Примечания

1

Согласно Ежегодному социально-экономическому приложению к Текущему исследованию населения, проводимому Бюро переписи населения США, средний доход женщин в возрасте от 35 до 44 лет со степенью магистра составил в 2018 году 65 076 долларов. См.: www.census.gov/data/tables/time-series/demo/income-poverty/cps-pinc/pinc-03.html#par_textimage_54.

2

Thompson D. Workism Is Making Americans Miserable // The Atlantic. 2019. February 24. URL: www.theatlantic.com/ideas/archive/2019/02/religion-workism-making-americans-miserable/583441; Do You Check Your Email After Work Hours? New Study Says Simply Thinking About It Could Be Harmful // BioSpace. 2018. August 13. URL: www.biospace.com/article/do-you-check-your-email-after-work-hours-new-study-says-simply-thinking-about-it-could-be-harmful.

3

В античной Греции – низший класс работников, включавший чернорабочих, квалифицированных ремесленников и торговцев. – Прим. авт.

4

Пикетти Т. Капитал в XXI веке. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015; Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014.

5

Goel V. Dissecting Marissa Mayer’s $900,000-a-Week Yahoo Paycheck // New York Times. 2017. June 3. URL: www.nytimes.com/2017/06/03/technology/yahoo-marissa-mayer-compensation.html; Leonard S. She Can’t Sleep No More // Jacobin. 2012. December 27. URL: https://jacobinmag.com/2012/12/she-cant-sleep-no-more; Hancox D. Why We Are All Losing Sleep // New Statesman. 2019. November 6. URL: www.newstatesman.com/24-7-jonathan-crary-somerset-house-losing-sleep-review. «Праздность и обилие свободного времени когда-то были отличительными чертами аристократии, – пишет Джуди Вайсман. – В наши дни признаком высокого статуса служит активное, лихорадочное существование, когда и рабочее, и свободное время заполнены многочисленными делами». Вайсман Д. Времени в обрез: ускорение жизни при цифровом капитализме. М.: Издательский дом «Дело», 2019. C. 104. См. также: Perlin R. Intern Nation: How to Earn Nothing and Learn Little in the Brave New Economy. New York: Verso, 2011. P. 49.

6

Моррис У. Задачи искусства // Искусство и жизнь. М.: Искусство, 1973. С. 58–74; Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Сочинения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. Т. 4. С. 419–459.

7

Грамши А. Тюремные тетради // Избранные произведения в 3-х томах. М.: Издательство иностранной литературы, 1959.

8

Milkman R. Farewell to the Factory: Auto Workers in the Late Twentieth Century. Berkeley: University of California Press, 1997. P. 23.

9

Термин, введенный экономистом Мансуром Олсоном, обозначает ситуацию, когда из-за конфликтов внутриэлитных групп интересов экономический рост не отражается на благосостоянии населения – или отражается в недостаточной степени. – Здесь и далее примечания редактора и переводчика, если не указано иное.

10

Вайсман Д. Времени в обрез. C. 107–112. Джеймс Мидуэй в личной беседе с авторкой.

11

Guendelsberger E. On the Clock: What Low-Wage Work Did to Me and How It Drives America Insane. New York: Little, Brown, 2019. См. также: Spitznagel E. Inside the Hellish Workday of an Amazon Warehouse Employee // New York Post. 2019. July 13. URL: https://nypost.com/2019/07/13/inside-the-hellish-workday-of-an-amazon-warehouse-employee.

12

Chen M. 6 Years After the Rana Plaza Collapse, Are Garment Workers Any Safer? // The Nation. 2019. July 15. URL: www.thenation.com/article/rana-plaza-unions-world; Jacobs H. Inside “iPhone City,” the Massive Chinese Factory Town Where Half of the World’s iPhones Are Produced // Business Insider. 2018. May 7. URL: www.businessinsider.com/apple-iphone-factory-foxconn-china-photos-tour-2018-5; Gruss B., Novta N. The Decline in Manufacturing Jobs: Not Necessarily a Cause for Concern // IMFBlog. 2018. April 9. URL: https://blogs.imf.org/2018/04/09/the-decline-in-manufacturing-jobs-not-necessarily-a-cause-for-concern.

13

Оруэлл Дж. Дорога на Уиган-Пирс // Фунты лиха в Париже и Лондоне. Дорога на Уиган-Пирс. М.: ACT, 2018. С. 209–415; Milkman R. Farewell to the Factory. P. 11–12; Jaffe S., Chen M. The GM Strike and the Future of the UAW // Dissent. 2019. November 8. URL: www.dissentmagazine.org/online_articles/the-gm-strike-and-the-future-of-the-uaw.

14

Draut T. Sleeping Giant: How the New Working Class Will Transform America. New York: Doubleday, 2016. P. 44.

