Образ отца был создан еще моим детским воображением и навсегда в неизменном виде шел по жизни и запечатлелся в памяти, и до сих пор не покидает меня, став неотъемлемым спутником жизни, составной частью моей души.
С детства и на протяжении всей жизни я сохранил в себе светлые добрые чувства об отце и горжусь этим. Отец жил, воевал и трудился в тревожную сложную эпоху, которую мы долго восхваляли, и вдруг в одночасье решили полностью перечеркнуть, опорочить, представить всех людей, живших и работавших в этот период примитивными, жалкими созданиями под общим некорректным названием – совки. А среди этих людей было много ярких личностей. К ним отношу и своего отца.
Высокий, стройный, с красиво уложенной природой русой шевелюрой, с широким разбросом плеч, отец по земле ходил уверенно, прямо, здороваясь на ходу со всеми прохожими и ловя их восхищенные взгляды. Мне и брату Евгению доставляло особую радость и гордость присутствовать при этом. Нам казалось, и мы видели себя в те минуты почти равными с отцом.
Вера в новую жизнь, в социализм, коммунизм, преданность Коммунистической партии Советского Союза двигала по жизни моим отцом и его товарищами. Конечно, было чрезмерное почитание Ленина, Сталина, Жукова и их соратников, наделяемых сверхчеловеческими качествами и всевышней мудростью. А весь секрет заключался в том, что, поверив в таких людей, как мой отец, и наблюдая за их работой в повседневной жизни, рядом с собой, они не могли по другому смотреть на вождей и оценивать их деяния.
А мой отец и его товарищи по партии, поверив сами в возможность создания светлого будущего для всех людей, освятили этой верой свои семьи, своих детей, соратников по работе, окружающих людей и повели их за собой. И они пошли, и пошли именно потому, что из года в год ощущали результаты своего труда в новых городах, поселках, селах, заводах, фабриках, совхозах и колхозах, вузах, техникумах, школах, детских дошкольных учреждениях, учреждениях науки, культуры и здравоохранения. Впервые на памяти трудящегося человека, его дети, как в свое время дети буржуев и интеллигенции, пошли в детсады, школы, техникумы и вузы.
Отец принадлежал к поколению мужественных, последовательных, преданных партии людей. Он считал заслугой Сталина, что ему удалось выстроить такую вертикаль, при которой принимаемые сверху решения в считаные часы доводились до самых низов и немедленно приводились в действие, без всякого формализма, без любой бюрократии, без любого администрирования во всем, что касалось человека и его интересов.
Отец никогда не поступался своими принципами, никогда не лгал и не позволял это делать своим детям и близким людям, всегда оставался хозяином своего слова, ненавидел предательство и предателей.
Папа, урожденный Умрихиным Петром Мефодьевичем, родился 28 мая 1923 года в селе Мальцеве, которое располагалось при р. Сейм по правую сторону автодороги из г. Курска в г. Льгов и г. Рыльск и входило в состав Дьяконовской волости 2-го стана Курского уезда Курской губернии (с 1973 г. село Мальцеве вошло в состав поселка городского типа Прямицыно Октябрьского района Курской области).
Летом 1923 года папа был крещен в Храме Нерукотворного Образа (адрес в настоящее время: Курская область, Октябрьский район, пос. Прямицыно, ул. Октябрьская, д. 189; в период 1930–1992 гг. здесь находился Районный дом культуры). 19 июня 1992 г. по благословению Архиепископа Курского и Белгородского Иувеналия (Тарасова) Храм был возвращен РПЦ.
Трудовая биография отца началась в шахтерском крае, именно в Домбассе (Горловка) мой отец в 1939–1941 гг. перед уходом на фронт работал на сверхкатегорных шахтах с крупнопадающими пластами, там вступил в комсомол, именно там у него были воспитаны традиции рабочего класса, дисциплины жизни и государственного патриотизма. Почему отца притягивал шахтерский край? Потому что ему хотелось быть похожим на Артема (Сергеева Федора Андреевича), тоже, как и он, уроженца Курской области, государственника – патриота, хорошо чувствовавшего колорит Донбасса и жизнь шахтеров.
Большое впечатление на отца производил памятник Артему работы скульптора Кавалеридзе, установленный в 1924 году в городе Артемовске. Разрушенный в войну фашистами, памятник был в свое время символом могучего трудового революционного Донбасса.
Всегда для отца, в течение всей его жизни, Донбасс являлся святой землей, землей глубоких трудовых и боевых традиций, землей закаленного рабочего класса.
Работая на ответственных постах в Курском областном управлении сельского хозяйства, в Белгородском облисполкоме, Министерстве заготовок СССР, отец постоянно ощущал колорит Донбасса, имел много друзей и гордился, что его трудовая биография началась именно в Донбассе.
Отец – Буров (Умрихин) Петр Мефодьевич прошел Великую Отечественную войну от начала до конца, испытал горечь первых неудач и поражений и торжество Великой Победы. На фронт папа ушел со словами: «Я хочу жить также храбро, как Николай Островский. Я хочу быть таким же мужественным человеком, каким был он».
Он проявил в боях с немецким захватчиком за Советскую Родину отвагу, храбрость, доблесть и завоевал множество наград в ключевых сражениях войны в составе Западного, Центрального и 1-го Белорусского фронтов – форсировал Днепр и Днестр, освобождал Варшаву, Белоруссию, Румынию и Венгрию от фашистов, принимал участие во взятии Берлина, штурмовал рейхстаг.
Старший сержант Буров (Умрихин) П.М., будучи в 23 Глуховско-Речицкой танковой бригаде 9 танкового корпуса на 1-м Белорусском фронте в должности механика-водителя бронетранспортера в бою на Бобруйском направлении 23 июня 1944 года в результате прямого попадания вражеского снаряда загорелся бронетранспортер и механик-водитель Буров (Умрихин) П.М. получил ожог второй степени пальцев правой кисти и левой части лица.
Вторично получил ожог второй степени левой кисти руки и контузию головного мозга. 19 января 1945 года на р. Висла от прямого попадания вражеского снаряда в танк, будучи в должности командира орудия 122 мм танка «ИС-2» 95 танковой бригады 9-го танкового корпуса.
Война для папы закончилась не 9 мая 1945 года, когда он уже находился в Берлине, а в конце 1947 года, продолжая служить в 11-м Учебном танковом полке 8-й Учебной танковой бригады.
Сразу же после войны папа получил третью группу инвалидности, но об этом никому не сообщал, а документ порвал.
О своих ровесниках фронтовиках, отец не раз говорил, «мои одногодки 1923 года рождения – бойцы самого расстрельного года, только 3 % дожили до Великой Победы.»
Несмотря на проблемы со здоровьем, отец весьма плодотворно работал на руководящих должностях всю свою трудовую деятельность, только выйдя на пенсию, он восстановил свое звание Инвалида Великой Отечественной войны (удост. серия I № 966021 от 16 января 1978 г.).
До знакомства с мамой отец работал старшим ревизором Курского спиртотреста. В то время это было богатое мощное предприятие. Зарегистрировав брак с мамой – Буровой Людмилой Евгеньевной, которую он очень полюбил и проявляя свое великодушие взял фамилию Буров.
Затем работал главным ревизором Курского областного управления сельского хозяйства. В то время Курский обком ВКП(б) проводил неправильную линию по насаждению в колхозах обособленных звеньев в полеводстве, что на деле приводило к ликвидации производственных бригад и препятствовало применению крупной машинной техники в сельском хозяйстве. Значительная часть колхозов ежегодно не выполняли своих обязательств перед государством по сдаче сельскохозяйственной продукции. План хлебозаготовок в 1949 году был выполнен областью всего лишь на 69 %, а по сахарной свекле – на 37 %. Курская область не обеспечивала выполнение постановления правительства о ликвидации землянок, еще в 1950 году в них проживало около 900 семей и свыше 7000 семей на подселении. В то же время при первом секретаре Курского областного комитета ВКП(б) Николае Васильевиче Голубеве (1948–1950) область начала возвращаться к мирной жизни, заработали заводы, на курских улицах зажглись фонари.
