Древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила». Эта древняя цивилизация зародилась и достигла своего расцвета и могущества в плодородной долине реки Нил – оазисе протяженностью 1600 км.
Одна из крупнейших рек мира берет свое начало на Восточно-Африканском плоскогорье и, образуя дельту, впадает в Средиземное море. Египет – название греческое, сами египтяне называли свою страну «Та Мери» («Земля возлюбленная»), «Та Кемет» («Черная земля»), «Тауи» («Две земли»). Ведь на протяжении всей истории Египта плодородная земля была главным его богатством, а две его основные части – северная (Нижний Египет) и южная (Верхний Египет) то распадались, то воссоединялись вновь. И конечно же египтяне горячо любили свою благодатную землю. Долина реки Нил на Востоке граничит с каменистым плато и песками Аравийской пустыни, к западу от нее находится Ливийская пустыня.
Климат Древнего Египта, если не считать его северной средиземноморской части, тропический пустынный. Здесь практически не бывает дождей. И только долина Нила периодически орошается разливами. В середине июля река разливается, а в середине ноября возвращается в свое русло. Пропитанную влагой и удобренную илом почву было легко обрабатывать даже деревянной сохой. Засеянная земля в апреле-мае приносила богатый урожай.
Египтяне научились искусственно регулировать разливы Нила и орошение почвы, строя плотины, дамбы, каналы. Крестьяне выращивали ячмень, пшеницу, просо, полбу (эммер), кунжут, лён, огурцы, лук, чеснок, салат-латук. По берегам реки шелестели на ветру густые заросли тростника и папируса, в речных заводях цвели розовые, голубые и белые лотосы. В самой долине произрастали финиковые и кокосовые пальмы, смоковницы (инжир), древовидные нильские акации, сикоморы (семейство тутовых). В дельте египтяне выращивали виноград и фруктовые деревья. В ландшафте Египта ярко зеленеющие поля и финиковые рощи соседствуют с желто-красными скалами и песками пустыни.
В обширной, поросшей густой травой дельте Нила находились лучшие пастбища для скота. Египтяне разводили коров и быков, лошадей, овец и коз, домашнюю птицу – уток, гусей. Также были развиты рыболовство и охота – любимое развлечение знатных египтян.
Река Нил, недалеко от города Каир
Из природных ресурсов Египет был богат камнем различных пород. Известняк, гранит, базальт, порфир, диорит, алебастр добывали на каменистых плато Аравийской пустыни, в Среднем Египте, около города Мемфис. На западе Синайского полуострова и в Аравийской пустыне к востоку от Фив находились залежи медных руд. Золото привозили с приисков Аравийской пустыни и Северной Нубии, которая в эпоху Среднего царства была присоединена к Египту. В стране не было собственных месторождений олова, необходимого для выплавки бронзы. Серебро также было привозным, в Египте оно стоило в 3,5 раза дороже, чем золото. Серебро и олово доставлялись в Египет из Малой Азии. Железо древние египтяне стали обрабатывать только с VII в. до н.э.
ДОРОЖЕ СЕРЕБРА И ЗЛАТА
Медную руду египтяне выплавляли на месте добычи в специальных глиняных тиглях (горшках) в круглых горнах, сложенных из камней. Медь шла на изготовление орудий труда, инструментов, оружия, посуды. Бронзу стали изготавливать только в эпоху Среднего царства, тогда у египтян и появились первые бронзовые изделия. Железо на территории Египта в буквальном смысле падало с неба и встречалось только в виде небольших метеоритных слитков, потому и ценилось дороже золота. Из метеоритного железа делали амулеты и различные украшения, вставляя их в золотую оправу.
Статуя фараона Хефрена, Древнее царство, 2500-е гг. до н.э. Каирский Египетский музей
Как был устроен Древний Египет? Кто в нем правил? Что это было за государство? Древний Египет – это рабовладельческая монархия деспотического типа. Такую систему государственного устройства мы называем деспотией (в переводе с древнегреческого – «неограниченная власть») или древневосточной деспотией, поскольку эта цивилизация сформировалась на Ближнем Востоке. И, действительно, правитель Египта обладал неограниченной властью – законодательной, исполнительной, судебной. Он олицетворял собой мощь египетского государства и, что самое главное, считался воплощением бога в образе человека.
Древние египтяне полагали, что в незапамятные времена людьми управляли справедливые всемогущие божества, но затем из-за греховности человечества они отдалились от людей и в качестве правителя оставили им единственного живого бога. Фараон – владыка Египта – считался сыном бога солнца, его фигура была окутана загадочностью и таинственностью, ему как божеству поклонялись и оказывали всевозможные почести. Даже священное имя царя боялись произносить вслух, чтобы как-нибудь ему не навредить. Слово «фараон» обозначало правителя иносказательно. Оно происходит от египетского слова «per oh», что означает «великий дом».
