Возможности и ограничения астрологии

«Астрология – Учение, которое дано человечеству для познания в первую очередь себя самого в Мире Бога и затем познавания мира, как он ему видится, им воспринимается. Это важнейшее в астрологии для человека»

(из Бесед с Учителем)


Астрология, по меткому выражению Дэйна Радьяра, является алгеброй жизни и потому, как и алгебра, может применяться во многих сферах. Но чтобы применять её на практике, недостаточно только глубоко изучить астрологические методы.

Чтобы не впасть в гадания при прогнозировании, астролог должен быть подготовленным, он должен подходить к своей подготовке как учёный-практик, его образование должно охватывать многие дисциплины, которые он должен объединить практикой своей жизни, духовным подвижничеством. И покуда мудрость астрологическая не обретена, делать прогнозы не следует, можно только давать осторожные рекомендации, советы, освещать текущую ситуацию и обозначать ориентиры.

Особенно опасно делать прогнозы для человека, не зная его времени рождения с точностью до минуты, а также не имея с ним длительных бесед. Никакой гороскоп не может быть без точного фиксированного места и времени рождения. Если время неизвестно, то гороскоп не построить, и вести речь не о чем.


«Астрология рекомендует астрологу не вмешиваться в карму человека, то есть не давать советы, рекомендации, как избежать тех или иных событий его жизни, или какой сделать выбор. В этом нет пользы никому. У человека есть своя воля, ей он распорядиться должен. Совет состоит в том, чтобы человек сам выбрал решение, ладное для себя сделал. Астролог может помочь увидеть ситуацию, подняв человека над обстоятельствами его жизни. А как дальше действовать, ему и решать»

(из Бесед с Учителем)


Не стоит считать, что астрология имеет ответы на все вопросы на свете по любой теме. Нет. Как и любая другая корневая дисциплина (будь то религия, наука или философия), астрология имеет свои ограничения, в том числе в части предсказаний.

Дэйн Радьяр полагал, что «астрология предсказывает не „события“, а только этапы развития человека». Поскольку пути, по которым развивается и эволюционирует каждый человек, являются универсальными и имеют схожие «базовые биологические и психологические особенности», то астрология пригодна для прогнозирования этапов развития. А что касается предсказания предпринимаемых действий или проявленных реакций человека, то здесь всё зависит от того, насколько человек интегрирован как личность и насколько он свободен в приложении своей воли:


«Свобода воли – это мера способности человека быть и действовать как личность, индивидуум. Судьба – это мера его зависимости от коллективных и универсальных моделей как от предопределяющих структур. <…> Никто не может заранее определить действия и реакции целостного человека, который стал по-настоящему индивидуализированным; такой человек становится свободным в пределах его родовых структур»


Описание Рядьяром выхода человека за пределы астрологических влияний находится в русле буддийских учений о просветлении.

Так, в тибетском буддизме изучение астрологии считают тренировкой для ума и только частью учения о дхарме. По словам одного из тибетских лам:1


«Астрология – только одна из ветвей йоги, но не корень и не ствол»


Потому мало какие тибетские ламы уделяют внимание зодиакальному циклу, элементам, парка, мева и другим концепциям тибетской астрологии, но все они считают очень важным лунный цикл, в соответствии с которым выстраивается буддийская практика и медитация.


Британский исследователь и астролог Николас Кемпион пересказывал следующую историю от буддийского астролога из Бирмы:2

«Он объяснил, что буддизм разрешает астрологию, но ограничивает сферу её применения. По словам бирманца, Будда приказал сжечь все четыре книги по астрологии, но птицы, опасаясь, что такая мудрость будет утрачена, стали собирать пепел и воссоздавать книги. Когда дело было сделано, не хватало только одной книги, той, которая содержала правила предсказаний. Астрология, таким образом, разрешена для самопознания и выбора благоприятных моментов для действия, но не для знания будущего. Причина этого проста: будущее больше не является предустановленным, ибо индивидуум, достигший просветления, волен изменять будущее. Для буддиста время не высечено в камне, оно текучее и податливое. Имея это положение в арсенале, астрология является неотъемлемой частью популярной буддийской культуры, особенно на Тибете, хоть она и не санкционирована писанием»


Микаэль Омраам Айванхов, принадлежавший западной эзотерической традиции, выражал те же мысли, используя, в частности, отсылки к подвигам Геракла (коих двенадцать, как и зодиакальных знаков).

По Айванхову, Зодиак устанавливает пределы Вселенной, «как змей материи сжимает Дух». Каждый родившийся становится подвластным пространству и цикличному времени круга судьбы. Воплотившийся человек опутывается кольцами змея с головы (Овен) до ступней (Рыбы) и может освободиться от ограничений, наложенных звёздами, только будучи на духовном Пути, сознательно устанавливая связь с Богом:


«Каждый знак Зодиака обладает положительными и отрицательными аспектами, ученик должен, как Геракл, бороться против всех негативных аспектов и развивать в себе все положительные аспекты. … Работа ученика заключается в том, чтобы пройти через все знаки и бороться в себе со всеми этими врагами, которыми являются волки, вепри, быки, грифы, скорпионы и т. д. Когда эти подвиги будут совершены, ученик, обретя двенадцать добродетелей, подобно Гераклу, становится полубогом. В мифах и религиях всех народов обнаруживаются следы Посвящений: тот же язык, та же мудрость; варьируются только формы. Повсюду человека учат, как ему стать высшим существом, героем, божеством»3

Загрузка...