Далее папа возглавлял финансовую службу и руководил Золотухинской МТС. В соответствии с решениями Пленума ЦК КПСС (сентябрь 1953 г.) на машинотракторные станции (МТС) была возложена ответственность за развитие всех сторон колхозного производства – от планирования до учета и распределения произведенной продукции (в связи с этим в райисполкомах были ликвидированы сельскохозяйственные отделы). На баланс МТС были переданы контрольно – семенные и агрохимические лаборатории, ветеринарные участки и пункты. В 19541957 гг. по типовым проектам стали строиться рабочие поселки МТС, имевшие электроснабжение и водопровод, ремонтные мастерские, административные здания, жилые дома, объекты культурно-бытового назначения.
За время пребывания на посту первого секретаря Курского обкома КПСС (1952–1958), Леонид Николаевич Ефремов активно внедрял в сельское хозяйство новые технологии. Область стала главным поставщиком сахарной свеклы в стране, а в 1957 году она была награждена первым орденом Ленина за высокий урожай. В Курске за считанные месяцы строят ТЭЦ, на левом берегу Сейма возводят несколько промышленных гигантов и новый жилой массив. Возле деревни Михайловка строят шахты и обогатительную фабрику, закладывается новый город Железногорск. По указанию Л.Н. Ефремова был построен стадион «Трудовые резервы» как спортивная база для хоккейной команды «Труд», которая в сезон 1957/1958 гг. стала чемпионом СССР по хоккею с мячом.
В 1950-е годы отец параллельно с работой вместе с земляком-куряниным Кулаковым Федором Давыдовичем учился во Всесоюзном сельскохозяйственном институте заочного образования (ВСХИЗО) Минвуза СССР.
В то время этот вуз возглавляли именитые руководители: кандидат сельскохозяйственных наук, видный специалист по землеустройству П.П.Зарянов и один из крупных организаторов высшего сельскохозяйственного образования в стране П.П. Ипатов.
В 1957 году, получив квалификацию ученого агронома-экономиста, отец был приглашен на работу в Белгородский совнархоз: руководил контрольно-аналитической службой Белгородского областного управления сельского хозяйства, заведовал сельским областным финансовым отделом.
После ликвидации совнархозов, многие годы являлся начальником отдела финансирования сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Белгородского областного финансового отдела (облФО).
Любовь к строительству с детства папе прививал его отец – Мефодий Иванович и папа на протяжении всей трудовой деятельности увлекался вопросами строительства, и в 1960-е годы он заочно учился во Всесоюзном заочном инженерно-строительном институте (ВЗИСИ) на факультете «Промышленное и гражданское строительство» и получил квалификацию инженера-строителя.
В октябре 1968 года родители вынуждены были переехать в Курск в связи с болезнью дедушки по линии папы – Мефодия Ивановича Умрихина.
Вначале папа работал начальником планово-экономической службы Курского областного транспортного управления, потом по решению первого секретаря Курского обкома КПСС Л.Г. Монашева был назначен государственным инспектором по закупкам и качеству сельскохозяйственной продукции Министерства заготовок РСФСР по Курской области.
Леонид Гаврилович Монашев был очень интересным человеком. Увлекался живописью, писал натюрморты и пейзажи, был членом Союза художников СССР. По его предложению Курское художественно-графическое училище было преобразовано в художественно-графический факультет Курского государственного педагогического института. Содействовал получению квартир для молодых художников, заказов скульпторам-монументалистам на создание многочисленных памятников на братских могилах воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. В городе строят Курский завод тракторных запасных частей и еще несколько заводов. В городе был построен стационарный цирк, для чего был снесен железнодорожный вокзал-ветка, архитекторы разработали проект «площади Искусств» (Дом Знаний, драматический театр, картинная галерея и сферорама), для осуществления которого был снесен стадион «Динамо» (1968 год). По инициативе Монашева и под его опекой в 1969 году в Курске была организована III зональная художественная выставка «Край Черноземный», на которой Монашев выставлял и свои картины. По его представлению в 1968 году Курская область была награждена вторым орденом Ленина за заслуги в годы войны и восстановление разрушенного народного хозяйства.
Далее, когда первым секретарем Курского обкома КПСС стал А.Ф. Гудков, в его годы формировался современный облик города Курска – от главных достопримечательностей в центре (областной драмтеатр, «свеча» на Карла Маркса…) до безликих коробок северо-запада. Главное его наследство – АЭС и современный город Курчатов, хотя интереснее для области было бы строить не атомную электростанцию, а металлургический комбинат. Но Гудков выбрал АЭС.
В 1974 году папа был переведен в Москву – главным государственным инспектором Хлебной инспекции Министерства заготовок СССР.
Он автор ряда работ по вопросам экономики и финансирования сельского хозяйства. Я всегда вспоминаю насколько емко в беседе с папой присутствовали серьезная научная интуиция и предвидение будущего, системность и универсальность, доброжелательность и уважение к собеседнику, чистосердечное стремление помочь добрыми компетентными советами!
Он прекрасно знал историю Великой Отечественной войны, Курской и Белгородской областей, аграрных отношений и развития капитального строительства в стране, любил посещать концерты и театр, книжные магазины, смотреть содержательные кинофильмы, понимал живопись и музыку, много читал, а в повседневной жизни был чрезвычайно скромным, бескорыстным и душевным человеком.
Папа умел хорошо рисовать, играть на гармони и баяне, увлекался садом и огородничеством, сохранял арбузы в гипсе к 7 ноября – Дню Октябрьской революции и к празднованию Нового года. Хорошо разбирался в медицине. Он считал, что за жизнь происходит 3,5 млрд. сокращений сердца, а плотность сосудов – определяет биологический возраст и сосуды могут обгонять возраст. Он неустанно повторял нам факторы старения сердца и сосудов: возраст, холестерин (повышенный холестерин увеличивает возраст на 7-15 %), усвоение кальция, давление, лишний вес, курение (каждый год курения увеличивает возраст человека на 1 год). Так же папа считал, что все лекарства, необходимые для человека, должны находиться у него в огороде и в саду.
Папа неоднократно повторял мне, что учиться надо с увлечением, а количество постигнутых формул, теорий, цитат – еще далеко не грамотность. Грамотность – «проецирование» этих наук на свою будущую специальность.
Отец всегда считал и стремился, чтобы лично для всех нас, молодых, ответственность перед государством, коллективом, товарищем и компетентность являлись синонимами. Также он был убежден, что правильное решение можно принять только на базе глубоких знаний, особенно экономики. Ведь экономика – это и дисциплина стройки, и дисциплина производства, и если хотите, – то и дисциплина жизни!
С декабря 1952 г. по декабрь 1991 г. – отец член Коммунистической партии Советского Союза. Он свято верил в коммунистическую идею, смело и активно проводил ее в течение всей своей жизни.
Отец награжден орденами «Отечественной войны 1 степени» (№ ордена 590906) и «Отечественной войны 2 степени» (№ ордена 862982), медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «50 лет Вооруженных сил СССР», «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «60 лет Вооруженных сил СССР», «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «70 лет Вооруженных сил СССР», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «Жукова», знаками «25 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «Отличник социалистического соревнования РСФСР», почетными грамотами Совета Министров СССР, Министерства заготовок СССР, многими благодарностями и премиями.
Папа считал, что главный исторический показатель Победы – это память потомков. Он завещал помнить подвиг советских воинов и знать, чему посвящен Праздник 9 Мая. И если так будет из поколения в поколение, то мы будем вечными победителями!
Отец написал мне следующее завещание: «Дорогой сынок Михаил! Сегодня, 9 мая 1991 года я, фронтовик, уже учить тебя не могу, да и не знаю как. Учись сам. На память только, напишу тебе, что нынешние наши руководители: Горбачев, Ельцин, Янаев, Шеварнадзе, Павлов с кабинетом, Ивашко с секретарями, Лукьянов с депутатами, помощники и советники президента развалили Союз Советских Социалистических Республик и всю мировую систему социализма, Ленинский демократический централизм, сеть специализации и кооперирования, перевертыши идут на поводу у буржуазии – к рыночной и теневой экономике, к спекуляции. Опозорили! Перевернули Ленинскую партию и Советскую власть на буржуазный лад. Когда тебя предали – это все равно, что руки сломали. Простить можно, но вот обнять уже никогда не получится. Но жизнь продолжается. И я уверен, что ты будешь жить по средствам и так, чтобы тебя помнили и сволочи – перевертыши. Я искренне рад, что ты достойно продолжаешь дело своих дедов, матери-педагога и отца-экономиста».
Отец ушел из жизни 25 августа 1996 г. в связи с острым нарушением мозгового кровообращения и захоронен на Митинском кладбище г. Москвы (уч. 87а, могила № 3093) как он и завещал, рядом с сыном Евгением, умершим, не дожив и 29 лет, 3 июля 1989 г. от инфаркта миокарда (уч. 87а, могила № 2895).
