Часть вторая.

Время шло. Дракоша рос, набирался сил и опыта. Ведь, по сути, отличие взрослого от маленького лишь в одном – в наличии опыта. Чем в более разные ситуации попадает малыш и чем более у него возможности получить новый опыт, тем мудрее он становится.Родители старались знакомить своего малыша с другими драконами, чтобы он видел и понимал какие разные, могут быть драконы: большие и маленькие, разных цветов и оттенков, разных характеров. А чтобы это было проще мама с дракошей стала ходить в парк, который находился в очень красивом месте на берегу реки. В самый первый раз, когда Дракоша пришел туда с мамой и папой он растерялся от обилия красок, звуков, запахов и большого количества драконов. И сколько мама не уговаривала его пойти поиграть с другими детьми, в ответ он только крепче прижимался к маминой лапе. Поначалу он даже смотреть по сторонам опасался. Но потом успокоился и потихоньку стал оглядываться вокруг. А вокруг было на что посмотреть. Сама поляна была огромная, цветы на ней такие разные: большие, маленькие и самых разных цветов. С одной стороны, поляна была окружена большими, как для Дракоши, так просто огромными деревьями, которые кронами уходили прямо в небо. А с другой стороны была река. Река Дракошу завораживала. Она была широкая, течение было не сильное, водя чистая, прозрачная и совершенно необыкновенного цвета. На поляне было много драконов, самых разных размеров и цветов, шумных и тихих, кто-то сидел у воды, кто-то ходил по берегу или по поляне. Их было так много, что Дракоша испугался, что если он отойдет от родителей, то потеряется и его никогда не найдут среди такого количества драконов. Первый день он так и простоял рядом с мамой, а потом они ушли домой. Дома он быстро покушал и сразу уснул, так много было впечатлений и так сильно он устал от них. А потом они стали ходить туда часто, почти каждый день и Дракоша освоился и сначала стал отходить совсем немного от мамы, а потом и подальше, ведь вокруг было так много всего интересного! В один из дней мама подошла к другим мамам-драконицам, которые гуляли на поляне со своими малышами. Они были примерно возраста Дракоши. Сначала Дракоша опасался подойти к ним, ведь он совсем их не знал. Да и если сказать честно, он просто не понимал, что с ними делать. Несколько дней он наблюдал, как они играют, общаются, иногда ссорятся, все это было для него незнакомо, но интересно. И спустя несколько дней Дракоша попросил маму, чтобы она с ним вместе подошла к маленьким дракончикам. Мама сначала попробовала его уговорить чтобы он сделал это сам, но потом все же подошла вместе с ним. Вначале они просто стояли и смотрели, а потом один из малышей, тот который был салатового цвета и весь такой кругленький на коротких лапках, подошел к Дракоше и протянул ему лапку. И Дракоша подал ему лапку в ответ, а потом они пошли к другим дракончикам, а мама еще постояла, потом отошла немного и стала наблюдать улыбаясь. Маленькие дракоши оказались очень разными. Тот самый салатовый был смелым и спокойным, когда другие дракоши начинали ссориться по какой-либо причине, он подходил и старался их помирить. Был еще малыш темно лилового цвета. Он был побольше размером, чем остальные, но вел себя совсем не так, как салатовый дракончик. Лиловый дракоша постоянно оглядывался на свою маму или бабушку, которые с ним гуляли. Они же в свою очередь никогда не отходили от малышей и постоянно делали ему замечания. «Что же ты такой неаккуратный!»– ворчала на него бабушка, когда он, играя падал на траву. «Посмотри на других малышей, какие они молодцы. А ты неуклюжий, вечно все делаешь не так!» – выговаривала ему мама. Некоторые малыши смеялись над лиловым дракончиком, а Дракоше было его почему-то жалко. Когда все начинали какую-то новую игру лиловый дракончик сначала бежал за разрешением к маме или бабушке, а потом еще долго сомневался начать играть или нет. И если все же вступал в игру, то вел себя очень неуверенно, за что сразу же получал выговор от родных – «Ну вот опять! Все дети как дети! Только ты у нас какой-то непонятливый!» Лиловый дракончик сразу становился как будто меньше ростом и даже цветом более темным. У Дракоши тоже не всегда всё получалось, но его родители в этом случае старались поддерживать его, поясняли почему не получается и обязательно говорили –«Ты у нас большой молодец! У тебя всё обязательно получится! Ведь ты же делаешь это в первый раз». Дракоша сначала терялся, расстраивался, ему было неловко, что у него не все получается, но после слов мамы и папы, он понимал, что даже если не получается сейчас, он обязательно научится, ведь он – «большой молодец!». И действительно попробовав