В Древнем Египте сформировался разветвленный административный аппарат подданных царя – чиновников разных рангов, управляющих государством. Высшую должность занимал чати («великий управитель») – самое приближенное к фараону лицо в государстве. На должность чати назначались только ближайшие родственники фараона. Занимающие различные посты чиновники следили за организацией ирригационного земледелия, присматривали за ремесленниками и торговцами, за сбором налогов и выполнением повинностей, ведали судебными делами, строительством, военным делом, составлением документов.
Очень престижной и хорошо оплачиваемой в Древнем Египте была профессия писаря (правильнее будет назвать его писцом). Египетские фараоны и чиновники вели тщательный учет всего, чем они владели, подсчитывали государственные расходы и налоги, издавали законы и указы, вели деловую переписку. Оформлением всех этих документов занимались писцы. Сидя на скрещенных ногах и положив на колени свиток папируса, они писали специальным пером – каламом, внимая каждому слову своего начальника.
Статуя писца Каи. Древнее царство. Лувр
Не меньшую роль, чем чиновники, в государстве играли жрецы – служители разнообразных религиозных египетских культов. Они также находились на царской службе и подчас превращались в мощную политическую силу. Ведь в Египте не было деления власти на светскую и церковную, поскольку фараон считался одновременно и человеком, и божеством. Чиновники и жрецы были самыми богатыми людьми в стране, крупными землевладельцами, их служба хорошо оплачивалась. Должности чаще всего передавались по наследству. Богатство и власть – эти понятия в Древнем Египте неразделимы!
В зависимом и угнетенном положении находилось все остальное население страны – работники крупных сельскохозяйственных угодий, ремесленных мастерских и рабы. Крестьяне собственной землей чаще всего не владели и работали на царских, вельможных и храмовых землях. За пользование землей они были обязаны платить государству огромные подати зерном, птицей и другими продуктами своего труда, им позволялось оставить себе лишь малую часть. Крестьяне должны были также исполнять различные трудовые повинности, например, участвовать в строительстве каналов и дамб, храмов и гробниц. Ремесленники трудились в мастерских, также большей частью им не принадлежавших. Ими владели, как правило, богатые египтяне, или это были государственные мастерские. За свою работу они получали небольшой натуральный паек. Рабами становились военнопленные и впавшие в долги бедняки. Они выполняли ту же работу, что и свободное население, трудясь в поте лица день за днем от рассвета и до заката.
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ БАРТЕР
Торговые отношения в Древнем Египте основывались на системе натурального обмена. К примеру, если человек хотел купить дорогой ковер, он мог обменять его на верблюда. При этом предметы должны были иметь равную ценность, чтобы продавец или покупатель не прогадали, как в известной русской сказке «Мена». Эта система распространялась как на внутреннюю торговлю, так и на торговые отношения с соседними государствами. Денежной системы как таковой в Египте не было. В качестве мерила ценности использовались слитки драгоценных металлов. В эпоху Нового царства (в период с XVI по XI в. до н. э.) появляется счетная денежная единица – утен, которую можно считать прообразом денег. Это была спиралевидная проволока из золота или серебра. Само название, предположительно, и означало «спиралевидная проволока».
По сравнению с другими развитыми цивилизациями Древнего мира в Египте женщины были почти уравнены с мужчинами в правах. Они обладали правом на имущество, наследование, завещание. После замужества женщина сохраняла собственное имя. Собственность на землю в Египте переходила не по мужской, а по женской линии, так как факт материнства является более очевидным, чем факт отцовства. Даже в царских семьях женитьба на наследнице престола (в случае отсутствия наследника) давала фараону право управлять страной. Супруга фараона была окружена не меньшим почетом, чем сам фараон. Его божественный статус распространялся и на царицу. Царица, будучи супругой царя, поддерживала равновесие и гармонию царской власти, была продолжательницей царского рода. Хотя у фараона чаще всего было несколько жен (в царских семьях существовала полигамия, и даже заключались браки между ближайшими родственниками), лишь единственная избранная жена носила титул «Великая жена царева». Она становилась земным воплощением богини неба Хатхор.
ЖЕНЩИНА-ФАРАОН
В истории Древнего Египта были случаи, когда женщины становились у руля государства. Одной из легендарных правительниц Древнего Египта была царица Хатшепсут – женщина-фараон. Она была представительницей XVIII династии фараонов, дочерью Тутмоса I и главной женой фараона Тутмоса II. После смерти мужа у нее было больше прав на престол, чем у малолетнего сына Тутмоса II от другой жены. Отстранив его от власти, когда тот еще был несовершеннолетним, она провозгласила себя правительницей Египта. Царица Хатшепсут восстановила Египет после нашествия гиксосов (кочевых скотоводческих племен из Передней Азии), воздвигла множество памятников по всей стране, организовала экспедицию в страну Пунт – землю в Восточной Африке, откуда в Египет привозили черное дерево, благовония, золото, слоновую кость. Также она лично принимала участие в военных походах.