Когда жива мама, тогда и мы молоды. Когда мама уходит из жизни, и мы становимся сиротами, потому что нет на земле ближе и роднее человека, чем мама.
С самых первых мгновений мы окружены ее теплом, лаской и заботой. Становясь старше, мы доверяем ей наши тайны, делимся с ней своими впечатлениями об окружающем нас мире и всегда рассчитываем на полную поддержку и понимание с ее стороны.
Даже имя моей мамы говорило само за себя – Людмила, то есть людям мила. Я знал много женщин, которые носили это имя. Но убежден и не только как сын, что я не встречал в жизни другую женщину с этим именем, которое бы так точно соответствовало своему содержанию.
Помню, как она первый раз вела меня в школу, затем брата Евгения. Сколько нервов мама потеряла, помогая нам с братом выполнять домашние задания. Она терпеливо выводила с нами буквы и цифры, повторяла правила русского языка, учила таблицу умножения.
Всегда приятно осознавать, что где-то есть родной человек, который всегда тебя ждет. На протяжении всей моей жизни, даже если мамы не было рядом, я незримо ощущал ее поддержку. Моя мама одинаково любила меня и брата. Она всегда находила время для нас двоих, учила нас только любви, чтобы в жизни мы всегда шли рядом и оказывали поддержку друг другу.
Для мамы семья всегда была на первом месте. Понимание семьи, как самого дорогого, она стремилась прививать и нам. Она действительно, как истинная женщина и мама, создавала уют в доме. Мама создавала тот домашний очаг, который никогда не хотелось покидать. Родительский дом – то место, куда хотелось возвращаться вновь и вновь.
На работе маму уважали и ценили не только как грамотного специалиста, но и просто как чуткого и отзывчивого человека.
В то же время мама имела твердый решительный характер. Рассудительная и мудрая, непреклонная в своей праведной решимости, она покоряла своей неподдельной заинтересованностью в судьбе человека, своей справедливостью.
Через все дороги, которыми я шел, через все пороги, которые приходилось преодолевать, со мной была мать, ее добрые наставления, ее неугасимое желание, чтобы я был сильным, мудрым и честным человеком, мог выдержать любые испытания судьбы, ее желание видеть меня в окружении верных и преданных друзей, которым я обязан был платить тем же.
Как и отец, мама постоянно остается в моей жизни со мной. Мне часто мысленно приходится советоваться с ней, выяснять для себя, как бы она поступила в такой ситуации. Когда мне бывает трудно, я еду к ней, кладу цветы на могилу и прислоняюсь своей уже седой головой к холодному надгробному памятнику. И мне становится легче, вновь я начиная чувствовать себя сильным и нужным людям.
Мама родилась 1 мая 1928 года в г. Курске в семье служащих. В 1947 г. она окончила среднюю школу № 7 г. Курска и в этом же году поступила в Курский государственный педагогический институт на факультет иностранных языков, который окончила в составе 3-го выпуска в 1951 году. Ее преподавателями являлись: Я.В. Панфилов, И.Д. Посталова, З.В. Матукайтес, С.В. Аппель, С.Н. Магаршак, Г.С. Кнабе и др.
По направлению института в 1951–1952 гг. работала преподавателем французского языка Щигровской средней школы № 2 г. Щигры Курской области, затем в 1952 г. была зачислена на работу в качестве заведующей учебной частью детского сада № 106 Октябрьской железной дороги (г. Москва). В 1953 г. по семейным обстоятельствам переехала в г. Курск и поступила на работу учителем немецкого языка в школу № 29, в 1957 г. была переведена преподавателем немецкого языка в школу № 8 г. Курска, где проработала до августа 1961 г.
В августе 1961 г. в связи с переездом к месту работы мужа в г. Белгород была назначена преподавателем немецкого языка средней школы № 10, затем была переведена в школу № 21 г. Белгорода, где работала преподавателем немецкого языка до 16 октября 1968 г.
В октябре 1968 г. в связи с переводом мужа в г. Курск поступила на работу в Курский ревматологический санаторий в качестве методиста-воспитателя и преподавателя немецкого и французского языков.
В августе 1974 г. в связи с переводом мужа в г. Москву поступает на работу старшим методистом-воспитателем детского санатория им. 8 марта, где проработала до выхода на пенсию в июле 1983 г.
В приветственном адресе по случаю 55-летия мамы отмечалось: «Вы работаете в санатории 8 лет, но за это время успели зарекомендовать себя знающим, добросовестным педагогом, талантливым методистом. Вы по праву стали настоящим педагогом – наставником для наших воспитателей. Все эти годы Вы активно работали в составе местного комитета, проводили большую и важную работу по идейно-политическому воспитанию сотрудников. Мы Вас очень уважаем и любим за честность, трудолюбие, большие профессиональные знания, скромность, отзывчивость и доброжелательное отношение к людям».
Еще во время Великой Отечественной войны мама в 14–16 лет получила колоссальный опыт по уходу за тяжелоранеными людьми, работая в госпитале, который размещался в ее школе.
Мама, пройдя тяготы военного времени, хорошо знала цену жизни и умела не обращать внимание на мелочи. Нас с братом воспитывала просто: заботой, любовью и незыблемым авторитетом отца. Первейший довод вместо долгих увещеваний: «Это же отец сказал!» или «Никоим образом, этого отец не велел!». На своем примере мать и бабушка Мария Ивановна Бурова с детства привили мне любовь к педагогике. А доводы были простыми. По окончании войны, большинство детей не умело даже считать, не говоря уже о письменных навыках. Но благо появились те, кто захотел исправить это. Учителям того времени пришлось очень тяжко, и все же они превозмогли все тяготы. Именно благодаря их усилиям, советские дети стали эталонами интеллектуальной мысли среди многих стран того времени. И об этом надо всегда помнить, что педагог – величайшая профессия!
С детства она привила мне такие качества, как пунктуальность, любовь к чистоте и порядку, умение разбираться в людях, ценить и беречь любую вещь, уважение к старшим, порядочность, стремление к знаниям и творчеству.
Мама была всесторонне одаренной личностью. Прекрасно знала немецкий и французский языки, историю Германии и Франции, Российской Империи, Советского Союза и Российской Федерации, любила посещать театр, книжные магазины, понимала живопись и музыку, хорошо играла на фортепьяно, много читала, любила путешествовать по нашей стране и за рубежом (особенно вместе с сыном, невесткой Светланой и внуком!).
Мама очень ценила мастерство театральных режиссеров, таких как Георгий Товстоногов, Андрей Гончаров, Олег Ефремов, Татьяна Доронина, Марк Захаров, Анатолий Эфрос, Юрий Любимов, Сергей Образцов и не пропускала ни одной их постановки.
В жизни мама была чрезвычайно скромным, бескорыстным и душевным человеком. Она была и остается для всех нас образцом служения Его Величеству – Педагогике. Очень любила своих учеников и считала, что «учительское счастье слагается из ученических побед». Она является автором книги «Практические рекомендации для молодой хозяйки», которая вышла в свет в издательстве «Наука-Бизнес-Паритет» в 2013 году.
За долголетний добросовестный труд маме было присвоено звание «Ударник коммунистического труда» (1971), она награждена медалью «Ветеран труда» (1983), знаком «Отличник народного образования» (1968). Имела многочисленные почетные грамоты, почетные звания, знаки отличия и благодарности с такими интересными записями как «за отличные успехи в работе по коммунистическому воспитания детей», «за творческий подход к выполнению решений педагогического совета по усилению воспитательной работы с учащимися и достигнутые успехи в организации внеклассной работы с учащимися», «за достижение высоких показателей в труде и успешное выполнение социалистических обязательств» и т. п.
Я часто перечитываю мамину записку следующего содержания: «Милый, дорогой мой сыночек! Живи так, чтобы люди, столкнувшись с тобой, улыбнулись, а, общаясь с тобой, стали чуточку счастливее. Всегда улыбайся и сам своей доброй улыбкой, которая так тебе идет! Но такие люди как А.В. Руцкой, В.И. Жуков не для тебя. Надо понимать, что людей иногда нужно прощать, а иногда, вот таких простить. и проститься с ними. В жизни рекомендую соблюдать следующие правила: никогда не борись со злом, а исполняй только добрые, хорошие дела; никогда не слушай жалобы и всякую наносную клевету в отсутствие того человека, о котором идет речь; лучше не обещать, а сделать то, что просят, чем обещать, но не сделать, если помешают обстоятельства. Пусть будет в жизни все что нужно, чем жизнь бывает хороша: любовь, здоровье, счастье, дружба и вечно добрая душа».
