Именно подобные остатки морских лилий, чаще всего, принимают за шестеренки, зубчатые и червячные передачи, болты и другие технические детали.
В кембрийский период палеозойской эры на территории Бурятии плескались воды огромного океана. Того самого, в котором зародилось «кембрийским взрывом» первое биоразнообразие на нашей планете, того, из которого в палеозой поднялись материки Гондваны, и образовали Пангею. Эти геологические процессы привели к массовому вымиранию множества живых организмов: трилобитов, гастроподов, брахиоподов, археоцитов. Их твердые останки лежавшие на дне были подняты на поверхность суши.
Так, например, образовались архейские мраморы тажеранского плато в Ольхонском районе Иркутской области и уникальный биогерм в местности Улзытэ Еравнинского района. Гора, сложенная из организмов которым сотни миллионов лет.
Среди Оронгойской степи, недалеко от аршана Ута Булаг, находится объект, имеющий вполне конкретные геометрические формы, напоминающие строение. Сложен он из спрессованного крупнозернистого песчаника, древних донных отложений, с включением небольшой гальки. Хорошо выражена слоистость.
Останец из Оронгойской степи. Фотографии Артема Агафонова.
Возле него проводят свои обряды шаманы. К нему приезжаю просить ребенка бездетные семьи.
В июле и августе 2019 года в Бурятии работали сотрудники лаборатории артропод палеонтологического института РАН имени А. А. Борисяка. Учёные нашли около 1500 отпечатков насекомых, живших в начале мелового периода, приблизительно 145—125 миллионов лет назад (нижнемеловой период).
Отпечатки насекомых с местонахождения Хасуртый.
Работы проводились в долине реки Хасуртый, в 25 км к юго-востоку от города Закаменск. Выходы слоев с ископаемыми насекомыми располагаются здесь прямо у просёлочной дороги.
Местонахождение Хасуртый особенно богато водными насекомыми, такими как куколки комаров-хаоборид, личинки поденок и жуков-коптоклавид. Здесь также в большом количестве встречаются различные тли, двукрылые (комары и мухи), перепончатокрылые (пилильщики и паразитические осы), клопы, жуки, а также цикадки, ручейники и скорпионницы. При этом, ископаемые насекомые идентичны современным. Несмотря на миллионы прошедших лет, отсутствием эволюционных изменений отвергают теорию Дарвина. Останки насекомых отличаются замечательной сохранностью, нередко встречаются целые экземпляры, у которых хорошо различимо строение не только крыльев, но и всего тела.
Известным специалистом по динозаврам Сергеем Курзановым были определены, как наиболее перспективные для поиска мезозойских ископаемых, следующие места Бурятии: центральная часть Мухоршибирской котловины, северная часть Бичурской и западный борт Гусинооозерской котловины. Кроме них, в научной литературе, упоминают о находках костей древних ящеров в Еравнинском районе.
В Бичурской котловине палеонтологом Алексеем Старковым были найдены останки примитивных архозавроморфов, известных как хористодеры, внешне похожих на крокодилов, и частичные кости зауроподов. Также кости длинношеих динозавров зауроподов были им обнаружены в Гусиноозерской котловине.
К середине второго десятилетия XXI века в мире был собран достаточный материал по зауроподам мелового периода, и у палеонтологов из Санкт-Петербурга появилась возможность пересмотреть материал из Бурятии и сопоставить его с имеющимся по другим родственным формам. В результате в 2017 году ими был описан первый для России род зауропод. Ему дали видовое название – Tengrisaurus starkovi. В честь Алексея Старкова – ведущего инженера Института общей и экспериментальной биологии СО РАН.
В конце лета 2004 года во время геологической экспедиции култукского исследовательского детского центра «Лазурит» в устье реки Култучной, впадающей в Байкал, был найден фрагмент бивня динотерия. Возраст находки 8—12 миллионов лет. До этого останки динотерия были обнаружены лишь на Кавказе и Урале.
В бухте Ая Байкала находятся пещеры: Ая и Рядовая. Они представляют собой единую сеть. Внутри пещер, в отложениях, были найдены кости змееголовых рыб, обитавших здесь 20 миллионов лет назад.