Египтянки незнатного происхождения, пока мужья и сыновья работали в поле или в ремесленной мастерской, занимались домашним хозяйством, воспитывали детей. На изображениях можно видеть женщин, работающих за ткацким станком, выпекающих хлеб, плетущих корзины.
Фрагмент фрески. Новое цaрство
Женщины также могли служить жрицами при храмах, подрабатывать плакальщицами. В Египте это была распространенная профессия. На похоронах специально обученные плакальщицы искренне выражали скорбь об умершем. По крайней мере, они выкладывались так, что у родственников не возникало сомнений в искренности их сопереживания.
Изображение царицы Хатшепсут. Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри. Луксор, Египет
В Древнем Египте дети чаще всего наследовали профессию своих родителей. Мальчиков из небогатых семей обучали различным ремесленным профессиям. Обучение мальчиков и девочек из знатных семей проходило в храмах, домах писцов, которых часто нанимали в качестве учителей. В первую очередь дети учились чтению, письму, чистописанию. Изучали и астрономию, геометрию, историю, литературу. Учителя задавали своим подопечным заучивать наизусть или переписывать назидательные тексты, гимны. Вначале дети писали заостренными палочками на дощечках, камнях, глиняных черепках, и только ученикам постарше дозволялось писать на папирусе, который в Египте считался дорогим материалом.
Настенная роспись гробницы. Долина цариц, Луксор, Египет
Система образования включала также изучение этикета, занятия спортом. Детей обучали плаванию, борьбе, игре в мяч. Будущие дипломаты изучали аккадский язык. В то время его знание было так же важно, как в наше время знание английского. Ведь Египет вел активную торговлю со своими восточными соседями – жителями Древней Месопотамии. Хотя и гораздо реже, чем мужчины, женщины в Египте также могли занимать должности в административном управлении, становиться писцами, врачами.
В царских семьях детей обучали во дворцах домашние учителя. Особо одаренные получали право продолжить свое образование в так называемых «Домах жизни» при египетских храмах, под руководством жрецов посвятить себя изучению различных наук. Здесь находились библиотеки с бесценными рукописными свитками научного и религиозного содержания, обсерватории. Покровителем всех, кто приобретал знания, изучал науки, был бог мудрости и знаний Тот. Выражаясь современным языком, бог Тот был покровителем школьников, студентов, ученых, академиков.
Несмотря на примитивность и несовершенство орудий труда, благодаря развитию научных знаний египтяне добывали и обрабатывали камень для строительства и изготовления статуй, строили колоссальных размеров сооружения, вырубая их даже в массивах скал, возводили дамбы и рыли оросительные каналы. У них развивались астрономия, математика, медицина.
Научной деятельностью в Египте занимались жрецы, им были доступны знания, которыми не владели другие. Наблюдая невооруженным глазом за ночным небом, они пришли к выводу, что существуют блуждающие планеты и неподвижные звезды. Ими были составлены первые карты звездного неба. Звезды они уже объединяли в созвездия и давали им свои названия. Например, у них были отмечены созвездия Быка, Скорпиона, Гиппопотама.
Для определения времени древние египтяне пользовались солнечными и водяными часами. В солнечных часах время определялось по тени, отбрасываемой вертикальной стрелкой – гномоном. В качестве солнечных часов египтяне также использовали обелиски – высокие каменные столбы, завершающиеся вверху пирамидкой. Они устанавливались в храмовых комплексах и служили одним из символов бога солнца Ра. Время определяли и по водяным часам. Это были сосуды с нанесенными на внутренние стенки делениями. По мере того как вода медленно вытекала из маленьких отверстий, узнавали, который час.
Наблюдая за разливами Нила и движением звезд, египтяне составили календарь, в котором год делился на три сезона по четыре месяца в каждом. Это были не привычные для нас лето, осень, зима, весна, а Время половодья (ахет), длившееся с середины июля до середины ноября, Время всходов (перет) – с середины ноября до середины марта, Время засухи (шему) – с середины марта до середины июля. Месяцы состояли из 30 дней, при этом к последнему добавляли 5 дней, чтобы получить в году 365 дней. (Правда, високосный год у них не учитывался.) Новый год начинался 19 июля. Это был день восхода самой яркой звезды Сириуса и подъема воды в Ниле. Прекрасный повод для праздника!
На рубеже IV–III тысячелетий до н. э. у египтян зародилась письменность. Вначале это было рисуночное письмо (пиктография), потом каждое изображение стал дополнять фонетический знак. Иероглифы писались в колонках слева направо.