Мама ушла из жизни 10 апреля 2012 г. и похоронена рядом с могилой своего отца на Введенском кладбище г. Москвы (уч. 19, могила № 241).
Буров Евгений Ефимович – дедушка по линии матери.
Мне, к сожалению, не удалось встречаться с Евгением Ефимовичем, поскольку за три года до моего рождения он ушел из жизни. Но постоянные рассказы бабушки Марии Ивановны Буровой о нем как о человеке, о его трудовой деятельности, наклонностям, привычках всегда я слушал с большим интересом.
Позднее стал читать его монографии, брошюры, учебники, статьи, научные отчеты, доклады и выступления. В этом мне также помогали мои родители. Много у меня было встреч, дарованных судьбой, с друзьями и сослуживцами деда по Курской губернии и ЦЧО (Воронеж), по Самарскому краю, и особенно, по Москве. Интересно было встречаться с его бывшими учениками из Москвы, Казахстана, Белоруссии, Молдавии, Челябинска, Самары, Орла, Курска и Белгорода. В памяти плодотворные встречи и с представителями науки и практики в области землепользования и землеустройства.
Евгений Ефимович Буров родился 3(16) февраля 1889 года в городе Обоянь Курской губернии.
Его отец, унаследовавший традиции и приемы здорового и целесообразного художественного оформления быта в народной среде, являлся искусным умельцем и делал свою продукцию по зову души, а не по заказу. Это была в основном продукция аграрной тематики, а также расписная посуда, самовары и др. (в дореволюционной России около 30 % всей выпущенной продукции было произведено кустарным методом). Он являлся активным участником съездов деятелей кустарной промышленности, считал кустарную промышленность основой национальной экономики и имел свое кустарное производство.
Его мать, родом из мелкопоместной дворянской семьи, после раннего ухода мужа из жизни (тогда Евгению Бурову было 9 лет, а его сестре Анне – 5 лет), зарабатывала средства, занимаясь швейной работой в зажиточных домах.
Евгений Ефимович Буров после начальной школы в 1905 году окончил четырёхклассное городское училище, затем выдержал экзамен на сельского учителя, которым и работал в 1907–1908 гг. В 1910 гг. окончил подготовительные курсы Курского землемерного училища и был назначен на должность помощника землемера Курской губернской чертежной.
После Октябрьской революции был назначен землемером 2-го разряда, в 1918 году переведен в землемеры 1-го разряда, а в 1919 году Курским уездным землемером – инструктором и заведующим уездным отделом землеустройства.
Борьба за осуществление ленинского декрета о земле в Курской губернии в ноябре декабре 1917 года проходила в особых условиях, когда в большинстве уездов и губернском центре городе Курске еще не установилась Советская власть. Но несмотря на это, крестьяне Курской губернии под руководством большевиков и при помощи волостных земельных комитетов конфисковали значительное количество помещичьих имений.
В эти месяцы, под влиянием декрета о земле, II Всероссийского съезда Советов, агитации большевиков, посланных из Харькова и Белгорода, из Москвы и Петрограда, а также под влиянием большевистски настроенных солдат и бедноты, в Курской губернии началась организованная конфискация помещичьих имений. Однако большинство помещичьих имений было конфисковано в январе марте 1918 г. С переходом власти к Советам в Курской губернии прекратились разгромы имений.
Одновременно с конфискацией имений проходило распределение бывшего помещичьего имущества. Как правило, сложный помещичий инвентарь и племенной скот не распределялись. Сложный сельскохозяйственный инвентарь оставался в имениях и перешел в распоряжение волостных и уездных Советов. Племенной скот передавался племенным рассадникам и на случные пункты или сохранялся при племенных заводах. Большинство крупных зданий перешло под школы, больницы и другие культурно-просветительные учреждения.
Большую часть рабочего скота и коров из бывших помещичьих имений советские земельные органы передали беднякам бесплатно или, чаще, за небольшую плату. Мелкие сельскохозяйственные орудия получили бесплатно или за небольшую плату бедняки, или же они были оставлены при имениях в распоряжении органов Советской власти для организации прокатных станций. Продажа конфискованного имущества с торгов, выгодная для деревенских богатеев кулаков, встречалась в Курской губернии редко. Весною 1918 г. у кулаков также отбирался иногда скот и инвентарь.
В 1919–1921 гг. Евгений Ефимович учился без отрыва от производства в Курском пединституте на физико-математическом отделении, в 1921 году был переведен в Московский межевой институт на землеустроительный факультет, который окончил в декабре 1923 года с присвоением квалификации «земельный инженер». Он по праву считал Москву флагманом деловой и экономической жизни страны.
В январе 1924 года Евгений Ефимович Буров был назначен старшим специалистом по переселению Главного управления землеустройства Наркомзема РСФСР.
С апреля 1924 по июль 1928 гг. (до районирования ЦЧО) являлся заведующим Курским губмелиоземом (Курск, Фроловская ул., 2). В 1925 году на XII Курском губернском съезде советов был избран кандидатом Курского губисполкома.
В 1926–1928 гг. Е.Е. Буров руководил сельскохозяйственной секцией Курского губплана (в это время профессор П.Н. Першин руководил сельскохозяйственной секцией Госплана РСФСР и составлением перспективного плана восстановления и развития сельского хозяйства центрально-черноземных областей), был избран уполномоченным Центрального рабочего кооператива (Церабкооп), основными функциями которого были: снабжение трудового населения продуктами питания и предметами первой необходимости. Являлся членом КомЗет. В составе Союза сельхозлесрабочих СССР вместе с Н.В. Красавиным, А.Ф. Исаевым, П.М. Плехановым, Н.В. Бочковым, М.А. Снегиревым и др. был избран членом ЦБ секции землеустроителей.
Проведя долгие годы на ответственной работе по землеустройству в Курском губземуправлении, Евгений Ефимович, как уже стало очевидным, проводил в жизнь столыпинскую земельную реформу и ленинский декрет о земле.
В этот период Евгением Ефимовичем были подготовлены и отредактированы: пятилетний перспективный план по землеустройству и переселению Курской губернии, схема пятилетнего перспективного плана землеустроительного участка, программа волостного перспективного и операционного плана по землеустройству, проект закона о землепользовании и землеустройстве в губернии «Основные начала землепользования и землеустройства», которые выносились на массовое обсуждение населения. Выпущены в свет сборники под редакцией Е.Е. Бурова руководящих указаний по вопросам землеустройства Курской губернии за 1924–1926 гг. (выпуск 1), за 1927 год (выпуск 2). Его программные работы «За лучшие формы землепользования», «Сельское огнестойкое строительство», «Землеустройство», «Итоги и перспективы землеустройства и сельскохозяйственных мелиораций в Курской губернии», «Волостной перспективный и операционный план по землеустройству», «О землеустройстве колхозов», «Массовая работа при землеустройстве» и др. определяли меры по восстановлению центрально-чернозёмных губерний и способствовали развитию экономических и организационно-хозяйственных задач землеустройства.
С сентября 1924 по сентябрь 1928 гг. Е.Е. Буров одновременно состоял членом президиума Курского землеустроительно-мелиоративного техникума (г. Курск, ул. Троцкого, 63) и его преподавателем. Он преподавал организацию землеустроительных работ и историю аграрных отношений.
Углубленная проработка материала специальных дисциплин в техникуме достигалась не только большим количеством самостоятельных упражнений, но и семинарскими занятиями, посещением заседаний земельных комиссий, разбором исполненных землеустроительных дел, исполнением специальных заданий и проч. Большое место отводилось производственной практике по землеустройству. В то время в техникуме обучалось 150–180 учащихся при 15 преподавателях. Заведующим техникумом был Н.Л. Волков.
В техникуме в то время функционировали несколько кружков: профессиональный, литературный, землеустроительный, драматический и др. Драматический кружок вела известная учительница и актриса города Курска, моя бабушка М.И. Бурова, в нем принимал активное участие будущий Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.
