбирать: либо уходить в колледж, либо оставаться в 10 классе. Но это потом уже связано с профессией, с будущей жизнью, было очень страшно выбирать…
– Конечно, страшно…
– Я не знала, что выбрать.
– У тебя есть родители?
– Есть. Они не хотели меня грузить, иди туда, чтобы потом, если вдруг что…
– Ты у них спрашивала?
– Ну, да…
– А они сказали, сама решай?
– Выбирай, я в любом случае тебя поддержу. Предложили в 10 класс идти, но сказали, если хочешь, уходи, и я пошла в десятый класс. Что-то не пошло у меня, и мы спонтанно решили, что я ухожу в колледж. Я сейчас учусь в колледже, и многие говорят, что надо было остаться в 10 классе…
– А ты сама что чувствуешь?
– Я не знаю, у меня столько переживаний…
– А ты не сильно переживай. Смотри, ты женщина. Тебе нужен весь этот колледж, вся эта школа, ну, чтобы общаться, получать ухаживания от мужчины, от своих одноклассников или одногруппников. Может, они еще глупенькие, не знают, что за женщиной надо ухаживать. Не сильно парься по этому поводу. Если ты думаешь, что учеба в колледже прямо сразу решит твое будущее, да ничего она не решит. Ты все равно ничему не научишься в этом колледже. Никто из тех, кто там учился, ничему не научился.
– Но, значит, надо было в 10 класс идти?
– И там бы ты ничему не научилась! Ты ничего не потеряла. Колледж, это тот же десятый класс, только с уроками труда. Вот и всё. Ну, на кого ты учишься в колледже?
– На факультете права.
– И ты думаешь, что, закончив колледж, ты станешь правозащитником или юристом? Нет. Никем ты не станешь. Дипломчик куда-то там положишь, и будет лежать. А дальше ты будешь смотреть, чем заниматься. Возможно, выйдешь замуж и забьешь на все эти поиски.
– А это же неправильно.
– Почему?
– Ну, надо всё равно как-то себя развивать…
– В чём развивать? Ты хочешь развиваться в праве? Я хочу, чтобы ты сейчас услышала, вот просто открой ушки и услышь. Ты женщина.
– Ну и что?
– Ничего, внимательно слушай меня. Ты – женщина, это очень круто. Это очень круто. Вот мне 43 года, я семейный психолог, чтоб ко мне не попасть через десять лет, услышь меня сейчас. Я не заставляю тебя… просто это услышать. То есть для женщины получить успех в семье, да, построить свою личную жизнь на четыре порядка важнее, чем колледжи, институты, мир, развиваться и тому подобное. Если ты всего этого достигнешь, всего этого, но не будешь счастлива в браке, тебе это счастья не принесет. Поэтому все эти колледжи… отнесись к ним как к игре…
– Просто столько вокруг уже браков, может, просто накручивают…
– Посмотри, я же не накручиваю. Почему? Потому что мне от тебя ничего не надо.
– Но… естественно.
– Вот в том-то и дело. Вот поэтому я тебе сказал истину, а ты дальше подумай… Сейчас, смотри, тебе её сейчас просто нечем понять. Ты её запомни, а потом подумаешь когда-нибудь. Запиши её.
– Пойти на какие-нибудь кулинарные курсы, чтобы вкусно научиться готовить…
– Тоже вариант. Поэтому колледж – это так… Я закончил кулинарный техникум, и я не научился в нем готовить. Вообще. Какой на входе был, такой и на выходе. Где я провел 4 года?
– Диплом?
– Дорогие друзья, я никогда никому в жизни не показал свой диплом. Я повар пятого разряда. Я очень крутой. Я техник-технолог и я планирую. Никому не был нужен мой диплом. И никогда в жизни я никому его не показывал. В моем дипломе я храню вид на жительство. Подходит по размеру. Чувствуешь? Опять же, не беспокойся по этому поводу, в любом случае то, что я говорю, это не то, как другие будут тебя оценивать.
– Ну, еще надо как-то знания получать, чтобы потом в высшее учебное заведение… Если сейчас не поступишь на высшее, сейчас без высшего никак…
– Серьезно? Хочешь получить высшее образование – получи. Выбери себе удивительную, интересную профессию, которая тебе нравится. Но, может, ты никогда не будешь работать по этой специальности. Это самый лучший вариант. Просто занимайся этим, общайся с интересными людьми, пусть это будет факультет журналистики, если тебе хочется. Но надеяться, что этим ты будешь зарабатывать себе на жизнь…
– Ну да…
– Нет. Солнышко, если ты этим будешь зарабатывать себе на жизнь, ты станешь несчастной. Счастливой ты станешь, когда ты правильно и красиво выйдешь замуж за достойного человека, который с большим удовольствием будет совершать для тебя подвиг, потому что ты такая хорошая. Или ты хочешь сама ломиться по этому миру? Ломись, и пополни ряды несчастных людей.
– Ну, можно еще тогда два вопроса.
– Конечно.
– Первый вопрос. Если, вы говорите, что работать не по профессии, и потом получить образование по профессии и потом работать, но, если у тебя высшее образование, тебя берут на эту профессию, а если ты потом в левое русло совсем пойдешь работать, как же ты… Например, из права пойдешь на комбинат работать.
– Ну, как тебе сказать. Вот этот опыт у тебя откуда?
– Общение с мамой.
– Вот в том-то и дело. Просто мама хочет, чтобы ты училась.
– А все, по-моему, хотят, чтобы дети учились, дети развивались.
– Ты услышала, что я сказал? Вот это запомни, и потом об этом подумаешь.
– Вы, например, говорите, за правильного человека замуж выйти. Но если не работать и дома сидеть, не нарабатывать стаж, может и такая ситуация быть, что мужчина поймет даже как-то на подсознательном уровне, что женщина сидит дома с детьми и она от него зависит. И он начнет этим пользоваться, потому что мужчина, это эгоистичное существо, даже если оно тебя будет любить…
– Поэтому надо выйти замуж за достойного мужчину.
– Даже если он достойный мужчина, ну, на подсознательном уровне, может быть, простит…
– Смотри. Я женат. Мне 43 года. У меня есть жена. Ей 43 года. Она не работает, чувствует себя великолепно. По одной большой причине – я адекватный.
– Но потому, что вы прошли очень большой путь. Потому что вы переосмыслили жизнь.
– Я тебе о том и говорю: прежде чем выйти замуж, надо пройти большой путь и найти достойного человека.
– Но таких людей очень мало, вот вы достойный…
– Тебе хватит. Поэтому сразу выбирай достойного мужчину, слушай лекции. Подойти к науке построения отношений тебе нужно так же серьезно, как к тому праву, о котором ты говоришь. Ты должна понимать, у тебя есть потенциал, ты там что-то читаешь… «эгоистичные существа»… Нет, ты права. Как достойная женщина веди себя достойно, и рядом с тобой появится достойный мужчина. А недостойные мужчины, они прибиваются только к женщинам с низкой самооценкой. То есть к недостойным женщинам. А на каждую недостойную женщину есть безответственный мужчина. На каждую достойную женщину с высокой самооценкой есть мужчина с высоким уровнем ответственности. Так не бывает: женщина с низкой самооценкой, а рядом с ней мужчина с высо-о-ким уровнем ответственности. Так не бывает: женщина с высокой самооценкой, а рядом с ней мужчина с низкой ответственностью. Не бывает, это парные существа. Поэтому, на каждую кастрюлю есть крышка. Поэтому работай над этим. Я не говорю, чтобы ты перестала учиться и тому подобное, начни работать и найди…