раз, другой у него все получалось. А иногда родители вели себя строго и не разрешали куда-то ходить или что-то делать. Первоначально Дракоша настаивал и даже обижался, но мама и папа терпеливо объясняли, что там есть опасность и постепенно он понял, что он может сделать сам, а есть места куда можно только с мамой и папой, а в иные и с ними лучше не ходить. В их компании был еще один малыш. Он был красивого песочного цвета. В игру его брали неохотно, потому что он почти ничего не делал сам. С ним гуляла мама, которая строго следила за играми малышей и, если кто-то вдруг нечаянно толкал песочного дракончика, она сразу начинала ругать того, кто его толкнул, а самого малыша обнимать и громко жалеть. Дракоше было странно видеть, как случайно роняя игрушку или спотыкаясь и падая песочный дракончик ждёт пока подбежит его мама и поднимет игрушку или его самого. Когда однажды он спросил у него – «Почему ты сам не встаешь?» Его мама стала строго выговаривать Дракоше о том, что дракончик еще маленький и сам не умеет хорошо сделать, а мама его сильно любит и поэтому помогает ему. Вечером возвращаясь после прогулки домой Дракоша как будто случайно споткнулся и упал. Он лежал на траве и все ждал, когда мама подойдет, поднимет его и станет жалеть, уговаривать. Но мама повела себя, как-то неправильно. Она подошла к Дракоше и спросив не ударился ли он, уточнила: «Тебе помочь?» «Конечно помочь!»– захныкал Дракоша, «Ведь я УПАЛ!» Мама, подойдя поближе как-то странно посмотрела на Дракошу и спросила: «Ты сам не можешь встать потому, что у тебя что-то болит или ты просто хочешь, чтобы я помогла тебе встать?» Дракоша задумался и сел, посмотрел на маму и увидел, что она волнуется за него. Странно – подумал он, – если она волнуется, то почему не поднимает, не жалеет его как та мама песочного дракончика? Наверное, она меня не любит! И он вдруг заплакал. Да так горько! Мама, наклонившись, обняла Дракошу и ласково спросила: «Мой дорогой, что случилось? Ты так сильно ушибся?» «Нет, – плакал Дракоша, – Просто ты меня не любишь!» И тогда мама присела с ним рядом и тихонько спросила почему он так думает. А Дракоша рассказал ей про маму песочного дракончика, про то, как она любит своего малыша, как заботится. Мама внимательно выслушала его, а потом спросила хотел бы он, чтобы и она все делала за него? Но пояснила, что все рождаются, не умея ничего делать и учатся, когда пробуют. У них сначала не получается, но чем больше они пробуют, тем лучше у них получается. А еще мама рассказала о том, что оказывается даже она и папа раньше многого не умели делать, но они учились и научились. Вот как! А еще мама сказала о том, что они с папой очень-очень сильно любят своего малыша Дракошу и они знают, что он у них способный и умный и поэтому они стараются помогать ему научиться всему самому. Ведь помогать – не значит делать за другого. Помощь – это когда тебе помогают научиться делать что-то самому. Дракоша слушал маму очень внимательно, а потом встал, отряхнулся от травинок и протянув лапку маме, помог подняться ей. Мама обняла его, и они пошли домой. Вечером укладываясь спать Дракоша сказал маме о том, как же хорошо, что за него никто и ничего не делает, так он намного быстрее научится всему сам и тогда уж он точно вырастит большим и сильным драконом! А мама, улыбнувшись поцеловала его и закрывая дверь тихо добавила «И мудрым!» Стадия 2. 2-3 года. Позитивный путь. Родители дают возможность ребёнку делать то, что он в состоянии делать, не ограничивают его активность, поощряют ребёнка. В то же время родители должны ненавязчиво, но чётко ограничивать ребёнка в тех сферах жизни, которые являются опасными для самих детей и окружающих. Ребёнок не получает свободу, его свобода ограничена. Итог позитивного пути: у ребёнка появляется самостоятельность; автономия; вырабатывается ощущение, что он владеет своим телом, своими стремлениями, в значительной степени владеет своей средой; закладываются основы свободного самовыражения и сотрудничества; вырабатываются навыки самоконтроля без ущерба для своей самооценки; воля Негативный путь:Родители ограничивают действия ребёнка, родители нетерпеливы, они спешат сделать за ребёнка то, на что он и сам способен, родители стыдят ребёнка за нечаянные проступки (разбитые чашки); либо наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, что они сами ещё сделать не в состоянии. Итог негативного пути: у ребёнка закрепляется нерешительность и неуверенность в своих способностях; сомнение; зависимость от других; закрепляется чувство стыда перед другими; закладываются основы скованности поведения, малой общительности, постоянной настороженности.

Загрузка...