КЛЮЧ К РАЗГАДКЕ
В 1799 г. в Египте возле небольшого городка Розетт, расположенного неподалеку от Александрии, была найдена каменная плита с выбитыми на ней текстами одинакового содержания на трех языках – древнеегипетском, египетском позднего периода и древнегреческом. В то время древнеегипетский язык еще не был понятен ученым. Благодаря этой уникальной находке был совершен прорыв в египтологии. Древнегреческий язык ученым был известен хорошо. Надо было только сопоставить все три текста. Расшифровать иероглифы на Розеттском камне удалось в 1822 г. французскому востоковеду Жану-Франсуа Шампольону. На камне была написана благодарственная надпись, которую адресовали в 196 г. до н.э. Птолемею V Эпифану египетские жрецы. Теперь ученые могли изучать хорошо сохранившиеся памятники египетской письменности, а вместе с ними и всю историю египетской цивилизации.
Одновременно с появлением иероглифической письменности в Египте были изобретены цифры, для обозначения которых тоже использовались иероглифы. Египтяне достигли значительных успехов в математике, используя сложение, вычитание, умножение и деление, производя действия с дробями, возводя числа в степень и извлекая квадратные корни. Они с легкостью могли рассчитать вместимость корзины или амбара, вычислить площадь поля, круга и поверхности полушария. Все эти знания использовались для измерения участков земли, учета и распределения собранного зерна, для сложных расчетов в архитектуре. Таким образом, становится понятней, как им удавалось осуществлять свои грандиозные замыслы.
Саркофаг для египетсокй мумии
Высоким признанием в Древнем мире пользовались египетские врачи. Они первыми открыли существование у человека и животных системы кровообращения и поняли, что сердце – главный орган. Это открытие на многие века было предано забвению, проблемой вновь серьезно заинтересовались ученые Западной Европы только в конце XVI века. Египетскими врачами были изучены около сотни различных болезней, например заболеваний сосудов, желудка, ревматизма, переломов конечностей, и разработаны методы их лечения, в том числе и хирургическим путем. Развитию знаний в области медицины способствовал обряд мумификации, связанный с заупокойным культом, благодаря которому была тщательно изучена анатомия человека. Как раз об этом культе и пойдет речь ниже.
Чтобы разобраться во всех тонкостях религии и мифологии египтян, нам потребуется немало времени и сил. Из древних анимистических (от лат. anima, animus – «душа») представлений об одушевленности всего окружающего мира здесь сложилась традиция поклонения бесчисленному множеству богов, количество которых подсчитать довольно сложно. Дело в том, что одно и то же божество в Древнем Египте имело несколько имен в зависимости от поступков, совершаемых им в данный момент, могло молниеносно изменять свой облик, представая в виде то животного, то человека, то человека с головой животного, а иной раз сразу в облике нескольких существ одновременно появляться в разных местах. Бог мудрости и знаний Тот появлялся то в виде павиана, то в виде ибиса, то в виде человека с головой одного из этих животных. В каждом номе (области) Египта существовали свои версии одних и тех же сказаний и свои местные божества-покровители. А сами сказания были очень мудреные и замысловатые, наполненные сложной символикой и метафорами.
И ЭТО ВСЕ О НЕМ!
В качестве примера приведем историю бога солнца. Этого верховного бога египтян называли Ра, Амон-Ра, Хнум-Ра, Ра-Хорахте… Его утренняя ипостась (воплощение) под именем Хепри (жука-скарабея) катила по небу до зенита золотой диск. Затем бог Ра перевозил диск в Ладье Вечности, передавая его богу Атуму. Атум опускал диск за горизонт. И все эти персонажи – фактически одно и то же лицо. Не менее диковинна история о Ра и богине неба Нут. Нут, приняв облик коровы, каждое утро рождала золотого теленка. За день тот становился быком – воплощением Ра. Вечером Нут совокуплялась с быком, затем его проглатывала, а утром рождала вновь.
Египтяне поклонялись сотням (а по некоторым сведениям, их было около двух тысяч!) богов, как местным, почитаемым в отдельных номах, так и верховным, которым поклонялись по всей стране. Политеизм (многобожие) главенствовал здесь около трех тысячелетий, то есть египетская религия существовала значительно дольше, чем христианство, буддизм или ислам. Рассмотрим самых значимых египетских богов.
Для начала попробуем разобраться с верховными божествами Древнего Египта – Великой Девяткой богов. Бог солнца Атум (он же Амон, Ра, Птах) был – творцом мира, возникшим из первоначального хаоса – океана Нун. Атум сотворил Шу – бога воздуха и Тефнут – богиню влаги и мирового порядка. Шу и Тефнут породили Геба – бога земли и Нут – богиню неба. От божественных супругов Геба и Нут родились Осирис, Исида, Сетх и Нефтис. Осирис олицетворял возрождение, был владыкой загробного мира, судьей душ умерших. Исида, его сестра и супруга, была богиней плодородия, материнства. Сетх был воплощением ярости, божеством песчаных бурь, разрушения. Его сестра и супруга Нефтис (Нефтида) была богиней смерти, загробного мира, защитницей умерших.