Получив квалификацию землемера 3-го разряда, Леонид Брежнев работал землемером-землеустроителем: несколько месяцев в с. Теребрено Краснояружской волости Грайворонского уезда Курской губернии под руководством моего деда Е.Е. Бурова, затем написал ему прошение о своем переводе в Кохановский район Оршанского округа Белорусской ССР (ныне Толочинский район). В марте 1928 года Брежнев был переведен на Урал, где работал землеустроителем, заведующим районным земельным отделом, заместителем председателя Бисертского райисполкома Уральской области (1929–1930), заместителем начальника Уральского областного земельного управления. Но все эти годы Л. Брежнев поддерживал связь со своим учителем и первым руководителем на ниве землеустройства.
Впоследствии бабушка вспоминала как дед любил подчеркивать, что среди землемеров, кроме Брежнева, было много знаменитостей, например, Авраам Линкольн (1809–1865), Томас Джефферсон (17431826), Джордж Вашингтон (1732–1799), В.Д. Бонч-Бруевич (1873–1955) и многие другие. Первым геодезистом России он считал Петра Первого. Геодезистом являлся и Нельсон Мандела (1918–2013).
В практике строительных работ в 1922–1937 гг. и в практике землеустроительных работ в 1932–1937 гг. были десятники. Затем их ликвидировали, но в целях освобождения строителей и землеустроителей от работ, не требующих специальных званий, Евгений Ефимович Буров считал целесообразным институт десятников восстановить. Его неоднократно в 1924–1928 гг. приглашали для чтения лекций слушателям строительных десятников (Курск, ул. Ленина, 22). Там примерно на 20 слушателей привлекалось 9 лекторов. Заведующим курсами являлся А.Н. Мыльников.
С сентября 1928 по февраль 1930 гг. – Евгений Ефимович работает заместителем заведующего облмелиоземом ЦЧО (г. Воронеж). В этот период он возглавляет и научно-технический сектор при Воронежском областном союзе сельхозлесрабочих.
Облмелиозем в то время объединял и направлял работу по устройству земельной территории области. Работа велась через сеть участковых землеустроительных участков, где работали 793 землеустроителя. Итоги землеустройства в те годы могут быть охарактеризованы следующими цифрами: общие виды землеустройства в 1928 г. были закончены на территории в 13179 тыс. га, или на 78 % общей территории области. В этой сумме окончательное внутриселенное и внутрихозяйственное землеустройство было проведено на территории 5864 тыс. га 34,6 % общей территории. Облмелиозем также проводил мелиоративные работы и ведал вопросами переселения. Мелиоративные работы (устройство плотин, колодцев) проводил специальный мелиоративный персонал в количестве 158 человек.
Далее Евгений Ефимович полностью посвящает себя науке. С февраля 1930 по март 1935 гг. работает в Средневолжском краевом научно-исследовательском институте экономики и организации социалистического земледелия (г. Самара) старшим научным сотрудником, руководителем проектировочной группы. Одновременно является председателем месткома института, членом райсовета Фрунзенского района города Самары.
В 1932 году им был составлен проект планировки Центрального парка культуры и отдыха города Самары. 18 июля 1930 г. Самарский крайисполком принял постановление об организации нового парка культуры и отдыха, учредил специальный комитет, который разработал необходимые предложения по его созданию. Как и многое во времена «великих пятилеток», парк был построен и оборудован быстро. Его открытие летом 1932 г. называлось крупной победой на участке борьбы за улучшение культурно-бытовых условий трудящихся, а нарядный зеленый массив загородного парка именовался не иначе, как «фабрика культуры и отдыха краевого центра». Были организованы лесопарковая зона с аллеями, кафе и ресторан, аттракционы, катание на лошадях, школа верховой езды, зимняя горнолыжная и сноубордистская трасса с подъемником, обзорные площадки, спуск к пляжу.
Еще не было удобной трамвайной связи с центром города, но парк сразу стал популярным и охотно посещаемым. Вызывали восхищения монументальные ворота главного входа, цветочные клумбы на главной тенистой аллее, ведущей к Волге. Вдоль этой аллеи располагались площадки для игр и волейбол, небольшой летник кинотеатр, музыкальная эстрада, читальня, детский городок, буфеты.
В начале 1935 г. по предложению газеты «Волжская коммуна» президиум крайисполкома решил организовать в городе постоянно действующую краевую промышленную выставку. За четыре месяца она была спроектирована и построена на территории загородного парка. На ней демонстрировалась продукция городских предприятий – металлообрабатывающих заводов, швейных фабрик, пищевых, кожевенных, деревообрабатывающих, пеньковых, грубосуконных, силикатных предприятий, хлебозаводов, кустарно-промысловых производств.
В 1934 году Е.Е. Буров разработал опытный проект зерносовхоза «Рабочий» Куйбышевского Союззернотреста.
Основные публикации того периода: «Землеизмерение в колхозах» (1930, в соавторстве), «Правильное землепользование – путь к организационно-хозяйственному укреплению колхозов» (1933), «Организация водоснабжения в мясомолочных совхозах» (1933),
«Организация территории в зерносовхозах» (1934), «Организация территории в свиносовхозах» (1936), «Организация территории овцесовхозов» (1937), «Организация летнего содержания свиней в свиносовхозах» (1932, в соавторстве) и др.
С марта 1935 года Е.Е. Буров работает в НИИ организации территории(г. Москва) вначале старшим научным сотрудником и заместителем руководителя совхозной бригады (руководителем совхозной бригады в то время был Удачин С.А.), а с марта 1936 года – руководителем бригады по размещению хозцентров и распланировке овцеводческих совхозов и с января 1937 года – руководителем бригады по организации территории совхозов. В 1937 году Е.Е. Буров опубликовал работу «Планировка хозцентров животноводческих совхозов» и в соавторстве с С.А. Удачиным и др. была издана монография «Организация территории молочно-мясных совхозов».
Последняя работа, выполненная научной бригадой по организации территории совхозов (рук. Е.Е. Буров), как утверждает известный в нашей стране и за ее пределами ученый, патриарх землеустроительной науки М.Д. Спектор, легла в основу землеустройства, определила содержание и структуру проектов внутрихозяйственного землеустройства колхозов и совхозов (М.Д. Спектор. Современная теория землеустройства. М.: РИД РосНОУ. 2019. С.15 и С.73).
Одновременно читал лекции и вел практические занятия в Московском институте землеустройства (МИЗе) по дисциплинам «Планирование и организация землеустроительных работ» и «Земельноколхозное право», всегда готовился к ним очень основательно и увлекательно, давая глубокий и разносторонний анализ излагаемого материала. Евгений Ефимович отличался высокой интеллигентностью и деликатностью. Он, например, не мог сидеть в присутствии стоящей женщины. Если пришедшая к нему студентка не садилась на предлагаемый ей стул, Евгений Ефимович Буров вставал и стоял все время, пока решался вопрос, с которым подошла к нему особа, несмотря на то, что он, был в три раза старше ее.
С января 1938 года Е.Е. Буров полностью переходит на постоянную работу на кафедру землеустроительного проектирования МИЗа.
16 ноября 1939 года Евгений Ефимович защитил в Московском институте землеустройства диссертацию на соискание учёной степени кандидата сельскохозяйственных наук. Тема диссертации: Организация территорий прифермских севооборотов в свиносовхозах».
По заданиям Наркомзема СССР и Министерства сельского хозяйства СССР Е.Е. Буров руководил научно-производственными экспедициями по введению и освоению севооборотов, планировке хозяйственных центров, а также ежегодно руководил студенческими производственными практиками по землеустроительному проектированию в Белоруссии, Казахстане, Молдавии, Челябинской, Куйбышевской, Курской, Орловской, Воронежской областях.
Он является соавтором первого учебного пособия по социалистическому землеустроительному проектированию (1940) и монографии «Организация землеустроительного труда и планирования землеустроительных работ».
С сентября 1946 года Евгений Ефимович работает на кафедре землеустройства МИИЗа (ныне кафедра землепользования и кадастров), которая была образована на базе выделения её из состава кафедры землеустроительного проектирования.
Работу в МИИЗе Е.Е. Буров совмещал с работой в МХТИ и МГУ им. М.В. Ломоносова. Являясь опытным преподавателем высшей землеустроительной школы, Евгений Ефимович всегда стоял на позициях учения Мичурина и других передовых учёных – практиков. Он ни на один день не сходил с нивы землеустройства.