Отложения нижнемелового возраста свидетельствуют о том, что древние животные вполне прекрасно могли жить на землях Джидинского, Мухоршибирского, Кяхтинского, Иволгинского, Заиграевского, Хоринского районов и Улан-Удэ. Чаще всего кости находят в береговых обнажениях. Такая закономерность вполне объясняет разрозненность костных останков, их плохую сохранность, и редкость находок. Этому способствуют не только мощные речные и озерные отложения песка, но, и размывание скелета водными потоками.
В Бурятии давно известны многочисленные местонахождения млекопитающих позднекайнозойского возраста. Например, Половинкинский разрез находится на правом берегу реки Половинка, недалеко от устья. Это песчано-каменная осыпь из окатанных крупных камней и плитняка бурого цвета протяжённостью около 60 метров и высотой около 17 метров. Представляет собой геологический разрез кайнозойских отложений с фрагментами ископаемых беспозвоночных животных.
Наиболее широко представлена находками плейстоценовая эпоха, известная несколькими оледенениями. В это время, совместно с обитавшими в самом конце этой эпохи мамонтами, шерстистыми носорогами и первобытными бизонами, существовали многие уже современные млекопитающие. Рядом с ними, в более раннее время, плейстоцена паслись своеобразные винторогие антилопы, охотились гиены и саблезубые кошки-гомотерии. Сложно представить, но в Прибайкалье комфортно себя чувствовали обезьяны, похожие на современных лангуров, древние слоны – стегодоны, древние жирафы – палеотрагусы и трехпалые лошади – гиппарионы. Так в 1950-х годах при прокопе траншеи в районе проспекта Победы Улан-Удэ были обнаружены останки газели и гиппариона.
Мамонты жили в основном в северных районах Бурятии, а южнее паслись шерстистые носороги. Впрочем, в Баргузинской долине известна находка черепа шерстистого носорога недалеко от челюсти мамонта.
Роман Безводенских (г. Улан-Удэ): «Слышал я от геологов, что в Муйском районе находили не просто скелет, а относительно хорошо сохранившееся тело мамонта. Но! Он находился на территории артели по добыче золота. И всем пояснили, чтобы молчали о находке, иначе не видать премий и прочего, так как палеонтологии остановили бы добычу, начав свои раскопки. А люди бы потеряли прибыль, не выполнили бы план…
В советское время, возможно, не знали, что целого мамонта можно было продать за рубеж. Поэтому он лежал и вонял под слоем земли. Где это точно было, я не знаю, как-то не допытывал.
Там реки, время от времени, русло меняют. И вымывается интересное. В слиянии рек Кавокта и Цыпа ребята нашли бивень мамонта. В том месте, где они его нашли, стоял стойкий трупный запах. Не исключено, что после дождей остатки костей смыло в реку Цыпа. Бивню просто повезло. Допускаю, таких находок много было»…
В марте 2019 года улан-удэнка Анастасия Назарчук во время прогулки в 113 квартале Улан-Удэ нашла необычный камень, внешне напоминающий яйцо. Было высказано предположение, что это яйцо динозавра, которые, к слову, в России находили только на Чукотке и в Кемеровской области.
Небольшое отступление. По счастливой, для музея Природы Бурятии, случайности, в июле 2009 года кяхтинской таможней у гражданина Польши были изъяты окаменелости. Нашел он их на территории Монголии. Кроме костных остатков, в музей передали яйцо динозавра возрастом порядка 100 миллионов лет (конец мезозойской эры).
Яйцо с зародышем динозавра в музее Природы Бурятии.
Главный хранитель музея Природы Бурятии Баирма Долгорова: «Это яйцо, предположительно, семейства утконосых. Гадрозавриды или гадрозавры (лат. Hadrosauridae), подотряда орнитопод, обитали в меловом периоде. Их яйца характеризуются, по мнению специалистов, округлой правильной формой. Уникальность этого яйца, в том, что в нем виден эмбрион, который отличается цветом от основной массы образца. Особенно это заметно, если намочить его водой. Органическое вещество полностью замещено минералами. Эта находка является уникальной еще и потому, что обитали эти ящеры преимущественно в широколиственных лесах Европы, Азии и Северной Америки».