15

Fisher M. K-punk: The Collected and Unpublished Writings of Mark Fisher / ed. D. Ambrose. London: Repeater Books, 2018, loc. 7683, Kindle; Haider A. Class Cancelled. 2020. August 17. URL: https://asadhaider.substack.com/p/class-cancelled; Kotsko A. Neoliberalism’s Demons: On the Political Theology of Late Capital. Stanford: Stanford University Press, 2018, loc. 230, Kindle. См. также: Konczal M. Freedom from the Market: America’s Fight to Liberate Itself from the Grip of the Invisible Hand. New York: New Press, 2020.

16

Harvey D. A Brief History of Neoliberalism. Oxford: Oxford University Press, 2007. P. 1–2; Стэндинг Г. Прекариат; Mirowski P. Never Let a Serious Crisis Go to Waste: How Neoliberalism Survived the Financial Meltdown. New York: Verso, 2013. P. 23–24, 40, 56–57; Kotsko A. Neoliberalism’s Demons, loc. 741, 127, 132–133.

17

Fisher M. K-punk, loc. 6984, 12617; Harvey D. Brief History. P. 7–8, 14–15; Clover J. Riot. Strike. Riot. New York: Verso, 2019, loc. 1652–1654, Kindle; Mirowski P. Never Let a Serious Crisis. P. 57. Letelier O. The “Chicago Boys” in Chile: Economic Freedom’s Awful Toll. The Nation. 1976. August. URL: www.thenation.com/article/archive/the-chicago-boys-in-chile-economic-freedoms-awful-toll. См. также: Klein N. The Shock Doctrine: The Rise of Disaster Capitalism. New York: Metropolitan Books, 2010.

18

Harvey D. Brief History. P. 23, 61; Fisher M. K-punk, loc. 9308; Mirowski P. Never Let a Serious Crisis. P. 130.

19

Fisher M. K-punk, loc. 7548.

20

Harvey D. Brief History. P. 25; Barker T. Other People’s Blood // n+1. 2019. Spring. URL:

21

O’Donovan N. From Knowledge Economy to Automation Anxiety: A Growth Regime in Crisis? // New Political Economy. 2020. 25, no. 2. P. 248–266. URL: https://doi.org.10.1080/13563467.2019.1590326.

22

Mirowski P. Never Let a Serious Crisis. P. 63; Kotsko A. Neoliberalism’s Demons, loc. 170, 649, 707, 710; Harvey D. Brief History. P. 5; Kotsko A. The Prince of This World. Stanford: Stanford University Press, 2016. P. 199–200; Fisher M. K-punk, loc. 7674, 11308, 12574; Cooper M. Family Values: Between Neoliberalism and the New Social Conservatism. Brooklyn, NY: Zone Books, 2019, loc. 2684–2687, Kindle.

23

Kotsko A. Neoliberalism’s Demons, loc. 71, 1823, 1831; Mirowski P. Never Let a Serious Crisis. P. 110; Стэндинг Г. Прекариат. См. также: Фишер М. Капиталистический реализм. Альтернативы нет? М.: Ультракультура 2.0, 2010.

24

От англ. family («семья») и company («компания»).

25

Маргарет Тэтчер. Интервью для Women’s Own. 1987. Margaret Thatcher Foundation. URL: www.margaretthatcher.org/document/106689; Boris E., Parrenas S. R. Introduction // Intimate Labors: Cultures, Technologies, and the Politics of Care // ed. E. Boris, R. S. Parrenas. Stanford: Stanford University Press, 2010. P. 9; Almeling R. Selling Genes, Selling Gender // Intimate Labors. P. 60; Фишер М. Капиталистический реализм. С. 65–67; Годси К. Почему у женщин при социализме секс лучше. Аргументы в пользу экономической независимости. М.: Альпина нон-фикшн, 2020. С. 15–16; Briggs L. Foreign and Domestic // Intimate Labors. P. 49. В Японии, пишет Гай Стэндинг, модель компании-семьи «дошла до крайностей. Компания стала считаться буквально второй семьей, а трудовые отношения – „контрактно-родственными“; подразумевалось, что работодатель как бы „усыновляет“ наемного работника и в свою очередь ждет от него добровольного подчинения, а в качестве исполнения сыновнего долга – усердного труда в течение десятилетий». Стэндинг Г. Прекариат. С. 37. Сайт компании UsTwo Games, раздел «About Us» («О нас»). URL: www.ustwo.com/about-us; Harvey D. Brief History. P. 53; Weeks K. Down with Love: Feminist Critique and the New Ideologies of Work // Verso Blog. 2018. February 13. URL: www.versobooks.com/blogs/3614-down-with-love-feminist-critique-and-the-new-ideologies-of-work.

26

Weeks K. Down with Love; Fisher M. K-punk, loc. 8907; Kotsko A. Neoliberalism’s Demons, loc. 2622.