Бог Осирис. Фрагмент фрески из гробницы
Бог Анубис. Абидос, Храм Осириса, Египет
ВСЕ ВОСКРЕСНУТ!
Одним из самых почитаемых египтянами богов был Осирис. Его смерть и воскресение торжественно отмечались каждый год. Египтяне свято верили в то, что умершие воскреснут. (Не отсюда ли была почерпнута идея о воскресении из мертвых у христиан?) Еще во чреве матери божественные близнецы Осирис и Исида полюбили друг друга. Осирис стал царем Египта, а Исида – его женой. Он обучил людей земледелию, установил законы, порядок и справедливость. Родной брат Осириса Сетх из зависти придумал коварный план, чтобы его извести. Он изготовил саркофаг, украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями, и во время пира объявил, что подарит его тому, кому он придется по росту. Доверчивый Осирис улегся в саркофаг, Сетх сбросил его в Нил. После гибели Осириса Сетх разрубил его тело на множество кусков и разбросал их по всему Египту. Долго скиталась Исида в поисках останков своего любимого мужа, собрав все части его тела, она соединила их, и бог Анубис забальзамировал тело. Осирис воскрес, но стал владыкой теперь уже царства мертвых. Сын Осириса и Исиды Хор победил Сетха в битве, отомстив за своего отца.
Многие египетские божества были зооморфны, то есть имели облик разных животных. Бог неба и солнца Хор, являвшийся в облике священного сокола, был защитником царской власти, и фараон считался у египтян его земным воплощением. Супруга Хора богиня Хатхор (Хатор) – богиня неба (иногда ее отождествляли с богиней Нут), покровительница любви, женственности, красоты представлялась в виде коровы или женщины в головном уборе с рогами коровы. Сохмет в образе львицы была богиней войны и палящего солнца, целительницей, которая могла как напускать болезни, так и излечивать от них. Она была супругой бога Атума. Анубис – он имел облик шакала – был покровителем умерших и богом бальзамировщиков. Бог воды и разливов Нила Себек в образе человека с головой крокодила отпугивал силы тьмы и считался защитником богов и людей. Богиня Баст (Бастет) в виде кошки символизировала радость, веселье и женскую красоту. Богиня Уаджит, которую египтяне представляли в виде змеи-кобры, была покровительницей Нижнего Египта. Нехбет в облике самки белого коршуна была богиней Верхнего Египта. Таурт – покровительница рождения и беременных женщин – изображалась в виде самки гиппопотама. Тут мы, пожалуй, остановимся, поставив многоточие, так как перечислять пришлось бы еще долго. И да не прогневаются на нас другие египетские божества, о которых мы не упомянули.
Культ многих богов Египта восходит еще к первобытным временам, когда поклонялись тотему – зверю, покровителю племени. Египтяне почитали почти всех животных, приписывая им магическую силу и отождествляя их с божествами. Постепенно облик богов трансформировался, и их стали изображать в виде человека с головой животного или в виде символов. Например, символами бога Хора были солнечный диск с распростертыми крыльями сокола и божественный глаз – око Хора.
Анубис в облике шакала
Для египтян было совершенно естественным отождествлять богов с животными, а людей – с богами. Здесь существовал культ царствующего фараона, который считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком. На земле фараон-бог правил как воплощение Хора, после смерти отождествлялся с Осирисом. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс в виде льва с головой человека, которой придавали портретное сходство с правящим царем Египта. Обожествление фараона отражало его неограниченную власть и могущество.
Бастет
Египтяне строили храмы для своих богов. Но туда допускались лишь избранные, только жрецы обладали правом совершать ритуалы, посвященные божеству. И только во время больших праздников статую бога выносили на площадь для всеобщего поклонения. Рядовые египтяне приносили в храмы пожертвования, и поклонялись божествам у себя дома, где они держали их статуи или амулеты.
Фараон в образе сфинкса
Египтяне верили в загробную жизнь. Каким представлялось им существование после смерти? Праведники обретали вечную жизнь и блаженство в загробном мире Дуат (Дат) на полях Иалу. Владыкой его был бог Анубис, а проводником – Осирис. Чтобы попасть на священные поля Иалу душа умершего должна была выдержать суд Осириса, где на весах богини правосудия Маат взвешивалось сердце. Душа давала отчет о своей земной жизни. Души грешников, осужденных Осирисом, попадали к демонам-мучителям. В Древнем Египте существовала даже специальная «Книга мертвых» – сборник религиозных текстов и гимнов, помогавших душе преодолеть опасности и испытания загробного мира и обрести блаженство.
Гравюра, 1892 г.