Евгений Ефимович Буров принимал участие в подготовке монографии «Основные начала землепользования» (1948), проекта постановления директивных органов страны по Нечернозёмной полосе (1949), являлся научным руководителем ряда госбюджетных и хоздоговорных тем, руководил крупными экспедициями по обследованию земельных ресурсов в зонах строительства Волго-Донского и Северо-Крымского каналов, активно работал в секторе научно-исследовательских работ при МИИЗе (рук. С.А. Удачин), созданном в октябре 1945 года в соответствии с приказом Наркомзема СССР.
В 1949 году подготовил к изданию учебник по «Планированию и организации землеустроительных работ (для вузов)», а авторским коллективом в составе: Бурова Е.Е., Панфилова А.Т., Ускова В.Г., Шустикова Е.И., Первова С.Н. (под редакцией Е.Е. Бурова) учебник по «Планированию и организации землеустроительных работ (для техникумов)». В этом же году вышла в свет его работа «Исполнение землеустроительных работ».
Венцом научной деятельности профессора Бурова Е.Е. является диссертация на соискание учёной степени доктора экономических наук на тему: «Национализация земли в СССР», работу над которой он завершил в декабре 1950 года.
Его плодотворная деятельность дважды отмечалась правительственными наградами, неоднократно он премировался за ударный труд, поощрялся научными заграничными командировками, награждался почетными грамотами Наркомзема СССР, Минсельхоза СССР, Минвуза СССР, Совета по делам колхозов при Правительстве СССР и др.
Заболев в январе 1951 года воспалением почек, он долго лечился, но не смог преодолеть тяжелую болезнь. Несмотря на то, что он находился на лечении в Кремлевской больнице, назначенное лечение сильно осложнило течение болезни и, возможно, явилось причиной летального исхода. В целом к тому периоду Е.Е. Буров был достаточно крепок.
Умер Е.Е. Буров 30 октября 1951 года и похоронен на Введенском кладбище г. Москвы (уч. 19, могила № 1707).
Бурова (Хохлова) Мария Ивановна – бабушка по линии матери.
Воспоминания о бабушке – это самые живые и самые светлые воспоминания моего детства. Светлы они и в переносном, и даже в буквальном смысле слова!
Красивая душой и телом бабушка – это редкость. Огромная редкость! Но именно такая была у меня «баба Муся»! По жизни она сопровождала меня везде: могла прийти в школу, в техникум и даже в институт. Постоянно любила водить меня по театрам, концертным залам, кинотеатрам, непременно в Дом учителя, Дом народного творчества, по своим знакомым, сослуживцам, ветеранам театрального искусства, ветеранам педагогического труда и др.
Мария Ивановна была сердцем нашей семьи. И когда мы жили все вместе, и когда разъехались по отдельным квартирам, бабушка собирала вокруг себя всю семью и много-много друзей. Это были и коллеги по работе, и друзья всех поколений. В праздничные дни в большой комнате составляли в ряд все столы, чтобы хватило места для большой семьи и гостей. Ощущение счастья, праздника, запах сдобных булочек, мясного или рыбного пирога, наполнявший дом, шум и оживление от большого количества радостных людей, улыбки на лицах – самые грандиозные впечатления того времени. Большим счастьем считаю, что нам, внукам Марии Ивановны, довелось часть жизни пройти рядом с ней, у нее учиться жизни, равняться на нее – очень мудрого, доброго, честного, ответственного и заботливого человека.
Хотя бабушка была занята «большими» театральными и учительскими делами и заботами, но и внукам доставались ее заботы, любовь и ласка. На ночь она рассказывала нам сказки, днем, сидя рядом с ней за столом, пока она работала, я лепил из пластилина или рисовал. Еще помню трехколесный велосипед, ноги до педалей не достают, бабушка катает меня по дому. «Здравствуй, шкафчик!», поехали дальше: «Здравствуй, этажерочка!».
Еще помню Новый год, бабушка, как правило, в роли Деда-Мороза и мы с бабушкой зажигаем свечи на большой елке у нее в большой комнате. Каждая свечка вставлена в держатель-прищепку. А на елке много игрушек: человечки из белого чего-то, вроде ваты, птички из блестящего картона, стеклянные шары и сосульки, а еще завернутые в серебряную бумагу грецкие орехи и конфеты на ниточке. А под елкой притаился большой ватный Дед-Мороз с посохом. Но самое главное, ночью придет настоящий Дед-Мороз и положит под подушку много подарков и даже несколько открыток, одна из которых обязательно будет подписана почерком бабушки, а подарок – это обязательно детская мечта несбыточная.
Позже появились электрические елочные гирлянды и первое знакомство с физикой: эти гирлянды почему-то часто перегорали, а родители их чинили. Помню эти рассуждения: гирлянда не горит, значит, какая-то из лампочек перегорела – они же последовательно соединены. А как найти которая перегорела? А чем заменить? – Запасных лампочек нет. Давайте серебряную обертку от шоколадки засунем вместо сгоревшей лампочки – и восторг: получилось, гирлянда горит!
Когда я пошел в школу, мое место у бабушкиного стола занял подросший брат Евгений со своими солдатиками. Не каждому дан такой талант – непрерывно занимать чем-то сидящего рядом дошколенка, чтобы совмещать это с изучением ролей и репетицией своих выступлений.
Она была очень мужественным человеком, принимая и жизненные обстоятельства, и окружающих людей такими, как есть. Но всегда хотела помочь всем, очень сочувствовала людям.
Я всегда воспринимал свою бабушку как очень принципиального и очень чистого и честного человека. Бабушка никогда не говорила дома высоких слов или пламенных речей, но, вероятно, искренне верила в идеологию государства. Помню ее тихую радость, когда меня в апреле 1969 года в Курском Доме пионеров приняли в комсомол. Она подарила мне на память тогда собрание сочинений Маяковского и курских писателей Евгения Носова и Егора Полянского. Когда я сдал вступительные экзамены на отлично в Белгородский технологический институт строительных материалов на строительно-технологический факультет по специальности 1743 «Экономика, организация и планирование промышленности строительных материалов» она была, наверное, единственным человеком, который был этому очень-очень рад, с удовольствием разглядывала мой новый студенческий билет, также была рада, когда я был переведен в Московский ордена Трудового Красного Знамени инженерно-строительный институт им. В.В. Куйбышева на факультет «Экономика и организация строительства», а еще больше она была рада, когда в октябре 1978 года я стал членом КПСС.
Дома всегда было много книг: Ключевский, Черчилль, Станиславский, Царев, Турчанинова, Пашенная, историческая литература, классики марксизма, включая даже Мао Дзе Дуна, Фиделя Кастро и собрания сочинений зарубежных, и русских писателей. Быт, посуда – все было самое простое, но книг, журналов, газет всегда было много, огромная библиотека.
Бабушка очень любила цветы. Цветы стояли на этажерках – огромный фикус, у которого бабушка с удовольствием по субботам протирала влажной тряпочкой большие темные листья, алоэ, туя, циперус, плющ. Летом же наш дом наполнялся срезанными цветами. Букеты, принесенные бабушкой, стояли во всех комнатах, на столах, на окнах.
Мария Ивановна была очень скромным человеком, привыкшим довольствоваться малым. Ее любимые духи – «Букет Императрицы», а в советское время они стали называться просто «Красная Москва». Она пользовалась только отечественной косметикой. Бабушкина скромность наряду с прекрасным талантом организатора и мудростью проявлялась в семье и после того, как она с маминой семьей стали жить отдельно. Бабушка так незаметно и дозированно умела распределить между младшими родственниками необходимую по хозяйству помощь, что это совсем не напрягало молодых. Кому-то доставалось выносить мусор, кому-то сдавать стеклотару, кто-то больше специализировался на уборке квартиры, а кому-то поручалось закупать продукты.
А как бабушка умела незаметно помочь… Сколько раз эти присланные и подаренные 25–50 рублей выручали нас, внуков, вдали от дома или в трудную минуту. А с какой тихой благодарностью она умела принимать заботу о себе, когда в эпоху всеобщего дефицита удавалось привезти ей откуда-нибудь что-то из самых необходимых вещей. А сколько раз мы приходили к ней за советом, зная, что не осудит и не рубанет с плеча, а постарается понять и не будет при этом навязывать свое мнение, а главное, никому не выдаст твой секрет.
Мария Ивановна – курянка. Родилась 1 июня 1890 года в семье торговца Ивана Викторовича Хохлова и домохозяйки Феодосии Георгиевны Хохловой. Прадед держал в Курске трактир, имел права на недвижимость не только в Курской, но и ряде других российских губерний. Она окончила в 1911 году полный курс Мариинской женской гимназии города Курска и дополнительный двухгодичный педагогический курс по отделению русского языка и была удостоена звания учительницы.