27

Fisher M. K-punk, loc. 8222; Kotsko A. Neoliberalism’s Demons, loc. 1891; Jaffe S. The Post-Pandemic Future of Work // New Republic. 2020. May 1. URL: https://newrepublic.com/article/157504/post-pandemic-future-work.

28

Fisher M. K-punk, loc. 12661.

29

Harvey D. Reading Capital with David Harvey. 2019. Episode 5. Podcast audio URL: https://open.spotify.com/episode/6TFZkkswzQGAVcfizfWiJy?si=h42pT1HUSZuWEsykk9qfKA.

30

James S. Sex, Race, and Class: The Perspective of Winning. Oakland, CA: PM Press, 2012. P. 96; Bhattacharya T. How Not to Skip Class: Social Reproduction of Labor and the Global Working Class // Social Reproduction Theory: Remapping Class, Recentering Oppression / ed. T. Bhattacharya. London: Pluto Press, 2017. P. 70; Weeks K. The Problem with Work: Feminism, Marxism, Antiwork Politics, and Postwork Imaginaries. Durham, NC: Duke University Press, 2011. P. 8.

31

Грамши А. Тюремные тетради. Как объясняет исследовательница образования Элени Ширмер, гегемония в понимании Грамши – «это борьба за то, чтобы определенным образом организовать отдельные фрагменты реальности: идеи, образы, язык, культуру, политику, музыку и сексуальные нормы». Schirmer H. Hello, We Are from Wisconsin, and We Are Your Future // Boston Review. 2020. April 7. URL: http://bostonreview.net/politics/eleni-schirmer-wisconsin-primaries-scott-walker-act-10.

32

Harvey D. Brief History. P. 39; Fisher M. K-punk, loc. 8610–8617.

33

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: Прогресс, 1990. В основе этой трудовой этики лежало то, что Мелинда Купер назвала «аскетичной философией желания»; Weeks K. The Problem with Work. P. 45.

34

Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма. М.: Новое литературное обозрение, 2011.

35

Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма; Fraser N. Crisis of Care? On the Social-Reproductive Contradictions of Contemporary Capitalism // Social Reproduction Theory. P. 25.

36

Заработная плата, достаточная для того, чтобы удовлетворять основные потребности всех членов семьи.

37

Отсылка к книге социолога Уильяма Уайта «Организационный человек» («Organizational Man»), опубликованной в 1956 году. Книга стала бестселлером и считается классическим исследованием условий жизни и труда сотрудников корпораций.

38

Weeks K. The Problem with Work. P. 46–49, 59–60; Schreiber R. Henry Ford Paid His Workers $5 a Day So They Wouldn’t Quit, Not So They Could Afford Model Ts // The Truth About Cars. 2014. October 13. URL: www.thetruthaboutcars.com/2014/10/henry-ford-paid-workers-5-day-wouldnt-quit-afford-model-ts; Fraser N. Crisis of Care. P. 25; Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма.

39

Fraser N. Crisis of Care. P. 25; Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма; Weeks K. Down with Love.

40

Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма; Gilmore R. W. Golden Gulag: Prisons, Surplus, Crisis, and Opposition in Globalizing California. Berkeley: University of California Press, 2007; Idem. What Is to Be Done // American Quarterly. 2011. 63. no. 2. P. 245–265.

41

Harvey D. Brief History. P. 41; Fisher M. K-punk, loc. 2468, 7120; Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма.

42

Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма; Fisher M. K-punk, loc. 12756–12764, 12944, 12959.

43

Weeks K. Down with Love; Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма; Fraser N. Crisis of Care. P. 25–26; Weeks K. The Problem with Work. P. 107–110.

44

Подход к бизнесу, в соответствии с которым рычаги принятия решений находятся в руках наемных менеджеров (а не непосредственных владельцев компаний).

45

Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма; Fisher M. K-punk, loc. 7676, 7122, 10690, 12750, 12959.

46

Federici S. Revolution at Point Zero: Housework, Reproduction, and Feminist Struggle. Oakland, CA: PM Press, 2012. P. 2.

47

«Прогнозы уровня занятости населения». Министерство труда США, Бюро трудовой статистики. Таблица 1.4. Профессии, в которых в 2018 году наблюдался наибольший рост числа рабочих мест, и прогноз на 2028 год. URL: www.bls.gov/emp/tables/occupations-most-job-growth.htm.

48

Weeks K. The Problem with Work. P. 76; Стэндинг Г. Прекариат.

49

Чаки Денисон из Лордстауна заметил, что принимавшиеся начальством решения в большей степени были продиктованы стремлением не повысить качество производимых автомобилей, а усилить контроль над рабочими: «Менеджерам не нравится видеть, как вы улыбаетесь или просто приятно проводите время. Им больше по душе, когда вы несчастны и плохо работаете, чем когда вы счастливы и хорошо работаете». Jaffe S. The Road Not Taken // New Republic. 2019. June 24. URL: https://newrepublic.com/article/154129/general-motors-plant-closed-lordstown-ohio-road-not-taken; Weeks K. The Problem with Work. P. 20–23, 97; Грамши А. Тюремные тетради.