Найденное улан-удэнкой «яйцо», при детальном рассмотрении, оказалось конкрецией. Это минеральное образование, чаще всего имеющее сферическую или округлую форму, в центре которой, тем не менее, находят органические останки. Например, раковины аммонитов.
Находка из Улан-Удэ.
Чаще всего конкреции образуются в пористых осадочных породах – песках и глинах. В пластах угля выделяются конкреционные включения пирита, сидерита, бобовой руды, а также известковые или торфо-доломитовые конкреции округлой формы («угольные шары»), неправильной формы («угольной почки») или в виде линз (дисков).
Именно такие шарообразные объекты были обнаружены в июне 2019 года, на угольном разрезе Саган-Нур.
Шары из Саган-Нура.
Меньший из них был вывезен на экспертизу, результат которой до сих пор не обнародован.
Об аналогичных находках рассказал Александр Давыдов: «Работал на угольном разрезе, возле озера Гусиное, в Селенгинском районе Бурятии. При вскрыше третьего пласта, в одном месте, были шары, белого цвета. Обычно, они проходили сквозь зубья ковша, значит, меньше двух метров в диаметре.
Раскалывались иногда, внутри одинаковый материал. Чаще, с одной стороны приплюснутые, как будто упали на твёрдое, были и круглые.
Находили в том же месте кости. Череп, похожий на череп маленького носорога, валялся несколько месяцев в кабине.
Раз, выходя с ночной смены, увидели дерево, состоящее из маленьких чурочек, ветки в разные стороны. Как будто оно утонуло, в трясине. Частично состояло из угля, было видно годовые кольца на изломе. Вода была в том месте, садили экскаватор часто в трясину».
Кроме конкреций, известны каменные шары, имеющие явные признаки искусственной обработки. В отличие от первых, почти все они сделаны из твердой магматической породы.
В начале лета 2009 года на восточном побережье Ольхона в одном из подводных гротов (на участке Хобой-Узуры) был найден каменный шар. Он лежал в скальной щели на небольшой глубине, но добраться до него было очень трудно. Узкое место и ледяная вода помешали сделать это. Визуально, через 1,5 метра воды была хорошо различима его сферическая форма. Ольхонский шар, видимо, гранитный. Там же, недалеко, в одном из подводных гротов должны находиться ещё такие камни.
Сергей Ростовцев: «Местные Хранители сообщили нам, что каменный шар в этом подводном гроте не один, отчего я загорелся синим пламенем. Но нам не рекомендовали брать эти артефакты, хотя я и рассчитывал на время поднять его на поверхность и элементарно осмотреть, чтобы убедиться в том, что это каменный шар»
Шар под водой Байкала. Ольхон.
Известный путешественник, академик Владимир Афанасьевич Обручев в конце XIX века во время экспедиции на Байкал, двигаясь по долине реки Сарма, описал гигантские каменные шары, которые увидел в верховьях реки. В своем дневнике он сделал следующую запись «Всюду валялись колоссальные каменные шары и громадные стволы деревьев, будто духи гор, племя титанов, играли здесь, в долине Сармы, в кегли и разбросали по земле свои „миленькие“ игрушки. А среди этого хаоса бурлил и пенился таёжный ручей, свирепейший ледяной поток, который нам часто приходилось пересекать».
В распадке, где Обручев видел эти загадочные шары, находятся заброшенные золотоносные шурфы и старое зимовье, в котором изредка останавливаются охотники. Один из них тоже видел необычные образования округлой формы. По его словам, в местности Ключ, на одном из притоков в верховьях Сармы, действительно есть гнетущая местность, где лежит большое количество светлых каменных шаров разных размеров, причём некоторые из них идеально шаровидные и превышают рост человека.
Ориентиром для их поиска могут служить десятки полусгнивших лиственничных желобов старателей, промышлявших здесь промывкой золота, и полуразрушенное старое зимовье. Самым интересным в его рассказе оказалось утверждение, что отдельные шары ежегодно перемещаются примерно на восемь метров, оставляя после себя заметные борозды. Это заключение он сделал, после того как побывал в этой местности через год. Охотник дважды видел эти шары. Когда он во второй раз пришел на то место, где их обнаружил, то обратил внимание: крупный шар уже находился в другом месте. За зиму он каким-то странным образом переместился и обогнул дерево.