Слушателям гимназии преподавали Закон Божий (И. С. Чеканов), русский язык и словесность (Е.П. Ерохина), историю (А.К. Арнольди), математику и физику (А.В. Виноградова), географию (З.Н. Полянская), педагогику и методику русского языка (П.И. Смирнов), естествоведение (А.А. Вирский), немецкий язык (А.А. Кузнецова), французский язык (Е.Н. Решетинская), рисование и чистописание (В.И. Лобода), рукоделие (М.Б. Торкиани), пение (С.М. Аркадьева), музыку (М.А. Геррат), гимнастику (К.Ф. Боухал). Классной надзирательницей в бабушкином классе была М.М. Лайминг.
Именно в 1911 году бабушка начала свою преподавательскую работу в школе – учительницей начальных классов и с той поры более 40 лет отдала Мария Ивановна своему любимому делу. Но у нее наряду с основной работой школьного учителя и воспитателя, было страстное увлечение театральным искусством. Оно у Марии Ивановны началось еще в детстве. Гимназистской девочка играла в любительских спектаклях и выступала в ученических концертах. Читала сатирические и юмористические стихи, памфлеты, басни, шаржи и эпиграммы. Отмечалось в прессе, что по случаю 100-летия со дня рождения Н.В. Гоголя 19–20 марта 1909 года в программе юбилейного акта Мария Хохлова читала «Тройку» Гоголя и имела большой успех.
Она любила с нами рассуждать, кто такой настоящий меценат или благотворитель, какая благотворительность ценилась и почиталась на Руси. И утвердительно цитировала В.О. Ключевского: «…древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную, благотворительность, милостыню, подаваемую из рук в руку, притом «отай», тайком не только от стороннего глаза, но и от собственной «шуйцы». Далее подчеркивала, что мысли В.О. Ключевского о принципиальном бескорыстии благотворителя в соответствии с требованиями этики, сложившейся на Руси, очень важны для нас. Во-первых, родство понятий «благотворительность» и «меценатство» позволяют усматривать корни последнего в толще многих столетий. Во-вторых, бескорыстие как обязательное условие истинной благотворительности на Руси позволяет «развести» кажущиеся тождественными понятия: «меценат» и «спонсор». Настоящему меценату (с точки зрения отечественных традиций), истинному благотворителю не нужна в качестве компенсации реклама, позволяющая сегодня с лихвою возместить даруемое. Показательно в этой связи, что Савва Тимофеевич Морозов обещал всестороннюю помощь основателям Московского художественного театра при непременном условии: его имя не должно упоминаться в газетах. Хорошо известны случаи, когда меценаты по призванию, по зову сердца отказывались от дворянства (например, Бахрушины).
Конечно, имя Саввы Морозова у всех на слуху, оно стало символом русского меценатства. А были ли меценаты в Курской губернии?
По воспоминаниям бабушки, меценатство в купечестве Курской губернии было распространено гораздо меньше, чем в купеческих кругах городов России, где оно стало модным увлечением. К тому же особым разнообразием не отличался и арсенал форм меценатской деятельности, сводившихся в основном к поддержке культурных начинаний. Причины следует искать в том, что купцы считали более значимыми пожертвования в благотворительных целях, что, кроме того, вызывало больший резонанс среди населения. Тогда как меценатство находило отклик в узком слое курских интеллигентов. Важно и следующее: если благотворительностью в равной степени занимались и уездные купцы, и члены сословия г. Курска, то меценатством увлекались исключительно последние. Это объясняется и уровнем культурной жизни в губернском и уездных центрах, и, возможно, разницей в степени развития личных эстетических запросов купцов. Представляется, что выше они были у курского купечества. Там встречались, например, купцы-театралы. Самым известным был И.В. Пузанов, близко знакомый с артистами Московского малого театра и прославившийся «выразительной игрой в пьесах A.H. Островского» во время любительских спектаклей.
Крупным событием в культурной жизни Курска стало открытие в 1913 г. нового Летнего театра в Купеческом саду, построенного на средства купцов. И бабушка любила там выступать. В 1910 г. здесь случился пожар, уничтоживший все постройки, в т. ч. помещения, где проходили представления, народные чтения. В связи с этим купеческое общество решило выделить деньги на строительство нового здания. Его вела киевская фирма «И.А. Циолковский и К.». Интересно, что театр, возведенный в модном тогда стиле модерн, стал одной из первых в России построек из монолитного железобетона, который только начал внедряться и на рынке строительных материалов.
Летний театр предназначался для любительских спектаклей и небольших приезжих трупп. В партере имелось 300 мест, плюс еще 150 на балконе. Начиная с 1913 г., здесь редко пустовала сцена. Даже в 1917 г. почти ежедневно на ней давали спектакли.
В 1915 году бабушка вышла замуж и обвенчалась с Евгением Ефимовичем Буровым.
Успешные выступления в детских, школьных и домашних спектаклях, а также в любительских спектаклях, концертах и радиопередачах не вскружили Буровой голову. Напротив, она повысила к себе требовательность, потянулась к знаниям, поступила в 1919 году в Курский государственный педагогический институт на факультет русского языка и литературы, изучала мастерство профессиональных актеров. Все, что удавалось узнать из специальной литературы по искусству (тогда ее было очень мало), она старалась использовать в своей практике. Все театральные журналы, а также мемуары корифеев сцены Мария Ивановна читала и, как она вспоминала, много раз перечитывала. Она стремилась уйти на профессиональную сцену, даже поступила в 4-ю театральную студию Московского художественного театра, но отец сказал категорическое «нет». С болью в душе пришлось отказаться от своей дорогой мечты. Что ж, если потеряна возможность работы на профессиональной сцене, так осталась любительская сцена. И ей Мария Ивановна отдавала все свои силы, труды и самые сокровенные мечты, и желания. Вспоминая об этом, Мария Ивановна протягивала перед собой обе руки и крепко соединяла их вместе: «Вот так и у меня всю жизнь были соединены вместе работа учителя и искусство. Одно помогало другому, с ними я прошла весь свой путь».
Вместе с другими работниками народного образования Мария Ивановна создавала новые школы, ликбезы, детские дома и сады. Учителей было мало, приходилось одновременно заведовать школой, заведовать детским домом им. Артема в Москве, заведовать методическим кабинетом при Романовском РОНО в Молдавской ССР, преподавать, заниматься с неграмотными. Но времени и энергии хватало на все.
В «Курской правде» от 1 сентября 1938 года (автор В. Пчелин) была опубликована статья под названием «Чуткость». Вот ее содержание:
Работница Курского горкомхоза Василиса Алексеевна Локтионова прислала в редакцию письмо. Вот что в нем рассказывалось: «Мой сын Володя три года учился в девятой школе. Учился он плохо. Его считали неисправимым и отгородились от него. Он тогда еще больше стал хулиганить. Тяжело мне было смотреть на это, но сделать что-либо я была не в силах. Не раз ставился вопрос об исключении Володи из школы. Его не исключили, а передали в седьмую школу. Попал он в 3-й класс – к учительнице Марии Ивановне Буровой. Она душевно и тепло подошла к ребенку. Изо дня в день следя за каждым школьником, Мария Ивановна растила из наших детей хороших, ценных людей.
Володя перешел в пятый класс. Проучившись 2 года у Марии Ивановны, он приобрел любовь к знаниям. Не раз, приходя с работы, я заставала его за книгой. А раньше приходило бегать и искать его по улице, напоминать об уроках, волноваться за его будущее.
От всей души благодарю Марии Ивановну за чуткое отношение к моему ребенку».
Простое, волнующее письмо, это замечательно еще и тем, что оно показывает, как надо педагогам относиться к детям.
В седьмую школу Володя пришел замкнутым и озлобленным. Хулиганил на уроках. Не выполнял домашних заданий. Говорил дерзости. Мария Ивановна Бурова зорко присматривалась к новичку. Обратила внимание на некоторые особенности поведения. Посоветовалась с врачами. Затем побывала у Володи на дому, разузнала, чем он увлекается, как проводит время. Сложилось твердое убеждение: грубость у мальчика напускная. Он отзывчив и общителен. Нужно лишь завоевать его доверие.