50

Thompson E. P. The Making of the English Working Class. New York: Open Road Media, 2016, loc. 85–90, 624, Kindle.

51

Редакторы издания Notes from Below пишут, что класс состоит «из трех видов материальных отношений: 1) организации рабочей силы как рабочего класса (техническая составляющая); 2) организации рабочего класса как части классового общества (социальная составляющая); 3) самоорганизации рабочего класса как силы, участвующей в классовой борьбе (политическая составляющая)». Woodcock J. Marx at the Arcade: Controllers, Consoles, and Class Struggle. Chicago: Haymarket, 2019, loc. 979–983, Kindle. См. также раздел «About» на сайте Notes from Below. URL: https://notesfrombelow.org/about; Weeks K. The Problem with Work. P. 94; Vishmidt M. Permanent Reproductive Crisis: An Interview with Silvia Federici. Mute. 2013. March 7. URL: www.metamute.org/editorial/articles/permanent-reproductive-crisis-interview-silvia-federici; Fisher M. K-punk, loc. 8888.

52

Draut T. Sleeping Giant. P. 5. Если мы, как предлагает Джошуа Кловер, перестанем ограничиваться изучением одной только рабочей силы, то увидим пролетариат в первоначальном смысле этого слова – «тех, у кого „нет запасов“, кто ничего собой не представляет, кому нечего терять кроме своих цепей и кто, следовательно, не может освободить себя, не разрушив весь существующий общественный строй». В таком случае частью пролетариата будут и работники, выброшенные капиталистической системой за ненадобностью, и те, кто выполняет неоплачиваемую работу по дому, занимаясь «трудом любви». Clover J. Riot. Strike. Riot, loc. 2026–2031.

53

Прекарность – состояние нестабильности и отсутствия уверенности в завтрашнем дне. Термины «прекарность», «прекарный» часто используются для описания таких форм труда, при которых работник получает низкую зарплату, лишен гарантий занятости и многих трудовых прав.

54

Разновидность фриланса, когда сотрудников нанимают для реализации конкретных проектов по краткосрочному договору, причем их вознаграждение зависит от результата (от gig – англ. «выступление»).

55

Draut T. Sleeping Giant. P. 120, 155; Weeks K. The Problem with Work. P. 62; Winant G. The New Working Class. Dissent. 2017. June 27. URL: www.dissentmagazine.org/online_articles/new-working-class-precarity-race-gender-democrats; Weiner L. The Future of Our Schools: Teachers Unions and Social Justice. Chicago: Haymarket Books, 2012. P. 137.

56

«Существование эксплуатации всегда предполагает ту или иную форму принуждения, – пишут Болтански и Кьяпелло. – Но, тогда как в докапиталистических обществах эксплуатация чаще всего бывает прямой, в капитализме она осуществляется через ряд уловок, которые ее скрывают». Болтански Л., Кьяпелло И. Новый дух капитализма. С. 627 (перевод скорректирован. – Прим. пер.); Wakabayashi D. Google, in Rare Stumble, Posts 23 % Decline in Profit // New York Times. 2019. October 18. www.nytimes.com/2019/10/28/technology/google-alphabet-earnings.html.

57

Американская компания, торговавшая игрушками, одеждой и другими товарами для детей. Существовала с 1948 года, закрылась в 2018-м.

58

«It’s Raining Men» – песня американской группы The Weather Girls (1982). Стала международным хитом, продажи составили более 6 миллионов копий по всему миру; сегодня считается гимном геев и одиноких женщин.

59

Конга – танец африканского происхождения, популярный на Кубе и в странах Латинской Америки. Танцующие стоят друг за другом, образуя цепочку.

60

Kelly T., Crawford H. Terror of Farage Children as Mob Storms Pub Lunch: Leader Brands Anti-Ukip Protesters as “Scum” After His Family Are Forced to Flee Activists and Breastfeed Militants // Daily Mail. 2015. March 22. URL: www.dailymail.co.uk/news/article-3006560/Nigel-Farage-brands-anti-Ukip-protesters-scum-invaded-pub-having-family-lunch-leaving-children-terrified.html.

61

Single Parents: Claimant Commitment Under Universal Credit // Turn2Us. URL: www.turn2us.org.uk/Your-Situation/Bringing-up-a-child/Single-parents-and-Universal-Credit.

62

bell hooks. Communion: The Female Search for Love. New York: William Morrow, 2002. P. xiii – xviii.

