Легко заметить, что первоначальная граница Новгородской и Ростовской области именно шла по водоразделу между Метою, Твердою, Медведицею и Мологою и что движение, переход новгородского народонаселения и владений в область Волги совершился с северо-запада, там, где волоки так ничтожны, между Пашею, Соминою, Сясью. Движение шло Чагодощею и потом Мологою вверх до водораздела и вниз до Весьегонска. На эти границы областей всего лучше указывают границы новгородского наречия.
См. ниже в главе о финнах.
Как видно, до впадения в Буг реки Нура на севере.
От северной части Среднего Урала к северо-западу, между источниками Печоры и притоками Верхней Камы, идет холмистая страна, которая называется Уеалолш. Увалы разделяются на две части – западную и северную. Северная тянется к северо-западу, разделяет две речные системы – Печоры и Двины – и теряется в болотах у Ледовитого океана. Западная часть Увалов идет между истоками Печоры и Камы, разделяет область Северной Двины от области Верхней Волги и тянется на сто миль к западу между городами Вологдою – на севере и Костромою с Ярославлем – на юге. Увалы простираются до Белоозера, потом поворачивают к юго-западу и на юго-востоке от Новгорода примыкают к Валдайским возвышенностям.
Ливны, Лебедянь, Елец, Воронеж называются в XVII веке степными или польскими городами.
Говоря о важном значении рек в нашей истории, мы должны заметить еще одно обстоятельство, а именно что реки, теперь мелководные и несудоходные, в древности были многоводны и способны к судоходству; так, например, Стугна, теперь небольшая река в 60 верст длины, впадающая в Днепр с правой стороны у Триполи, в настоящее время совершенно несудоходна, но прежде была очень важна: по ней Святой Владимир строил города, и в ней находят остатки больших судов. И в других малороссийских реках, которые теперь несудоходны, находят остатки больших судов из глубокой древности, например в Суле, Ворскле, Хороле и др. Утверждают, что река Трубеж в продолжение тридцати пяти лет пересохла на десять верст; в Трубеже также находят остатки больших судов, хотя теперь эта река и несудоходна.
Семья (от соимаю) означала первоначально жену, супругу (сопрягаю, соимаю), потом уже стала означать и происшедших от супружества, живущих вместе; жены в письмах к мужьям обыкновенно подписывались: семьица твоя такая-то; семьяниться — значило соединяться; в крестоприводных грамотах налагается обязанность не семьяниться ни с кем на государя.
От рода Русского, от рода Варяжска.
Имя раба смешивалось с именем младшего члена семьи; что раб значило малый, юный, доказательством служит производное робенок или ребенок, также производный глагол от роб или раб – робею, умаляюсь духом; отрок означает мальчика и раба. В древнем родовом обществе сирота был самое несчастное существо, сирота был первый нищий, первый раб. Отсюда сирота значит раб в наших древних памятниках, а в некоторых областных наречиях и теперь сирота означает нищего.
На основании восточных свидетельств думают, будто славяне верили, что женщина вступала в рай только посредством мужчины: если умирал холостой славянин, то его женили после смерти, и жены его спешили обречь себя на сожжение, чтобы души их могли войти в рай. – Мы должны, кажется, принимать это известие обратно, т. е. что мужчина нуждался в женской душе для входа в рай: иначе для чего было женить мертвеца? Девушка могла выйти за другого и войти в рай вместе с последним.
Очень естественно имя Лада и Лады давалось также любовникам и супругам, которых небесная чета – Ладо и Лада (солнце и луна) были первообразом; употребляется же ласкательное: мой свет!
Естественно ожидать, что у народа, потерявшего уже смысл совершаемых им обрядов, должно происходить с течением времени смешение последних; так, чучело Мары смешивается уже с чучелом Купалы, хотя песня обличает различие:
Ходыли дивочки около Мореночки,
Коло мое водыла Купала;
Гратыми сонечко на Ивана и проч.
Мы упоминали уже о том, что Масленица была также праздником в честь умерших; доказательством этому кроме употребления блинов служит еще связь Семика с Масленицей, связь, сохранившаяся у народа: Семик считается приятелем Масленицы; на лубочных картинах он принимает ее и величает. Очень вероятно, что до христианства Радуница соединялась с Масленицей. В Семик погребали и поминали убогих; из Стоглава (вопрос 23) видно, что в Троицкую субботу (на Русальной неделе) по селам и погостам сходились мужи и жены на жальниках и плакались по гробам с великим кричаньем, «и егда учнут скоморохи, и гудцы, и прегудницы играти, они же, от плача преставше, начнут скакати и плясати и в ладони бити». Битье в ладони есть обычай русалок.
Песня говорит:
Русалочки, земляночки
На дуб лезли, кору грызли,
Свалилися, забилися.
Здесь важно выражение земляночки, указывающее на русалок как на жительниц земных недр.
«И тако покладывают им требы и коровам им ломят моленое то брашно дают и едят, ставят кумиром трапезы котейные и законьнаго обеда иже нарицаеться беззаконьная трапеза, менимая роду и рожаницам». – У западных славян также находим известия о подобных законных обедах; думаем, что здесь должно искать начала братчин или братовщин.
Можно думать, что средневековый обычай сжигать еретиков есть также остаток языческих понятий. Мы не согласны приписывать обычай человеческих жертв у славян чуждому влиянию, ибо думаем, что этот обычай общ всем языческим народам при известных обстоятельствах; разумеется, человеческие жертвы должны быть в большем употреблении у народов воинственных, чем у мирных, потому что, как уже сказано, в жертву приносились взятые в плен неприятели; так, мы видим, человеческие жертвы у воинственных северо-западных племен славянских, особенно когда разгорелась религиозная борьба с христианами; так и в Киеве мы видим человеческую жертву при Владимире во время борьбы двух религий.
Дым означает обитаемое жилище, где топят, следовательно, живут; дом просто еще ничего не значил; нужно, чтобы он был обитаем, важен был признак обитаемости – дым. Был обычай для наказания или вынуждения чего-нибудь разламывать печь и таким образом делать дом неудобным к обитанию; отсюда важность печи, очага в доме.
Я предпочитаю чтение затворишася чтению заратишася, которое есть, очевидно, позднейшее, на что прямо указывает предлог от, идущий к затворишася и не идущий к заратишася; притом же затворишася гораздо вернее изображает тогдашние отношения племен к князю.
За год только Игорь возвратился из греческого похода, взявши с греков золото и паволоки и на вся воя, а между тем дружинники его жалуются, что они наги. Или распределение событий по годам у летописца неверно, или описание похода и его следствий неверно, а может быть, и то и другое.
Коростень, ныне Искорость, местечко на реке Уше; Ушь впадает в Днепр у Чернобыля.
См. ниже описание жилищ в главе о народном быте.
Так, по смыслу известия, перевожу я слово знамения.
Место этого княжества, бесспорно, должно искать на берегах Черного и Азовского морей, там, где восточные писатели указывают древнее обиталище руси.
Это объясняется последующим известием, что Святослав, возвратясь, прогнал печенегов в степь; значит, они находились не в степи, а где-нибудь подле Киева.