Как и всегда, Мария Ивановна приступила к решению этой задачи не одна. Володей занялся детский коллектив – класс, пионерский отряд. Вызывающее поведение Локтионова вызвало в первое время возмущение у ребят. Но Бурова сказала: «Володя – новичок, он еще не усвоил наших правил. Нужно ему помочь».
А после уроков учительница побеседовала с Володей. Тот ждал «головомойки». Но разговор с самого начала пошел о другом. Что Володю больше всего интересует? В каком кружке он хотел бы работать? Он, конечно, справится, если ему поручить подобрать что-нибудь для пушкинского альбома?! Только в самом конце беседы Мария Ивановна мельком заметила: «Нехорошо, что ты шумишь на уроках. Но ты, очевидно, понимаешь, это и сам, и больше так делать не будешь». Сказано это было тоном дружеского совета. При некотором недоверии к педагогу Володя не мог не заметить, что с ним разговаривали как с младшим товарищем.
Как-то Мария Ивановна заметила, что Володя любит мастерить из дерева. Она предложила мальчику поступить в столярную мастерскую Дома пионеров. Из мастерской Володя пришел возбужденный, радостный. Рассказал Марии Ивановне о своих первых впечатлениях. А через некоторое время пригласил ее посмотреть, что он в мастерской делает. И как-то незаметно получилось, что обо всем, что случилось с Володей и что волновало его, он стал говорить прежде всего Марии Ивановне Буровой.
Постепенно Володя изменялся. Умело организованная учебная и воспитательная работа открывала в нем все новые свойства, вызывала к жизни богатейший мир детских способностей, воспитывала качества нового советского человека.
Этому особенно помогали часы внеклассного чтения. Мария Ивановна подробно знакомила в эти часы своих юных слушателей с жизнью и деятельностью великих вождей трудящихся – Ленина и Сталина, с биографиями Ворошилова, Буденного и других героев гражданской войны.
Увлекательно и живо преподавала Мария Ивановна историю СССР. Дети посещали музей, смотрели исторические кинофильмы, в педагогическом институте им демонстрировали деапозитивы. Своими руками ребята создали по каждому разделу программы наглядные пособия.
Не менее ярко проходили занятия по географии. Учительница рассказывала о дрейфе папанинской льдины, о героических делах зимовщиков. Когда папанинцы были сняты с льдины, кто-то из ребят предложил: «Построим макет станции Северный Полюс!». Мария Ивановна горячо поддержала это предложение. И вышло так, что во главе этой работы оказались «неисправимые» – Резниченко и Локтионов.
Чуткость сочетается у Буровой с требовательностью, забота о детях – с воспитанием у них правильного отношения к критике.
Изо дня в день учительница ведет так называемую дисциплинарную тетрадь. В ней записываются проступки ребят. И не один из провинившихся выслушал от Марии Ивановны слово критики на классном собрании или в личной беседе.
Однажды о Володе Локтионове появилась критическая заметка в газете «Пионер». Володя счел себя смертельно обиженным. Мария Ивановна рассказала ему, какое огромное значение имеет критика в исправлении ошибок, как оружием большевистской критики пользуется наша партия. Затем заметку обсудили на общем собрании. В результате Володя дал слово исправиться.
Слово он сдержал. Окончил четвертый класс на «хорошо» и «отлично», с хорошей оценкой по дисциплине. В июне, перед отъездом в пионерский лагерь, зашел к своей любимой учительнице. Твердо обещал ей: в пятом классе будет отличником.
Чуткость – качество советского учителя. Таких, как Бурова, – любимых и уважаемых детьми педагогов – у нас в стране десятки тысяч. Следовать их примеру, учиться у энтузиастов педагогической работы – долг всех советских учителей. Их девизом должны стать простые и мудрые слова товарища Сталина: «Людей надо заботливо и внимательно выращивать, как садовник выращивает облюбованное плодовое дерево».
В первые годы Советской власти в Курске был создан Дом работников просвещения. Дома работников просвещения были учреждены декретом СНК, подписанным В.И. Лениным 25 апреля 1921 года. Они находились в ведении ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. С 1934 по 1956 гг. назывались Домами учителя. В СССР в 1970-х годах насчитывалось 348 домов работников просвещения. Они оказывали работникам просвещения помощь в повышении идейно-политического уровня, производственной квалификации, расширении научных знаний и совершенствовании педагогического мастерства. Там систематически устраивались тематические выставки, лекции и доклады, встречи молодых учителей с заслуженными учителями, ветеранами педагогического труда, деятелями науки, литературы и искусства, новаторами производства, литературные и музыкальные вечера, просмотры кинофильмов и т. д. При многих домах работали народные университеты, создавались клубы «по интересам», коллективы художественной самодеятельности.
Художественная самодеятельность – любительское творчество в области театрального, музыкального (вокального, инструментального, хореографического) и изобразительного (в т. ч. декоративно-прикладного) искусства.
По рассказам бабушки, художественная самодеятельность в области театрального искусства в Курской губернии известна с конца XVIII в. Именно тогда во многих помещичьих усадьбах стали появляться любительские театры из крепостных актёров. Однако усадебный театр не был крепостным в чистом виде. Одна из его особенностей состояла в том, что на их сцене играли вместе и крепостные, и дворянские дети, иногда и сами владельцы имений. В актёрском составе театра долгое время не было разделения на драматическую и оперную труппу. Актёры умели исполнять и арию, и песню, и куплеты. Не занятый в спектакле актёр часто играл и в оркестре на каком-либо инструменте, а также танцевал. Не было ни одного богатого помещичьего дома, где бы не гремели оркестры, не пели хоры и где бы не возвышались театральные подмостки. В зимнее время аристократы съезжались в Курск и привозили с собой усадебные труппы, соревновавшиеся друг с другом. Эти затеи бар, как ни были они иногда смешны и неудачны, но всё-таки развивали в крепостных людях грамотность и понятие об изящном. Поскольку усадебные театры служили в первую очередь для увеселения, в репертуаре преобладали пьесы комического содержания и водевили. Одним из крупнейших театров Курской губернии был театр кн. Барятинских в Марьино. О крупном театре помещика Анненкова сведений почти не сохранилось, за исключением воспоминаний писателя Н.Полевого.
Следует отметить, что основная масса высокохудожественных театров, известных далеко за пределами курского края, возникает на территории, заселённой, главным образом, выходцами из Малороссии, то есть в южных и западных уездах Курской губернии (Борисовка – Шереметьевых, Юнаковка – Голицыных, Головчино – Хорватов, Марьино – Барятинских, Фатеевка – Виельгорских, Красное – Волькенштейнов и др.). Не случайно именно из этих мест вышли профессиональные артисты М.С. Щепкин и Н. X. Рыбаков, композитор С.А. Дегтярев и дирижер Г.Я. Ломакин, а также многие другие талантливые актеры и музыканты крепостных усадебных театров.
В 1792 г. в Курске в доме Дворянского собрания (па месте нынешнего Концертного зала «Свиридовский») стараниями генерал-губернатора Александра Андреевича Беклешова был открыт первый профессиональный городской театр. Однако его существование не привело к снижению количества любительских спектаклей. В XIX в. в Курской губернии по-прежнему продолжали ставить любительские спектакли, организовывали кружки, общества, активно развивалось меценатство. Первое «Общество любителей музыкального и драматического искусства» в Курске было организовано в 1882 г. (главный режиссер А.А. Линтварев, главный капельмейстер Н.А. Щуровский, художник-декоратор Н. М. Марков). 27 ноября 1894 г. обществом был поставлен «Лес» А.Н. Островского. Упоминания о спектаклях «Общества…» продолжают мелькать на страницах местных газет и в период с 1910 по 1915 гг. В частности, писалось о постановке нескольких украинских спектаклей, незначительных оперетт и комедий, о выразительной игре в пьесах Островского местного коммерсанта И.В. Пузанова.
В 1889 г. были организованы еще две любительские труппы: одна в театре Лазаретного сада, другая – на сцене театра городского сквера. Осенью того же года организовалось Курское товарищество артистов-любителей во главе с Корсиковым-Андреевым, Великановым и Трояновским. В основе репертуара товарищества были водевили, комедии и драматические спектакли. Начало 1891 г. было отмечено рядом благотворительных спектаклей, в частности, на «усиление средств бесплатной лечебницы Общества курских врачей». Самое деятельное участие в подготовке спектаклей принимали художник А. К. Дамберт, регент Каленберг (хормейстер), Н.Н. Богданов (заведующий музыкальной частью), написавший увертюру для водевиля.