63

Coontz S. The Way We Never Were: American Families and the Nostalgia Trap. New York: Basic Books, 2016; Michele Barrett and Mary McIntosh, The Anti-Social Family (New York: Verso, 2014), loc. 35–37, Kindle. Французский философ Ален Бадью пишет: «Если поиграть со значения слова state (английское слово state и французское état можно перевести на русский и как «государство», и как «состояние». – Прим. пер.), то семью можно определить как государство любви». Badiou A., Truong N. In Praise of Love. London: Serpent’s Tail, 2012. P. 54; Davis A. Y. JoAnn Little: The Dialectics of Rape // The Angela Y. Davis Reader / ed. J. James. Hoboken, NJ: Blackwell, 1998. P. 158. См. также: Patel R., Moore J. W. A History of the World in Seven Cheap Things: A Guide to Capitalism, Nature, and the Future of the Planet. Berkeley: University of California Press, 2018.

64

Weeks K. The Problem with Work: Feminism, Marxism, Antiwork Politics, and Postwork Imaginaries. Durham, NC: Duke University Press, 2011. P. 63; Cooper M. Family Values: Between Neoliberalism and the New Social Conservatism. Brooklyn, NY: Zone Books, 2019, loc. 29–30, Kindle; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. Т. 21. С. 23–178. См. также: James S. Sex, Race and Class: The Perspective of Winning. Oakland, CA: PM Press, 2012; Briggs L. How All Politics Became Reproductive Politics. Berkeley: University of California Press, 2017. P. 2.

65

Coontz S., Henderson P. Introduction: ‘Explanations’ of Male Dominance” // Women’s Work, Men’s Property: The Origins of Gender and Class / ed. S. Coontz, P. Henderson. London: Verso, 1986, loc. 66–205, 431–433, Kindle; Coontz S., Henderson P. Property Forms, Political Power, and Female Labour in the Origins of Class and State Societies // Women’s Work, Men’s Property, loc. 2276–2279.

66

Coontz S., Henderson P. Introduction, loc. 608–772; Leibowitz L. In the Beginning…: The Origins of the Sexual Division of Labour and the Development of the First Human Societies // Women’s Work, Men’s Property, loc. 959–982; Chevillard N., Leconte S. The Dawn of Lineage Societies: The Origins of Women’s Oppression // Women’s Work, Men’s Property, loc. 1612–1642, 1799–1800.

67

Шевийяр и Леконт пишут: «Начало эксплуатации человека человеком было положено эксплуатацией женщины мужчиной. Эта первоначальная форма эксплуатации заложила основу для того, чтобы впоследствии власть имущие (речь опять же о мужчинах) начали эксплуатировать людей обоих полов». Chevillard N., Leconte S. The Dawn of Lineage Societies, loc. 2135–2136. Coontz S., Henderson P. Property Forms, loc. 2659–2660, 2849–2890. Энгельс также едко заметил, что мужчинам «никогда… не приходило в голову» стать моногамными; моногамия была только для женщин. Энгельс Ф. Происхождение семьи. С. 56.

68

«У Еврипида, – пишет Энгельс, – жена обозначается словом oikurema, как вещь для присмотра за хозяйством (слово это среднего рода), и для афинянина она действительно была, помимо деторождения, не чем иным, как старшей служанкой». Энгельс Ф. Происхождение семьи. С. 67; Irigaray L. Women on the Market. URL: https://caringlabor.wordpress.com/2010/11/10/luce-irigaray-women-on-the-market. См. также оригинальную публикацию: Irigaray L. Le marche des femmes // Sessualita e politica. Milan: Feltrinelli, 1978.

69

Федеричи С. Калибан и ведьма. Культурная ассоциация Womenation-KD 16, 2018. С. 29–30, 36–37. 118. За исключением отдельно оговоренных случаев в цитатах воспроизводится курсив оригинала.

70

Федеричи объясняет: «Маркс ввел понятие „первоначального накопления“ в конце первого тома „Капитала“ для описания социальной и экономической перестройки, начатой европейским правящим классом в ответ на кризис накопления, и установил (в полемике с Адамом Смитом), что: 1) капитализм не мог бы развиваться без предварительной концентрации капитала и рабочей силы; 2) отчуждение рабочих от средств производства, а не „воздержание“ богатых, – вот источник капиталистического богатства. Первоначальное накопление в таком случае является полезной концепцией, ибо она соединяет „феодальную реакцию“ с развитием капиталистической экономики и показывает исторические и логические условия для развития капиталистической системы, „первоначально“ выявляя предпосылки для существования капиталистических отношений как конкретное событие во времени». Федеричи С. Калибан и ведьма. С. 15–17, 19–20, 76–77, 106–108 (перевод скорректирован. – Прим. пер.). Patel R., Moore J. W. A History of the World. P. 125. Охотники на ведьм были крайне обеспокоены коллективными действиями женщин, отмечают Барбара Эренрайх и Дейрдре Инглиш: «Ведьмы были не просто женщинами, но создательницами тайного общества невероятного масштаба». Ehrenreich В., English D. Witches, Nurses and Midwives. New York: Feminist Press, 2010. P. 42.

