Вариативные темы семинарских занятий по истории Древней Греции

Тема 1 Географическое положение, природные условия и население Древней Греции

Вопросы к обсуждению

1. Географическое положение Древней Греции.

2. Природные условия и их роль в истории Древней Греции.

3. Области Древней Греции.

4. Население Древней Греции.

Темы докладов и сообщений

1. Проблемы и выгоды географического положения Древней Греции.

2. Географический фактор в истории Древней Греции.

3. Население, язык и диалекты Древней Греции.

4. Письменность Древней Греции.

Методические рекомендации

Работу над темой следует начать с изучения главы учебника «История Древней Греции». Пользуясь картой, необходимо узнать особенности ландшафта и климата региона, наличие водных ресурсов, полезных ископаемых. Определить возможности торговли в регионе и вне его, а также безопасность с точки зрения военной стратегии. Особо следует отметить важность географического фактора в истории, а также изменение флоры и фауны и определить роль человека в изменении географической среды.

Необходимо акцентировать внимание на терминах «Греция», «Древняя Греция», «греки», «Эллада», «эллины», раскрытие сущности которых позволит определить территориальные границы. Какие географические границы определяли античные авторы? Можно провести сравнение с линией границ современной Греции.

Древняя Греция включала в себя островную и континентальную часть, которая в свою очередь состояла из областей. Особенности ландшафта, который пересекают горные цепи, наличие плодородных равнин, богатый растительный и животный мир, отличающийся от современного, дают возможность дать характеристику основных занятий жителей региона. Раскрывая тему, также следует подчеркнуть дополнительные факторы, способствовавшие развитию мореплавания, в том числе отмеченные у античных авторов.

Ранняя история греческой народности малоизвестна. Ученые спорят, когда и откуда греки пришли на юг Балканского полуострова. Целесообразно рассмотреть существующие гипотезы о происхождении греков, возможной прародине и автохтонном населении Балканского полуострова.

Греческая народность включала четыре этнические группы – ахейцы, ионийцы, эолийцы и дорийцы, говорившие на своих особых, но близких друг другу диалектах и различавшиеся обычаями. Рекомендуется дать общую характеристику языковой семьи и диалектов.

Контрольные вопросы

1. Географические границы Древней Греции.

2. Население Древней Греции.

3. Крит в описании античных авторов.

4. Основные занятия населения.

5. Происхождение греков.

6. Особенности языка и письменности.

Источники

• Геродот. История. (Любое издание).

• Страбон. География. (Любое издание).

• Хрестоматия по истории древнего мира: В 3 т. / Под ред. акад. В. В. Струве. – М., 1951. – Т. 2. Греция.

• Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции: Учебное пособие / Под ред. В. И. Кузищина – СПб., 2000. – (Античная библиотека).

• Античная историческая мысль и историография: Практикум-хрестоматия для студентов ист. фак. ун-в / Авторы-составители А. В. Махлаюк, И. Е. Суриков. – М., 2008.

Литература

• Блаватская Т. В. Черты истории государственности Эллады. – СПб., 2003. – (Античная библиотека).

• Бузескул В. П. Введение в историю Греции. Обзор источников и очерк разработки греческой истории в XIX и в начале XX в. / Вступ. ст. и общ. ред. проф. Э. Д. Фролова. – СПб., 2005.

• Пёльман фон Р. Очерк греческой истории и источниковедения / Под ред. проф. С. А. Жебелева. – СПб., 1999.

• Сергеев В. С. История Древней Греции / Под общ. ред.

• Суриков И. Е. Архаическая и классическая Греция: Проблемы истории и источниковедения: Учебное пособие. – М., 2007.

• Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII–V вв. до н. э.) / Вступ. ст., науч. и лит. ред. Э. Д. Фролова. – СПб., 2002.

Тема 2 Политические взгляды и исторические приемы древнегреческих историков

Вопросы к обсуждению

1. Цели создания произведения.

2. Факторы, повлиявшие на мировоззрение автора.

3. Политические взгляды автора.

4. Структура произведения, жанр.

5. Критика источников.

6. Достоверность.

7. Охватываемый географический ареал.

8. Любимые автором герои, события или, наоборот, ярко выраженное негативное отношение. Причины.

9. Методы, используемые автором при написании труда.

10. Художественные особенности произведения.

Темы докладов и сообщений

1. Логографы Древней Греции.

2. Посидоний и его традиция.

3. Традиции землеописания в Древней Греции.

4. Ксенофонт.

Методические указания

В древней Греции история в значительной степени была художественным повествованием о прошлом. Древнегреческие историки использовали героический эпос и мифы в качестве источников своих трудов. Тем не менее, труды античных историков являются для нас важнейшим источником информации не только по истории Древней Греции, но и различных народов, населяющих греческую ойкумену. Необходимо выяснить, почему Древняя Греция считается родиной исторической науки. С этой целью для сравнения привлекаются греческие авторы, в произведениях которых присутствует много сходства и много различий: Геродот, Фукидид, Полибий, Плутарх. Ответы на поставленные вопросы помогут студентам составить полную картину исторических источников и понять особенности работы с древнегреческими авторами.

Для подготовки к этому семинару следует прочитать биографии греческих историков. Затем приступить к анализу текстов, отвечая на вопросы. Существенную помощь студентам окажут источниковедческие исследования, приведенные в списке литературы.

Загрузка...