СЕМЬ ДУХОВНЫХ СУЩНОСТЕЙ
По представлениям египтян, человек состоял из физической и духовных сущностей. Всего их насчитывалось семь. Физическая сущность – это видимая часть человеческого существа, вещественное тело человека (Сах). Духовные сущности – это жизненная энергия, энергетический двойник человека, его эфирное тело, как бы мы сказали сегодня, «биополе» (Ка); сущность человека, его душа, жизненная сила, совокупность чувств, желаний, эмоций, астральное тело (Ба); душа-сердце, вместилище сознания (Эб); душа-причина, ответственная за время и место его рождения (также Эб); душа-смысл или самосознание (снова Эб); дух как часть общей энергетической подосновы вселенной (Ах). Смерть представлялась египтянам как разлука астрального тела Ка, души Ба и других его эфирных оболочек с телом Сах. Для того чтобы восстановить их единство, которое разрушала смерть, необходимо было сохранить тело от тления. Для этой цели и были разработаны, с одной стороны, методы сохранения тела умершего – мумификации, с другой, – магические формулы-заклинания, которые бы позволили энергетическим оболочкам обитать в мумии.
В саркофаг укладывали забальзамированное тело умершего, лицо закрывали портретной маской, на мумию клали защитные амулеты. Все извлеченные внутренности помещались в каменные сосуды – канопы. Вместе с саркофагом в гробницу помещали портретные статуи «двойников» умершего из дерева или камня. В них при необходимости могли вселиться его энергетические оболочки, если тело по какой-то причине не сохранится. Скульпторов, работавших над заупокойными статуями, называли «санх», что значит «творящие жизнь».
Из всего вышесказанного следует, что гробница для египтянина была особым священным мистическим местом перехода в вечность. Вместе с мумией и статуями в гробницы помещали все необходимое для вечной жизни души в загробном мире – корзины с пищей и питьем, посуду, мебель, одежду, косметические принадлежности, украшения, орудия труда и оружие, небольшие глиняные или деревянные раскрашенные статуэтки слуг. Стены гробниц покрывались фресками и рельефами с изображением эпизодов из жизни умершего и сцен путешествия его души в царство мертвых. Смерть представлялась уходом в мир, очень похожий на мир земной. Только здесь умершие не знали тягот, страданий и были счастливы.
Города и поселения египтян находились на восточном берегу Нила, на западном берегу строились «города мертвых». И это не случайно: в преданиях древних египтян бог солнца рождался на восточном берегу небесной реки, на западе он умирал. Рядом с городами в песках пустыни вырастали их молчаливые двойники – некрополи.
Реконструкция города Древнего Египта
Город всегда строился на возвышенности – естественной или искусственно созданной, чтобы не быть затопленным во время разливов Нила. Также строились и окружающие город деревни и села. Когда Нил выходил из своих берегов, города и деревни возвышались над водой как острова, и добраться в соседний город можно было только на парусно-гребном судне или лодке. Напомним, что период разлива реки длился четыре месяца – третью часть года.
Фивы. Египет
В каждом номе (области Египта) был свой столичный город и несколько мелких городов. Чтобы представить, как выглядели столичные города, рассмотрим в качестве примера город Мемфис. Он был столицей Египта в эпоху Древнего царства, его политическим, ремесленным, торговым, религиозным и сельскохозяйственным центром. Часть жителей города занимались крестьянским трудом, чтобы прокормить его многочисленное население.
Мемфис был расположен параллельно руслу Нила. Он имел форму прямоугольника, был окружен кирпичной крепостной стеной со сторожевыми башнями. В центре города рядом с большими искусственными водоемам, располагались административные здания. В этом деловом центре древности был сосредоточен весь чиновничий аппарат. Вокруг него в разные стороны расходились жилые кварталы ремесленников и торговцев. Улицы были прямыми и располагались параллельно друг другу, кварталы были построены по единому четкому плану. Крестьяне жили на окраинах. В северной части города располагались святилища и храмы, царский дворец. Улицы, к ним ведущие, достигали 40 метров в ширину и были замощены камнем. По ним проходили парадные шествия.
Такая четкая система планировки была характерна для столичных, приграничных городов. Остальные города застраивались беспорядочно и стихийно.
Храмы для своих богов и гробницы фараонов египтяне строили из прочных материалов, что называется, на века. В их строительстве использовались известняк, песчаник, гранит, порфир, диорит. И некоторые из них действительно выдержали испытание временем, например комплекс Великих пирамид в Гизе. Не случайно появилась поговорка: «Все боится времени, но время боится пирамид».
Пирамиды в Гизе. Древнее царство
Тысячи рабочих были задействованы на строительстве гигантских храмов и гробниц. Сооружались насыпи, наклонные плоскости, вымощенные камнем. По ним на деревянных полозьях и бревенчатых катках с помощью канатов передвигали каменные блоки. Грузы вручную тянули тысячи человек и запряженные в повозки волы. Строительные материалы также доставляли на больших ладьях по воде. В те времена уже пользовались строительными лесами – деревянными многоярусными помостами для размещения рабочих и строительных материалов. Исторические свидетельства о том, как велось строительство, сохранились в настенных росписях древних гробниц и записях на египетских свитках.