71

Федеричи С. Калибан и ведьма. С. 165–167, 176.

72

Федеричи С. Калибан и ведьма. С. 117–118, 184–186, 236–237. Пател и Мур пишут: «Для того чтобы обеспечить функционирование системы, государству необходимо было навязать населению категории мужского и женского. Тела людей, не вписывавшихся в эти рамки, подвергали хирургическим операциям, чтобы привести их в соответствие с той или иной категорией». Patel R., Moore J. W. A History of the World. P. 117, 121, 128. Sears A. Body Politics: The Social Reproduction of Sexualities // Social Reproduction Theory: Remapping Class, Recentering Oppression / ed. T. Bhattacharya. London: Pluto Press, 2017. P. 173–174.

73

Thompson E. P. The Making of the English Working Class. New York: Open Road Media, 2016, loc. 3881, 3974, Kindle.

74

Idem, 4352, 4358, 4365–4376; Piven F. F., Cloward R. Regulating the Poor: The Functions of Public Welfare. New York: Vintage, 1993, loc. 203, 358, 372, 417–429, 431, 442, Kindle; Cooper M. Family Values, loc. 1080.

75

Idem, loc. 1080–1089, 1107–1109. Предоставление помощи нуждающимся слоям населения, пишут Пивен и Кловард, – часть процесса «определения и навязывания условий, на которых представители тех или иных классов будут выполнять различные виды работы; иными словами, такая помощь во многом способствует сохранению социального и экономического неравенства». Piven F. F., Cloward R. Regulating the Poor, loc. 201, 217, 978.

76

Томпсон отмечает, что вышедшие на работу женщины зачастую с тоской вспоминали о временах, когда они занимались домашним хозяйством, «поддерживая сосредоточенный вокруг дома образ жизни, при котором женщины в большей степени зависели от прихотей членов семьи и внутреннего принуждения, чем от внешней дисциплины». Thompson E. P. The Making of the English Working Class, 8587, 8617, 8634, 8643. Patel R., Moore J. W. A History of the World. P. 128. Можно привести такой пример вмешательства в жизнь коренных народов Америки: «Принятый в 1887 году акт Дауэса разделил заповедные земли американских народов на участки по сорок акров, распределенные между нуклеарными домохозяйствами, во главе которых стояли мужчины». Mohandesi S., Teitelman E. Without Reserves // Social Reproduction Theory. P. 41.

77

Korducki K. M. Hard to Do: The Surprising Feminist History of Breaking Up. Toronto: Coach House Books, 2018. P. 41, 53–54; Davis A. Y. Women, Race and Class. New York: Vintage, 1983. P. 12.

78

Kipnis L. Against Love: A Polemic. New York: Vintage, 2009. P. 60.

79

Davis A. Y. Women and Capitalism: Dialectics of Oppression and Liberation // The Angela Y. Davis Reader. P. 177.

80

Глория Джинн Уоткинс, известная под псевдонимом белл хукс (принципиально пишет его со строчных букв), – американская писательница, феминистка и социальная активистка.

81

Mohandesi S., Teitelman E. Without Reserves. P. 39; James S. Sex, Race and Class. P. 163–171, 177; Barrett M., McIntosh M. Anti-Social Family, loc. 266–267; bell hooks. Communion. P. 78.

82

Federici S. Revolution at Point Zero: Housework, Reproduction, and Feminist Struggle. Oakland, CA: PM Press, 2012. P. 24; Barrett M., McIntosh M. Anti-Social Family, loc. 814–815; James S. Sex, Race and Class. P. 153.

83

Интервью с Эмбер Холлибо, беседовала Келли Андерсон. Проект устной истории «Голоса феминизма» (Voices of Feminism Oral History Project), собрание Софии Смит. Колледж Смит, Нортгемптон, штат Массачусетс, 2003–2004. P. 69; Fraser N. Crisis of Care? On the Social-Reproductive Contradictions of Contemporary Capitalism // Social Reproduction Theory. P. 25.

84

Энгельс Ф. Происхождение семьи.

85

Davis A. Y. Surrogates and Outcast Mothers: Racism and Reproductive Politics in the Nineties // The Angela Y. Davis Reader. P. 216; Cherlin A. Labor’s Love Lost: The Rise and Fall of the Working-Class Family in America. New York: Russell Sage Foundation, 2014, loc. 179, 186, 1422–1449, 1680, Kindle; Palmer P. Domesticity and Dirt: Housewives and Domestic Servants in the United States, 1920–1945. Philadelphia: Temple University Press, 1991. P. 22.

