Дивный мир персонажа

У всего есть начало середина и конец. Но тут нюанс: мы структурируем всю историю через персонажа/жей. Драма – это не просто события, а события, пропущенные через героя. Когда персонажей много, они образуют несколько сюжетных линий, либо же одна линия главенствует над другими.

В самом начале фильма мы увидим привычный мир героя. Это пространство может оказаться и необычным для нас, но персонаж в нем варится. Это его естественная среда. В кино, да и литературе тоже, принято называть первую часть экпозицией. Так что, анализируя фильм или текст, ваяя сочинение, блесните экспертным словечком. Мы узнаем о герое, где он живет, богатый он или бедный, современник или из прошлого, черты характера и так далее. Все, что важно донести до зрителя для начала. Особый шик в кино – красиво подать это смотрящему. Не прямо в лобешник, а завуалировано, чтобы кинолюбитель сам составил свое мнение, поразгадывал немножко героев, проникся к ним симпатией. Хотя, помните, в «Семнадцати мгновениях весны» шли досье на героев? «Штирлитц: Истинный ариец. Характер – нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения». Но это тоже прием, который придает изюминку фильму, здесь он уместен, шпионский фильм и попытка обыграть тему.

Вовсе не обязательно всю подноготную вывалить на киномана в самом начале. Затяжная экспозиция никого не радует, да и столько информации осилить не каждый сможет. А вот хороший автор знает своего героя досконально, продумывает его образ и среду, окружение в мельчайших деталях. От нюансов и граней личности зависит то, как она будет проявляться. Иначе получаем личность мутную, с непонятными мотивами. Главный герой раскрывается постепенно. Мы застаем его в какой-то момент жизни. Автор, в отличие от аудитории, знает все с самого начала: обстоятельства, сформировавшие персонаж, его состояние, что он чувствует, к чему стремится, что тревожит и мешает. А может, все было хорошо и тут как снег на голову….

Уже было сказано, что обычный мир героя не равно банальный. Быт – это хорошо, но интереснее, порой, смотреть на что-то экстраординарное. Тем не менее, для действующего лица его среда привычна, не всегда приятна, но это его родное болото.

У особо прогрессивных режиссеров может быть такая фишка, что хронология нарушена. Начало, середина и конец каким-то образом перепутались. Вариантов не много, скажем так, но тем не менее. Но зритель волей-неволей возвращается к трехактной структуре в ее нормальной последовательности. Что было сначала, как развивались события, чем закончилось? Мы всегда подсознательно выстраиваем логические связи и пытаемся упростить сложное, привести все к общему знаменателю. Поломанная структура – нам не помеха. Этот пазл нужно собрать для полной ясности.

Уважающие себя персонажи, не существуют в вакууме. Всегда есть некий бэкграунд. Предыстория. И зрителю она интересна. Что же привело героя сюда, в данную точку? Это не значит, что в первом акте нужно срочно выдать все о моей матери, но раскидать, то тут, то там крючочки у сценаристов – дело чести. Какие-то проблески или недостающие пазлы. Автор может прямо написать, что привело героя в точку «А», а может и скрыть. Но внутри у него есть такое понимание. Бэкграунд будет определять характер и поведение героя. Сценарий – лишь вершина айсберга. Впихнуть туда невпихуемое не получится, да и нет такой задачи. Режиссер знает больше, чем рассказывает зрителю. Некоторые детали могут проявиться не напрямую, а в контексте с другими персонажами, либо вскрыться средой, обстоятельствами. Иногда, кстати, сценаристы пытаются все же по-максимуму засунуть в фильм подробности, и результат выходит плачевный. Например, в исторических картинах или в экранизациях книг.

Стоп. А что это я без примеров? Вы так скоро уснете, а это не было целью автора. Пусть простит иной взыскательный читатель мой вкус, но мне нравится мелодрама «Три метра над уровнем моря». Не голое мыло, там многое прекрасно. Смотрела несколько раз, в том числе, на испанском языке. Вот этот полный метр мы и разберем.

Итак, мы застаем главного героя Аче (Хьюго Оливера) в зале суда в качестве обвиняемого. И сразу понимаем, что имеем дело с хулиганом или даже довольно жестоким и агрессивным типом. У него есть семья, которая, вроде как, заботится о его судьбе, но это парня не трогает. А все, что ему интересно – это мотоцикл и компашка таких же отвязных ребят. Суд никак не повлиял на его поведение и образ жизни. Не похоже, чтобы он где-то учился или работал. Зато развлечения составляют большую часть его жизни, и они довольно опасны.

Загрузка...