В 8 веке до н.э. с Гомера (8 в до н.э.) и Гесиода (8-7 в до н.э.) начался предфилософский этап развития античной мысли. Поэты рассуждали о богах (насколько можно о них рассуждать). Они не создавали мифологию, но в каком-то смысле систематизировали ее и оставили нам сведения о ней.
Мифология занималась поиском закономерностей, по которым развивался мир. Она смотрела на мир через призму неких божественных сверхличностных начал.
Мне бы хотелось пересказать мифологию как одну связную историю. Точнее – это будет несколько историй, которые я попыталась связать в одну. Эти истории не являются первоисточником, а лишь вольным пересказом Гомера («Илиада», «Одиссея») и Гесиода («Теогония»), Псевдо-Аполлодора («Библиотека») и Овидия («Метаморфозы»), Эсхила, Еврипида и Софокла, Р. Грейвса («Мифы Древней Греции»), А.А. Тахо-Годи («Греческая мифология»), Н.А. Куна («Легенды и мифы древней Греции») и других авторов.
Стоит отметить, что у разных авторов (которых мы относим к первоисточникам) имеются весьма разные сведения о жизни и родословии мифологических персонажей. Так, например, родителями Прометея часто называют Иапета и Климену, по Аполлодору же, его мать – Асия, по Эсхилу – Фемида-Гея, а по Евфориону он сын Геры и титана Евримедонта. Так что мы в любом случае поставлены перед выбором… Но суть не меняется. Итак…
Рождение первоначал и титанов. Оскопление Урана
Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом
Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,
Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,
И, между вечными всеми богами прекраснейший,– Эрос.
(Гесиод, «Теогония»)
Изначально существовала некая неизвестная нам Вселенная, и по какой-то непонятной причине в ней зародились четыре великие силы. Хаос, Гея и Эрос нашли свое место в этой вселенной. Но вот Тартар почему-то оказался внутри Геи, очень-очень глубоко. Если бы мы случайно уронили туда медную наковальню, она бы летела до Тартара целых 9 дней. Сама я не пробовала, но доверилась Гесиоду.
Гея породила Урана – звездное небо. И они стали мужем и женой (вот она, женская изобретательность!). Уран, видимо, не без влияния Эроса, оказывал Гее чрезмерно много внимания. Настолько много, что Гея начала этим тяготиться. Если принять к рассмотрению еще и чрезмерную его плодовитость.
Гея родила от Урана титанов (Гипериона, Иапета, Койя, Крийя, Кроноса, Океана, Тейю, Тефию, Рею, Фемиду, Мнемозину и Фебу) и ужасных чудовищ – одноглазых киклопов (на надо путать их с циклопами, которых посетил герой Одиссей!) и сторуких гекатонхейров. Нежности киклопы и гекатонхейры у отца не вызывали, и он запер их в чреве Геи.
А ей это причиняло нестерпимые мучения. Так она терпела, терпела, пока чаша ее терпения не переполнилась. И она обратилась к своим детям-титанам за помощью. Ей хотелось, чтоб кто-то приструнил любвеобильного отца. Но какой сын решится на такое? Мало какой. А вот Крон решился.
И когда Уран в очередной раз воспылал к Гее страстью, Крон огромным серпом отрезал ему детородный инструмент. Из крови Урана, пролившейся на землю, возникли богини мщения, Эринии, а из того, что упало в море, родилась богиня любви Афродита. Она вышла из морской пены возле острова Крит.
«Нанесение увечий богу-космократу собственным сыном, таким образом захватывающим власть, – основополагающая тема хурритской, хеттской и ханаанейской теологии. Можно предположить, что Гесиод был знаком с этими восточными традициями, т.к. главный мотив его "Теогонии" – борьба между поколениями богов за верховную власть» (М.Элиаде, «История веры и религиозных идей»).
Уран утратил свою мощь, их брак с Геей распался. И теперь уже он никак не мог влиять на дела, происходящие на земле. Уран превратился в «отдыхающего» бога. Такова печальная история о разделении неба и земли, которую разными словами с привлечением разных необычных богов, рассказывают детям во всех народах мира. Мы приобщились к греческой версии.
Крон и его дети
Что же дальше? Власть перешла к Крону. Время его правления было «золотым веком» – самым прекрасным временем на земле. Крон создал первых людей, и жили они очень счастливо, в пирах и ликовании, а умирали «как бы объятые сном». И превращались в «благостных демонов», согласно свидетельству Гесиода.
Но, кажется, Крон не вывел все же из чрева Земли любезных сердцу родичей – киклопов и гекатонхейров. А если и вывел, то очень ненадолго! Чтоб они всеобщей радости не омрачали своей малопривлекательной внешностью.