86

Fraser N. Crisis of Care. P. 25; Carlson A. The Family in America: Searching for Social Harmony in the Industrial Age. London: Routledge, 2017. P. 40; Cherlin A. Labor’s Love Lost, loc. 1109–1129, 1515, 1526; Palmer P. Domesticity and Dirt. P. 13.

87

Бюро по делам беженцев, вольноотпущенников и заброшенных земель было создано в США в 1865 году для оказания помощи недавно освобожденным афроамериканцам и беженцам из числа белых после Гражданской войны. Предоставляло им кров, еду, помощь в трудоустройстве и образование.

88

Barrett M., McIntosh M. Anti-Social Family, loc. 733–733; Cooper M. Family Values, loc. 1149–1153, 1170–1175, 1186–1188, 1213–1214; Hunter T. To ’Joy My Freedom: Southern Black Women’s Lives and Labors After the Civil War. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1998. P. 37, 39–40.

89

Cherlin A. Labor’s Love Lost, loc. 1378, 1401; Mohandesi S., Teitelman E. Without Reserves. P. 49; Cooper M. Family Values, loc. 75–77.

90

Cooper M. Family Values, loc. 47–50.

91

Джун Эвелин Бронсон Кливер – «экранная мама», главная героиня американского телевизионного ситкома «Предоставьте это Биверу». Джун и ее мужа часто называют архетипичными родителями из пригорода 1950-х годов.

92

Cherlin A. Labor’s Love Lost, loc. 192–195, 247; Federici S. Preoccupying: Interview with Silvia Federici // Occupied Times. 2014. October 26. 2014. URL: http://theoccupiedtimes.org/?p=13482; Kittay K. Love’s Labor: Essays on Women, Equality and Disability. London: Routledge, 1999. P. 41; Энгельс Ф. Происхождение семьи; Cherlin A. Labor’s Love Lost, loc. 749–752, 811.

93

James S. Child Benefit Has Been Changing Lives for 70 Years. Let’s Not Forget the Woman Behind It // The Guardian. 2016. August 6. URL: www.theguardian.com/commentisfree/2016/aug/06/child-benefit-70-years-eleanor-rathbone. См. также: Wages for Housework: The New York Committee, 1972–1977: History, Theory, Documents // eds. S. Federici, A. Austin. Brooklyn, NY: Autonomedia, 2017; Palmer P. Domesticity and Dirt. P. 29–30, 76, 91, 101; Cherlin A. Labor’s Love Lost, 1467.

94

Годси К. Почему у женщин при социализме секс лучше. Аргументы в пользу экономической независимости. М.: Альпина нон-фикшн, 2020. С. 20, 69–70; Коллонтай А. Автобиография сексуально эмансипированной коммунистки // Марксистский феминизм: коллекция текстов А. М. Коллонтай. Тверь: Феминист-Пресс, 2003. С. 15.

95

Годси К. Почему у женщин при социализме секс лучше. C. 65–67, 67–76, 124.

96

Poo A. Age of Dignity: Preparing for the Elder Boom in a Changing America. New York: New Press, 2015. P. 100; Kipnis L. Against Love. P. 93, 169.

97

Davis A. Y. Women and Capitalism. P. 180; Barrett M., McIntosh M. Anti-Social Family, loc. 874–875; Cherlin A. Labor’s Love Lost, loc. 1510.

98

Palmer P. Domesticity and Dirt. P. 64, 156; Ehrenreich B. Maid to Order // Global Woman: Nannies, Maids and Sex Workers in the New Economy / ed. B. Ehrenreich, A. R. Hochschild. New York: Metropolitan, 2004, loc. 1560, Kindle.

99

Weeks K. “Hours for What We Will”: Work, Family, and the Movement for Shorter Hours // Feminist Studies. 2009. 35. no. 1. P. 101–127; Federici S. Revolution at Point Zero. P. 42–44, 56; Weeks K. The Problem with Work. P. 65.

100

Firestone S. The Dialectic of Sex. London: Women’s Press, 1979. Первая глава книги доступна на сайте Marxists Internet Archive. URL: www.marxists.org/subject/women/authors/firestone-shulamith/dialectic-sex.htm.

101

Davis A. Y. Women, Race and Class. P. 205; Luker K. Abortion and the Politics of Motherhood. Berkeley: University of California Press, 1985. P. 8, 118.

102

По итогам разбирательства по делу «Роу против Уэйда» Верховный суд США постановил, что женщина имеет право прервать беременность по своему усмотрению до того момента, пока плод не станет жизнеспособным (не позднее 28-й недели).

103

Ibid. P. 138, 145, 163, 202, 205, 206.

104

Federici S. Revolution at Point Zero. P. 43; Nadasen P. Welfare Warriors: The Welfare Rights Movement in the United States. London: Routledge, 2004. P. 204.

105

Ibid. P. 228, 395, 431, 441.