Технология строительства в Древнем Египте
УДАРНАЯ СТРОЙКА
При строительстве самой большой египетской пирамиды – пирамиды фараона Хеопса, по свидетельствам ученых, 36 тысяч рабочих были задействованы в течение каждого трехмесячного строительного цикла. На смену им приходили другие рабочие. Такой напряженный физический труд долго выдержать было невозможно, поэтому строители менялись. Они временно проживали в так называемых «городах пирамид», построенных рядом с местом, где велась грандиозная стройка. Вес самых больших глыб, положенных в основание гробницы, достигает 2,5 тонны. Сверху укладывались блоки меньших размеров. Всего для строительства гробницы потребовалось 2 521 000 каменных блоков! Высота пирамиды Хеопса – около 147 м, каждая из сторон основания имеет в длину около 230 м. На строительство гробницы ушло 20 лет. Поэтому возводить ее начали задолго до смерти фараона.
Пирамида Хеопса. Гиза, Египет
Некоторые из инструментов, используемых египетскими рабочими, применяются в строительстве до сих пор. Основными их орудиями были каменное или бронзовое сверло, долото, тесло, пила, полировальные камни, тяжелые каменные молотки и более легкий деревянный молоток – киянка. Использовались также свинцовый отвес и катушка со шнуром для выравнивания поверхности стены, медные инструменты для заглаживания штукатурки, деревянная решетчатая рама для формирования стандартных размеров кирпичей. Их изготавливали из глины, смешанной с песком и рубленой соломой. Из-за экономии древесины кирпичи не обжигались, а просто сушились на солнце.
Жилые дома, в том числе и царские дворцы, строились из легких недолговечных материалов – кирпича-сырца, дерева и вязанок папируса, обмазанных глиной. Они не сохранились. Представить их мы можем по небольшим глиняным моделям домов, которые египтяне клали в гробницы, и по найденным археологами во время раскопок фрагментам фундаментов построек древних городов.
Уже в первобытные времена появляются каменные постройки из вертикальных каменных опор и положенных на них горизонтальных балок. У древних египтян стоечно-балочная конструкция основывалась на двух видах опор. Это могла быть стена, сложенная из камня или кирпича, и свободно стоящая опора – квадратный или восьмигранный столб или цилиндрическая колонна.
В архитектуре Древнего Египта колонны часто имели форму растений – папируса, пальмы, цветка лотоса. Особенно полюбились архитекторам такие колонны в эпоху Нового царства. У папирусовидной колонны ствол напоминал связанные в пучок стебли, а ее верхняя часть (капитель) – зонтичное соцветие папируса. У пальмовидной колонны ствол был гладким, а капитель оформляли в виде пальмовых листьев. Лотосовидная колонна была украшена капителью в форме бутона или цветка лотоса. Колонны были ярко расписаны и выглядели очень нарядно. Поставленные тесно друг к другу в огромных храмовых залах, они напоминали заросли растений, которые в Египте считались священными.
Растительновидные колонны. Древний Египет
Колонны с изображением Хатхор
Колонны также украшали изображения богов. В храмах стояли колонны Осириса, в которых статуя бога составляла одно целое с опорой, и хаторические колонны, на капителях которых изображалась голова богини неба Хатор (Хатхор).
Вертикальные опоры поддерживали горизонтальные балки и плоские каменные крыши. Плоские крыши типичны для архитектуры Египта, ведь дожди здесь крайне редки. В основе всех египетских зданий заложены простые геометрические формы – параллелепипед, пирамида или усеченная пирамида.
Египтянам была свойственна гигантомания. Грандиозностью построек они прославляли величие своих фараонов и всемогущество богов. Простые смертные, находясь рядом с этими громадными сооружениями, сознавали свою ничтожность в этом мире, где все во власти богов, зависит от их воли, от их гнева или милости.
Храм у древних египтян – это не только место земного пребывания божества. Он имел и чисто символическое значение, являясь уменьшенной моделью Вселенной, как ее представляли египтяне. Потолок, украшенный изображением созвездий, ладьи бога солнца, символизировал небо – мир богов, стены, украшенные ритуальными росписями и рельефами, и колонны в виде растений символизировали землю – мир людей.
Храмы представляли собой сложные архитектурные комплексы, рассчитанные на торжественные шествия и пышные церемонии. В храм вела широкая и длинная, замощенная камнем дорога, по сторонам которой в ряд стояли скульптуры сфинксов – духов-охранителей с телом льва и головой фараона. Сфинксов также изображали с головой барана. Баран был одним из образов бога Хнума, олицетворяющего плодородие. Египтяне считали, что именно этот бог был творцом людей. Существует легенда о том, как он лепил их из глины на гончарном круге. За дорогой сфинксов находились массивные ворота из двух башен в виде усеченных пирамид – пилон, перед ними стояли гигантские статуи фараона, сидящего на троне, и обелиски. Ворота вели в огромные окруженные колоннами дворы и крытые колонные залы, расположенные анфиладой (то есть друг за другом). Там и находилось святилище божества.