106

Ibid. P. 242, 249, 276, 300, 385.

107

Piven F. F., Cloward R. Regulating the Poor, loc. 2335, 2379, 2424, 2464, 3368; Kittay K. Love’s Labor. P. 124.

108

Piven F. F., Cloward R. Regulating the Poor, loc. 3254, 5569; Federici S. Revolution at Point Zero. P. 43; Nadasen P. Welfare Warriors, 1370, 1587, 1672.

109

Ibid., loc. 3456, 3667; Tillmon J. Welfare Is a Women’s Issue // Ms. 1972. URL: www.msmagazine.com/spring2002/tillmon.asp; Cooper M. Family Values, loc. 1466–1467.

110

Несколько лет спустя сенатор Дэниэл Патрик Мойнихэн, обсуждая предложенный в 1971 году администрацией Никсона План помощи семьям (FAP), признал, что в этом требовании не было ничего из ряда вон выходящего: «Если бы американское общество признало, что ведение домашнего хозяйства и уход за детьми – это производительный труд, который должен учитываться в отчетах об экономическом положении страны… то людей, получающих пособие, перестали бы воспринимать как иждивенцев. Но это не так. Можно надеяться, что женское движение изменит эту ситуацию. Но в тот момент, когда я пишу эти слова, все остается по-прежнему». Цит. по: Federici S. Revolution at Point Zero. P. 43; Nadasen P. Welfare Warriors, loc. 3611, 3672, 3973, 4302, 4330, 4038, 4079.

111

«Королева пособий» (Welfare Queen) – так в США называют женщин, максимально использующих систему соцпособий.

112

Nadasen P. Welfare Warriors, loc. 4079, 4873; интервью проведено Тони Брауном (род. 1933). См. фильм «Tony Brown’s Journal: The President and Black America» («Журнал Тони Брауна: президент и черная Америка»), режиссер Майкл Колган, Tony Brown Productions, 1982, 28 минут.

113

Briggs L. Reproductive Politics. P. 13, 48; Kittay K. Love’s Labor. P. 15, 119; Cooper M. Family Values, loc. 381–383, 426–428, 439–441.

114

Движение операистов, будучи марксистским по духу, требовало снижения количества рабочих часов (лозунг «Меньше работы, больше оплаты!»).

115

Federici S. Revolution at Point Zero. P. 7.

116

Ibid.; James S. Sex, Race and Class. P. 81.

117

Ibid. P. 51, 82; Wages for Housework. P. 34, 203, 260; Dalla Costa M. The General Strike // Wages for Housework. P. 275; Weeks K. The Problem with Work. P. 130.

118

Wages for Housework. P. 34, 205.

119

Ibid. P. 21, 125.

120

Налоговые льготы для работников и семей с низким и средним уровнем дохода (США).

121

For Love or Money: Care Provision in the United States / ed. N. Folbre. New York: Russell Sage Foundation, 2012. P. xii; Wages for Housework. P.113.

122

Ibid. P. 23–24, 244; Cooper M. Family Values, loc. 821–823.

123

Kittay E. Love’s Labor. P. 126; Tillmon J. Welfare Is a Women’s Issue; Cooper M. Family Values, loc. 886–888; Weeks K. The Problem with Work. P. 165; Hatton E. Coerced: Work Under Threat of Punishment. Berkeley: University of California Press, 2020, loc. 674–675, Kindle.

124

Taylor K. The Reality of “Welfare Reform” // Isthmus. 2018. March 1. URL: https://isthmus.com/opinion/opinion/welfare-reform-bill-walker-republican. Мелинда Купер пишет: «В преамбуле PRWORA дается следующее экстраординарное определение общественной морали: „1) брак является основанием успешного общества; 2) брак является ключевым институтом успешного общества, защищающим интересы детей; и 3) поощрение ответственного отношения отцов и матерей к своим родительским обязанностям служит залогом успешного воспитания и благополучия детей“». Cooper M. Family Values, loc. 1641–1644, 972–974, 989–996, 998–1001, 1497–1499, 1511–1513.

125

Nadasen P. How a Democrat Killed Welfare // Jacobin. 2016. February 9. URL: www.jacobinmag.com/2016/02/welfare-reform-bill-hillary-clinton-tanf-poverty-dlc; Cooper M. Family Values, loc. 1550–1557.

126

Fraser N. Crisis of Care. P. 25–26; Фишер М. Капиталистический реализм. Альтернативы нет? М.: Ультракультура 2.0, 2010. Годси К. Почему у женщин при социализме секс лучше. С. 21–22, 74–75; Weeks K. The Problem with Work. P. 159, 180.

127

Cherlin A. Labor’s Love Lost, loc. 3016; Cooper M. Family Values, loc. 3279–3282; Federici S. Revolution at Point Zero. P. 47, 97.

Загрузка...