Гробницы строились, как мы уже говорили, в виде пирамид (в их форме заложена солнечная символика) и представляли собой почти монолитные сооружения. Внутри находились только узкие проходы-коридоры, погребальные и разгрузочные камеры; вход в гробницу замуровывался. Рядом с пирамидой находились погребальные храмы, где жрецы совершали заупокойные службы. Были и другие виды гробниц (мастаба, ступенчатая пирамида).
Храм Амона-Ра в Карнаке. Новое царство. Реконструкция
Египтяне также строили сооружения, высеченные в монолите скалы пещерные храмы и гробницы. Их строительство требовало точных инженерных расчетов и тяжелого кропотливого труда тысяч рабочих, вырубающих залы и коридоры в толще камня. Трудно представить, как им это удавалось, ведь строительной техники для бурения и подъемных кранов тогда не было. Фактически все делалось вручную. Кстати, практика строительства подобных сооружений существовала также в Древнем Китае и Древней Индии.
Скальный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле
Мастаба. Древнее царство
ПТАХ ОСТАТЕТСЯ В ТЕНИ
Один из таких уникальных скальных памятников – комплекс пещерных храмов фараона Рамзеса II Великого и его жены Нефертари в Абу-Симбеле. Они были построены по приказу фараона в честь победы над хеттами у Кадеша в 1296 г. до н.э. Большой храм был посвящен фараону Рамзесу II и богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху, малый храм – царице Нефертари и богине Хатхор. На фасаде большого храма высечены четыре двадцатиметровые фигуры с изображением самого фараона и трех богов. Всем им приданы портретные черты Рамзеса II. Под гигантскими статуями находятся изображения членов семьи фараона – его жены, матери и детей. Во внутренних помещениях также находятся статуи Рамзеса II и богов, стены украшены рельефами с военными и религиозными сценами. Фасад малого храма царицы украшают шесть десятиметровых фигур. В каждой тройке статуй между двумя статуями Рамзеса II изображена Нефертари. Ни одна царица Египта, кроме Нефертари, не удостаивалась подобной чести – быть изображенной на фасаде храма. Известно, что Рамзес II очень любил свою красавицу-жену. Во внутреннем святилище находится статуя богини Хатхор в виде священной коровы.
Благодаря уникальности расчета строителей и жрецов дважды в год в дни весеннего и осеннего равноденствия (21 марта и 21 сентября) в 5 часов 58 минут луч солнца проходит через все четыре зала большого храма и поочередно освещает сидящие в глубине статуи Рамзеса II и богов. При этом статую бога Птаха он не задевает, так как у египтян он считался богом подземного мира. Возникает резонный вопрос – как же они все это рассчитали и сделали? Но вряд ли мы найдем на него ответ.
А как же выглядели жилые дома египтян? Конечно, жилище скромного труженика сильно отличалось от дома зажиточного горожанина. Но оба они строились из недолговечных материалов, как об этом было сказано выше. Начнем с самого скромного и бедного дома. Это была хижина со стенами из связанных веревками стеблей папируса, сверху обмазанных глиной. Для прочности они закапывались в землю. Крыша также покрывалась стеблями папируса и плетеными из тростника и пальмовых листьев циновками. В таком доме было единственное помещение с утрамбованным глиняным полом. Спали на полу на циновках, сидели также на полу. Нехитрую обстановку составляли один или два сундука, каменная зернотерка, и самая простая кухонная посуда. Очаг для приготовления пищи находился рядом во дворе. Трудно представить себе более аскетичные условия обитания! Так обычно выглядели дома сельских жителей и самых бедных горожан.
Дома, которыми застраивались ремесленные и торговые кварталы города, были построены из кирпича-сырца и дерева. Плоские крыши состояли из опирающихся на стены бревен, поверх которых укладывались переплетенные ветки акации, покрытые утрамбованной глиной. Размеры дома, в высоту от одного до трех этажей, зависели от имущественного положения его владельца, но все они занимали небольшой участок земли. Внизу находилась лавка или мастерская, рядом с ней или над ней жилые комнаты. Плоскую крышу окружали парапетом и устраивали здесь легкий навес. Так получалось еще одно дополнительное помещение. Этажи соединялись внутренними лестницами. Стены соседних домов часто примыкали друг к другу, городские кварталы отличались скученностью застройки. Наружные стены домов и стены комнат оштукатуривались и окрашивались в белый цвет. Предметов обстановки было немного. Тоже довольно простое и скромное жилище, что ни говори.
Жилые дома древних египтян. Реконструкция